02:50 20 сентября 2011 | Футбол — РФПЛ

Под гнетом обстоятельств

Воскресенье. Казань. "Рубин" - "Зенит" - 2:3. Курбан БЕРДЫЕВ. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"
Воскресенье. Казань. "Рубин" - "Зенит" - 2:3. Курбан БЕРДЫЕВ. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"
22

 СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 24-й тур
ЧТО В "РУБИНЕ"?

 Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Казани

У "Рубина" сложный период - навалились проблемы. Вылет из Лиги чемпионов, восьмое место в чемпионате, рваная игра, серия неубедительных результатов, смена клубной власти, наконец. Велик соблазн объяснить все это пресловутой ямой. Однако команду потряхивает с самого начала сезона, хотя в восьмерке она и пребывает постоянно. Прежде "Рубин" был понятным даже тогда, когда играл скучновато и суховато. Сейчас яркости у казанского кинескопа прибавилось, зато по экрану пошли помехи.

Подобное время от времени происходит со всеми клубами мира и вызывать удивления в принципе не должно. Накренило, придавило немного, бывает. Но есть фактор, заставляющий выделить казанскую ситуацию из общего ряда.

Говоря о футбольном строительстве, нам свойственно искать ключ к успеху в финансовой, кадровой и методической стабильности. В "Рубине" ее хоть отбавляй. Курбан Бердыев у руля команды больше 10 лет, деньги были, есть и, хочется верить, будут, селекция ведется, системные тренерские воззрения культивируются усердно и неустанно. В премьер-лиге полно клубов, где о таком не то что не мечтают - не слыхали. У одних вечные революции, у других - пороховая бочка, третьим нужно регулярно, как к доктору, ходить за пособием к главному по соцзащите, четвертые, меняя из года в год менеджеров и тренеров, клянутся, что уж теперь-то все точно будет по-взрослому и на века... Тем не менее семь из таких клубов стоят сейчас в турнирной таблице выше "Рубина". Что-то выбивающее почву из-под ног во всем этом есть, верно? Какой-то системоразрушающий симптом, источник легкого недоумения. В чем тогда футбольная правда, брат, если у "самых-самых" случаются такие вот сезоны?

Вчера мне было позволено посетить тренировку "Рубина" на его казанской базе. Посмотрел, как работали не игравшие против "Зенита", как восстанавливались игравшие, как занимался по индивидуальной программе кудрявый и оживленный Карлос Эдуарду с серьгой в ухе. После удалось накоротке пообщаться с Бердыевым. Не под запись, но по существу - иногда наилучшие результаты в случае с тренером "Рубина" дает именно такой формат.

Что приятно удивило, так это бердыевское спокойствие. Мы конспективно прошлись по большинству нервных окончаний команды, и всякий раз от тренера исходила уверенность в скорой нормализации "температуры тела". Да, много новых игроков, им нужно сыграться. В матче с "Зенитом" кое-что уже просматривалось, но потом засбоила оборона, и выдержать четкую линию игры не удалось. Но в скором турнирном подъеме и попадании в зону еврокубков он, Бердыев, абсолютно уверен. У него все просчитано.

Часто ли тренера упрекают за дорогостоящего, но неиграющего Карлоса Эдуарду? Нет, потому что понимают: причина уважительная. Кака в свое время купили за еще большие деньги, не играл бразилец еще дольше, и ничего - кому надо, те терпели. А Карлос, даст Аллах, вот-вот вернется.

Игровая перестройка действительно имеет место, отступаться от стилевого обновления никто не собирается, но завершить его достойно можно лишь одним способом - через время, через тренировки и не слишком красивые матчи, через обретение сыгранности.

За свое персональное место Бердыев спокоен. За все десять лет он ни разу не чувствовал себя вросшим в казанскую землю намертво, находясь на той или иной дистанции от отставки. Тренерская доля, ничего не попишешь. Скажут уходить - футбол в Казани все равно не умрет, а он наверняка либо останется работать в клубе в другом качестве, либо получит выгодное предложение со стороны. Иначе и быть не может, добавлю я уже от себя, потому что кому еще быть востребованным, если не Бердыеву?

