01:30 24 февраля 2012 | Футбол — РФПЛ

Нужны ли нам швейцарские миллионы?

Компания Infront Sports & Media рассчитывает увеличить аудиторию платных телетрансляций матчей чемпионата России до 15-17 миллионов. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
Компания Infront Sports & Media рассчитывает увеличить аудиторию платных телетрансляций матчей чемпионата России до 15-17 миллионов. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ". Фото "СЭ"
113

Компания Infront Sports & Media предложила РФПЛ купить права на телетрансляции матчей российской премьер-лиги. В прессе уже появились сообщения о том, что речь идет о 60 миллионах долларов в год. На самом деле суммы больше. И намного.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Первый вопрос, который возникает в связи с потенциальной сделкой: как ее трактовать людям, далеким от футбольного медиарынка? На момент появления информации о предложении швейцарцев большинство российских телезрителей и клубов совершенно не понимали, что изменится конкретно для них, если телеправа отойдут швейцарской фирме Infront Sports & Media. Но они, надо думать, хотели бы это понимать. Попробуем разобраться.

КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ?

Для начала - о самой фирме. Ее президентом и генеральным директором является 47-летний Филипп Блаттер, племянник президента ФИФА Зеппа Блаттера. До 2006 года в Infront Sports & Media командовал небезызвестный владелец "Марселя" и президент группы Adidas-Salomon Роберт Луи-Дрейфюс. В 2009 году этот господин скончался, однако к тому моменту родственник главы ФИФА уже был предусмотрительно введен в руководство медиагруппы.

Не берусь судить, насколько весомы в данном случае родственные связи, но в распределении прав на чемпионаты мира по футболу Infront Sports & Media участвует активно. В частности, компания из города Цуг получила под свой контроль мощный азиатский рынок, насчитывающий 26 стран (за вычетом Японии, обеих Корей и Малайзии с Брунеем). В 2010 году она уже окучила эту грядку и планирует заняться тем же самым на турнирах 2014, 2018 и 2022 годов.

Вместе с тем Infront Sports & Media далека от сборища ничего не умеющих мажоров. Наряду с IMG и Sport5 компания Филиппа Блаттера входит в список топ-игроков на спортивном медиарынке, реализуя, к примеру, права на трансляции итальянского чемпионата (серии А и B). Плюс к этому фирма Блаттера в разном качестве участвовала и участвует в продаже трансляций гандбольного, волейбольного, баскетбольного мировых первенств, этапов Кубка и чемпионатов мира по лыжным видам спорта и биатлону, саням, бобслею и скелетону, сотрудничает с Международной федерацией хоккея… Матерая, в общем, контора, желание которой возникнуть на нашем рынке в преддверии ЧМ-2018 удивления вызывать не должно.

Естественно, швейцарцы, будь они хоть трижды родственники президента ФИФА, не справились бы с российской задачей в одиночку. У них нет собственных телемощностей, и, следовательно, Infront Sports & Media была обязана заручиться поддержкой одной из российских телекомпаний. Такой компанией стала ВГТРК, взявшая на себя "медийную часть проекта". Упрощая, имеем: "Россия 2" будет показывать, Infront Sports & Media - … А что, кстати, будет делать фирма племянника кроме того, что извлекать доход?

ЗАЧЕМ ХОТЯТ КУПИТЬ?

Российский чемпионат мало продать - сначала ему нужно придать товарный вид. Та картинка, которую мы имеем сейчас, и доход приносит соответствующий. Infront Sports & Media, как сказали мне владеющие ситуацией люди, планирует вложить в качество нашего телепродукта 12-15 миллионов евро. Кроме того, существуют планы резкого расширения теле-аудитории, что напрямую влияет на рекламные доходы. В идеале смотреть футбол на платной основе должны не несколько сот тысяч россиян, как сейчас, а 15-17 миллионов. По кабелю или по спутнику - не суть важно; главное - обеспечить саму возможность прихода российского футбола в каждый дом, где этого желают.

