Газета Спорт-Экспресс № 275 (3067) от 3 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

4 декабря 2002

4 декабря 2002 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА. Финал

ФРАНЦИЯ - РОССИЯ - 2:3

УРОК, О КОТОРОМ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ

Игорь РАБИНЕР

71-летний экс-президент России лихо, словно хоккеист-энхаэловец, перемахнул через ограждение - и, чуть не сбив с ног жену и охранника, с рыком "Где Миша?!" устремился вниз, чтобы заключить в свои могучие объятия 20-летнего героя - Южного. По корту с флагом страны, главой которой Борис Николаевич был еще недавно, уже вприпрыжку бежали два ошалевших от счастья миллионера, которых многие (как же несправедливы порой люди!) считали индивидуалистами, - Марат Сафин и Евгений Кафельников. А рядом умудрялся сохранять спокойствие Шамиль Тарпищев - тренер, который в этот день принял решение своей жизни. И за считанные часы прошел путь от тысяч проклятий до всеобщего поклонения.

Вы только представьте, каких слов удостоился бы наш капитан, проиграй неопытный Южный в трех сетах!..

В эти же мгновения в московской редакции газеты "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" несколько десятков журналистов, многие из которых за всю жизнь не написали о теннисе ни строчки, устроили у экрана телевизора в конференц-зале какую-то совсем непрофессиональную, подростково-болельщицкую кучу-малу. Их (да что уж там говорить в третьем лице - наш!) нечеловеческий крик слышал, боюсь, весь район с не подходящим для момента названием Тишинка. Где-то сразу отыскался - и был включен на полную мощь - компакт-диск с We are the champions.

Несколько часов все названивали женам, обиженным невниманием в выходной день, на ходу изобретали все новые веские причины, ну никак не позволявшие отлучиться со службы - и вот в 11 с лишним вечера, когда Поль-Анри Матье отправил мяч в аут, убедились в том, что не напрасно пошли на домашние ссоры. Ощущение было таким: если бы мы не увидели этого чуда, не пережили бы всю эту безумную гамму чувств от глухого отчаяния до эйфории, не шептали бы в пятом сете, не веря глазам своим: "Такого не может быть!" - каждый из нас не простил бы себе этого до конца своих дней.

В минуты такого счастья о наших общедоступных телеканалах, если честно, не хочется даже упоминать. Но - надо. Потому что, мягко говоря, далеко не каждый в России может позволить себе "тарелку" НТВ-плюс, а лишить страну эмоций такой силы - это позор. Хотя бы потому, что на примере обычного парня Миши Южного, а не какого-то вымышленного киногероя, миллионы мальчишек, чьи характеры пока только формируются, поняли бы, что такое преодоление. Непривычной и невыносимой ответственности. Многотысячной враждебно настроенной толпы. Усталости. Растущей от гейма к гейму психологической неуязвимости соперника - и, соответственно, летящей в тартарары веры в собственные силы.

Когда-то Южному подарили те самые тапочки, в которых Андрей Чесноков в 94-м в полуфинале Кубка Дэвиса с немцами отыграл свои легендарные девять матч-болов. Если это - не готовый сюжет для фильма о мужестве и силе воли, то что? Телевизионного или широкоформатного - без разницы. Может, хотя бы таким образом искупят наши теледеятели свою вину?

Хотя по большому счету теперь полагалось бы сделать фильм не только о подвиге Южного и первой победе страны в Кубке Дэвиса. Полагалось бы на теннисном материале создать картину о том, что любая большая победа бывает справедливой и своевременной. Если бы мы выиграли Кубок Дэвиса тогда, в 94-м, - это было бы скороспело. Вид спорта в стране тогда переживал только первый всплеск: его обеспечили страсть президента плюс наличие пары-тройки одаренных игроков. Но легких, невыстраданных побед на таком уровне не бывает!

Мы должны были пройти через поражения на самом флажке. Через сомнения в том, что наши профессионалы, зарабатывающие бешеные деньги, болеют душой за страну. Через преодоление этих сомнений - помните Евгения Кафельникова на его триумфальной Олимпиаде в Сиднее, воскликнувшего: "Только в Олимпийской деревне я понял, что представляю не одного себя, а всю страну!"? Он ведь и другое сказал на пьедестале: "Это им за Карелина!"...

Для большой победы наш теннис за десять лет превращения в национальный вид спорта должен был выпестовать новое поколение. Сначала Сафина, потом - Южного.

Эти мальчишки должны были пропитаться от того же Кафельникова мудростью и патриотизмом. И в решающий момент найти в себе силы подхватить у вымотанного ветерана знамя. Которое - давайте не забывать! - принадлежит Кафельникову в не меньшей степени, чем его молодым партнерам. Вспомните немыслимую полуфинальную победу при двух проигранных сетах и 2:5 в третьем!

102 года Россия не знала победы в Кубке Дэвиса. И те же 102 года в пятом матче финала этого турнира не выигрывал человек, уступивший первые два сета. Наверное, наша страна - нелогичная и непредсказуемая - могла впервые выиграть такой турнир только так. Ей никогда и ничего не давалось легко.

То, что произошло в воскресенье в "Берси", - урок, о котором можно было только мечтать. И для наших спортсменов, и вообще для каждого из нас. Даже два урока: во-первых, нет в этой жизни ничего недостижимого. А во-вторых, нет успеха, который пришел бы к тебе сразу, по щучьему велению. Но если идешь к цели, не малодушничая и не сворачивая, он, успех, обязательно придет.

Другие материалы - стр. 6 - 7