02:10 18 ноября 2011 | РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Александр Могильный: "В Советском Союзе я был нищим"

Великие армейцы Александр МОГИЛЬНЫЙ (слева) и Сергей ФЕДОРОВ 23 года назад в потасовке с защитником "Спартака". Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
Великие армейцы Александр МОГИЛЬНЫЙ (слева) и Сергей ФЕДОРОВ 23 года назад в потасовке с защитником "Спартака". Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
623

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Договориться с ним об интервью оказалось проще простого. Самим себе не верили - тот ли это Могильный, поймать которого не могли годами?

- Давайте завтра, за два часа до матча. Устраивает?

На Кубок легенд мы приехали заранее. Шли по коридору, сторонясь людей в хоккейных доспехах. Оборачивались - и читали славные фамилии на спинах: Пряхин, Штепа, Каменский, который отчего-то играл не за ЦСКА. Деды на трибунах что-то нашептывали внукам, указывая узловатым пальцем в сторону льда.

- Пойдемте в нашу раздевалку, - предложил Могильный. - Там пока никого.

Через полчаса на пороге появилась другая легенда, Сергей Макаров. Увидев Могильного, расширил глаза:

- Ты что, ночевал здесь?!

Александр усмехнулся.

С каждой минутой народу вокруг становилось все больше. А говорил наш герой тише и тише. Наконец не выдержал:

- Пошли.

Мы закрылись в массажной комнатке. Могильный оттаял, заговорив в полный голос. Понял, что так легко от нас не отделается - на один неотвеченный вопрос у нас ловко рождалось два новых.

Правда, нашу вопросительную интонацию он отражал своей. Вопросительные знаки в беседе преобладали.

На прощание напомнили Могильному историю двухлетней давности: заполучили мы его российский телефон, думали, Александр в Москве. а он был в Хабаровске. Звонку в два часа ночи, впрочем, не удивился. Отвечал вежливо.

И вот встретились лицом к лицу.

- А-а-а, так это были вы? - прищурился Могильный. И ласково произнес:

- Негодяи.

Потом рассмеялся:

- Желаю вам нормально написать. Адекватно. Думаю, вы поняли мою жизненную позицию…

Могильный нам понравился. Человек без второго дна. Мягкий, в чем-то даже застенчивый. Ироничный. Из некоторых наших Америка юмор вытравила, - но не из него.

* * *

- В заявке на Кубке легенд вы поначалу не значились…

- В Москву приехал по своим делам, набрал Славе Фетисову - и тот сразу: "Ты здесь? Все, завтра же готовься играть. Поможешь ЦСКА".

- У вас не было ни формы, ни коньков?

- Все было. Я на всякий случай держу. Правда, на свитере фамилии нет - играю так. Как турнир завершится, улечу.

- Домой во Флориду?

- Скорее всего, в Хабаровск. Оттуда - в Америку.

- Как вам там живется?

- Прекрасно. Просыпаюсь в шесть утра. В семь отвожу детей в школу.

- Потом возвращаетесь и досыпаете?

- Нет, забот достаточно. Да и привык рано вставать. С тех пор как играть закончил, стиль жизни поменялся. Семья всегда была для меня на первом месте. А уж сегодня - особенно.

- У вас трое детей?

- Да, старшей дочери - 14, младшей - годик. А сыну - 12.

- Бывший хоккеист каждый день просыпается с болью?

- Ох, еще с какой! Любой профессиональный спорт - пытка. Нагрузки, травмы, операции… Что после этого остается? Лечиться и терпеть. Но меня держит в тонусе то, что увлекся недавно другим видом спорта.

- Вы о гольфе?

- О бразильском джиу-джитсу.

- Однако.

- Случайно вышло. Сын пару раз в неделю занимался джиу-джитсу. Как-то вместо тренировки отправился к приятелю на день рождения. Жена говорит: "Тогда сам иди. Занятие-то оплачено". Ладно, думаю, схожу из любопытства. Понравилось. Чем-то дзюдо напоминает. Так и втянулся. Пашу Буре, кстати, тоже джиу-джитсу захватило, тренируется. Молодец.

- Спарринговали?

- Нет. Тем более, он пораньше начал заниматься.

- А вы?

- Меньше года.

- В хоккей играете?

- Только в России. В Америке уж и не вспомню, когда натягивал коньки.

- Пройдете нынче по Робсон-стрит в Канаде - снова все будут показывать пальцем, как когда-то на вас, Буре и Джино Оджика?

- В Канаде хоккей - религия. Без него там, как без воздуха. Но сейчас меня на улице вряд ли узнают. Я же совсем седой стал.

- Рановато - в 42 года.

- Гены. Папа тоже рано поседел.

- О чем думаете, когда до вас доходят новости о голах Сергея Федорова?

- С одной стороны, желаю ему удачи - играть в таком возрасте тяжело. А с другой, хм… Искренне сочувствую. Я-то давно перешагнул этот рубеж, начал новую жизнь. Могу откровенно сказать - она гораздо интереснее. Ярче, разнообразнее. Я наслаждаюсь общением с женой, детьми. А раньше что? Хоккей, хоккей, хоккей. Чуть ли не спишь в раздевалке.

- Помните свой последний официальный матч?

- Нет. В 2006-м сезон заканчивал в фарм-клубе "Нью-Джерси". Травма замучила, доигрывал на одной ноге. Летом оценил свое состояние и понял, что пришло время уходить.

