17:15 1 апреля | ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Стефан Ламбьель: "Ханю показал настоящий спектакль на льду"

Стефан ЛАМБЬЕЛЬ. Фото REUTERS Сегодня. Хельсинки. Юдзуру ХАНЮ. Фото AFP Вчера. Хельсинки. Евгения МЕДВЕДЕВА. Фото AFP
Стефан ЛАМБЬЕЛЬ. Фото REUTERS

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Серебряный призер Олимпиады-2006 – о чемпионе мира Юдзуру Ханю, выступлении Евгении Медведевой и запоминающихся моментах турнира в Хельсинке.
Стефан ЛАМБЬЕЛЬ. Фото REUTERS
Стефан ЛАМБЬЕЛЬ. Фото REUTERS

– Мужской турнир получился совершенно невероятным, – начал швейцарец. – Короткую программу все лидеры откатали достаточно уверенно. Хавьер Фернандес выиграл ее с рекордом сезона, но мне очень понравилось выступление и Сома Уно, и Юдзуру. Сейчас задним числом мне трудно сказать, кому я отдавал предпочтение. Каждый из спортсменов довольно сильная личность, поэтому ожидать, что кто-то вдруг дрогнет перед произвольной программой, не стоило.

ХАНЮ МНОГОЕ ДАНО ОТ ПРИРОДЫ

– А Фернандес все-таки дрогнул…

– Повторюсь, у него был замечательный прокат короткой программы. Но ошибки случаются у всех. Даже самых ярких спортсменов. Он выходил после потрясающего проката Юдзуру, понимал, что нужно кататься идеально, чтобы удержать лидерство.

– И не получилось…

– Да, четверной прыжок у него не получился. Но это только подчеркивает, что борьба за медали была очень острой.

Техника сейчас играет решающую роль, к ней добавляется атлетизм и выносливость – в четверных прыжках без нее никуда. Но и эмоциональную составляющую никто не отменял. В нашем виде спорта артистизм по-прежнему важен, нужно проживать каждый момент своей программы, чувствовать его. И все это наряду с исполнением целого ряда сложнейших элементов. Это колоссальный труд, который по силам немногим. Наверное, именно поэтому группа лидирующих фигуристов сейчас не так велика. Справиться с такой задачей может только очень одаренный спортсмен, которому повезло еще и родиться трудолюбивым.

– Кому, как вам кажется, удается лучше всего совмещать все это?

– Судя по результату – Юдзуру. На самом деле, японец устроил настоящий спектакль на льду и в короткой, и в произвольной программе. Понимаете, тут ведь очень много дается человеку от природы: он невероятно чувствует музыку, этому невозможно научить. Он выходит на лед, на него смотришь и забываешь обо всем – о времени, об окружающих людях, о тех, кто выступал до него. Это потрясающе.

Вчера. Хельсинки. Евгения МЕДВЕДЕВА. Фото AFP
Вчера. Хельсинки. Евгения МЕДВЕДЕВА. Фото AFP

МЕДВЕДЕВА – СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

– Не могу не спросить вас про Евгению Медведеву…

– Она очень красивая, очень техничная девочка: ей потрясающе удаются прыжки, она невероятно грациозная. При этом при всей ее хрупкости она очень стойкая: так справляться с внешним давлением может только очень сильный человек. Даже лидируя с хорошим отрывом, она не позволяет себе расслабиться, где-то откатать не так чисто, сделать помарку. В этом и есть залог успеха.

– Само совершенство, получается.

– В общем да, но и ей есть куда прибавлять. Она может быть более чувственной, более эмоциональной. По крайней мере, я жду от нее работы именно в этом направлении в ближайшее время.

– Турнир близок к завершению. Что впечатлило вас больше всего?

– Выделю китайскую пару Вэнцзинь Сюй/Цун Хань. Именно с точки зрения попадания в музыку, эмоций, которые они дают зрителям. Для меня не так страшно, что спортсмен или пара допускает техническую погрешность – для того же Ханю это не стало приговором. Мне нравится наблюдать спектакль на льду.

РИСК ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗУМНЫМ

– Создается впечатление, что китайскому дуэту спектакль удается в большей степени благодаря партнерше…

– Вэнцзинь Сюй – потрясающая, но я бы не стал говорить, что именно их дуэт стал первопроходцами. Да, у ребят замечательные поддержки и красивое катание, но если мы вспомним дуэт Сю Шень и Хонбо Чжао, они ничуть не меньше отдавались своему выступлению. У китайцев отличная школа.

– Как тренер и хореограф, что любопытного подметили для себя на чемпионате мира?

– Важнее всего, на мой взгляд, правильный подбор музыки. И я очень много внимания уделяю тому, кто из лидеров и как выбирает для себя композиции. Как они соотносятся с создаваемым образом и с харизмой самого спортсмена. Человеку должно быть комфортно в том звуковом окружении, которое сопровождает его программу. При этом, на мой взгляд, нужно не бояться экспериментировать. Ребята, которые выходят на лед, должны стараться запомниться зрителю в том числе и за счет музыки.

– До какой степени стоит усложнять программу? И стоит ли рисковать?

– Риск должен быть разумным. Короткую программу очень важно катать чисто, иначе, можно потерять любые шансы в произвольной – со сложными элементами или без них. В произвольной программе рисковать можно, но все нужно соизмерять. Есть спортсмены, у которых от сложных элементов появляется адреналин, им становится интереснее, а есть те, кто, наоборот, пугается так, что перестает выполнять даже те компоненты, которые до этого давались легко. Все очень индивидуально.

Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