Смена президента стала для большинства клубных людей серьезным потрясением, а для кого-то и шоком. Бердыева в конце августа, когда состоялось кадровое перемещение, в Казани не было (по моей информации, тренер совершал хадж), заранее о назначении Дмитрия Самаренкина он не знал. Приехал - довели. Нет, дело не в деловых и человеческих качествах нового руководителя, а в том огромном уважении, которое команда питала к Александру Гусеву. Однако жизнь есть жизнь, работа продолжается. Сразу после тренировки, в частности, Бердыеву нужно было спешить на встречу с Самаренкиным, что и поспособствовало завершению нашей мимолетной беседы.

Теперь, если позволите, озвучу несколько собственных мыслей по поводу того самого кадрового перемещения. Приход-уход президента не отразиться на жизни клуба не может. Слишком серьезен этот момент, слишком глубинные слои он затрагивает. Мало того что речь идет о возможной смене стратегии, так еще и психология имеет место. Есть ли сейчас в "Рубине" хоть один сотрудник, не задававший себе вопроса: "Оставят или уберут?" Вряд ли. Есть ли игроки, не думавшие над гипотетическими переменами? Сомневаюсь. То есть ситуация заставляет нервничать, отвлекает, влияет на игру. Не может не влиять.

Зачем же в таком случае руководители Татарстана инициировали перемены прямо по ходу сезона? Ну, про сроки ничего не скажу, а саму идею объяснить на свой лад попытаюсь. Уход чиновника Гусева и приход бизнесмена Самаренкина символизирует, мне кажется, глобальную смену клубного курса. Уже не год и не два ясно: "Рубин" не может и не должен сидеть на одних дотациях. Команду в республике (и в ее руководстве, что куда важнее) любят. Но смотреть на то, как атрофируется коммерческая жилка клуба, больше не хотят.

Финансирование "Рубина" замыкается на верховной власти Татарстана, с помощью известного ресурса побуждающей к вложениям небольшой пул спонсоров. Теперь, не исключено, первые люди республики хотят, чтобы клуб выстраивал отношения со спонсорами напрямую, причем на взаимовыгодной основе. Чтобы зарабатывал хоть сколько-нибудь сам, чтобы не ждал денег сверху, а думал периодически, где бы их раздобыть.

Сам же клуб, говорят, хочет обсудить с городом тему нулевых зрительских доходов от домашних матчей. Стадион принадлежит Казани, все так, но продавцы зрелища не могут не иметь с продаж вообще ни копейки, это нонсенс. А "Рубин" сейчас не имеет. Ну и шарфики, пирожки, дудки опять же... Коммерческое пробуждение, одним словом, - вот что нужно "Рубину".

Самаренкин - в этом смысле человек активный и авторитетный. У него большой опыт и связи в бизнесе, он заточен на прибыль или хотя бы на частичное погашение убытков, как в случае с "Рубином". Ему доверено выстроить новую модель существования клуба, потому что он, говорят, строить такие модели умеет.

Основной бизнес Самаренкин оставлять не планирует: футбольное президентство - не депутатство все-таки. Была идея встретиться с ним в Казани. Последовало предложение приехать на жиркомбинат, где главенствует рубиновский руководитель. Правда, встреча два раза переносилась, а потом и вовсе отменилась: Самаренкин - человек очень занятой. Ничего, встретимся в другой раз.

К "Рубину" его новый президент пока относится бережно. За три недели работы - одна перестановка: финансовый директор. Присматривается, продумывает шаги. А подчиненные притихли - ждут. Президентские шаги - штука серьезная. Заденет при ходьбе - мало не покажется.

Нельзя не сказать, мне кажется, про один из таких потенциальных шагов, результаты и игра "Рубина" того требуют. Велико ли доверие к Бердыеву? Не захочет ли футбольная и прочая власть устроить в клубе встряску?

