10 правил для начинающих сноубордистов

Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев. Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.   . Фото REUTERS Чтобы избежать плохой видимости – следите за погодой. Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.   . Фото REUTERS Volkswagen Multivan может стать вашим самым близким другом в путешествиях в поисках новых крутых склонов. Не бойтесь падать, это временно. Фото REUTERS Грузинский курорт Гудаури подарит вам незабываемые впечатления. Следите за своей доской – и она вас не подведет. Фото REUTERS
Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.
За последние 20 лет сноубординг превратился из неизвестной в России субкультуры в один из самых популярных зимних видов спорта. Вы давно мечтали освоить доску? "СЭ" делится с новичками советами, которые помогут быстрее почувствовать себя "в теме".

Полезная теория

Если вы твердо решили попробовать себя на склоне, не стоит сразу хватать первый попавшийся сноуборд и бежать на гору. Хотя сегодня катание на доске – далеко не та субкультура, что много лет назад, но здесь по-прежнему остается своя терминология, не всегда непонятная новичкам. Кстати, самый простой и быстрый способ разобраться в сленге сноубордистов – посмотреть несколько фильмом или коротких роликов в YouTube.

И если вы еще до выхода на склон будете отличать регуляра от гуфи, знать, что "пухляк" –свежевыпавший снег, или целина, "хаф-пайп" – полукруглая конструкция для прыжков, а "кант" – металлическая кромка доски, то вам будет намного проще учиться собственно катанию. Ну и будет, о чем поговорить с единомышленниками.

Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.
Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.

ОФП

Основа основ сноуборда, как и многих других спортивных дисциплин – умение держать равновесие. Поэтому попробуйте поработать над базой еще до начала занятий на снегу. Особенно, если на дворе теплое время года, и у вас есть время.

Стоит отправиться в спортзал и поработать над общей физической подготовкой (ОФП) – сила и выносливость вам очень пригодятся в будущем, ведь первые же занятия станут серьезным испытанием для организма. Для совершенствования навыков координации вам прямая дорога в любой батутный центр. Не стоит забывать об утренней зарядке, а перед самим катанием – обязательно нужно делать растяжку и разминку, они помогут вам избежать травм, которые легко случаются с "холодными" мышцами.

 . Фото REUTERS
. Фото REUTERS

Школа сноуборда

На горных склонах по всему миру вы встретите немало самоучек, но мы все-таки рекомендуем всем новобранцам начинать обучение с опытным и проверенным инструктором. Поверьте, это сильно сэкономит вам время – учиться всегда проще, чем переучиваться. Уже через несколько уроков вы будете твердо стоять на доске, а к десятому, не исключено, что поедете сами. К тому же, в современном сноуборде огромное количество дисциплин и направлений, в которых зачастую легко запутаться, инструктор поможет вам понять, что вам подходит больше: скорость или трюки, прыжки или фрирайд.

И не надо думать, что для занятий в школе сноуборда нужно обязательно ехать в Альпы – сейчас подходящих склонов достаточно и в Подмосковье, и в европейской части России. Любой путь на автомобиле – от пары часов до нескольких суток можно с легкостью преодолеть на Volkswagen Multivan. Автомобиль по умолчанию оснащен электронной системой поддержания курсовой устойчивости, а также еще несколькими электронными помощниками водителя. Так что даже тот, кто за рулем приедет на склон не измотанным, а полным сил.

Чтобы избежать плохой видимости – следите за погодой.
Чтобы избежать плохой видимости – следите за погодой.

Правильный борд

А теперь самое интересное – выбор доски. Сегодня их столько, что легко запутаться. И мы вам рекомендуем не обращать внимание на сочные рисунки и яркие расцветки – выбирайте сноуборд не по внешнему виду, а по характеристикам. Новичкам чаще всего советуют доски минимальной жесткости с обратным прогибом. Они более подвижные и маневренные, на них проще учиться и делать первые трюки. А когда ваш уровень вырастет, то можно задуматься о доске классом повыше. Но для начала важно четко представлять, для чего именно вам нужна доска. Жесткие борды больше подходят для слалома, катания на высокой скорости, мягкие – для фристайла и трюков, есть фрирайдовые доски для катания по "пухляку". Оптимальный вариант для начинающего райдера – all mountain. Именно с этим типом доски вы сможете сделать первые уверенные шаги на пути к сноубордингу.