- Над предложением поиграть за хабаровский "Амур" размышляли всерьез?

- Да вы что?! Никогда не рассматривал варианты играть в России. Хотя звали разные команды.

- В итоге стали там советником президента клуба. Почему ушли полтора года назад?

- Сменилось руководство, которое приглашало меня в "Амур". Поэтому и я написал заявление.

- Зарплату советник президента получал?

- Что-то было, конечно. Не буду же я просто так мотаться из Америки в Хабаровск.

- Теперь вы вице-президент КХЛ?

- Нет-нет. Кто-то неаккуратно высказался в прессе, - и пошло гулять по газетам. Никаких официальных должностей в Лиге я не занимаю.

- Хотя предлагали?

- Предлагали. Но переезжать в Москву не планирую. А соглашаться на работу в КХЛ, когда живешь на другом конце земли, - неправильно.

- Чего нет в вашем характере, чтоб стать тренером?

- Да желания нет. И никогда не было. Абсолютно.

- Как насчет бизнеса?

- Есть кое-что…

- Направление?

- Инвестиции, ценные бумаги.

- Кризис вас коснулся?

- Как и всех. Но кризис - это хорошо. Встряска для экономики.

- С кем-то из российских хоккеистов созваниваетесь регулярно?

- Общаюсь со многими. Но я очень аккуратно отношусь к слову "друг". В хоккейном мире у меня полно товарищей, но близких друзей нет. Мои лучшие друзья - жена и дети.

- Приехавшего в НХЛ Максима Кондратьева вы приглашали жить у себя дома…

- Я и Максиму помогал, и остальным нашим игрокам. К примеру, Жене Малкину. Знаю же, как тяжело в чужой стране.

- Кого-то не видели давным-давно - и встретили лишь сейчас, на Кубке легенд?

- Нет, я же пару раз в год приезжаю. Со всеми ветеранчиками пересекаюсь.

- С Юрием Ящиным из "Спартака" вам есть что вспомнить. И сегодня на льду вас объезжает по широкой дуге?

- Да бросьте… Чего там вспоминать-то?

- Как же, громкая была история. В феврале 1989-го в матче ЦСКА - "Спартак" Яшин атаковал вас не по правилам, и вы здорово его поколотили.

- Обычный игровой момент.

- Не скажите. Вас дисквалифицировали на 10 матчей, да еще собирались снять звание "Заслуженный мастер спорта". Или сняли?

- Ну, сняли и сняли. Ради бога. Стычку помню, но что было потом, выветрилось из памяти. Ребята, столько лет прошло.

- Самая живописная драка, которая происходила на ваших глазах в НХЛ?

- Раньше там был совершенно другой хоккей. Тафгаи постоянно выходили махать своими кувалдами. Их для этого и держали - играть-то они не могли.

- Хоть раз попадали под силовой прием так, чтоб отключиться?

- Нет. До лавки всегда докатывался сам. За исключением случая, когда в плей-офф мне сломали ногу, вывернули голеностоп.

- Мы читали, в плей-офф люди с переломами выходили.

- Глупости. Человек никогда не сможет играть с переломом, вы уж мне поверьте. Это басни для корреспондентов - чтоб вы после обрисовывали в красках. Но нам-то известно, у кого какая травма. Я знаю людей, которые играли с трещинкой в кости. Ее на рентгене даже не видно - хоть действительно болит. Вот таких ситуаций много. В "Торонто" Гэри Робертс держался на таблетках и уколах. Плей-офф завершился - обезболивающие препараты принимать перестал. Так руку поднять не мог!

* * *

- Со словом "ностальгия" вы знакомы?

- Ностальгия… Может, и было что-то, когда домой в Хабаровск долго не приезжал.

- "Долго" - это сколько?

- Восемнадцать лет. Но родители меня навещали. А в Москву впервые после той истории я приехал в 1994-м. В НХЛ наступил локаут, и решили устроить турне сборной "Звезды России".

- На родину летели с опаской?

- Да уж. У меня не было российского паспорта. Я не знал, выпустят ли обратно. Люди, которым поверил, обещали все утрясти, но стопроцентной гарантии дать все равно никто не мог.

- По слухам, вопрос решил лично Ельцин.

- Может быть. Я не вникал.

- В США до вас доходили советские газеты - проклинавшие "дезертира Могильного"?

- Я не придавал значения, что обо мне писали в Союзе. К этому уже успел выработаться иммунитет.

- Бывшие партнеры по ЦСКА и сборной открылись для вас тогда с неожиданной стороны?

- Люди и впрямь с интересной стороны открылись. Впрочем, иного я не ждал. Знал, что так все и случится. Как еще они могли про меня отозваться, если жили в той системе? Но думали почти все наверняка так же, как и я. Ладно, это уже не важно.

- Хоть один человек был посвящен в ваши планы?

- Нет. Зачем? Да и планы очень быстро сформировались.

- Потом с кем-то из армейцев созванивались?

- Нет. Когда отпустили Славу Фетисова и Сережу Макарова, начали общаться.

- Они рассказывали, какой в Москве была реакция на ваш побег - и сколько людей из КГБ рыскали по базе в Архангельском? Как перерыли ваш номер и допрашивали соседа Павла Костичкина?

- Конечно, рассказывали.

