Газета Спорт-Экспресс от 7 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

7 сентября 1998

7 сентября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. Отборочный турнир

Группа 4

УКРАИНА - РОССИЯ - 3:2

РОССИЯ ПРОИГРАЛА НЕ В КИЕВЕ, А ЕЩЕ В МОСКВЕ...

Окончание. Начало - стр. 1

Трудно сказать, зачем все эти люди были возвращены в команду, если в первом и, пожалуй, самом ответственном матче турнира их услугами решили пренебречь. После матча Сабо даже не без иронии заметил: мол, коли уж Мостовой остался в запасе, сами понимаете, каким сильным был наш соперник.

Если Бышовец, как утверждает он сам, создает команду с прицелом на 2002 год, зачем тогда, спрашивается, было приглашать тех, кому за 30 или близко к этому? К японо-корейским матчам они вряд ли сохранят свои лучшие качества: ясно, что последний их шанс приходится на Голландию с Бельгией. И, наконец, даже следуя заранее разработанному плану, Бышовец мог, наверное, найти место в нем для игроков, более мастеровитых, чем те, что вышли на поле. Ковтун и Минько, скажем, отыграли настолько бездарно, что причина их попадания в состав остается загадкой. Один проболел все сборы, а другой попал в команду по какому-то недоразумению. Помнится, два года назад в Израиле именно из-за Минько, который на ровном месте "заработал" роковой для нас штрафной, были непозволительно потеряны два очка. Тогда он действовал так же робко и судорожно, как в минувшую субботу. И это вполне естественно: ни Минько, ни многие другие не были готовы к такому испытанию.

Отдельно стоит сказать о Харине, чье появление в воротах не диктовалось абсолютно ничем. Человек давно не играет в клубе, а если и играет, то, мягко говоря, без всплесков. Естественно, что не обошлось без его грубых ошибок: в одном мяче виноват (по крайней мере, с моей точки зрения), в другом случае не выручил, а потом еще и пенальти...

Вся концепция игры российской сборной да и все действия тех, кому было поручено концепцию эту претворить в жизнь, символизировали желание сыграть на нулевую ничью. При этом далеко не все представляли, что делать, если соперник забьет. Когда же он забил дважды, многие совсем растерялись. Коррективы последовали с большим опозданием.

НЕ ПОЗДНОВАТО ЛИ БЫЛИ СДЕЛАНЫ ЗАМЕНЫ?

Ничто почему-то не могло нарушить царившего на нашей скамейке спокойствия. Ни первый очень быстрый мяч, ни второй, когда ждать уже было абсолютно нечего. Даже в перерыве не было сделано ни одной замены, хотя рассчитывать на внутренние резервы уже не стоило. Время шло, а среди запасных все еще оставались Мостовой и Карпин, блистающие в испанской лиге, Добровольский, который в состоянии собраться на конкретный матч и уж тем более на небольшой отрезок времени, Хохлов, набравший, судя по матчам за "Эйндховен", приличную форму.

Можно было предположить, что предпочтение отдавалось тем, кто лучше готов функционально. Но в это трудно поверить после того, как мы увидели их, "лучше готовых", в деле. То обстоятельство, что во втором тайме, с Мостовым, мы заиграли значительно лучше, лишь подтверждает тренерские просчеты. Могли, значит?

Много говорилось о том, что ветераны охотно и с должным пониманием участвуют в теоретических разборах. Но в чем их роль, если они и сами не вышли и не сумели убедить тренера сыграть по-иному? Прежде ведь конфликтовали из-за некачественной экипировки и неоплаченных билетов, а когда дело коснулось главного - игры, решили почему-то промолчать. А в Конча-Заспе тем временем больной Ващук пришел к Сабо и заявил: "Играть буду". И сыграл. Если б не он, не было бы и второго украинского гола.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЧИ ВЫИГРЫВАЮТ НА БУМАГЕ?

Высказывание Бышовца о том, что матчи выигрываются на бумаге, обошло, по-моему, все газеты. Интересно было бы узнать, что тренер Бышовец собирался противопоставить тренеру Сабо - ведь на поле наша команда выглядела настолько бесхребетной, что о существовании какого-либо плана догадаться невозможно. В каком из компонентов, пусть хотя бы одном, мы превзошли соперника? - вот еще вопрос, не требующий, по всей видимости, ответа. Даже стандартные положения, после которых Шовковскому были забиты оба мяча, принесли нам больше разочарований, чем радости. Первый, а значит, решающий, ведь тоже влетел в наши ворота после "стандарта". Позиционно ошиблись сначала Ковтун, а затем Канчельскис, которые попросту бросили своих визави.

