Теневой мир. Как устроен агентский рынок в России

Дмитрий Иванов
Приглашенный автор
19 апреля 2019, 10:10

Статья опубликована в газете под заголовком: «Теневой мир. Как устроен агентский рынок в России»

№ 7904, от 19.04.2019

Что скрыто за большим футболом? Фото Александр Вильф Дмитрий Иванов. Фото Александр Вильф
Известный спортивный функционер, бывший гендиректор "Динамо" Дмитрий Иванов в своей авторской колонке для "СЭ" подробно рассказывает об устройстве футбольного агентского рынка

После публикации моей предыдущей колонки в комментариях было много сказано о том, что сохранение лимита в первую очередь лоббируется агентским сообществом. Однако такое понимание футбольных реалий говорит о том, что не все в курсе того, как на самом деле устроен агентский мир. Попробую объяснить в общих чертах.

Будучи генеральным директором клуба, я не любил вести переговоры с футболистами, у которых не было агента. Особенно, когда дело касалось молодых игроков – вместо агента с ними приходили родители. Казалось бы, вот удача – футболист явился без профессионального помощника, и сейчас мы все подпишем на наших условиях! Но нет. И вот почему:

а) родители не знают рынка;

б) не понимают, как управлять карьерой своего ребенка;

в) эмоционально воспринимают любые шероховатости – например, если их сын остается на лавке условно в двух матчах подряд.

Родителям практически невозможно объяснить рыночную стоимость футболиста, ведь свой ребенок всегда самый лучший и дорогой. Такие переговоры могут тянуться бесконечно. И часто – безрезультатно. Конечно, родители обязательно должны быть рядом с начинающим игроком, но все-таки им не стоит брать на себя решение контрактных вопросов.

Есть мнение, что агент нужен футболисту в начале профессионального пути и в конце. То есть тогда, когда игроку сложно и нужна помощь. Когда все хорошо и ты уже состоялся как футболист, расходы на агента кажутся излишними. Мол, ты же сам делал карьеру, вот этими самыми ногами!

Один известный аргентинский агент рассказал мне историю. Однажды в подтрибунном помещении стадиона он увидел паренька. Это был юный футболист, который, будучи бездомным, там жил. Реально жил! Питался не пойми какой едой, спал в раздевалке, но при этом регулярно посещал тренировки местной команды. Агент забрал его к себе домой, растил вместе со своими детьми, а через несколько лет организовал ему хороший трансфер в Европу. Футболист получил солидный контракт и приобрел известность. А потом вдруг пропал. Перестал подходить к телефону, не выполнял свои контрактные обязательства перед агентом. Это длилось год, второй... Агент не выдержал и приехал в Европу на разговор. Спросил: "Что случилось?" В ответ услышал: "А что ты сделал для меня?" Агент развернулся и уехал. Больше они никогда не общались.

Сейчас агентов официально называют посредниками. И действительно, некоторые из них таковыми и являются. Здесь взял, там продал. Агент такого типа работает под заказ от клуба, и обычно его клиентами являются иностранные футболисты.

Другой тип агента – это тот, кто реально вкладывается в развитие своих клиентов. Такой агент ведет 100-150 российских игроков, причем многих еще с детства. Знает их мам, пап, подружек. При этом понятно, что до серьезного клуба дойдут максимум 10 процентов. Подписывая контракт с талантливым пареньком, агент берет на себя многие обязательства. В том числе и финансовые. Пока футболист не стал реально зарабатывать. Истории про подаренные машины соответствуют действительности, но не исчерпывают весь спектр затрат агента на первоначальном этапе. Это могут быть и оплата лечения, и найм жилья, и помощь в поиске работы родителям. Каждый агент расскажет миллион разных историй.

Так вот, возвращаясь к теме лимита и агентского лоббизма. Что произойдет, если будет отменен лимит? Правильно. В первую очередь отпадет необходимость опекать российских футболистов с малых лет и тратить на них деньги. Невыгодно. Проще заниматься спекуляциями на перепродаже из клуба (иностранного) А в клуб (российский) Б. Агентский бизнес – это в первую очередь бизнес.

Вред агентов? Конечно, есть такие, кто пытается регулярно устраивать трансферы своих клиентов из одного клуба в другой – чтобы игроки как можно чаще меняли команды. Безусловно, такой подход только мешает спортсменам развиваться. Но сейчас подобное редко встретишь. Проблема скорее в другом. Агент спокойно и без лишних сантиментов расстанется с игроком, который не оправдывает его надежд. В том числе финансовых. В минуту.

Это что касается взаимоотношений агент – футболист. Теперь посмотрим на связи по линии агент – клуб.

Тут уже своя специфика, причем порой неоднозначная.

Имею в виду ситуацию, при которой агент, а точнее все агентство, по сути, формирует отдельно взятую команду из своих клиентов. Такое часто случается, что называется, "под задачу". Подняться в лигу повыше, например. Тогда руководитель клуба, особо не вдаваясь в подробности, отдает все на откуп агентству. Сезон-другой такая тактика работает. Но дальше агентство переключается на другой проект. Перспективные игроки уходят с ними. Остальные залипают на длинных контрактах, повешенных на клуб. И приходится все начинать заново.

Но вот в чем парадокс. Я убежден, что лучший спортивный директор – это как раз выходец из агентского бизнеса. В России сложилась нелогичная практика, при которой должности спортивных директоров доверяют вчерашним футболистам. Но что они видели? Своего агента и партнеров по командам? Все! Да, есть проблема, о которой я уже сказал, – агент может подтягивать в клуб в основном игроков, которых ведет. Однако тот агент, который на позиции спортивного директора будет способен оторваться от своих клиентов, добьется большого успеха. Яркий тому пример в российском футболе – Константин Сарсания. Интересно будет посмотреть, как проявит себя в новом качестве Марко Трабукки в Оренбурге.

Агентская работа понятна с точки зрения подхода. Но не все ясно с тем, как она сейчас регламентируется. При этом надо понимать, что даже в ФИФА не могут разобраться, как правильно управлять этим процессом! То ввели лицензии агента, то отменили. То решили взять контроль на себя, то свалили все национальным федерациям. Сегодня в России лицензия посредника PRO стоит 10 миллионов рублей. При этом ежегодно нужно доплачивать еще по три миллиона для продления срока действия. Это большие деньги. Есть лицензия попроще, которая будет стоить вам 2 миллиона рублей ежегодно + 5% от заработанного. Но с такой лицензией вы не можете представлять клуб. Только игрока. А если вы работаете исключительно с тренерским штабом, то вообще копейки – 500 тысяч в год. Это все к вопросу о доходах агентов.

При том, что агенты – важный элемент в строительстве карьеры игрока, большинство любителей спорта устойчиво считают этот бизнес злом, разрушающим наш футбол. Почему? Я думаю, это в первую очередь связано с непубличностью большинства агентов. Сделки все закрытые, футболисты рассказывают о своих агентах как будто те в самом деле агенты. Секретные. В прессе появляются редко, почти по принуждению.

Конечно, это все не идет на пользу имиджу этой важной профессии. Мир изменился. И надо меняться вместе с ним.

Для того чтобы стать хорошим футболистом, нужны талант, терпение, поддержка близких, исключительная тренерская работа.

Для того чтобы стать профессиональным футболистом, нужен только агент.

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

Нашли ошибку?

X

vs
32
Офсайд
Предыдущая статья Следующая статья




Прямой эфир
Прямой эфир
Прямой эфир
Прямой эфир