Бойкота не будет. Но…

Болельщики ЦСКА. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"
Болельщики ЦСКА. Фото Александра ФЕДОРОВА, "СЭ" Фото "СЭ"
104

КУБОК РОССИИ. Финал. 22 мая. ЦСКА - "АЛАНИЯ"

В первый раз разговор на эту тему зашел - точно помню - около семи утра 3 апреля в "Сапсане", следовавшем в Москву из Нижнего Новгорода, откуда мы с коллегой возвращались после матча третьего тура "Волга" - "Динамо". Болельщик ЦСКА (судя по всему, довольно состоятельный молодой человек), с которым минутами раньше познакомились, протянул ноутбук с включенной страничкой одного из сайтов: погляди, почитай.

Поглядел, почитал…

"Мы должны игнорировать любые матчи с участием команд с Северного Кавказа, как домашние, так и выездные…"

"При этом мы не призываем к разжиганию межнациональной розни и ксенофобии. Мы не имеем ничего против граждан северокавказских республик".

Чуть ниже:

"...Мы призываем всех болельщиков бойкотировать выездные и домашние игры с участием команд с Северного Кавказа! Для нас этих команд не существует!"

И, наконец:

"Главная цель бойкота: исключение команд из северокавказских республик из первенства России по футболу".

К этому просили присоединиться поклонников всех столичных команд.

Больше всего умилила подпись: "Активные болельщики ЦСКА". Да не смешите! Подобный "опус" - творение рук кого угодно, но не болельщиков. И еще "понравилось" сочетание фраз - "мы не имеем ничего против граждан северокавказских республик" и "для нас этих команд не существует".

Во второй раз аналогичный призыв прозвучал незадолго до воскресного финала Кубка России, где ЦСКА, как известно, сразится с "Аланией". Не ехать, мол, в Ярославль - и все тут! Как к подобному относиться, разумным людям ясно без дополнительных агиток, без этой заметки в том числе.

И тем не менее я решил ее написать. Мои знакомые фанаты ЦСКА чуть ли не потребовали: дескать, напиши, чтобы кто-то из сомневающихся не воспринял ЭТО всерьез. И добавили: "Среди нас есть кучка провокаторов, людей, которые к фанатам имеют отношение постольку-поскольку. Они и "мутят". И именно они - находясь среди нас, на фанатской трибуне, - запевают по ходу не совсем удачно складывающихся матчей песни со словами "шимпанзе" и "хач" в адрес некоторых наших же футболистов".

Как говорится, без комментариев.

Чтобы было понятно, знакомые фанаты, о которых я упомянул, вполне себе состоявшиеся люди, им за сорок. Один прошел Афганистан и Чечню, другой - Нагорный Карабах, оставивший на его лице вечное напоминание в виде шрама, хотя закончиться все для моего знакомого могло гораздо хуже. У обоих, зачерствевших в боях на Северном Кавказе душой, казалось бы, есть повод проголосовать за "инициативу" обеими руками - как мало у кого. Но они - против! В том числе и потому, что не понимают: как это возможно - не поддерживать своих?!

…Что скрывать, между частью кавказцев и частью москвичей существует определенная натянутость в отношениях, назовем это так. В силу разных причин. Не буду углубляться, это не тематика "СЭ", да и вообще здесь заблудиться можно, ответа так и не найдя. "Но футбол-то тут при чем?!" - как пел бард Тимур Шаов.

Отношения между народами бывают разными. Вспомните, скажем, сербов с хорватами, армян с азербайджанцами или, в куда более мягкой форме, аргентинцев с бразильцами. Да и у нас с украинцами не все так просто. Но никому и в голову не придет игнорировать матчи их сборных или клубов. Наоборот - на такие игры собирается максимум зрителей. Болеть! За своих!!! Вспомните, какой безумный ажиотаж царил в преддверии матча с Украиной в Лужниках 9 октября 1999 года!

К счастью, горстка ярых националистов (а в том, что это они выступили с инициативой, сомневаться не приходится), выдающих себя за поклонников красно-синих, основной массой болельщиков поддержана не будет. Но в какой-то степени повлиять на посещаемость они, увы, успели. Насколько знаю, некоторые из тех, кто приедет в Ярославль, опасаются идти на фанатскую трибуну. Вроде как там будут применены особые меры безопасности и, в случае чего, средства воздействия. Чтобы не искать на свою пятую точку приключений, иные фаны армейцев собираются наблюдать за игрой с центральных трибун либо засесть в местных барах, где будут транслировать финал. От греха подальше. А уж потом, если все будет удачно, разделить радость с коллегами. Ну или залить горе.

В связи со всей этой историей вспомнилась старинная кричалочка. Услышал ее в детстве на стадионе, даже не помню, кто с кем играл. Да это и не важно.

"Все может быть, все может статься:

С женою может муж расстаться,

Мы можем бросить пить, курить,

Но чтоб (армейцев, "Спартак" наш, "Динамо" - добавить по вкусу. - Прим. А.М.) разлюбить…

Нет! Этого не может быть!"

С тех пор для меня поход на стадион - святое! Как и поддержка своих. А святотатствовать по этому поводу могут только те, для кого футбол ровным счетом ничего не значит.

Александр МАРТАНОВ

"БОЛЕЛЬЩИКИ НЕ ВПРАВЕ НЕ ИДТИ НА ИГРУ"

- Наш клуб активно ведет работу с болельщиками, и все острые ситуации мы пытаемся сглаживать, - сказал корреспонденту "СЭ" Леонид Слуцкий. - Знаю, что острая ситуация возникла вокруг матча в Ярославле. Часть болельщиков пытается бойкотировать эту игру. Но ведь это, на наш взгляд, самый важный матч сезона для ЦСКА. И болельщики не имеют права так поступать, вне зависимости от того, где мы играем, с кем и когда.