Мнение большинства из тех, с кем общался в Казани: встряска может обернуться землетрясением. Без Бердыева риск обрушения рубиновских конструкций очень велик. Слишком многое и многие завязаны на него в футбольной Казани, слишком долго он строил клубное здание в соответствии со своими представлениями. Это не означает неприкасаемости. Но это требует семидесятикратных замеров перед тем, как отрезать.

22
КОММЕНТАРИИ (22)

rafa

Бердыев -это бренд Рубина. Какое-бы место команда не занимала. По матчу с Питером скажу. Воочию убедился, что за игроки сборной РФ в нее входят и почему происходят сбои. Поведение недопустимое для сборников. Ладно струсил от нажима охамевших или как точнее выразился Ловчев оборзевших судья Карасев -не назначил пенальти на Дядюне, закрыл глаза на гол забитый из оффсайда Широковым. Но ведь на Западе так судить и закрывать глаза не будут.Авторитет Зенита и так не бог весть какой после этого матча и вовсе пропал. Куча вопящих баб...

12:04 21 сентября 2011

Jeka111

tamagoch 20:25 | 20 Сентября 2011 нравится:) тока правда номана отрабатывает мартинс:) ну а так желаю рубину соскочить с оборонительного футбола на что нибудь более зрелещное

00:15 21 сентября 2011

tamagoch

И вообще мужики... ВЫ ВСЕ (во главе с журналистом бравшим интервью) ЖЖОТЕ!!! Почему вы рассматриваете увольнение Александра Петровича Гусева как что то плохое? Он раньше был президентом клуба "Рубин" Казань, и по сути он, будучи ещё и президентом федерации футбола республики Татарстан, отчитывался о работе только перед попечительским советом. Сейчас он ВОЗГЛАВЛЯЕТ этот самый попечительский совет. ВСЁ!!! Выше некуда! Выше только Минниханов. Так что Александр Петрович на повышение пошёл - давайте порадуемся - заслужил

20:33 20 сентября 2011

tamagoch

NIYAZ 18:36 п.с. соглашусь с тем, что "купи-продай" у гусева хромала, тому пример трансферы домингеса, бухарова, семака... _____________________________ Ничего себе "хромала"!!! На Домингесе наварились, а оптовая продажа Семак+Бухаров+Чемпионство2010 - дык это вообще самая удачная трансферная сделка не только Рубина, но всей новейшей истории российского футбола! На деньги от тройной продажи Мы купили Мартинса, Боккетти и Карлоса Эдуардо! Что не нравится?!

20:25 20 сентября 2011

NIYAZ

будет ли рубин в тройке, пятерке...все это неинтересно!!!(( искренне хочу видеть рубин в ЛЧ, которую Самаринкин В первом интервью назвал ЕВРОЛИГОЙ...с такими познаниями в футболе самринкин подходит на рооль ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА(безусловно), но никак не президента ТОПого футбольного клуба, хотя бы по меркам РПЛ. п.с. соглашусь с тем, что "купи-продай" у гусева хромала, тому пример трансферы домингеса, бухарова, семака...

18:36 20 сентября 2011

SergioCSKA

Рубин будет в еврокубковой пятерке, стабильность признак класса.

14:11 20 сентября 2011

17

Бердыев может стать "Алексом Фергюссоном" для "Рубина". И никаких поводов для его отставки пока нет, несмотря на заметное очковое отставание от лидеров. Ведь даже ЦСКА за неполный обычный круг ЧР умудрился разбазарить преимущество в 8 очков. А уж весной, когда у претендентов не будет возможности зарабатывать лёгкие очки с аутсайдерами, всё решит класс команд. Уверен, что "Рубин" будет в тройке.

