Газета Спорт-Экспресс № 238 (3616) от 16 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

17 октября 2004

17 октября 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - ЛЕКО

ПОВТОРИТ ЛИ КРАМНИК ПОДВИГ КАСПАРОВА?

12-я партия матча на первенство мира по классическим шахматам, в которой обладатель высшего титула россиянин Владимир Крамник в предпоследний раз играл белыми, завершилась вничью после 34 ходов. Перед двумя заключительными партиями претендент из Венгрии Петер Леко сохраняет минимальный перевес в счете - 6,5:5,5.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бриссаго

КАКАЯ БОЛЬ, КАКАЯ БОЛЬ...

Мне показалось, что на Крамника, который обычно не пропускает телерепортажи ни об одном важном и интересном футбольном матче, результат игры нашей национальной команды с португальцами тоже произвел угнетающее впечатление. Меня, например, весь четверг не покидало чувство беспомощности и стыда. Возможно, еще и потому, что, когда долго находишься за границей, воспринимаешь все, что касается твоей страны, особенно остро.

- Ну как вам, русские? Нелегко? - не то с сочувствием, не то с тайным злорадством спросил меня в пресс-центре один немецкий журналист, прекрасно говорящий по-русски. Мы с ним знакомы много лет и давно на "ты".

- Что имеешь в виду, футбол или шахматы?

- И то и другое.

Вот именно, и то и другое...

Я честно ответил коллеге, что нам, русским, сейчас действительно нелегко, но пусть наши недоброжелатели особо не радуются. Мы справимся.

После окончания 12-й партии Крамник и Леко долго не вставали из-за стола. Петер щедро делился с чемпионом вариантами, объясняя, почему он не стал играть на победу в заключительной позиции, в которой у него были две лишние пешки. Владимир смотрел на соперника с уважением и вниманием. Так больной смотрит на врача, когда тот выписывает ему рецепт.

Долго, очень долго не начиналась положенная по регламенту пресс-конференция. Крамник с Леко никак не могли оторваться от анализа партии. И пришли, наконец, к выводу, что у белых все же были достаточные шансы на ничью.

Когда пресс-конференция все-таки началась, российский гроссмейстер не стал ничего говорить о том, как он намерен играть в оставшихся двух партиях. Так же, как играл до этого, или иначе. И ни словом не обмолвился о том, что знает, как тяжело удержать счет. Он был подавлен...

А к Леко вдруг вернулась его обычная добродушная веселость. Варианты, которыми он поливал публику и журналистов, как из пожарного шланга, вызывали нервный смех в зале. Скорость, с которой Петер все это выпаливал, была запредельной. Зная эту особенность юного венгра, никто даже и не пытался что-то запомнить или понять. Все просто смотрели на Леко и смеялись.

А Крамник с потухшими глазами вежливо улыбался. Насколько ему было больно, можно было понять по тому, как он отклонил протянутую для автографа каким-то швейцарским болельщиком шахматную доску. Раньше он ни за что бы так не поступил. А тут посмотрел на доску и мотнул головой: не сейчас. Не было и его ставшей уже традиционной тут короткой беседы с маленькой изящной женщиной с микрофоном, представляющей телеканал "Россия". Она караулила чемпиона на улице у входа, оператор включил камеру. Между прочим, эта женщина не только имеет гроссмейстерское звание, но и хороша собой. Однако Крамник, до этого неизменно говоривший ей что-то, вселяющее надежду в своих болельщиков, на сей раз лишь вяло улыбнулся и быстро скрылся в машине, которая увезла его в отель...

Крамник был потрясен: его переиграли черными!

В запасе у Владимира остались две попытки. И последний "белый патрон".

Однажды одному великому чемпиону удалось совершить, казалось бы, невозможное - выиграть у другого великого чемпиона белыми последнюю партию матча, сравнять счет и сохранить звание. Это случилось в последнем по счету легендарном противостоянии Каспарова и Карпова - в Севилье.

Можно ли повторить этот спортивный подвиг? Не знаю. Но в любом случае надо попытаться. Надежда умирает последней.