Цена, надо понимать, при таких целях не имеет права быть заоблачной, поскольку доход станет извлекаться не только и, может, не столько из абонентской платы, сколько из рекламы, которая должна хлынуть в рынок такого объема водопадом. Хорошая картинка, рекламные поступления, подписчики, международные продажи, сублицензии - вот составляющие успеха, на который рассчитывают в Infront Sports & Media.

ЗА СКОЛЬКО ХОТЯТ КУПИТЬ?

В прессе была озвучена сумма в 60 миллионов долларов за каждый год шестилетнего контракта. Откуда она взялась? Может возникнуть ощущение, что швейцарцы оттолкнулись от нынешнего договора лиги с "НТВ плюс". Взвесили собственные возможности, растущие аппетиты РФПЛ и небольшой спрос на российский футбольный продукт, после чего накинули немного сверху и округлили. Теперь сидят, ждут ответа и, разумеется, торга.

Однако это не так. По моей информации, озвученная сумма вообще не соответствует действительности. Если браться за дело всерьез, сегодняшние ржавые рыночные механизмы придется сильно смазывать и раскручивать. Навар в такой ситуации не может быть фиксированным из года в год, как не могут быть фиксированными и выплаты РФПЛ. Поэтому Infront Sports & Media только за сезон-2012/13 (первый год договора) предложила лиге 60 миллионов долларов плюс 90 процентов от доходов, превышающих эту сумму. В дальнейшем выплаты должны идти по нарастающей и составить на пятый и шестой годы контракта 90 и 100 миллионов долларов плюс 60 процентов от дивидендов, превышающих эти суммы.

Швейцарцы, судя по всему, взяли за основу опыт британской телекомпании BSkyB, которая, став эксклюзивным обладателем прав на английскую премьер-лигу, долго терпела, несла убытки и приводила в порядок систему доставки футбольного продукта населению. А когда все наладилось, англичане получили море футбола, а BSkyB - море денег.

ЧЕГО ХОЧЕТ РФПЛ?

Прибылей, это понятно. И чем больше, тем лучше. Но в условиях, когда покупатели не давятся в очереди за телеправами, маневр лиги представляется предельно простым: назначь дату, выбери из своих полутора предложений лучшее и подставляй карман. Значит, столько ты, лига, стоишь в настоящий момент.

Не все так просто, однако. Начну с того, что сейчас РФПЛ сама кует деньги, подтягивая к трансляциям спонсоров. Доход лиги складывается из непосредственно телеправ (около 23 миллионов долларов в год) и рекламных поступлений, составляющих, по разным оценкам, примерно столько же. Итого 40 - 45 миллионов долларов за сезон. "НТВ плюс", в свою очередь, продает тарелки и стрижет подписчиков. Ну и с рекламы, должно быть, телекомпании тоже что-то перепадает.

Infront Sports & Media предлагает другую схему. 60 миллионов лиге - гарантированно, плюс солидный процент от заработанного, только зарабатывать отныне будет не РФПЛ, а швейцарцы. У них опыт, они сделают из трансляций конфету и постараются продать ее гораздо большему числу любителей сладкого, чем сейчас.

Лига, почуяв это дело, завела разговор о 100 миллионах в год. Как минимум. Желание получить больше, чем предлагают, в бизнесе абсолютная норма. Важно только не перепутать бизнес с блефом. Infront Sports & Media и ВГТРК, если я правильно понял, обосновывают свое предложение какими-то расчетами, пусть и играя при этом на понижение. Рынок-де сырой, работы непочатый край, риски велики. Идея может не выгореть, но мы будем стараться и гарантированно платить вам больше, чем вы имели раньше. А вот чем аргументирует свой ответ РФПЛ, кроме "круглости" суммы в 100 миллионов годовых, мне пока непонятно.

Может, лига знает какие-то механизмы, с помощью которых швейцарцы срубят на нашем футболе куда больше, чем они говорят? Тогда почему РФПЛ их до сих пор не реализовала? Клубы ориентируются на выплаты западного ТВ ведущим футбольным лигам? Но разве в России есть кабельные сети, подобные западным, культ футбола и столь же большая - а главное, платежеспособная - футбольная телеаудитория?

 КТО КОНКУРЕНТЫ?