Еще не забывайте, что длина сноуборда зависит от вашего роста – советуем применить простую формулу: нужно вычесть 15 см от своего роста – это будет длина вашего борда Но нужно учесть, что ростовка сноуборда также зависит и от вашего веса. Чем больше вес, тем меньше должна быть разница в сантиметрах между вашим ростом и размером доски. У многих производителей, кстати, существуют специальные таблицы для подбора по вашим параметрам.

Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.
Один из самых известных серферов, путешественник и амбассадор марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России Сергей Расшиваев.

Нужные аксессуары

Первым из них, но не главным, вероятно, может стать чехол – доску без него возить неудобно и не всегда безопасно. Дальше последуют крепления, ботинки и специальная одежда для катания. Крепления и ботинки желательно покупать вместе, чтобы избежать несостыковок.

Ключевой параметр сноубордических ботинок – жесткость, измеряемая по шкале от 1 до 10. Все, что выше 5, считается полупрофессиональной и профессиональной экипировкой. Такие ботинки дают возможность лучше управлять доской, но порой в них бывает не слишком удобно передвигаться без доски, особенно новичкам. Если вы пока не собираетесь на соревнования, выбирайте жесткость от 3 до 5. Также ботинки различаются шнуровкой, а крепления – системой застегивания, от стандартных ремешков до самозащелкивающихся. И еще помните о том, что у продвинутых ботинок внутренняя часть может пройти процедуру термоформовки по вашей ноге – это позволит им идеально сидеть и обеспечит максимальный уровень комфорта.

Что касается одежды, то вам обязательно понадобятся куртка и штаны. Еще один, пожалуй, менее удобный вариант, это комбинезон. Помните – одежда для сноуборда должна сидеть на вас свободно и ни в коем случае не сковывать движений. Она должна быть непродуваемой и снабжена специальными мембранами для отвода лишней влаги. Не забудьте про термобелье – его подбирают, исходя из ожидаемой температуры воздуха. Белье как раз выбирайте максимально облегающее, но не тесное.

 . Фото REUTERS
. Фото REUTERS

Техника безопасности

Вопрос носить защиту или нет, перед новичком стоять просто не должен. Конечно, носить. Даже начинающие сноубордисты способны при движении вниз по склону развить приличную скорость, и при падении дело вполне может иметь неприятные последствия. Прежде всего, нужно защищать голову, поэтому без шлема и маски вставать на доску не рекомендуется. Кстати, и здесь есть варианты "2 в 1", когда маску заменяет специальный, уже встроенный, визор. Сейчас самый распространенный вариант – шлем с мягкими вставками в районе ушей. Есть и жесткий, который обычно выбирают любители прокатиться с ветерком. В целом, выбирайте шлем который будет плотно сидеть на голове, но при этом не вызывать дискомфорта.

Еще один must have – защита спины. В зависимости от конструкции она бывает мягкая и жесткая, которая содержит пластиковые и металлические вставки и прекрасно гасит почти любые удары, а также наколенники.

Volkswagen Multivan может стать вашим самым близким другом в путешествиях в поисках новых крутых склонов.
Volkswagen Multivan может стать вашим самым близким другом в путешествиях в поисках новых крутых склонов.

Универсальное катание

Как и в других видах спорта, суть которых заключается в езде на большой скорости вниз по склону, в сноуборде главное умение новичка – правильно тормозить. Ведь вниз под гору доска охотно поедет и без вашего участия. Поэтому учитесь останавливаться, не падая при этом на снег в качестве балласта для своего борда.