- Значит, наверняка в курсе - в холле дворца ЦСКА висели портреты хоккеистов. Поперек вашего кто-то написал: "Предатель". Больно было узнавать о таком?

- Мне было наплевать.

- Ваш побег - сила или слабость?

Услышав вопрос, Могильный рассмеялся:

- Мне страшно себе представить, что было бы, если б я этого не сделал! Нет, по советским меркам, у меня все было нормально. Но мне хотелось большего. Я видел, какое здесь отношение к старшим товарищам, понимал, что со мной будет, когда дойду до этого возраста. Заканчивая карьеру, они оставались ни с чем. Меня это не устраивало.

- Побег потребовал большого мужества?

- Вообще никакого. Не смешите. Кто-то говорил, что я, уезжая, "сжигал мосты" - и от этого мне особенно смешно.

- Почему?

- Потому что я уезжал из Москвы нищим человеком. Ладно, был бы олигарх - наворовал денег и свалил. Но у меня-то все иначе. Я был натуральный нищий!

- Хоть 200 рублей в ЦСКА получали?

- Может, и получал. Ну и что? Я был олимпийским чемпионом, чемпионом мира, трехкратным чемпионом СССР. При этом не имел даже метра жилья. Кому нужна такая жизнь? И эти грамоты с медалями?

- Медали-то сохранились?

- Некоторые. Олимпийская точно есть.

- В Хабаровске?

- Дома, в Америке. Награды лежали у родителей, поэтому и сохранились. Позже привезли.

- История с вашим побегом - настоящий детектив. Поразительно, что о ней до сих пор не сняли фильм.

- Интересного в этой истории не было ничего, поверьте. Кино надо снимать о другом.

- Помните первую встречу с Виктором Тихоновым после этого?

- Поговорили в 1994-м, во время того турне.

- Холодок с его стороны чувствовался?

- Пожалуй. Какой-то осадок остался. Но не у меня.

- Если сейчас постучит сюда Виктор Васильевич, скажет: "Прости меня, Саша, за все, что наговорил про тебя в 1989 году", - что ответите?

- Ну зачем вы такие вещи спрашиваете? И за что я его должен прощать? А если Тихонов что-то обо мне говорил, он был искренним - и зла на него не держу. Мы давно общаемся.

- Нам рассказывали, что в 1988-м в матче с Финляндией из-за вас назначили буллит, вы вернулись на скамейку и получили от Тихонова удар в печень.

- Ерунда. Бывали игровые эпизоды, когда подзатыльник мог получить кто угодно. Но не более.

* * *

- Записи своих игр пересматриваете?

- Нет. На экране-то кого увидишь? Молодого человека, который быстро бегал, много забивал. А к зеркалу подойдешь, - и что? Эмоции совсем не те. Я потому и альбомы со старыми фотографиями листать не люблю. Сразу грустно становится.

- В какие моменты чувствуете себя мальчишкой?

- Когда я с детьми. Что интересно им, то и мне. Разве что серфинг, как сын, пока не освоил.

- Почему?

- Никак себя не переборю. Не любитель я заходить далеко в океан - мало ли что. А сына иногда волной накроет, нахлебается, потом на берег выползет с огромными глазами: "Пап, я чуть в водорослях не запутался…" Передохнет - и обратно в воду бежит. Никакого страха. В мамку, наверное.

- Яхта у вас есть?

- Я что, олигарх?!

- У Дарюса Каспарайтиса в Америке была.

- Так это не яхта - катерок.

- Хорошо, катерок у вас есть?

- Присутствует. Небольшой. Выезжаем на нем с сыном порыбачить.

- Когда-то вы на мотоциклах гоняли. А теперь?

- Я на мопед впервые сел лет в одиннадцать. Это старенький "Рига-16", затем были мотоциклы - "Восход", "Ява". В Америке купил "Харлей". Рассекал на нем будь здоров, пока однажды на скользкой дороге едва не потерял управление. А у меня дочка как раз родилась. И с мотоциклами решил завязать. Четыре колеса надежнее.

- Каспарайтиса называли самым странным хоккеистом в НХЛ. Согласны?

- Он смешной, всегда что-то веселое придумать может. С ним не скучно. Но странностей у Каспарайтиса я не замечал.

- Зато замечали мы. Как-то на спор Дарюс проглотил дождевого червяка, выиграв 100 долларов. Вы бы так смогли?

- Никакая жизненная ситуация не заставит меня сожрать червяка.

- В ЦСКА легенды ходили о вашей силище. Мол, на спор поднимали какую-то несусветную гирю.

- Вы посмотрите на меня - что я могу поднять?! Какие гири? Ох, сколько же баек в народе гуляет. Не верьте ни-ко-му! Я вообще не люблю спорить.

- Как же азарт?

- Я не азартный. Не выношу ставки, казино, игровые автоматы. Пробовал, конечно, но хватило ума понять, что это путь в никуда. Казино обыграть нереально. На чьи деньги построен Лас-Вегас?

- Бывали?

- Меня он в первую очередь привлекает кухней. В Лас-Вегас приглашают самых знаменитых шеф-поваров, там лучшие в мире рестораны. А я обожаю вкусно поесть. Можно сказать - гурман. Плюс в Вегасе много ярких шоу, цирк "Дю Солей". При этом, разумеется, все сделано для того, чтоб ты играл. В любой гостинице, прежде чем попасть к лифту, шагаешь через зал, заставленный игровыми автоматами. Трудно устоять.