У "НТВ Плюс" была возможность доказать свою состоятельность в вопросе продвижения нашего чемпионата в широкие народные массы. Компания в общем-то многое сделала в этом направлении. И продолжает делать. Появились каналы, входящие в базовые пакеты других спутниковых компаний и провайдеров интернет-телевидения. Но до широкого охвата аудитории по-прежнему далеко.

Личный пример: пару недель назад автор этих строк озаботился, наконец, появлением футбола на экране собственного телевизора. И столкнулся с тем, что не могу без определенных проблем (просто доплатив, скажем, небольшую сумму), купить трансляции российского чемпионата. Цена за канал "Наш футбол" - 149 рублей в месяц - меня устраивает. Только ведь это не цена, а доплата к сумме в девять с лишним тысяч рублей за вызов специалистов, долбеж стены, установку тарелки и ресивера, покупку других каналов, которые сейчас либо и так нормально показывают, либо мне попросту не нужны.

Другие предложения также были связаны с прокладкой дополнительных кабелей и со странными ценниками "598 рублей за два месяца". А родное домоуправление с "Нашим футболом" за мной не бегает: на тебе, парень, 18 общедоступных каналов, и отвяжись.

Понимаю, что дело круто замешено на моей природной лености и на сомнениях типа: "А когда же мне спать и есть, если очень много футбола будет не только на работе, но еще и дома?" Но чуть упрости процедуру - с удовольствием заплачу, куда я денусь. И стану покупателем футбольного продукта, а заодно и потребителем рекламы. Просто за меня нужно чуть-чуть побиться, повоевать. Что, в сущности, и собираются сделать швейцарцы.

Правда, клиент я в этом смысле не трудный: живу в очень близком Подмосковье. У нас почти цивилизация: обозначь только спрос - предложение последует. В провинции ситуация технически сложнее. Но не сложнее ведь, чем была в свое время в Германии или Англии, верно? Там были телевизоры без футбола - и у нас есть. Там сейчас взахлеб смотрят национальные чемпионаты - и у нас будут. Вопрос времени и наличия предпринимательской жилки.

ТОЛЬКО ЛИ В БИЗНЕСЕ ДЕЛО?

РФПЛ было бы проще определиться, если бы эксперимент по продаже телеправ в последние годы был чистым. Если бы из него ушла социальная составляющая. Если бы клубы получали не газово-железнодорожные подачки, а те же деньги, но справедливо распределенные - в виде выплат от гостелевидения, раз уж нашему государству так неймется. Если бы они, раскормленные искусственно вздутыми бюджетами, не отворачивались презрительно от малой телевизионной денежки, а думали, как сделать ее большой, и помнили: копейка рубль бережет. Если бы Первый канал и ВГТРК рассматривали футбол не как общественную обузу, а как возможность заработать…

У клубов и лиги, кстати, в любом случае останется огромное непаханное поле для работы: борьба за болельщика на стадионе. Вот этого никакие швейцарцы точно не отнимут. Хольте, лелейте, заманивайте, доите - все в ваших руках, клубы и РФПЛ. Лоббируйте законы, возвращайте пиво, ищите укорот на отмороженных фанатов и полицию, устанавливайте обогрев, завязывайте с договорняками. Трудно? Да, требовать деньги за телеправа проще. Но если хочешь заработать, разве труд в тягость?

А на перекошенном рынке и законы кривые. Одни думают, как картинку улучшить и "Наш футбол" в микрорайон доставить. Другие - как в очередной раз присосаться к госмонополии или к закошмаренному спонсору. Что им та картинка и те зрители?

ВГТРК, мне кажется, тоже не планирует извлекать сверхприбылей из союза с Infront Sports & Media. Государственная компания, обремененная социальной функцией, будет рада выходу в "ноль", паче чаяния такое случится через несколько лет. Практика показывает, что бизнес-схемы, в которых слово "бизнес" заменено на "соцобязательства", работают вяло. Но раз швейцарцы на что-то рассчитывают, это неспроста. Интересно, на что?

