Газета Спорт-Экспресс от 13 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

13 августа 1996

13 августа 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

Евгений НАМЕСТНИКОВ

ЛИШЬ БЫ БУДИЛЬНИК НЕ ПОДВОДИЛ

Большинство игроков отправляется в НХЛ с честолюбивыми планами - стать звездой, заработать на жизнь. Кто-то сразу выходит на первые роли, кому-то уготована участь толкаться в фермах, лишь временами появляясь "наверху". Защитник Евгений Наместников три года назад покидал ЦСКА, будучи капитаном армейской команды. А вернулся игроком сборной "Звезды России", чтобы принять участие в Кубке "Спартака"

- Уехал я в августе 93-го, - рассказывает Наместников.

- Сразу попал в тренировочный лагерь "Ванкувера", на драфте которого стоял несколько лет. Вскоре нас разделили на две команды - основную и фарм. Я поехал готовиться с фармом в Гамильтон - это 40 минут езды от Торонто. Тренеры посчитали, что я еще не готов играть за "Ванкувер".

Где-то после Нового года, в феврале, два защитника "Ванкувера" получили травмы, и меня решили попробовать в основном составе. Дебютировал я в матче с "Эдмонтон Ойлерз", играли в гостях. И сразу отметился двумя минутами штрафа, кажется, за задержку соперника клюшкой. А всего за "Ванкувер" сыграл в первом сезоне 16 матчей. Конечно, фарм-клуб заметно отличается от главной команды. В "Ванкувере" ребята неграмотнее, больше играют в пас. Но и там, и там очень много силовой борьбы. В фарм-клубе я был одним из ведущих игроков, много времени проводил на льду, выходил практически через смену, играл и в большинстве, и в меньшинстве. А в "Ванкувере" мы играли в три пары защитников, и, естественно, уже не так часто выходил.

-Контракт удачно подписали?

- Первый контракт у меня был "один плюс один" - подписал его сразу по приезде в Канаду. По деньгам он был очень скромным, но тогда для меня главное было не деньги, а перспектива. Надеялся заиграть, показать себя и потом подписать новый, более выгодный контракт. Когда срок первого договора истек, я подписал другой - на три года. Кое-что в деньгах выиграл.

-Когда отправлялись в "Ванкувер", было у вас представление о тех, с кем придется играть?

- Некоторую информацию имел, но, конечно, не полную. Мне рассказывали о них, а как они играют и что собой представляют, я не видел.

-И все-таки надеялись попасть в основной состав?

- В тренировочном лагере шансы у всех равные. А когда у тебя двусторонних контракт, ты в любой момент можешь оказаться в фарм-клубе или, наоборот, в клубе НХЛ. Хотя в первый год вообще сложно закрепиться в основной команде, чаще отправляют "на стажировку" вниз.

-То есть командировка в фарм вас не особо расстроила?

- Стал работать, показывать, на что способен.

-Помнится, в ЦСКА вы отличались тягой к атаке. Свой стиль сохранили и там?

- В общем, да. Мне очень повезло, что тренер фарм-клуба относился положительно к такой манере игры. В низших лигах не принято, чтобы защитник подключался к атаке, и там обычно не следят за нами, акцентируя все внимание на нападающих. Вот я и ловил такой момент, когда можно неожиданно рвануться вперед, получить пас и завершить атаку голом. Иногда получалось.

-А бывает, что, убежав вперед, проваливались в обороне?

- Увы, у канадских защитников не принято подстраховывать партнера, когда тот идет в атаку. С этим проще в НХЛ. А в фарме, бывало, и проваливался. Поэтому мне очень нравилось играть в паре с Филом Ванстофинелли - это было в первом сезоне. Я - атакующий защитник, а он - строго оборонительного плана. И, мне кажется, нам удалось наладить с ним хорошее взаимопонимание на льду. Когда я атаковал, то знал, что он меня всегда подстрахует. А в "Ванкувере" постоянного партнера не было, там всех тасуют.

-Может, поэтому и не забросили пока ни одной шайбы за главную команду?

- Забросил или нет - это спорный вопрос. Мы играли с "Виннипегом", и в первом периоде я забил гол. Объявили мою фамилию, шайбу мне эту подарили - в НХЛ такая традиция: игроку отдают на память первую заброшенную им шайбу. А после второго периода выходим на лед, и мне говорят, что мой гол приписали другому. Но забил-то я!

-И что вы сделали с той шайбой?

- Она у меня в сумке лежала. Сами понимаете, когда твой гол другому отдают, зачем эта шайба нужна? Я ее вынул и просто отложил в сторону.