ИЗВИНИТЕ, У МЕНЯ ДЛЯ ВАС "КАРО-КАНН"!

Упрямство, с которым Крамник применяет новый для себя ход 1.е2-е4, уже не бодрит и не обнадеживает. Потому что задуманного удара в одну точку у чемпиона не получается. Если до 12-й партии Леко удачно варьировал варианты испанской партии (в 10-й венгра спасла невероятная цепкость в защите и неудачный ход d4-d5 Крамника), то на этот раз на свет был извлечен дебют "второй линии обороны", известный в теории как защита Каро-Канн. Петер, как мы уже говорили, является поклонником творчества 9-го чемпиона мира Тиграна Петросяна. Так вот, Железный Тигран не раз и не два применял огнеупорный "Каро-Канн" в самые ответственные моменты своей спортивной биографии. В том числе в матче за мировую шахматную корону, в котором он одолел Михаила Ботвинника.

Хотя, конечно, челябинский вариант сицилианской защиты Леко играет гораздо чаще, но и "Каро-Канн" входит в его репертуар. На отрезке с 1993 по 1998 год венгерский гроссмейстер 16 раз использовал эту защиту, дважды выиграв при этом у такого боевого шахматиста, как болгарин Веселин Топалов, и разок обидев свою землячку Юдит Полгар. Но и проигрывал не однажды. А еще восемь раз "огнеупорный" приносил ему ничьи, причем дважды во встречах с нынешним помощником Крамника Петром Свидлером. Я это к тому, что Крамник мог в принципе ожидать применения этой защиты в матче.

И по тому, как не задумываясь чемпион делал начальные ходы, чувствовалось, что он не просто готов к новому повороту событий, но и кое-что приготовил для своего соперника.

К этой позиции соперники пришли, потратив в общей сложности 14 минут и 15 секунд. Из них Крамник - 7.50, а Леко - 6.25. Кстати, на этом матче впервые на моей памяти журналистам предоставляется полный хронометраж партий с точностью до секунды. Подвижническая деятельность московского гроссмейстера Давида Бронштейна, который, будучи шахматным обозревателем "Известий", много лет агитировал за обязательный хронометраж, спустя полвека, как видим, принесла плоды.

Данная позиция хорошо известна в теории и неоднократно встречалась. Но никто до Крамника не забрасывал так далеко в лагерь черных своего ферзя - 18.Фh7. Леко думал над этим положением 20 минут и 9 секунд. Казалось бы, самое простое решение тут - прогнать ферзя ладьей: 18... Лh8, ведь пешку на g7 белые не могут взять, так как придется или повторять позицию, или отдавать коня на f3 после 19.Фg7 Лdg8 20. Фf7 Лf8. Однако почему-то венгр не стал гнать дерзкого лазутчика. Думается, потому, что шел на какую-то конкретную позицию, которую он тщательно готовил, и не захотел отвлекаться на мелочи. Тем более через некоторое время ферзь белых сам должен был вернуться восвояси.

Поразительное дело! Вновь, как и в 10-й партии, Леко принимает непопулярное у большинства гроссмейстеров решение - намеренно портит свою пешечную структуру на королевском фланге, но при этом активизирует ладью, а оторвавшуюся от своих пешку "f" использует как таран. Однако если в 10-м поединке данный прием дал ему ничью, то здесь дело едва не обернулось выигрышем черных!

После того как белые воспользовались предоставленной им возможностью и все же испортили черным "прическу" на королевском фланге, в пресс-центре стремительно появился президент организовавшей этот матч сигарной компании Dannemann Ханс Лойзен. Он подошел к гроссмейстеру Мигелю Ильескасу и спросил, как он оценивает позицию. Ильескас указал на маленькое светящееся окошечко в углу компьютерного монитора. Там высвечивалась оценка программы "Фритц-8": электроника отдавала предпочтение белым, указывая, что их преимущество исчисляется в "половину пешки".

Полпешки, как полсигары, - ни то ни се. Лойзен поинтересовался у Ильескаса, что думает лично он. Мигель завертелся, как будто его поджаривают, но все же дал оценку: у белых "лучше", однако хватит ли этого для победы, он пока не знает.