А еще интересно, кто и сколько предложит РФПЛ, если сделка с Infront Sports & Media сорвется. И во имя каких целей предложит - это тоже хотелось бы знать.

113
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (113)

Аллочка-фиалочка

...А самое умное из сказанного автором:руководителям нашего футбола надо бороться за болельщика на стадионах.Нет,не с ним,а ЗА него!!!Как там у автора:"...хольте,лелейте,заманивайте,...,лоббируйте законы,возвращайте пиво,ищите укорот на отмороженных фанатов и полицию,устанавливайте обогрев..."Ну слава Богу !Я рада,что в газете поднята эта тема.Если честно,давно пора,автору респект.

00:46 28 февраля 2012

howard

Действительно и пирог вкусный и поле не паханное. Но только что изменится. Ничего. НТВ+ конечно старается, но сколько перекосов в нашей системе. Сначала все-таки неплохо было бы иметь клубы профессиональными, честно зарабатывать, жить по средствам. Тогда может и народ потянулся на стадионы, на которых комфортные условия создавались бы, и подписчиков становилось бы больше и многое другое.

17:55 25 февраля 2012

ЦиNick

Так не будет. Размер великоват.

00:16 25 февраля 2012

Аллочка-фиалочка

Полностью согласна с автором по всем вопросам.Хотелось бы,чтобы смотреть футбол без долбёжки стен и нервотрёпки,21 век на дворе,мобильники есть ,компы,высокие технологии,дорого-дёщево =второй вопрос,надо чтобы пошёл-заплатил деньги-смотришь...Ну и чтобы тарелками не было усеяно всё жизненное пространство:это не полезно для здоровья.Если швейцарцы предложат,чтобы без долбёжки,хамоватых долбильщиков,нервотрёпки "в нагрузку"навязанных грязных каналов,да ещё и за приемлемые деньги=я за швейцарцев,завтра же пойду и подключусь!

23:52 24 февраля 2012

ЦиNick

З.Ы. Сорри за опечатку, торопился очень. На самом деле, любой корреспондент является человеком. С душой, надеюсь, и своими привязанностями, вкусовыми, если хотите, предпочтениями. Все это видно человеку с мозгом (ну хоть с небольшим) из публикаций. Это нормально. Просто кто-то является, так сказать его соратником по движению, кто нет. Я-нет...

23:51 24 февраля 2012

ЦиNick

Многополярное проективное мышление...Просто супер. Вы с ним не в близких, мадеумуазель?

23:45 24 февраля 2012

Аллочка-фиалочка

Мало кто так много пишет о футболе,как Евгений Дзичковский Я думаю он действительно один из лучших журналистов Спортэкспресса и поднял столько тем,что и не снились очень многим,и он не брюзжит никогда,он как раз смотрит на разные темы с самых разных ракурсов,как в начертательной геометрии,у него многополярное проективное мышление высокообразованного человека ,ну а если кто-то не заметил,что Евгений пишет о футболе...

23:41 24 февраля 2012

ЦиNick

А что касаемо непосредственно заданной темы, то это ,вообще, не повод для обсуждения. Никогда не отдадут в Европу такой лакомый кусок, как телетрансляции. Тем более, вот он ЧМ 2018...

23:09 24 февраля 2012

ЦиNick

Да, прав я оказался...Частенько он на страницах свиной Фратрии ошивается... Кол те в груть, тушенка свиная...

23:06 24 февраля 2012

ЦиNick

судя по всему, автор является мясным, раз уж ему не дают покоя газпромовские и ржд инвестиции. Бред полный.

22:58 24 февраля 2012

Nikolay, Kupriyanov

envyserb 20:20 | 24 Февраля 2012 А ты о чем сейчас? :)

21:12 24 февраля 2012

envyserb

envyserb>> "Ага. Циыилизоывнная.... Окстись. Посмотри на главных действующих лиц и пойми, что тут до цивилизации далеко." kms 11:10 | 24 Февраля 2012> Ты не прав тут. То, что компанию возглавляет родственник Блаттера не означает, что она плохо работает. Не путай российские реалии с западными. И не поддавайся на провокации журналистов))) У компании действительно неплохой опыт, я думаю, можно попробовать было бы. То что компанию возглавляет родственник Блаттера - означает что она работает не потому, что имеет преимущество в качестве работы, а потому что связи. Других варинатов нет. Если такой наивный и думаешь что это не так, то вспомни про скандалы с коррупцие в ООН. Почему можно думать, что международная футбольная организация лучше? Я склонен думать обратное.