-А как дела с передачами?

- За "Ванкувер" - пять передач. А в фарм-клубе в минувшем сезоне я провел только 59 игр, потому что у меня была травма - перелом челюсти, и полтора месяца пришлось пропустить. Так в этих матчах набрал 47 очков - 13 шайб забросил, остальное - передачи. В первые два сезона были примерно такие же показатели, только заброшенных шайб поменьше.

-На площадке с партнерами как общались?

- Первый год только ругался по-нашему. Они пытаются мне что-то объяснить, а у меня сначала было плохо с языком, и я не мог им сказать что-то в ответ. Сейчас понимаю все, что связано с хоккеем, проблем нет.

-Для меня осталось загадкой, почему вы играли в двух фермах - Hamilton и Syracuze Crunch?

- Да все очень просто. Это не две команды, а одна и та же. В Гамильтоне хороший новый дворец, но посещаемость на хоккее была низкая. А так как там еще и телевидение показывало всего одну-две игры в сезон, то прибыли клуб не давал. И нас перевели в Америку - команда переехала в Сиракьюс. Этот город находится в штате Нью-Йорк где-то в двух с половиной часах езды от Баффало. Там дворец поменьше, и зрители его регулярно заполняют до отказа. Мне даже кажется, что в Америке люди азартнее болеют, чем в Канаде. А когда зрители поддерживают, естественно, игрокам лучше.

-Насколько это нормальное явление, что у канадского клуба фарм базируется в Америке?

- По-моему, это случилось впервые. Там есть такое, что один фарм-клуб работает на две НХЛовские команды, но о том, чтобы канадская команда имела фарм-клуб в Америке, не слышал.

-Ваш брат рассказывал, что прошлым летом вы посещали школу английского языка.

- Это было в Детройте, поэтому я и не приехал тогда домой в Россию. Мы учились вместе с женой. Это было просто необходимо - и для игры, и для жизни.

-Чтобы выучить язык, нужно общение. У вас такая возможность была. И вдруг после двух лет жизни в Канаде вы решаете учить английский?

- Я, конечно, очень много общался с канадцами и американцами. Но когда приходишь домой, в семью, автоматически говоришь по-русски. Кроме того, в команде очень много русских. Это в "Ванкувере" был только Буре. А в фарм-клубе - Сергей Ткаченко, Юра Кузнецов, Богдан Савенко и Артур Октябрев, со мной - пять человек! Жили все вместе в домиках на одной базе. Конечно, и других ребят приглашали, и сами ходили в гости к американцам. Но этого было недостаточно, чтобы хорошо выучить язык. Проще тем, кто попадает в команду один или живет в доме у американцев. Тут хочешь не хочешь выучишь.

-Во втором сезоне легче было?

- Тогда локаут в НХЛ был, и меня сразу отправили в фарм-клуб. Январь я тоже отыграл в фарме, а потом вызвали наверх - снова кто-то получил травму. Кстати, в "Ванкувере" очень много защитников с односторонними контрактами - десять человек, хотя играли всего шесть, а четверо даже не переодевались на игру. И все равно тренеры решили взять в состав меня. Провел 17 матчей - до конца сезона полностью играл. И одну игру захватил от "плей-офф". Но, к сожалению, в первом же матче с "Сент-Луисом" получил серьезную травму и на этом закончил выступление в Кубке Стэнли. В первом периоде спустя 10 минут я подвернул ногу. Конек попал в трещину на льду, нога пошла в сторону, да еще на меня налетел очень здоровый парень и, как говорится, добавил. Я сразу ушел со льда. Около месяца не тренировался. А потом, когда нога зажила, приступил к тренировкам и, на мой взгляд, нормально подошел к следующему сезону.

Не знаю, что там произошло. Снова в главной команде было 10 или 11 защитников с односторонними контрактами. Мы играли выставочные матчи, но меня выпустили только в одном, а все играли по три-четыре. Тренеры до последнего держали меня в основной команде, но играть не давали и в конце концов отправили в фарм. Мой агент звонил тренерам "Ванкувера", интересовался, что произошло. Они однозначного ответа так и не дали.

-Как выступил фарм в том сезоне?

- Прогресс налицо. В первом сезоне команда вошла в "плей-офф", но выбыла в первом же круге. Год назад даже не попали в "плей-офф", а в последний раз мы прошли до третьего раунда, обыграв две команды, и вылетели только в полуфинале.

-И за счет чего стал возможен этот прогресс?

- Команда почти полностью поменялась, заметно помолодела. Ребята по 18-20 лет, все хотят работать. Думаю, в новом сезоне нам по силам дойти до финала.