Тактически мы были переиграны настолько, насколько. это вообще возможно в современном футболе. И результат 3:2 не соответствует, конечно, тому, что происходило на поле, - ни одного голевого момента Россия с игры так и не создала. Но заметьте: как только счет становился скользким, украинцы тут же отодвигали россиян на недосягаемое до своих ворот расстояние. Словом, ход событий контролировали от и до.

У России не было ни защитников, способных начать атаку (максимум, что им удавалось, - это выбить мяч либо до центра, либо в аут), ни полузащитника, который взял бы нити игры в свои руки. Сабо, между тем, пожертвовал форвардом Шевченко ради Шевченко-диспетчера. Неожиданная роль украинского нападающего, который уходил в поисках мяча далеко назад, поставила перед нашей сборной неразрешимые задачи. Шевченко предопределял направление почти всех атак хозяев - у гостей же долгое время такого рулевого не было. Противопоставлять сопернику зонную модель было в этот вечер большой ошибкой - Шевченко требовал к себе персонального внимания.

Бышовец, кстати, проиграл именно Сабо, а не Лобановскому. Мы думали, что в Украине всеми серьезными делами командует мэтр, но оказалось, что это не совсем так. Старший тренер национальной сборной определял состав сам и на поводу у главного тренера всех сборных не пошел. Сабо настоял, в частности, на том, чтобы играл Скаченко, хотя Лобановский был категорически против. И Скаченко забил, уже на 25-й минуте! Это ж надо, игрок, с трудом попадающий в основу заурядного "Торпедо", "похоронил" сборную России! Именно после его гола рухнули все наши надежды. И Попов - еще один футболист, игравший прежде на российской земле (кстати, в "Зените"), - тоже забил. В умелых руках, выходит, и палка стреляет.

ДОЖДЕМСЯ ЛИ ПРАЗДНИКА НА НАШЕЙ УЛИЦЕ?

Когда я побывал во Франции на чемпионате мира и стал свидетелем неописуемого восторга парижан, еще больше ощутил ущербность нашего положения. Такого успеха нашему футболу не знать, наверное, никогда, и даже от промежуточных успехов мы, увы, безнадежно далеки. В субботу мы подарили очередной праздник. Только вот опять не себе. В прошлом году осчастливили болгар и итальянцев, теперь вот наших друзей-соседей. Когда же черед все-таки дойдет до нас самих?

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

После матча я беседовал со многими, и каждый раз начинал с вопроса о составе нашей команды. Ответы получил в высшей степени любопытные.

Вячеслав КОЛОСКОВ,президент РФС

-Даже президента РФС наверняка кое-что в сегодняшней игре удивило. К примеру, стартовый состав нашей сборной...

- Я не был на установке и поэтому не могу высказать определенного мнения. Какими мотивами руководствовались тренеры, назначая состав? Очевидно, они видели определенный резон и в нем, и в тех заменах, которые проводились.

-Прежде вы не раз называли перед играми собственный вариант состава. Насколько сегодняшний вариант Анатолия Бышовца разошелся с вашим?

- Я дал себе зарок не говорить больше ни о составе, ни о футболистах, ни о тактике на игру.

-А сама она не показалась вам какой-то скомканной?

- Отнюдь. Люди не жалели себя, вкладывали душу. "Посторонних" на поле не было. Никто там не простаивал. Другое дело, что это стартовый матч, и волнения, конечно, были чрезмерными. Понятно, что стоимость этой игры (не только турнирная, стратегическая, но и психологическая) очень высока. И то количество ошибок, что были допущены сегодня с обеих сторон, говорит о том, что ни та, ни другая команда не реализовали всех своих возможностей.

-В той ситуации, когда кандидатура главного тренера вам была, по сути, навязана, вы, наверное, уже не несете, как прежде, непосредственной ответственности за результат?

- Во-первых, она не была навязана. Ее предложили члены исполкома. Правда, от имени правительства. Но эта кандидатура не являлась единственной. Были два человека, в равной степени претендовавшие на должность главного тренера, и мотивы, по которым Гершкович взял самоотвод, мне не ясны до сих пор. Во-вторых, ответственность за сборную несем не только мы, но и вы, журналисты, общественность. А кроме того, понятие ответственности подразумевает и внутреннюю ответственность. Если у человека она есть по жизни, значит, есть и в футболе. Если ее нет, то никакими указами, даже правительственными, эту ответственность не усилишь. Да, все мы отвечаем за футбол, всем нам огорчительно, что Россия сегодня проиграла. Огорчительно и то, что два часа просидели в аэропорту.