Когда вы постигнете эту науку, переходите ко второму пункту: учитесь кантоваться. Еще один секрет хорошего катания – универсализм. Как мы уже говорили выше, все сноубордисты делятся на регуляров, стоящих на доске левой ногой вперед, и гуфи – их противоположность. Мы же рекомендуем вам осваивать обе стойки, причем по возможности начинать с той, которая менее удобна именно для вас. Став "универсальным солдатом", вы получите преимущество перед теми, у кого такого качества нет.

Не бойтесь падать, это временно. Фото REUTERS
Не бойтесь падать, это временно. Фото REUTERS

Прогноз погоды

Одно дело заниматься сноубордом в Сочи или в Альпах, где очень часто температура не просто около 0, а превышает +10. И совсем другое – отправиться куда-нибудь в Сибирь, на Камчатку или Кольский полуостров, где бывает и ниже -30. Поэтому, отправляясь в дорогу, всегда четко представляйте, в какой обстановке вам предстоит кататься. Следите за прогнозом погоды, осадками, текущей температурой. Будет очень печально, если вы наберете с собой почти полный чемодан теплых вещей, а приедете к весенней капели и теплу. Или наоборот, забудете дома что-нибудь.

Мы вам рекомендуем обратить внимание на грузинский курорт Гудаури, где мягкие зимы с устойчивым снежным покровом и отсутствием сильных ветров – здесь всегда в меру тепло, солнечно и тихо. Средняя температура января -5...-7. Горнолыжный сезон продолжается с декабря до начала апреля. Высота снежного покрова на склонах – 1,5 м. Начиная с конца ноября и до начала мая можно кататься на более высоких точках курорта (3000-3300 м).

Грузинский курорт Гудаури подарит вам незабываемые впечатления.
Грузинский курорт Гудаури подарит вам незабываемые впечатления.

Подушка для чемпиона

А вот вам совет от серфера, сноубордиста, одного из самых известных путешественников и амбассадора Volkswagen Коммерческие автомобили Сергея Расшиваева: "В последнее время я везде с собой вожу собственную подушку. Это для меня стало настоящим открытием – пару лет назад меня один друг научил. Теперь даже если я лечу на самолете, у меня полчемодана занимает подушка. Но это совершенно другой уровень комфорта, на самом деле".

Кстати, Сергей во время поездок нередко в прямом смысле слова живет в своем автомобиле – благо, внутри для этого достаточно места. "Одно из главных достоинств Multivan – многофункциональный салон. Благодаря рельсовой системе процесс трансформации получается очень простым. Надо – разместили семь человек с комфортом. Потребовалось перевезти что-то объемное – убрали за считанные секунды сиденья, освободив место для багажа. В общем, теперь езжу только на нем, для меня это самый удобный вариант – и машина, и автобус".

Следите за своей доской – и она вас не подведет. Фото REUTERS
Следите за своей доской – и она вас не подведет. Фото REUTERS

Уход за сноубордом

Не забывайте, что день сноубордиста не кончается уходом со склона. За экипировкой важно правильно ухаживать, и тогда она прослужит вам очень долго. И, что немаловажно, избавит от немалых и порой непредвиденных расходов.

Чтобы поддерживать в оптимальном состоянии доску, ее поверхность необходимо обрабатывать специальным раствором и протирать тряпкой, очищая сноуборд от различных загрязнений. Периодически, но не чаще чем раз в пару месяцев, на поверхность доски можно наносить смазку на основе парафина. А примерно раз в сезон – затачивать канты. Все, кроме чистки, вполне можно поручить профессионалам – сервисмена в наши дни вы найдете без труда. И, конечно, чтобы вам было комфортно катать несколько дней подряд, стоит просушивать одежду, термобелье и ботинки. Некоторые райдеры даже возят с собой специальные портативные сушилки, потому что при проживании в горах, особенно большой компанией, сушка экипировки может стать проблемой.