-Хотелось бы, чтобы вы дошли до финала Кубка Стэнли в составе "Ванкувера".

- Это будет решающий сезон. Как только тренеры "Ванкувера" отправят меня в фарм-клуб, они должны будут выставить меня на чэйв-драфт: это значит, что в определенное время любая команда сможет взять меня без компенсации. Будем надеяться, еще поиграю в НХЛ.

-В фарме "плюс-минус" тоже считают?

- Да, обязательно. В последнем сезоне у меня было "плюс 3". И практически всегда я заканчивал с плюсом.

-Штрафовали за что-то?

- Конечно. Были и глупые удаления, психика подводила. Шайбу выбросишь после свистка - дают 10 минут штрафа. За драки опять же наказывали.

-Я имела в виду материальные наказания.

- По последним правилам НХЛ, за 10-минутное удаление игрок платит штраф, но потом команда эти деньги ему возвращает. Вот за ту злополучную шайбу, которую я отбросил, меня и штрафанули.

-Отбросили в судью?

- Нет, если бы в судью, то, наверное, мне сразу же помогли бы закончить с хоккеем. А еще были мелкие штрафы. Пропусков тренировок, правда, не было, а вот опоздания случались. Однажды пропустил посещение доктора - за это тоже штраф полагается.

-Опаздываете, потому что поспать любите?

- Бывает, и проспишь - будильник не сработает. Ребята звонят за 10 минут до тренировки, вскочишь с постели, оденешься и мчишься во дворец. На все - пять минут.

-От дворца-то далеко жили?

- 15 минут езды на машине.

-За пять минут не успеешь...

- Если постараться, можно долететь.

-Значит, скорость превышали?

- Не без этого. Я думаю, все когда-нибудь нарушали правила дорожного движения. Полиция однажды остановила меня в Сиракьюсе. Но там шериф города - наш хороший знакомый, на каждый матч ходит. Когда тебя штрафуют, принесешь ему билет на матч, и все проблемы решены.

-За три года полностью освоили заокеанскую жизнь?

- В общем-то проблем нет. А если и появляются, то рядом всегда есть друзья - они помогут.

-С кем из россиян поддерживаете отношения?

- Рядом с Сиракьюсом очень много других фарм-клубов. В часе езды, например, фарм-клуб "Баффало" "Рочестер", там играл Михаил Волков - он, кстати, теперь будет выступать в "Крыльях Советов". Мы часто ездили к нему в гости, на рыбалку ходили. Дима Старостенко тоже рядом жил - в Бингемптоне, он к нам в гости ездил.

-Чем занимаются жена и сын, пока вы в разъездах?

- Марина растит сына. Мы ненадолго отдавали Владика в детский сад, чтобы поиграл с другими детьми, немного освоил английский. В этом году хотим, чтобы он постоянно туда ходил. Когда Марине становится скучно, она едет в Детройт к брату Славе Козлову. Кстати, там же живет ее младшая сестра Света. В Детройте у нас вообще очень много друзей - и русских, и американцев.

-Удается следить за событиями в российском хоккее?

- Там есть русские магазины, в которых продаются наши газеты. Мы их всегда покупаем, так что знаем, что происходит на родине.

-Ваше отношение к ситуации с ЦСКА?

- Я в шоке от того, что там творится. Надеюсь, в конце концов все наладится. Я пообщался в этот приезд практически со всеми, с кем в свое время играл и кто еще остался в обеих армейских командах. Поговорили по душам. Но до конца разобраться сложно: одни говорят так, другие иначе. Я запутался.

-Представим, что вы не уехали. В каком ЦСКА вы бы оказались сейчас?

- Сложный вопрос. Даже и не знаю. С Волчковым я никогда не работал, поэтому мне сложно оценить его как тренера. Говорят, что он хороший человек. Сам играл, хорошо разбирается в хоккее. А Тихонов - тренер номер один, это всем известно.

-Возвращаться домой не собираетесь?

- Пока нет. До последнего буду там. Если не получится, то попытаюсь пристроиться в Европе. Пока у меня нет грин-карты, надо получить ее, а потом уже будем думать, чем заниматься дальше. После Кубка "Спартака" хочу съездить в Нижний Новгород, повидать родителей, брата. Потом вернусь в Москву, начну тренироваться, возможно, с ЦСКА. 30 августа вылетаю в Детройт. Оттуда на 6 сентября у меня билет в Ванкувер. Сезон начнется в октябре, а трейнинг-кемп - 15 сентября, но все игроки собираются 7 сентября, проходят медкомиссию и приступают к тренировкам.

Нина ШУМИЛОВА