20:20 24 февраля 2012

Nikolay, Kupriyanov

kms я полностью тебя поддерживаю, но что бы лига зарабатывала на болельщиках ну это ведь реальная фантастика газ - нефть... других вариантов к сожалению нет пока в нашей любимой стране... производство-то основное в упадке....

20:09 24 февраля 2012

John Lee

Смотрю только Спорт-1 в качестве HD. Кто знает о чем речь, ни о каком сопкасте не будет даже думать, даже Россию2 рассматриваю как какой то суррогат. Я готов платить 400 рублей в месяц за футбол в хорошем качестве, за музыку в отличном качестве и т.д. И менталитет, с волшебным словом ХАЛЯВА тут ни при чем.

20:08 24 февраля 2012

kms

Николай, да нету их. Ну нету. Ну то, что ты предложил - это опять же и установка антенны, и монтажные работы, и плата за ресивер и так далее. У тебя уже стояло, ты нашел вариант, как платить меньше. Я понял тебя, всё правильно сделал. Но выбирать сопкаст... Нет, я понимаю, когда других вариантов нету, тут сам бог велел. А вот когда у людей и деньги есть, и возможности (в той же Москве живут, к примеру), а они выбирают сопкаст - вот это уже любовь к халяве. И таких немало))) Я лично таких знаю. Да, ёлки-палки, я сам такой))))) Но я всё-таки хочу, чтобы сделали нормальный продукт. И чтобы лига зарабатывать стала. И сам стану платить, если сделают удобно (мне вот важнее, чтобы даже не дешево, а удобно, чтобы без геморроя всё подключалось и т.д.). Дело в том, что вопрос то очень важный, если лига станет хорошо зарабатывать, то будет вполне возможно запретить финансирование клубов хотя бы премьер-лиги из гос. бюджета. А это сразу качественный скачок вперед: и договорняков меньше будет. Вот о чем речь то. Хотя, они, наверное, выберут такой формат, чтобы пара матчей бесплатно на России-2, а остальные на всяких там Спортах за деньги. Кому надо заплатит, кому нет - тоже без футбола не останется.

18:37 24 февраля 2012

andrey

Сам Такой 15:06 | 24 Февраля 2012 Я подключил ростелеком, через оптико-волокно. Стоимость 130 каналов-300 рублей. Есть НТВ+спорт+, спорт1, КХЛ. НО подключение одного канала НТВ+наш футбол стоит 300 рублей в месяц.

18:24 24 февраля 2012

Nikolay, Kupriyanov

kms вот ты опять не прав... русский человек он не медведь на коньках, просто если есть варианты ХОРОШЕГО качества и нахяляву конечно их надо использовать!

18:00 24 февраля 2012

kms

svg 969 16:10 | 24 Февраля 2012: "Столько всего написано, но я так и не понял, будет ли в этом году бесплатный футбол и если будет, то в каком количестве? По мне прошлогодний вариант два центральных матча каждого тура в прямом эфире на Р-2 самое то. Думаю в большем объеме ЧР мало кому нужен. Сомневаюсь что 15-17 миллионов россиян ждут не дождутся возможности лицезреть на своих экранах матчи Терек-Нальчик или Амкар-Волга." Вот он!!! Ответ на ГЛАВНЫЙ вопрос статьи! А русскому человеку глубок по х.. и на миллионы для Лиги, и на развитие футбола, и вообще. Ему главное: БЕСПЛАТНО!!! И если бы швейцарские парни из Инфронта это понимали, хрен бы они рассчитывали что-то заработать. Ибо русский человек согласится на любое, даже самое убогое качество, на сопкаст и т.д. лишь бы для него это была ХАЛЯВА. Вот он, друзья, главный посыл всего нашего обсуждения. И точка.

