03:30 15 февраля 2011 | Футбол — РФПЛ

Не думайте, что пиар - это плохо

10 февраля. Ташлибурун. Руд ГУЛЛИТ руководит тренировкой "Терека". Фото Бончука АНДОНОВА Фото "СЭ"
10 февраля. Ташлибурун. Руд ГУЛЛИТ руководит тренировкой "Терека". Фото Бончука АНДОНОВА Фото "СЭ"

СВОЯ КОЛОНКА

Александр ПРОСВЕТОВ

Российское межсезонье отмечено громкими пиар-акциями. К таковым, безусловно, относятся и назначение Руда Гуллита в "Тереке", и контракт Роберто Карлоса с "Анжи". Возвращение Андрея Тихонова в "Спартак" - в какой-то степени тоже. Хотя в том, что любимый болельщиками футболист вернулся в родной клуб в качестве тренера, нет абсолютно ничего искусственного.

У Тихонова есть имя, характер, шарм, образ "парня из нашего города", которые и позволили ему стать символом красно-белого клуба. Честь и хвала его руководителям, которые, с одной стороны, поддерживают связь времен, а с другой, используют имя легенды на пользу дела. Используют, потому что даже популярнейшему клубу надо постоянно заботиться об увеличении болельщицкой аудитории. "Спартак" проводит сейчас предсезонную кампанию по реализации абонементов, строит свой стадион. И что плохого в том, что клуб изыскивает коммерческие ходы, а не осваивает бюджет?

Почему-то вошедшее в обиход понятие "пиар", сложившееся из иностранной аббревиатуры PR (связи с общественностью), стало восприниматься у нас с налетом негатива. В пиар-акциях подозревают если и не обман, то назойливую попытку, простите за жаргонное словечко, "впарить" что-то ненужное. Между тем крупнейшие фирмы, в которых отнюдь не дураки работают, имеют отделы и департаменты, придумывающие, как в лучшем виде представить свой бизнес, чтобы за счет благоприятного имиджа выиграть у конкурентов, если применить спортивную систему измерений, какие-то миллиметры и доли секунд.

В конце концов, прощальный матч Дмитрия Аленичева в 2008 году, вызвавший слезы на глазах у болельщиков со стажем, можно тоже расценивать как пиар-акцию, потому что она не только напоминала о славном прошлом "Спартака", но и была устремлена в будущее. Смотрите, мальчишки, какие люди играли за клуб! Конечно, самый верный путь к привлечению публики на трибуны - это качественный футбол и положительные результаты. Но разве не толкуем мы из года в год о том, что с публикой, кроме всего прочего, надо работать?

А на Тихонова пойдут. Чтобы просто выразить ему уважение, как это было во времена его выступлений за "Химки", которые пользовались солидной поддержкой со стороны красно-белой торсиды. Пригласив его, Валерий Карпин, между прочим, ущемил собственное тщеславие и даже пошел на некоторый риск, потому что фанаты теперь наверняка будут скандировать что-то вроде "Тихонова на поле". А в 40 лет соответствовать уровню "Спартака" и носиться по полю, как Макгиди или Д.Комбаров, который во время январского теста продержался на беговой дорожке 27 минут, вряд ли возможно. Карпин, между прочим, в свои 42 года тоже в прекрасной форме, но всему свое время.

В случае кавказских клубов "пиар" и вовсе выходит за пределы собственно футбола. На первый план выдвигается политика. Раз Гуллит едет в Чеченскую Республику, значит, там не все так уж и плохо, сделает вывод западный обыватель. Денежный стимул? Его никто не отменял, и для большинства людей денег много не бывает. Луиз Фелипе Сколари и Ривалдо явно не ради славы и не из любви к географическим открытиям отправились в Узбекистан, чемпионат которого никак не сравнить с российским первенством.

"Терек" и "Анжи", названия которых, в отличие от "Спартака", мало что говорили любителям футбола за пределами постсоветского пространства, заявили о себе на весь мир. В российский чемпионат впервые влились обладатель "Золотого мяча" из страны, не входившей в состав СССР, и чемпион мира 2002 года. Это обещает дополнительное внимание к нашему чемпионату, который заинтересован в телевизионном экспорте. Потому это пиар-акции как конкретных клубов, так и всего отечественного футбола....С конца 60-х годов в США хлынул поток знаменитых футбольных ветеранов: Пеле, Беккенбауэр, Кройф. Поиграл за океаном и незабвенный Гус Хиддинк. Соккер не стал в Америке видом спорта номер один. Но не стоит забывать, что он изначально и вовсе был там "чужим ребенком", который пробивал себе дорогу почти с нуля, как делает в России, допустим, регби. И пусть в США он по-прежнему не может конкурировать с баскетболом, американским футболом, бейсболом и хоккеем, на южноафриканском мировом чемпионате американские болельщики числом превзошли всех приезжих гостей, да и сборная выступает очень прилично: пробилась на ЧМ-2002 в четвертьфинал, а спустя восемь лет - в 1/8 финала.

А начиналось-то с пиара.

Материалы других СМИ