13:35 20 сентября 2011

Xpy

На фото: техничный Курбан Бикеевич ;)

13:10 20 сентября 2011

сяпа

У Спартака и Локо состав сильнее, да уж, очень спорное мнение. у спартака точно не сильнее. локо может сыгранный более

12:43 20 сентября 2011

tamagoch

zmiy 09:39 | 20 Сентября 2011 Stolbun, насчет 4 места я бы поостерегся. По составу рубин сейчас там, где ему и положено быть. У Спартака и Локо состав сильнее ______________________________ Какая адиозная и несусветная чушь! Спам имеет более сильный состав? Ну и какого же черта с таким вот потрясающим составом нельзя было отчиполлинить задворковых поляков? Ну хоть бы на классе, так сказать. Победу на классе Рубин в Ирландии показал, победу на характере в Киеве. Спартак играет, чесное слово, так, будто результат предстоящей встречи Валерий Георгиевич определяет следующим образом: отрубает живой курице голову, запускает в круглый манеж разделенный на три сектора: ничья, победа, поражение. Сектор, где остановит свой предсмертный бег обезглавленная птица и определит исход предстоящего матча.

11:40 20 сентября 2011

суровый

Где мой комент?

10:20 20 сентября 2011

суровый

Кого приобрели казанцы на трансферном рынке,так до сих пор не понятно. Поиграли в Ирландии и опять в тень .Матч с зенитом все прибретения показал бы на деле,но этих людей не было на поле,не считая Еременко,который так и остался в тени все два тайма. Опять темнят

10:18 20 сентября 2011

Grey1936

"... как занимался по индивидуальной программе кудрявый и оживленный Карлос Эдуарду с серьгой в ухе..." Нефор,сука,гривобес серьгастый!))))

10:18 20 сентября 2011

zmiy

Stolbun, насчет 4 места я бы поостерегся. По составу рубин сейчас там, где ему и положено быть. У Спартака и Локо состав сильнее, не беру уж тройку лидеров. Игру Бекиев умеет ставить классно. Но к Рубину и его тактике все давно приспособились и знают как ей противостоять. Скорее всего Рубин 6-е место в чемпионате и то если не разыграется Анжи.

09:39 20 сентября 2011

Stolbun

Есть ли сейчас в "Рубине" хоть один сотрудник, не задававший себе вопроса: "Оставят или уберут?" Вряд ли. Есть ли игроки, не думавшие над гипотетическими переменами? Сомневаюсь. То есть ситуация заставляет нервничать, отвлекает, влияет на игру. Не может не влиять. про сотрудников можно согласиться, но игроки точно спокойны. все потенциальные продажи Самаренкин отменил. Бердыева оставят и правильно сделают.Рубин точно поднимется на 4-место, если получится, то и выше. Самаренкин новый и молодой, а Гусев человек старой закалки. Абсолютно уверен, что с новым президентом команда прибавит !!

08:52 20 сентября 2011

нефор

рубин отправится в 1 лигу в следующем сезоне - факт!

08:02 20 сентября 2011

Тахи и Бради

Фото отличное!

07:40 20 сентября 2011

tatarin

howard 07:00 | 20 Сентября 2011 Про людей типа К.Б.Бердыева говорят, что "такого учить - только портить". Ему, как неплохому механизму, только не надо мешать и он будет работать.

07:37 20 сентября 2011

howard

Так вкдь, что и говорить - есть у команды потенциал. Вдумчивая работа тренера, грамотная не небездумная селекция. Да в конце концов смотрел их игру с Лионом, и радовался, что есть у нас ещё такие команды. В футболе, как и в некоторых дпугих областях действует правило, везет тому, кто везет.

07:00 20 сентября 2011

Русский Иван

У меня тоже нет сомнений, что Бердыев поднимет Рубин в верх турнирной таблицы. Уж больно мудр, умён и амбициозен Курбан Бикиевич, чтобы довольствоваться 8-м местом.

06:45 20 сентября 2011

rusDXB

A chto kasaetsya berdievskoi yverennosti v rezyl'tat, mne kajetsya eto normal'nim. Na moi vzglyad Rubin kak bil tak i ostaetsya samoi stabil'noi komandoi...

01:51 20 сентября 2011

rusDXB

Vsetaki kajetsya chto novii prezident ne imeet takogo bol'shogo vliyaniya na komandy chtobi otpravit' v otstavku Berdieva. Daje esli bi i imel, ya ne dymau chto eto prinislo pol'zi. Evgenii interestno bilo bi pochitat' kak raznyatsya bazi i podhod k trenirovkam y raznih klybov...

01:49 20 сентября 2011