17:48 24 февраля 2012

svg 969

Столько всего написано, но я так и не понял, будет ли в этом году бесплатный футбол и если будет, то в каком количестве? По мне прошлогодний вариант два центральных матча каждого тура в прямом эфире на Р-2 самое то. Думаю в большем объеме ЧР мало кому нужен. Сомневаюсь что 15-17 миллионов россиян ждут не дождутся возможности лицезреть на своих экранах матчи Терек-Нальчик или Амкар-Волга.

16:10 24 февраля 2012

regiment

Fedor-G дело не в 248 рублях. это действительно не много. А вот сколько стоит оборудование нтв+? от 7000р

16:10 24 февраля 2012

Вадим Беликов

Mike99 vadim__2006@mail.ru я не скрываю свой мейл, в профиле должен быть.... а тебе для чего?

15:43 24 февраля 2012

Mike99

Дай свой Mail. Либо где-нить на торренте его сбрось.

15:41 24 февраля 2012

Вадим Беликов

Mike99 ))))))))))))) у меня и так лицензионный Windows, который качает для себя обновления постоянно)))) вот только все равно - пиратка))))

15:35 24 февраля 2012

Mike99

>>>Хочешь получить лицензионный Windows? Напиши. Проблем нет. Только не истери.

15:33 24 февраля 2012

Вадим Беликов

на сегодняшний день мой путь -торренты и сопкаст... и глубоко по......все равно че там будет с телеправами

15:30 24 февраля 2012

Mike99

А Автор и так написал главную мысль. Будете борзеть, то и на Вас управа найдется. Не так ли?

15:21 24 февраля 2012

Вадим Беликов

Сам Такой вот ты говоришь 8 тысяч... а за что? я конечно, может чего-то не понимаю, и у тебя стоит лицензионный windows и касперский , и видео и музыка тоже - лицензия...если честно я завидую таким людям как ты- имеешь финансовые возможности приобретать( не всегда лучший) легальный продукт.... но, лично меня , для того чтобы заставить покупать что-то лицензионное нужно (ХОТЯ БЫ) закрыть продавца , который торгует в двух шагах от моего дома контрафактом .......

15:15 24 февраля 2012

Сам Такой

Снежи, когда появился интернет по технологии АДСЛ, подключение стоило по-моему 100 долларов и абонентка примерно такая. Скорость была 512 кбит/с, это было очень круто :) когда это будет по всей стране, цены должны упасть. хотя в принципе они и так не запредельные. может будут пакеты каналов поудобнее, возможность получать программы на заказ, абонентское оборудование дешевле. мое оборудование например у оператора стОит порядка 8 тысяч. за такие деньги оно конечно мало кому нужно, но я подключался по акции с бесплатной арендой. думаю со временем их будут бесплатно раздавать в общем, если подытожить по статье. конкуренция на рынке телеправ РФПЛ по-любому должна быть благом для нашего футбола. но конечно при условии что эта конкуренция более-менее честная, а не является неким сговором в высших кругах, на что осторожно намекает автор. а пока кроме НТВ эти права никого особо не интересовали - не было смысла улучшать. по техническому оснащению мы наверно все-таки не в каменном веке уже, но может в бронзовом или железном. для конечного пользователя наверно и не так важно, кто станет партнером РФС. даже если им останется НТВ+ - это для них уже будет звоночком, что они уже не одни. а значит придется делать услугу более удобной и доступной, иначе это может сделать кто-то другой

15:06 24 февраля 2012

Mike99

>>> Вадим Беликов 14:48 | 24 Февраля 2012 Полностью согласен. +1000

14:52 24 февраля 2012

Вадим Беликов

Читаю я все то, что вы здесь понаписали и не знаю смеяться или плакать.... толпа людей всерьез рассуждают(В ИНТЕРНЕТЕ )о плюсах и минусах тарелки)))) ну бред же... возможно вам действительно важно заплатить за наш футбол, но я ,и большинство обычных людей , пока есть интернет трансляции, платить лишние деньги не буду...имхо...

14:48 24 февраля 2012