Газета Спорт-Экспресс № 149 (3827) от 5 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

5 июля 2005

5 июля 2005 | Фехтование

ФЕХТОВАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Павел КОЛОБКОВ: "УЖЕ НАЧАЛ ГОТОВИТЬСЯ К ПЕКИНУ"

Ровшан АСКЕРОВ

из Залаэгерсега

Наш герой фехтовал на Олимпийских играх за три разные команды - СССР, Объединенную и России. Он многократный чемпион мира и Европы, обладатель золота Олимпийских игр. Он, несмотря на ветеранский возраст, все еще остается лучшим шпажистом страны и входит в первую двадцатку сильнейших в мире. Он готовится к своей шестой (!) Олимпиаде и подготовку эту начал в Залаэгерсеге.

Корреспондент "СЭ" побеседовал с героем Сиднея-2000 и бронзовым призером Афин-2004 Павлом Колобковым.

-Олимпиада в Афинах стала последней для многих российских чемпионов. Ушли из большого спорта Светлана Хоркина, Алексей Немов, Мария Киселева. Фехтовальную дорожку покинул саблист Сергей Шариков. А чемпион Сиднея Павел Колобков, за плечами которого уже пять Олимпиад, продолжает выступать. В чем секрет такого долголетия?

- Так сразу и не скажешь. Честно говоря, еще в январе я не был уверен, что продолжу выступать, задумывался о завершении карьеры, хотя официально никаких заявлений не делал. Просто взял после Афин длительный тайм-аут и отошел от спортивной жизни. У меня ведь было два очень тяжелых олимпийских цикла, которые я прошел практически без отдыха. Но как-то раз утром проснулся с ощущением, что мне дико не хватает атмосферы переполненного фехтовального зала, не хватает адреналина соревнований, появилась тоска по друзьям-спортсменам. И я понял, что никуда в ближайшее время не уйду. Было это в феврале. Я вновь начал тренироваться и к апрелю набрал приличную форму, которая позволила мне выступить на чемпионате России и выиграть его. Эта победа и стала определяющей в моем решении вернуться в фехтование. Потом было золото на этапе Кубка мира в Эстонии.

-То есть если бы не выиграли, то могли бы и не вернуться?

- Дело не в результате, а в том, как я провел свои поединки. Я снова получал удовольствие от самого процесса. Это означало, что запаса эмоций еще хватает, что я не устал от фехтования и смело могу выступать на самом высоком уровне. Да и качеством своих боев я был удовлетворен.

-Выходит, дело было не в жажде новых титулов?

- Абсолютно. Я выиграл все, что можно, всем все доказал. А прежде всего - самому себе. Непокоренных вершин не осталось, но желание выступать не исчезло. С другой стороны, выходя на старт любого турнира, я думаю только о первом месте, хотя даже просто подняться на пьедестал почета всегда приятно. Казалось бы, чемпионат Европы - соревнование совершенно нерейтинговое, всего лишь этап подготовки к мировому первенству, однако и здесь уступать не хочется. Но самой манящей целью, конечно, остаются Олимпийские игры.

-В этом году вас избрали вице-президентом Федерации фехтования России. Это никак не отразилось на вашей спортивной подготовке?

- Вовсе нет. Скорее моя новая должность помогает мне другими глазами увидеть и оценить процессы, происходящие в мировом и отечественном фехтовании. Многое из того, что раньше казалось знакомым и понятным, открывается теперь с неожиданной стороны. Так что работа функционера мне, можно сказать, пошла на пользу. Хотя больше пользы любимому виду спорта я по-прежнему могу приносить на дорожке.

-Сразу после проигрыша в финале чемпионата Европы поляку Томашу Мотыке вы в ответ на мой вопрос относительно Игр-2008 в Пекине сказали, что не хотите так далеко заглядывать в будущее. А вот ваш тренер Александр Бекетов уверен в том, что мы вас обязательно увидим в столице Китая через три года...

- Конечно, сразу после неудавшегося финала я мог наговорить кучу всякого разного. А сейчас готов признать, что, заявившись на первый после Олимпиады чемпионат Европы, начал новый олимпийский цикл. Но жизненный опыт говорит, что запад никогда не бывает богат. Каждый свой финал на этапе Кубка мира, на чемпионате континента или мира я расцениваю как подготовительный к Играм, однако на них нужно еще отобраться. И что будет через три года, никто не знает. Хотя, судя по тому, что я наблюдаю на дорожке (пусть это не звучит нескромно), сегодня мало кто может бросить перчатку представителям советской школы фехтования, к которым я себя причисляю. Фехтование стало быстрее, но заметно проще. Сейчас вы не найдете шпажистов такого уровня и класса, какие были в пору моей спортивной молодости. Те же французы раньше выглядели гораздо опаснее и изобретательнее, чем сейчас. Новое поколение фехтует на более высоких скоростях, но это идет в ущерб технике и тактике. Теперь шпажист должен быть более психологически устойчивым, поскольку каждый следующий бой требует все большей отдачи и концентрации. Малейшая ошибка или секундная расслабленность стоят очень дорого.