-Как бы то ни было, и главной, и молодежной командой руководят сейчас не те люди, которых планировали вы.

- Пахомов всегда был тренером при РФС. Да, мы хотели взять человека, который работал в клубе долго и результативно - с тем, чтобы показать всем: РФС пытается привлечь не аппаратиков, а тренеров-практиков, которые постоянно выходят на футбольное поле. Нам не удалось этого сделать, хотя первоначально и Шевченко дал добро, и Аверьянов. О национальной команде, по-моему, я уже все сказал. Бышовец здесь вовсе не по настоянию правительства, а потому, что много сделал для российского футбола. Никаких противоречий я не вижу.

-Помню, мы разговаривали с вами после болгарского матча, после итальянского, теперь беседуем здесь. И каждый раз находятся причины, объяснения. Но что толку, если результат один и тот же?

- Так будет всю жизнь. Если есть вопросы, то будут и ответы. Если команда играет плохо, то надо искать причины. А как без этого? И каждый раз эти причины какие-то новые. Сегодня, на мой взгляд, победила команда, сделавшая меньше ошибок. Дело тренера - разобраться, кто конкретно ошибался и в какой ситуации. Это уже не наш вопрос.

-Как-то вы обещали уйти со своего поста, если сборная России проиграет первые два матча.

- Ну вот, опять к этому. Я не буду уподобляться нашим политикам и говорить: "Не уйду - и все тут". Посмотрим. В ноябре конференция, там к этим вопросам и вернемся. А сегодня надо говорить о другом: как в оставшихся двух играх этого года взять максимум очков.

Александр МОСТОВОЙ,полузащитник сборной России

-Были ли, на ваш взгляд, причины назначать на игру столь оборонительный вариант состава?

- Мы попали в непростую ситуацию, когда лишились сразу нескольких игроков обороны. Поэтому, наверное, и пришли к такому варианту.

-Что происходило в раздевалке в перерыве, когда, казалось, требуются серьезные перестановки?

- Все было нормально, и в конце концов мы, изменили ход поединка. Не хватило-то совсем чуть-чуть.

-Перед игрой все тренеры и футболисты отмечали, что эта команда - иная не только по составу, но и по духу...

- Во втором тайме мы, по-моему, это доказали - и могли спасти матч, если бы не грубейшая ошибка сзади.

Станислав ЧЕРЧЕСОВ,вратарь сборной России

-Ваше мнение о составе нашей сборной?

- Вопрос не по адресу. Знаю, что вышел на замену и имел реальный шанс помочь команде. Но форвард ударил слишком точно. Это, думаю, и был ключевой момент.

-Где вы находились до выхода на поле?

- В перерыве хорошо размялся и сидел на скамейке.

-И какое впечатление производила игра?

- Я больше смотрел на соперников - вратарь все-таки. В командных действиях они выглядели предпочтительнее.

-С момента удаления Харина не прошло и 30 секунд, как вы уже в полной готовности стояли у кромки поля. Всегда так оперативно реагируете на события?

- Всегда, не всегда - говорить трудно: впервые, по-моему, я выходил на замену "под пенальти".

-Были готовы выйти в любой момент?

- Я готовился к игре.

-Когда Ребров бил, направление удара угадали?

- По разбегу понял, куда полетит мяч.

Валерий КАРПИН,полузащитник сборной России

-Когда возвращались в сборную, могли предположить, что останетесь в запасе в первом же матче?

- Я возвращался, чтобы помочь, чем могу. А помогать можно и со скамьи запасных. Но, конечно, покривлю душой, если скажу, что удовлетворен ролью резервиста. Если футболиста она устраивает, это уже плохой футболист.

-Каковы, по-вашему, главные причины поражения?

- Прежде всего собственные ошибки. Никаких неожиданностей в том, что предложили украинцы, не было. На поле происходило все то, к чему нас готовил Бышовец. Один гол нам забили после розыгрыша штрафного, один - в контратаке. Все эти компоненты игры сборной Украины были нами тщательно разобраны.

-С функциональной точки зрения вы были готовы не лучшим образом?

- Чувствовал себя великолепно.