- К гольфу тоже охладели?

- Да, играю редко. Не могу себе позволить проводить по пять часов в гольф-клубе, как раньше в отпуске. У меня трое детей, и семья сейчас - главное.

- К бейсболу и американскому футболу прониклись?

- Когда стартует плей-офф, могу посмотреть. Порой выбираюсь на стадион. Честно говоря, бейсбольные правила учил лет пятнадцать.

- Вы назвали себя гурманом. Московские рестораны вам по душе?

- Рестораны - прекрасные. Но от цен словно током бьет. В Лас-Вегасе дешевле в два раза! Не устаю поражаться московской дороговизне. Как здесь люди выживают?! Причем было б за что платить. А то впечатление такое, что цены берут от фонаря. И еще пробки сводят с ума. Я быстро устаю от столицы и надолго стараюсь не задерживаться. Нынешняя Москва для меня чужая. В Хабаровск с большей охоткой езжу. Люблю Дальний Восток. Люди там хорошие.

- В Москве останавливаетесь в гостинице?

- Да. Здесь у меня ничего нет.

- Сами за рулем в Москве сидели?

- Не рискую. Друзья подвозят. Или такси ловлю. В прошлом году выходил из дворца ЦСКА, было дико холодно. Поймал частника. Мусора полная машина, "девятка" эта ревела, как трактор. Стоило мне сесть - он достал сигареты. И курил всю дорогу одну за другой. Окна закрыты. Я сижу - боже мой, думаю…

- Забавно.

- В какой-то момент водитель сообразил - мне что-то не нравится. Решил услужить. Врубил печку на полную катушку. Как раз то, чего хотелось больше всего.

- Мы как-то ехали в одном автомобиле с Игорем Ларионовым. Он на заднем сиденье искал ремень, чтоб пристегнуться.

- Я тоже всегда пристегиваюсь. Но я парень из провинции, меня такие истории не пугают. Мне интересно общаться с простыми людьми. Чувствуешь пульс страны.

* * *

- В хабаровской школе какой-то уголок вам посвящен?

- Какой уголок, вы смеетесь? Я там кучу школ поменял! Да и не до учебы было!

- Зато стали одним из немногих, кто выиграл чемпионат мира, Олимпиаду и Кубок Стэнли.

- Да, и поэтому помогаю ребятишкам в хоккее, чем могу. Провожу мастер-классы. С ветеранчиками катаюсь. Кстати, на Олимпиаде в Ванкувере состоялось чествование лауреатов Triple Gold Club (туда входят люди, выигравшие три главных трофея мирового хоккея. Из россиян помимо Могильного это Фетисов, Ларионов, Каменский, Малахов и Гусаров. - Прим. "СЭ"). Нам вручили какие-то призы. Я приехал с семьей. Так вот, дети, похоже, лишь там осознали, что папа был неплохим игроком. До этого хоккей их мало волновал.

- Уве Крупп про вас сказал: "Выдающиеся человеческие качества". О ком из хоккеистов готовы это повторить?

- Марк Мессье. Величайшая личность. Гений во всем. Как игрок, как лидер, умеющий объединить людей вокруг себя. Жалко, что не довелось сыграть с Мессье, когда он был помоложе.

- Он круче Форсберга, которого вы когда-то ставили выше всех?

- Мессье круче любого хоккеиста!

- Даже Гретцки с Лемье?

- Для меня - да!

- Молодежь перед игрой Мессье напутствовал фразой: "Если вы не умрете на льду, то умрете в раздевалке".

- Верю. Отыграл бы я рядом с Марком сезонов пять - наверное, и не такое бы услышал.

- Чем был особенный Владимир Константинов?

- Володя… Против него было невероятно сложно играть. Жесткий, неуступчивый. Великолепное катание, мощный бросок, любил подключаться вперед. По всем параметрам - суперигрок. И такая судьба. Ужасно…

- Когда виделись последний раз?

- В Москве на юбилее Фетисова. 2008 год, кажется. Володю тогда впервые после аварии привезли из Америки.

- Кто из ваших тренеров самый добрый, а кто - самый злой?

- Пэт Куинн - мужик замечательный, душевный. И специалист очень сильный. А злой… Многие не переносили Майка Кинэна, но мне он нравился. Да, жесткий, суровый, временами жестокий. У Майка нет любимчиков, в методике пряники отсутствуют - сплошной кнут. Но у него все по делу. Хотя кто-то ломался и не мог с ним сработаться. Когда Кинэн принимает команду, сразу начинает проверять рябят. Он не терпит тех, кто юлит, уходит от ответа. Предпочитает, чтоб игрок сказал в лицо, какой Майк "хороший". У меня проблем с этим сроду не было - всегда говорю то, что думаю.

- Самый удивительный гол, который вы видели?

- Тот, что в 2000-м, забил "Далласу" Джейсон Арнотт из "Нью-Джерси". Гол обычный - после передачи вдоль ворот. А удивителен тем, что именно он принес нам Кубок Стэнли. Шестой матч финала, второй овертайм. Я в этот момент находился на льду. Помню свои ощущения: "Господи, неужели все закончилось?! Дальше - никакого хоккея?!" Все были уже настолько уставшими, что даже Кубок над головой с трудом поднимали.

