Газета Спорт-Экспресс от 3 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

3 марта 1998

3 марта 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XXI КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ

ПОСЛЕ ПЕРВОГО КРУГА КАСПАРОВ ОКАЗАЛСЯ В НЕПРИВЫЧНОЙ РОЛИ ДОГОНЯЮЩЕГО

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

Седьмой тур завершал первый круг линаресского супертурнира, и, конечно же, все хотели получить ответ на вопрос, кто из его участников окажется первым на промежуточном финише. Многое тут зависело от исхода партии чемпиона мира Гарри Каспарова с испанским гроссмейстером родом из Риги Алексеем Шировым.

В этом туре состоялась и дуэль Вишванатана Ананда с Владимиром Крамником, которую тоже ожидали с особым интересом после того, как было объявлено, что в мае может состояться их претендентский матч под эгидой Всемирного шахматного совета.

И, наконец, в воскресенье встречались Василий Иванчук и Веселин Топалов, которые пока не слишком удачно играют на этом турнире.

Начну с партии, в которой определялся лидер. Накануне Широв говорил мне, что главной задачей для него в предстоящей схватке с чемпионом мира будет не проиграть Каспарову еще до начала партии. Он имел в виду даже не столько огромный психологический стресс, который все шахматисты испытывают, садясь играть с Каспаровым, сколько его знаменитую аналитическую лабораторию, с результатами работы которой все хорошо знакомы. Но как сбить Каспарова с проторенных путей? Да и возможно ли такое в принципе? Оказалось, возможно.

Шахматную теорию можно рассматривать и как темный лес, и как опытную делянку в лесопарке, где каждое деревце пронумеровано и учтено. И вот в этой бескрайней и непроходимой тайге оказался один участок, на котором Широв, как это ни странно звучит, ориентируется не хуже самого Каспарова. В энциклопедии дебютов он обозначен индексом "С78". Но есть у него и другие названия. Я неоднократно писал об этом варианте в прошлом году, когда освещал турниры в Тилбурге, Линаресе, Белграде. И всякий раз разговор о нем заходил, когда Широв играл чертами. Потому что он лучше любого другого знает и постоянно разрабатывает теорию этого варианта, который как только не называли: и "новоархангельским", и "украинским", и "вариантом Широва - Маланюка - Онищука". А сам Широв считает, что правильно его называть "вариантом Ткачева".

Данный вариант испанской партии с ходом 6...Сс5 теперь играют все: и Виши Ананд, и Юдит Полгар, и Майкл Адамс... Но Широв - чаще других. И, конечно же, Каспаров намерен был подловить его именно в этом районе бескрайней тайги шахматной теории. Вот что из этого вышло.

Когда черные на 7-м ходу переставили на угловое поле b7 своего ферзевого слона, Каспаров нервно поправил галстук (верный признак того, что он нервничает) и погрузился в тягостное раздумье. Невероятно, но факт: чемпион мира не рассматривал этот ход при подготовке! Да быть такого не может! Выходит, что может. Всего один шаг в сторону - и ты уже в другом мире. Каспаров при подготовке все свое время посвятил варианту с 7-м ходом ферзевой ладьи Лb8, который в последние годы неизменно применял Широв - в партиях с Майклом Адамсом и Юдит Полгар на прошлогоднем Линаресе, с Петером Леко и той же Полгар на прошлогоднем Тилбурге, с Василием Иванчуком в Белграде...

Короче, Каспаров думал минут 20. Ему предстояло играть с листа, по памяти то, что он совершенно забыл!

После партии, которую Гарри не стал ни анализировать, ни обсуждать с кем бы то ни было, кроме Юрия Дохояна, своего тренера, чемпион обронил по дороге в гостиницу:

- Помнил только, что там есть много ничейных возможностей у черных.

Когда по доске пронесся опустошительный ураган разменов, у белых образовалась лишняя пешка. Но, во-первых, она была сдвоенная, то есть как бы всего на полпешки у белых было больше, а во-вторых, два слона черных были очень активны, что с лихвой компенсировало некоторый материальный урон. На 22-м ходу Каспаров предложил ничью. Широв, не подписавший, кстати, "антиничейный контракт" с директором линаресского турнира Луисом Рентеро, мог позволить себе такую вольность. Чемпион - само собой - тоже. Но Рентеро все равно был в этот вечер доволен: испанский гроссмейстер захватил лидерство на его турнире, что привлекало к детищу сеньора Луиса повышенное внимание всей Испании.

ШИРОВ:

- Цель у меня была сегодня одна: устоять против Каспарова. Статистика наших встреч, в которых у Каспарова были белые, крайне неблагоприятна для меня - 3:0 в его пользу. Было о чем поразмышлять перед игрой. Главный момент в партии наступил на 7-м ходу. В последние годы я очень полюбил ход ладьей на b8 в этой системе, и все, в том числе и Каспаров, забыли, что когда-то я анализировал 7-й ход черных Сb7. В свое время алма-атинский шахматист Владислав Ткачев убедил меня, что ход ладьей на b8 лучше, и я стал его постоянно применять. Но так как Каспаров известен своей суперподготовкой, мне, естественно, хотелось его сбить с нее. Могу даже сказать, что мне удалось поймать его на свои анализы - по вполне понятным причинам сейчас я не скажу, где мои анализы закончились. В результате черные получили хорошую компенсацию за пешку, возникла позиция, в которой Гарри или должен был рисковать, или делать ничью. В конце у меня была полная компенсация за пешку, и я даже мог в принципе продолжать игру, тем более что у Каспарова наблюдался небольшой цейтнот. Но все же объективно позиция была равной, поэтому я ничью, предложенную Каспаровым, принял без особых раздумий.