-Почему вы занимаетесь отдельно от команды?

- Потому что тренировки 18-летнего спортсмена сильно отличаются от подготовительной работы 36-летнего. Кроме того, у меня есть серьезное дело - я менеджера фитнес-клуба, и это не вписывается в давно сложившуюся систему сборов и тренировок. Но я уже столько лет в спорте, что научился понимать свой организм и выводить себя на пик формы в нужное время.

-А разве для успеха в командном турнире вам не нужно лучше знать партнеров по сборной, чаще проводить с ними тренировки, чтобы почувствовать их?

- Приведу один пример, чтобы вам все стало ясно. На Олимпиаде в Атланте, где мы в командном турнире проиграли всего один укол итальянцам и заняли второе место, некоторые члены нашей сборной не разговаривали друг с другом несколько месяцев и помирились лишь после того, как нам вручили серебряные награды. Фехтование все-таки сугубо индивидуальный вид спорта, это не футбол. Здесь понятие "команда" несколько условно. Я знаю сборные, в которых психологическая совместимость спортсменов крайне низкая, а спортивные результаты - высокие.

-Тогда что же главное в командных турнирах, какова там стратегия победы?

- Шпага - довольно специфический вид оружия. Особенность шпажного командного турнира в том, что для лидера самое важное - не набрать много очков, а не потерять их. Потому что против лидера выходят не создавать, а разрушать. И очень часто бывает так, что выигрывает та команда, в которой лидер хоть и нанес мало уколов, но зато и не пропустил много. Так что главное - тактическая раскладка. В шпаге побеждают еще до выхода на дорожку, грамотно распределив силы на все 9 боев.

-Как семья отнеслась к вашему решению продолжить спортивную жизнь?

- Скажем так: спокойно. Дети рады, а вот жене очень сложно одной вести хозяйство, но она меня понимает. Более того, именно она посоветовала мне вернуться, поскольку видела, как мне не хватает атмосферы соревнований.

-Сюда, в Залаэгерсег, поболеть за своих мужей приехали жены саблистов Станислава Позднякова и Алексея Дьяченко. А вы не берете супругу на ответственные соревнования?

- Да я не против, но дело в том, что моя жена очень сильно переживает за меня и никогда не смотрит мои бои. Даже в видеозаписи. А вот после окончания чемпионата Европы она обязательно приедет в Венгрию, и мы с ней проведем здесь несколько дней, съездим в Будапешт.

-Детям не передалась ваша страсть к шпаге?

- Сын очень любит фехтование и думает всерьез заняться им. Хотя, на мой взгляд, у нас очень неблагодарный вид спорта: при сумасшедших турнирных нагрузках и огромном количестве времени, потраченном на тренировки, материальная отдача очень небольшая. Кстати, сейчас сын занимается более финансово выгодным теннисом, но он ему не особо нравится.

-Убеждать сына не идти по стопам отца не будете?

- Нет. Пусть сам попробует и решит, стоит ли ему этим заниматься. Фехтование ведь, несмотря ни на что, - великолепный вид спорта, красивый, умный. Но вот жить за счет него невозможно. Это только в Италии или во Франции фехтовальщик - профессия... До 2000 года я очень сильно переживал по поводу того, как буду содержать семью, пока не нашел работу в фитнес-клубе. Именно поэтому Игры в Сиднее сложились для меня так удачно. Выходя фехтовать, я не задумывался о том, как прокормить родных, если что-то будет не так.

-Какие-то команды заинтересовали вас на этом чемпионате?

- Поскольку европейское первенство, как правило, служит полигоном для обкатки новобранцев, то я внимательно наблюдал за молодежью. Приятное впечатление оставили румынские и польские шпажисты. У этих вчерашних юниоров видны задатки приличных мастеров. Раньше в шпаге было всего четыре страны-лидера: Россия, Венгрия, Франция и Италия. Теперь же круг сильно расширился и уровень фехтования выравнивается. Приходится держать ухо востро уже с первого круга любого турнира.