- Вы получили его на день в свое распоряжение. Что придумали?

- Я был в Лос-Анджелесе, играл в гольф с друзьями, готовили барбекю. А Кубок Стэнли в сторонке стоял. Сфотографироваться с ним мог любой желающий.

- Вы обронили, что на Матч звезд являлись безо всякого воодушевления. Почему?

- Показуха. Зрителям, может, хочется поглядеть на своих кумиров, но когда счет 15:15, серьезным хоккеем назвать это язык не поворачивается. Так что многие опытные игроки на Матч звезд приезжают на автопилоте. Вот когда ты помоложе, окунуться в эту атмосферу действительно любопытно.

- Был в сборной СССР футболист Сергей Гоцманов. Эмигрировал в Америку, работает водителем школьного автобуса и говорит, что разучился мечтать. Но вы-то не разучились?

- Мечтаю об одном - дать детям хорошее образование. Все остальное есть, все сбылось. Самолет мне не нужен, особняк - тоже. Ни-че-го мне не надо.

- Перстень у вас оригинальный.

- Это обручальное кольцо. Кому-то милее золото, мне - простое железо.

- Вы из тех миллионеров, которые носят часы за 80 долларов?

- Вот, смотрите - на мне обычные часы, сталь. Хоть в часах-то я разбираюсь, в свое время этим переболел. Но сегодня равнодушен. Кому показывать? Что? Я сочувствую людям, которые обвешаны золотом, носят дорогущие часы…

- Прошлым летом в футбольном "Локомотиве" у игрока украли в раздевалке часы. В НХЛ такое не представить?

- У нас в "Баффало" тоже было - играли на выезде с "Сан-Хосе", и у парня стащили из раздевалки золотые часы. Безумно дорогие. На той допотопной арене в пригороде Сан-Франциско могло быть что угодно. Недаром ее называли "Коровий палас" - там проходили выставки крупного рогатого скота. Новый дворец "Шаркс" тогда еще строился.

- В Испании наши футбольные легионеры натыкались в раздевалке на крыс…

- И я в НХЛ часто видел крыс в раздевалке. На старых стадионах в Бостоне, Чикаго, Баффало были кошмарные условия. Это сейчас все современное и красивое.

- Кто-то из хоккеистов самым жутким городом на свете называет Детройт. Кто-то - Баффало…

- Я бы спокойно мог жить в Детройте. Почему нет? Он на порядок лучше, чем многие города в России.

* * *

- iPhone, iPod - ваша тема?

- Моя. Угадали. Все, что выходило, у меня есть.

- Выйдет пятый iPhone - у вас он появится на следующий день?

- Сто процентов. Обожаю новые технологии.

- Если мы спросим вас, легко ли приобретать через iTunes приложения для мобильных устройств, - вы ответите "нет ничего проще"?

- Если разобрался с аккаунтом, вся линейка сама собой выстроится. До безобразия просто.

- Газеты и журналы читаете в электронном виде?

- Конечно. Бумажная газета - это прошлый век. Мне нужны новости последнего часа, минуты. Только это круто.

- Как-то спросили Сергея Зубова, другого поклонника новых технологий: "Если б выбирали персонаж для интервью, кто бы это был?"

- И кого он назвал?

- Стива Джобса, тогда еще живого. С кем сделали бы интервью вы? С Марком Мессье - раз уж так им восхищались?

- Да нет, Марк - это товарищ, соратник… Можно назвать человека из прошлого?

- Разумеется.

- Я бы отправился на интервью к Сталину. Спросить его - о чем он думал, когда губил столько душ?

- Российское кино до вас доходит?

- Исторические фильмы мне кажутся неправдоподобными. Почему-то не воспринимаю наш синематограф. Не вижу талантливых актеров.

- Ни одна фамилия молодого артиста не запомнилась?

- Нет. Вот хочу посмотреть фильм, которому на фестивале в Каннах дали специальный приз. "Лена", кажется?

- "Елена" Андрея Звягинцева.

- Точно. Обязательно куплю DVD.

- Могли бы скачать из интернета.

- Я так не делаю. У меня есть российские каналы - иногда смотрю что-то. Либо покупаю, как приличный человек, лицензионный диск.

- Многие спортсмены заходят в интернет и не стесняются скачивать все абсолютно бесплатно.

- Мне этого не надо. Разве сложно заплатить два доллара?

- Виктор Онопко, уехав в Овьедо, года через три говорил: "Я на восемьдесят процентов испанец". На сколько процентов вы - американец?

- Ну, смотрите на меня - какой из меня американец? Как был русским, так остался. Во мне ничего не поменялось.

- Кроме паспорта?

- У меня российский паспорт.

- Но американский-то есть?

- Есть. Американец я в одном - за эти годы научился жить по правилам. Вот и все. Вы меня спрашиваете, почему не скачиваю музыку с пиратских сайтов - а у меня это в голове не укладывается. Это же воровство!

- На какой российский день начинаете тосковать по Америке?

- Я тоскую не по Америке - а по семье. По малышке своей. Проходит четыре-пять дней - и становится невмоготу, хочется повидаться.

- Думаете на каком языке?

- На русском, конечно. Дети в основном болтают по-английски. Но и русский знают.

- Вы по-русски говорите без всякого акцента.

- С какой стати у меня должен быть акцент?

- Когда приехал доигрывать в Россию Виталий Ячменёв - у него акцент был приличный. У Олега Петрова прорывается.