Давненько не видел я чемпиона мира в таком состоянии! Он был бледен, губы плотно сжаты, лицо нахмурено и сурово. На мою обычную просьбу прокомментировать свою игру он впервые не ответил - только покачал головой: дескать, извини, тут такие дела начались...

Да, Каспаров явно озадачен сверхсопротивляемостью своих соперников. А если учесть, что во втором круге чемпиону мира играть черными с Анандом, с разыгрывающимся Топаловым и с Шировым, то станет понятно: у остальных он обязан выигрывать, и начинать надо будет с Петра Свидлера уже в 8-м туре. Плотность результатов на турнире настолько высока, что даже одна победа может вывести любого из группы преследования в лидеры, а две победы обеспечат отрыв.

Ананд и Крамник сыграли головоломную партию в челябинском варианте сицилианской защиты. Здесь в отличие от описываемого выше поединка никто никого не ловил. Крамник знал, что будет 1. е2-е4. Ананд знал, что будет сицилианская защита с 5-м ходом черных е7-е5 - вариант, который Крамник постоянно применяет. До 16-го хода соперники шли по тексту партии Свидлер - Крамник из 5-го тура. Крамник на этот раз не стал использовать несколько тяжеловесный маневр Лa8-a7-f7, а сразу приступил к активным действия в центре, что, впрочем, тоже встречалось в этом варианте неоднократно. После того как пешка "е" черных перешла демаркационную линию, разделяющую армии белых и черных, сражение вступило в решающую фазу: белые оккупировали ключевой пункт d5, а черные развили мощнейшее давление по черным полям и намерены были продолжать бешеный штурм в центре. Но допустить его белые не могли. Последовали два кинжальных контрудара: 20. f4 и 23. h4. Если первый ход пешкой был вызван необходимостью остановить наступление вражеской пехоты, то второй прыжок был потерей времени. В этот момент в пресс-центре гроссмейстер Эмиль Сутовский предложил очень сильное 23. Кс7! с идеей после 23... fe дважды пробить на f8 и дать шах конем на е6, забирая материал обратно. Эта, по определению самого Сутовского, "шашечная комбинация" должна была привести к преимуществу белых. Когда после партии я рассказал об этом продолжении Крамнику, он заметил: "Это было, конечно, сильнее, но вроде я там держусь..."

Между "держусь" и тем, что произошло дальше, разница была существенная. Как заметил Крамник, его соперник не увидел издалека ход 27... de, после чего размены и ничья неизбежны.

КРАМНИК:

- Интересная получилась партия у нас с Анандом! Многое в ней осталось за кадром. Поначалу я от него отскакивал, в конце - он от меня. Партию надо еще анализировать, но первое впечатление таково, что мы оба можем быть довольны результатом.

В третьей паре в тот день играли неудачники Гронингена, взлетевшие в первом круге чемпионата мира ФИДЕ, - Василий Иванчук и Веселин Топалов. Да и здесь они большими удачами пока похвастаться не могут. Итак, борьба за предпоследнюю строчку? Впрочем, в Лае-Пальмасе Топалов после первого круга тоже замыкал таблицу, а в итоге занял третье место. Вот и здесь он постепенно подтягивается, о чем свидетельствует и партия 7-го тура с Иванчуком.

Всем, кто наблюдал за ней в пресс-центре, казалось, что Иванчук прочно захватил инициативу и его атака на королевском фланге перевешивает активность черных на противоположном участке фронта. Но стоило белым сделать парочку невразумительных ходов, из которых один был ходом слоном с h3 на g2, a второй - пешкой "f" 22. f4, как контроль за событиями перешел в руки Топалова. Иванчук еще мог, по-видимому, спасти партию в ладейном эндшпиле, но после того как белые пропустили черных пехотинцев на третий и второй ряды, стало ясно, что Топалов побеждает. Василий сопротивлялся до последнего, но на 52-м ходу вынужден был все же сдать партию.

ТОПАЛОВ:

- После дебюта казалось, что Иванчук получил перевес: белые заблокировали все поля на ферзевом фланге, а на королевском атаковали. Правда, у меня всегда в запасе была жертва качества на с6, и позиционную компенсацию черные бы имели. До этого, впрочем, не дошло, потому что в дальнейшем мой соперник ошибся. И после того, как было сыграно 20. Cg2 Лfc8 21. Кс6 Kf6, мне кажется, у меня уже стало "лучше". Эндшпиль тоже получился довольно любопытный, наверное, у белых ничья была, если бы вместо грубой ошибки на 34-м ходу они сыграли Лf3. Возможно, так следовало играть и раньше вместо 32. Ф:b7. А после того как черная пешка дошла до третьей горизонтали, черные, на мой взгляд, уже выигрывают. Хотя и в этом эндшпиле требуется точность: надо сначала играть f2, иначе белый король успевает подойти к месту событий.

После семи туров: Алексей Широв (Испания) - 4 очка из 6, Вишванатан Ананд (Индия), Гарри Каспаров и Владимир Крамник - 3,5, Петр Свидлер (все - Россия) и Веселин Топалов (Болгария) - по 2,5, Василий Иванчук (Украина) - 1,5.

VI тур. Широв - Свидлер - 1:0. Ничьи: Крамник - Каспаров и Топалов - Ананд.

VII тур. Иванчук - Топалов - 0:1. Ничьи: Каспаров - Широв и Ананд - Крамник.