Экономика российского футбола. Главные цифры
В понедельник известная аудиторская компания PWC и Российская премьер-лига представили уже третье по счету совместное комплексное исследование, посвященное экономике отечественного футбола. Получилось довольно любопытно. Приводим основные данные.
Финансы
То, что обычно вызывает наибольший интерес и за что обычно клубы РПЛ принято критиковать — мол, сидят на бюджетной игле. Тем не менее, по итогам 2018 года совокупная разница доходов и расходов клубов РПЛ оказалась положительной и составила +1,8 миллиарда рублей. Доходы составили 59,4 миллиарда рублей, расходы — 57,6 миллиарда. В 2017 году сальдо было отрицательным — минус 1,7 миллиарда рублей.
Правда, нужно учитывать, что в данном случае речь идет, так сказать, о средней температуре по больнице — данных по каждому конкретному клубу нет. Это одно из условий соглашения РПЛ и PWC. Хотя президент РПЛ Сергей Прядкин сказал, что, возможно, в будущем будут раскрываться данные и отдельных клубов.
Структура доходов
Главное, что обращает на себя внимание при изучении структуры доходов — это довольно заметный рост доходов от того, что в английском языке принято называть match day. То есть билетов, трат зрителя на еду и напитки, сувениры и атрибутику. В 2018 году этот показатель составил 11,4% от общих доходов или 6,8 миллиарда рублей, тогда как в 2017-м было 7,6% или 4,3 миллиарда рублей. Очевидно, это связано с введением в строй новых арен, построенных к ЧМ-2018. Есть основания ожидать, что в будущем эта цифра будет только расти.
При этом неуклонно падает доля так называемых целевых поступлений — то есть, по сути, денег из бюджета. Если в 2014 году это было 21,3% или 11,4 миллиарда рублей, в 2016-м — 13,8% или 8,7 миллиарда рублей, то в 2018-м — 12,6% или 7,5 миллиарда рублей.
С другой стороны, главный источник дохода российских клубов — спонсорские и прочие коммерческие доходы. В 2018 году они составили 47,4% от общей суммы доходов или 28,2 миллиарда рублей. Да, с коммерцией потихоньку становится получше, но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что в данном случае спонсорские контракты — это и «Газпром», и РЖД, и «Лукойл», и ВТБ, дающие много денег всем известным клубам. Насколько они коммерчески релевантны — вопрос, на мой взгляд, дискуссионный.
И чисто для сравнения — три недели назад «Манчестер Сити» отчитался о доходах за сезон-2018/19. Они составили 535,2 миллиона фунтов и распределились следующим образом: 253,2 миллиона — доходы от телеправ, 227 миллионов — коммерческая деятельность, 55 миллионов — доходы в дни матчей.
Билеты и ложи
Выше уже было сказано про рост доходов в дни матчей. Так вот, в сезоне-2018/19 совокупная выручка клубов РПЛ от продажи билетов и абонементов составила 3,28 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым периодом рост доходов составил 9%.
При этом доходы от продажи билетов на отдельные матчи серьезно превышают доходы от абонементов — 76% против 24%.
Кроме того, 923,7 миллиона рублей составила совокупная выручка клубов от реализации ВИП-лож в сезоне-2018/19. Правда, это касается только «Динамо», «Краснодара», «Крыльев Советов», «Ростова», «Рубина», «Спартака», «Урала» и ЦСКА — по остальным по ряду причин данных нет. А в структурах восьми клубов РПЛ есть отдельные департаменты по работе с ВИП-болельщиками.
Все 16 клубов реализуют билеты на матчи онлайн. При этом абонементы через интернет продают всего семь команд.
Работа с болельщиками
Наконец, несколько фактов о том, как клубы работают с болельщиками.
В сезоне-2019/20 на всех стадионах премьер-лиги есть точки продаж атрибутики.
15 клубов проводят перед домашними матчами какие-либо развлекательные мероприятия. У 14 есть специальные спонсорские развлекательные площадки. У 12 — различные программы лояльности. У 7 — детские комнаты во время матчей.
11 клубов проводят различные исследования своей аудитории. Однако специальные CRM-системы и базы данных есть только у 8 клубов. Хотя тут есть прогресс — в сезоне-2018/19 таких клубов было всего 6.
Чемпионат России по футболу: турнирная таблица РПЛ, новости и обзоры, расписание и результаты игр
|
И | В | Н | П | +/- | О | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Зенит | 23 | 14 | 5 | 4 | 43-20 | 47 | |
2
|
Краснодар | 23 | 12 | 7 | 4 | 36-23 | 43 | |
3
|
Динамо | 23 | 10 | 8 | 5 | 36-31 | 38 | |
4
|
ЦСКА | 23 | 9 | 10 | 4 | 43-31 | 37 | |
5
|
Локомотив | 23 | 9 | 10 | 4 | 38-31 | 37 | |
6
|
Кр. Советов | 23 | 10 | 6 | 7 | 41-33 | 36 | |
7
|
Спартак | 23 | 10 | 5 | 8 | 29-28 | 35 | |
8
|
Ростов | 23 | 9 | 7 | 7 | 35-33 | 34 | |
9
|
Рубин | 23 | 9 | 5 | 9 | 20-29 | 32 | |
10
|
Пари НН | 23 | 8 | 4 | 11 | 21-26 | 28 | |
11
|
Факел | 23 | 6 | 8 | 9 | 19-25 | 26 | |
12
|
Оренбург | 23 | 6 | 8 | 9 | 27-30 | 26 | |
13
|
Урал | 23 | 6 | 5 | 12 | 22-36 | 23 | |
14
|
Балтика | 23 | 5 | 5 | 13 | 21-27 | 20 | |
15
|
Ахмат | 23 | 5 | 5 | 13 | 21-36 | 20 | |
16
|
Сочи | 23 | 4 | 6 | 13 | 24-37 | 18 |
19.04 | 19:00 |
Краснодар – Факел
|
- : - |
20.04 | 14:00 |
Рубин – Локомотив
|
- : - |
20.04 | 16:30 |
Балтика – Кр. Советов
|
- : - |
20.04 | 19:30 |
ЦСКА – Ахмат
|
- : - |
21.04 | 14:00 |
Пари НН – Динамо
|
- : - |
21.04 | 16:15 |
Зенит – Оренбург
|
- : - |
21.04 | 18:15 |
Сочи – Урал
|
- : - |
21.04 | 20:30 |
Ростов – Спартак
|
- : - |