- Вернувшись после долгого перерыва, я с трудом подыскивал русские слова. Было тяжеловато. А сейчас нормально, я же раз в месяц-полтора мотаюсь на Дальний Восток. Почти двадцать лет не был - теперь наверстываю. Эти приезды - большой заряд для меня.

- Прилагали усилия, чтоб родителей перевезти в Америку?

- Они об этом слышать не хотели. Зачем им Америка? Словно растение из грядки вырвать.

- У них же фермерское хозяйство?

- Родители всю жизнь были близки к земле. Это ж Дальний Восток, иначе не проживешь. И свиней держали, и коз. Я помогал, у пацана выбора не было. Но отец несколько лет назад умер - и хозяйством заниматься некому.

- А брат?

- Он живет своей жизнью, рыбачит.

- Маме звоните каждый день?

- Зачем надоедать старушке? Она мне звонила сегодня с утра: "Как дела? Когда приедешь?" Скоро, отвечаю…

* * *

- Почему всегда так оберегали личную жизнь от журналистов? У вас же все ровно и спокойно последние лет пятнадцать, Курниковой предложений не делали…

- Знали б вы, сколько раз мои слова переиначивали. Говорил одно - выходило другое. Поначалу мне казалось, что это из-за перевода с русского на английский. Затем стал сторониться репортеров. Причем тот, навравший, вскоре подходил снова. И удивлялся, когда слышал: "Иди-ка отсюда…"

- Когда хоккеист заканчивает играть - для семьи это может стать испытанием.

- Это колоссальная проблема, но меня она обошла. А вот Уэйд Беляк, с которым играл в "Торонто" и дружил семьями, в августе покончил жизнь самоубийством. Не вынес жизни без хоккея, была страшная депрессия. Хоть семья чудесная, две дочки… Но сами посудите: ты столько лет профессионально играешь. Каждый день расписан. И вдруг раз - ничего этого нет. Пустота. Разузнайте, долго ли жили закончившие спортсмены в Советском Союзе.

- И не важно, сколько заработал?

- Если правильно распоряжаешься финансами - это помогает. Я неплохо разбираюсь в биржевых делах.

- Так дайте же скорее совет - во что вкладываться?

- Могу рассказать про Америку. У банков была коммерческая недвижимость. От непрофильных активов они начинают избавляться по очень-очень дешевой цене. 15 - 20 центов на доллар. А то и дешевле. Вот в это я сегодня инвестирую. Недвижимость в Америке - то, во что стоит вкладываться.

- О бизнесе в России задумываетесь?

- У меня есть здесь бизнес. Просто не афиширую.

- Можно в России цивилизованно строить бизнес?

- Уже можно. Убивает только российская бюрократия - на ровном месте вставляют палки в колеса.

- Научила вас родная страна взятки давать?

- Мой принцип - никаких взяток. Не верю в это. Лучше не буду делать - но денег не дам. Потому что дал раз - и ты уже на крючке. Один из богатейших людей мира Ларри Эллисон, хозяин компании Oracle, семь лет в Калифорнии ждал разрешения на строительство. Семь!

- Что хотел построить?

- Ресторан на побережье в Малибу. Ему постоянно намекали. Нет, отвечал. Будем играть по правилам. Ведь богатейший человек - что ему стоило?

- Значит, даже в Америке это существует?

- Это везде есть. Но не так открыто и нагло, как в России. Вот такие моменты меня бесят - ну с чего я должен давать взятки?!

- В 90-е в США опубликовали заметку, наделавшую большого шума, - будто бы русская мафия пытается обложить данью наших хоккеистов в НХЛ.

- Ха. Помню.

- Ваше имя там тоже фигурировало. Что было, что нет?

- Ничего не было. Кто-то рассказывал, что столкнулся с такими вещами, приезжая в Россию. Но я-то с Россией никаких отношений не поддерживал. Криминальные истории прошли мимо меня. В то время американцам было интересно - вот и гнали волну: "русская мафия", еще что-то…

- Максим Соколов недавно охарактеризовал себя тремя словами: "Несдержан, неуравновешен, трудолюбив". Каких трех слов хватит вам?

- Я трудолюбивый, да. А как иначе - если пашешь с утра до ночи? Не люблю, когда фальшь вокруг. Ненавижу несправедливость.

- Про вас говорят - очень спокойный человек.

- Это правда.

- Была в последнее время вспышка ярости, с которой не сумели справиться?

- Лишь на хоккейной площадке. Даже за рулем себя до такого состояния не довожу. Хотя не представляю, как бы водил машину в Москве. Бесконечный стресс.

- Сравнивая с 1989 годом - конечно.

- Я и в 1989-м по Москве не ездил, автомобиля у меня не было. Вот в Хабаровске отец приятеля как-то ключи в "шестерке" забыл. Мы сели и решили "стрелку положить". Машина ревела жутко, казалось - готова взлетать. Вспоминаю сейчас и думаю - какой же я был дурак!

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

623
Материалы других СМИ
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (623)

Пёс

и чего это интервью столько шума наделало, нормальный мужик, всё правильно сделал. нормально поступил, особенно если сравнивать с нашим временем, где "хоккеисты-патриоты" за деньги мать родную продадут

22:22 14 августа 2017

alexxx27

KARDINAL, Руфке согласен. А вообще нормальное интервью.