Этого "лучше" белым едва не хватило для... поражения. На отрезке с 26-го по 31-й ход Леко играл феноменально! Его дерзкий ход 26... b5 показал, что он готов и к открытой игре, когда это диктуется обстоятельствами, но особенно хорош был "тихий" ход слоном 31...Сс7!

Этого, как признался на пресс-конференции Крамник, он не ожидал...

Взгляните на возникшее на доске положение после скромного отступления слона. Посторонившись, он открыл своему ферзю путь к ключевой пешке белых на d5. Падет она - и партия для белых проиграна. Под боем находится и пехотинец на линии "g", гибель которого повлечет за собой смерть пешки на h5... Выбор у белых невелик, им осталось уповать на централизацию ферзя и коня. Но черные успевают уничтожить пешки "g" и "h". Неужели 7:5 в пользу Леко?!

Но что это, ничья? Да, она, родимая. Мы критикуем гроссмейстеров, когда они играют ничейные партии-коротышки, но за ТАКУЮ ничью им можно сказать только спасибо. И особенно большое спасибо Петеру.

Он так объяснил свое неожиданное решение предложить ничью в позиции, в которой у него было на две пешки больше. В цейтноте (впрочем, весьма небольшом: у венгра оставались 8 минут на 6 ходов) можно, дескать, и просчитаться, а желания изучать все возможности защиты белых у него не было, поэтому он и счел за благо закончить эту тяжелую партию подписанием мирного договора.

А он, оказывается, большой прагматик, наш Леко. Очень уж ему хочется побыстрее закончить тяжелую партию. Так что это - очередной аттракцион неслыханной щедрости или трезвый расчет?

Крамник меланхолично заметил, что, побив вражеского ферзя на g6, ничью он вроде бы должен был сделать, но и не отрицал, что заключительное положение лучше для черных...

НЕ ПОПРОСИТЬ ЛИ ПОМОЩИ У ДРУГА ЮНОСТИ КОНЬКА-ГОРБУНКА?

Итак, близится развязка драматичного противостояния. Очевидно, все должно решиться в самой последней партии, если, конечно, Крамник не нарушит свою обнародованную после 11-й партии программу: играть как играется и не нарушать строгие законы шахмат, которые не позволяют черным сильно рисковать.

Но если нельзя, а очень хочется, то можно? Риск ведь не обязательно должен быть оголтелым, он может быть и разумным. Надо бороться, а не рассчитывать только на академичный дебютный перевес, который должны принести белые фигуры. Тем более что Леко демонстрирует здесь отменные качества, которые были присущи его любимому шахматисту Тиграну Петросяну в его лучшие годы: он умеет не только цепко защищаться, но и, когда необходимо, резко контратаковать.

И последнее. Однажды Лев Полугаевский рассказал, как ему потребовалось в последнем туре межзонального турнира во что бы то ни стало выиграть у Лайоша Портиша. Он стал размышлять, какой бы ход ему избрать для этой цели (Полугаевский играл белыми), и с удивлением обнаружил, что 1.е2-е4 перевеса не дает! Отверг он и ход l.d2-d4, который служил ему верой и правдой так же долго. В итоге остановился Лев Абрамович на скромном l.Kf3 - и выиграл партию! У венгра Портиша, которого называли Маленьким Ботвинником!

Леко, похоже, тоже назовут скоро Железным Петером. Но, пока этого не случилось, может, Владимиру стоит в последней и решающей партии вернуться к своему любимому ходу юности? Тому самому, что принес успех Полугаевскому в поединке с Портишем - 1. Kgl-f3! Ведь недаром же этого коня мы так долго именовали "конем Крамника". А прославленный Фишером ход от короля 1.е2-е4 в Бриссаго Владимиру не принес ничего, кроме поражения в 8-й партии, где встретился "Маршалл"...

Нет, на месте чемпиона я бы всерьез подумал о том, не попросить ли помощи у друга юности Конька-Горбунка, который прыгает с поля gl на поле f3.

Диаграмму партии смотрите в формате PDF