19:45 18 февраля 2012

howard

Несколько противоречивое интервью. Думаю и в жизни не так все просто. Но бог нам всем судья.

19:15 22 ноября 2011

Alexei

больше всего мне запомлось о могильном это "не в деньгах счастье", сказал Александр на последок в интервью и уехал на свем красном ферари...

15:35 21 ноября 2011

KARDINAL

"Динaмo"- чeмпиoн! Я не предлагаю менять Родину на Мерседес!!! Я тоже люблю свою Родину! не знаю поймешь ты или нет, но я ЗА Родину против государства (нынешнего)! Но любя Родину, народ, историю, хочется чтобы Родина так же относилась и к тебе! А получается сейчас так: вы, граждане, любите свою страну, а мы за это вам налогов еще больше придумаем, да других способов выкачивания денег! И не дай бог вам провести на этот счет митинг - забьем дубинками! И если Родина в ответ на любовь к себе со стороны своего гражданина относится к нему наплевательски, то рано или поздно получает такое же отношение и к себе! И это нормально! В одни ворота любить невозможно - как в отношениях людей друг с другом, так и гражданина и Родины!

00:51 20 ноября 2011

KARDINAL

insomniac Полная свобода действий - это не анархия и вседозволенность в моем понимании. Я был бы не против жить сейчас в СССР, но: с возможностью выбора где отдыхать - у нас или за рубежом; возможностью покупки той же машины (нашу или иномарку), возможностью выбора в магазине вещей - чтобы не брать то, что есть а именно ВЫБРАТЬ! Мне родители говорили, что приходишь в магазин и берешь пусть даже не того цвета и фасона, но БЕРЕШЬ, иначе завтра этой может не быть! Я уже писал тут, что из СССР следовало взять лучшее, то что работало на благо народа. Те же законы и равенство перед ними ВСЕХ людей, независимо от занимаемой должности или того, кто у тебя родственники! Подобную картину мы сейчас наблюдаем.

00:44 20 ноября 2011

Руфке

чимуренга всё правильно сказал. - у них память короткая, забыли талоны, "дефицит", и многие-многие радости социализма.

17:37 19 ноября 2011

Руфке

insomniac 14:33 | 19 Ноября 2011 Я так понимаю, что ты сейчас пишешь с помойки? Или из коммуналки? "Богатых нет - это хорошо". - Да это просто замечательно! - Не хочешь всё своё имущество и деньги отдать в пользу бедных? Ведь для кого-то ты тоже богач. Признавайся, лачужка какая-никакая имеется? И фордфокуз-опельастра сраненькие тоже в семье обитают? - Так ты по-советским меркам богатей!

17:34 19 ноября 2011

чимуренга

"а сейчас можно всю жизнь работать и не заработать" При социализме далеко не везде вы заработали бы квартирку к 35 г. При этом вы всё это время были привязаны к одному месту работы и не дай вам бог законфликтовать с начальством. Рубли ,работавшие в 80-е гг. только в связке с талонами , это ,видимо , экономика , равенство и братство. Нет , ну если оно нравится , так сейчас нет проблем в таком стиле пожить. А те ,кому не нравится , будут жить иначе .

16:36 19 ноября 2011

чимуренга

"это хорошо. что богатых нет, а остальные все более менее равны. это замечательно." insomniac, вам весело и с улыбкой строго на восток ( не знаю ,сколько конкретно км)к товарищу Киму. Насчёт коррупции ...Освежите в памяти узбекские приписки , коррупционера М.Георгадзе ( формально 3-4 лицо в стране ).

16:21 19 ноября 2011

insomniac

Руфке квартиры давало тогда государство. к 35 годам тогда вполне реально было иметь жилье. а сейчас можно всю жизнь работать и не заработать. цены на жилье дикие, госпрограммы почти не работают. плюс коррупция как всегда.

14:33 19 ноября 2011

insomniac

Руфке это хорошо. что богатых нет, а остальные все более менее равны. это замечательно.

14:29 19 ноября 2011

Руфке

Нищих я могу назвать кучу фамилий всех своих родственников, для которых отдельная одно-двухкомнатная квартира была мечтой, выполнимой только к 35 и старше годам, Москвич - машина мечты, и еженедельное стояние кверху жопой "на даче". А богатых я не знал, и не знаю. Может быть, какие-то директоры рынков, и т д., но никак не спортсмены. И это как, по-вашему, - хорошо?

14:17 19 ноября 2011

insomniac

Руфке а ты назови фамилию хоть одного богатого в СССР. и хоть одного нищего.

14:10 19 ноября 2011

Руфке

GGuSpitfire 10:57 | 19 Ноября 2011 Если ты богаче королевы Виктории - поздравляю. Хотя и смахивает на враньё. У меня в голове мозг, и я им пользуюсь. Предложил назвать фамилию любого богатого спортсмена СССР. Фамилий не назвали, зато оскорбления посыпались. Давай, скажи, что тогда спортсмены были богаты духовно, что наивысшее счастье - это гимн своей страны на пьедестале слушать. - Это верно и правильно. Только вот детей своих гимнами не накормишь. И медалями, и братством-товариществом спортивным. Детям мясо нужно, жилищные условия, и обувь теплая. Повторяю вопрос: назови любую фамилию богатого спортсмена в СССР.

13:44 19 ноября 2011

insomniac

Лохотрон, по нашему. И она уже начала пожирать сама себя. Недаром цены на золото бьют и бьют исторические рекорды. Обман это а не забота о своем народе. Седня жируем а завтра хоть трава не расти. Причем все этоеще и за счет всего остального мира. Так нельзя. Иначе скоро будет третья мировая. а ее Земля вряд ли переживет. вернее, человечество. А теперь представь что было бы если бы СССР вел себя подобным образом. Потреблял все до чего рука дотянется. Потреблял, а не развивал. Жрать, как и ломать, любой идиот сможет, а вот воздвигать и развивать - не каждому дано. Тем болееразвивать и воздвигать то что сегодня не съешь и на чем не пожируешь. Так что не нада ляля про отсталость и голод в СССР. бред все это.

13:19 19 ноября 2011

insomniac

шая в мире пирамида.

13:14 19 ноября 2011

insomniac

й станок ни на минуту не смолкает. Западная финансовая система - крупней

13:13 19 ноября 2011

insomniac

Док да не работает там государство на граждан! как можно быть такими слепыми? если оно там на них работает, то какого хрена там щас кругом демонстрации? хорошо живут? у меня родственники в Бельгии, Франции, в США друзья. Уехали на волне эмиграции после 98го. После дефолта. Хрена с два там государство на народ работает. Медицина платная, образование платное, без кредитов никуда. А то что у них "все" есть - так еще п не быть! Весь мир то за нос водят - 15 триллионов внешнего долга и печатны

13:12 19 ноября 2011

insomniac

"Динaмo"- чeмпиoн! блат есть везде в мире. даже в Китае где за коррупцию предусмотрена смертная казнь.

12:18 19 ноября 2011

insomniac

tаkojfutbol и что такого в этом Могильном? что он сделал для страны?

12:16 19 ноября 2011

tаkojfutbol

спасибо СЭ за интервью с одним из моих любимейших спортсменов! п.с. хорош бред писать, очнитесь - это же МОГИЛЬНЫЙ!)

11:54 19 ноября 2011

"Динaмo"- чeмпиoн!

insomniac 11:32 | 19 Ноября 2011 Согласен, революция России противопоказанна.Только мирная смена власти, с приходом в Кремль антизападного правительства. Нам чужд их путь. Надо идти своей дорогой.

11:48 19 ноября 2011

"Динaмo"- чeмпиoн!

Док 11:23 | 19 Ноября 2011 Док, вы хорошо пишите о футболе, но политика не ваше поле. 1)А есть ли у России несколько поколений? 2) Сербы и ливийцы тоже думали, что США их не тронет. 3)Блат в России был и при царизме, менталитет у русских такой, полуазиатский. 4)Социализм, христианство(настоящее, а не западное) есть цель человечества. И оно к этому придет или исчезнет в результате войн.Но это медленный эволюционный путь, а СССР был попыткой перепрыгнуть через этапы развития, не получилось. Но человечество всегда будет к этому стремиться. И достигнет этого. 5) Вы зря верите в современную власть в России.Дело идет к краху.

11:42 19 ноября 2011

insomniac

чимуренга -)) спасибо, поржал. ваш набор слов весьма улыбателен.

11:36 19 ноября 2011

insomniac

julson1976 Сталин не продавал сырье Гитлеру. Продавал бензин и сталь а взамен получал немецкие станки. Одни из лучших в то время. на этих станках потом строили танки, самолеты и прочее и прочее.

11:35 19 ноября 2011

insomniac

Док здраствуйте. отсидел за подозрения в том что он шпион американский, поскольку быд в плену да еще брат в США. Социализм противопоказан? но почему тогда в СССР и в США времен СССР люди жили при социализме, пусть и разного плана были эти социализмы, и было по большей части довольны? революция? революция сейчас погубит Россию. сейчас обстановка еще хуже чем в 17м. тогда было много сильных стран которые передрались за контроль над Россией, ак Россия под этот шумок плавно мутировала в СССР. сейчас у нас один гегемон который только и ждет момента как нас расчленить еще больше. Нельзя давать ему такую возможность. либо переворот должен быть молниеносным, без гражданской войны. но разве такое возможно?

11:32 19 ноября 2011

"Динaмo"- чeмпиoн!

Нахрап зимы уж всё заметней, Темнеет раньше с каждым днём. Да климат на дворе не летний, Когда замёрзнем мы,бухнём. С вином в стране шикарно стало, Помянем стоя перестройку. Нагадил нам Горбач немало, Пора его поставить в стойку! За то,что развалил Державу, Довёл людей до нищеты. Найдём на гада мы управу, Пора понять МЫ НЕ СКОТЫ. Судить подонка всем народом, Пусть Нюрберг ныне повторится. И хватит нянчиться с уродом, Нехай ему верёвка снится. Предатель Родины не должен Спокойной жизнью наслаждаться. Исход один дерьму положен В петле повешенным болтаться.

11:18 19 ноября 2011

чимуренга

nsomniac! Полуграмотный гегемон , учи матчасть и свою толстую тётку жизни. "Динaмo"- чeмпиoн! "Синей птицы не стало меньше , просто в свете последних дней слишком много мужчин и женщин стало с дуру гонять за ней"

11:17 19 ноября 2011

julson1976

Насчёт излишеств опять-таки в программе партии ничего не сказано.

11:15 19 ноября 2011