Главный тренер армейцев также выразил убеждение, что в Самаре 25 мая не повторится конфликтная ситуация, имевшая место в минувшем туре с участием фанатов "Спартака". Более того, он считает, что вина за случившееся лежит не только на болельщиках гостей.

- Я так и не понял, почему фанаты "Спартака" стояли внизу под сектором, а не в отдельном огороженном секторе. Видимо, в Самаре не сумели правильно организовать процесс. Так что дело было вовсе не в том, как себя ведут сами болельщики.

Дмитрий СИМОНОВ

Мыслями о предстоящем финале с "СЭ" поделились футболисты, неоднократно державшие в руках Кубок России

"Если Валерий Георгиевич даст сыну парочку советов..."

- На чьей стороне в финале будут ваши симпатии и почему?

Ролан ГУСЕВ, полузащитник киевского "Арсенала", 4-кратный обладатель Кубка России в составе ЦСКА:

- Конечно, ЦСКА. Почему - понятно без объяснений.

Юрий ДРОЗДОВ, тренер "Локомотива-2", 4-кратный обладатель Кубка России в составе "Локомотива":

- "Алании". Все же я провел в этой команде некоторое время.

Вадим ЕВСЕЕВ, защитник "Торпедо" (Жодино), 4-кратный обладатель Кубка России в составе "Спартака" и "Локомотива":

- А кто играет? ЦСКА и "Алания"? Тогда за армейцев. Все-таки я из Москвы.

Евгений ХАРЛАЧЕВ, 4-кратный обладатель Кубка России в составе "Локомотива":

- Буду болеть и переживать за отдель-ных футболистов, с которыми знаком. А они есть как в "Алании" так и ЦСКА. Мне небезразличен, например, Георгий Габулов, который в 2009 году выступал в нашем "Локомотиве-2". Возможно, больше симпатий будет к владикавказскому клубу. Понятно, что ЦСКА сильнее, но хочется, чтобы "Алания" сыграла удачно.

- В чем вы видите шансы "Алании"?

Гусев: - У нее очень сильный президент. Если он даст парочку советов, игра может получиться интересной.

Дроздов: - "Алания" не только дошла до финала, но и уже попала в Лигу Европы, поэтому должна сыграть более раскрепощенно, чем армейцы. К тому же игроки ЦСКА могут не настроиться должным образом на команду первой лиги. От пренебрежительного отношения к младшим по рангу никуда не денешься.

Евсеев: - Ни в чем.

Харлачев: - Для владикавказцев выход в финал - уже достижение. Новые переживания, новые эмоции могут помочь команде в этом поединке. В то время как футболисты ЦСКА, не исключаю, уже пресытились победами на внутреннем уровне.

- В чем, по-вашему, ЦСКА очевидно превосходит соперника?

Гусев: - Во всем. По сравнению с ЦСКА не вижу у "Алании" ни одного плюса. Не считая, как я уже говорил, Валерия Георгиевича, который способен научить сына разным футбольным хитростям.

Дроздов: - У армейцев более сыгранный коллектив и, естественно, лучший подбор игроков.

Евсеев: - В мастерстве.

Харлачев: - Прежде всего в подборе футболистов. ЦСКА может обыграть "Аланию" исключительно на классе.

- Кто станет героем финала?

Гусев: - Одного героя не назову, но так как победит ЦСКА, героем станет весь армейский клуб.

Дроздов: - Хомич. Он мой приятель, мы вместе играли, и я ему симпатизирую. На плечи вратаря владикавказцев ляжет вся ответственность за результат, но он сдюжит.

Евсеев: - Слуцкий, если завоюет трофей. Хотя почему-то журналисты говорят, что он ничего не выигрывает.

Харлачев: - Мне кажется, вратарь "Алании" Дмитрий Хомич.

- Способна ли, на ваш взгляд, "Алания" в ее нынешнем составе достойно представлять Россию в Европе?

Гусев: - Не видел ни одного матча "Алании" в полном объеме. Но, наверное, способна, раз дошла до финала.

Дроздов: - Почему бы нет? Команда во Владикавказе молодая, перспективная, да и времени до Европы еще много, в летнее "окно" можно усилиться. Зная Валерия Георгиевича, думаю, в групповой турнир Лиги Европы "Алания" пробиться вполне способна.

Евсеев: - Это мы узнаем потом. Вот "Локомотив" в прошлом сезоне был достоин, однако как представил…

Харлачев: - В футболе много примеров, когда дебютант на эмоциональном подъеме преподносил не один сюрприз. Вот и "Алании", первоначально, до определенного этапа, в Европе это может помочь. Но при этом усилиться в летнее трансферное "окно" не помешает.

- Как закончится воскресный матч?

Гусев: - Победой ЦСКА.

Дроздов: - Все решится в основное время. Думаю, для победы "Алании" хватит одного забитого мяча.

Евсеев: - Победой ЦСКА - 4:1.

Харлачев: - Предположу, что в основное время победителя выявить не удастся. Скорее всего, будет результативная ничья - 1:1.

Отдел футбола

Защитник владикавказцев Аслан ДУДИЕВ ждет решающего сражения за Кубок с поистине буддистским спокойствием

"Алания" не против еще раз победить по пенальти

Валериан ТУГАНОВ из Владикавказа

- Психологически не давило, что "Алания" в предыдущих четырех полуфиналах Кубка неизменно останавливалась в шаге от решающего матча? - поинтересовался корреспондент "СЭ" у 20-летнего футболиста.

- Даже речи не было о прошлых неудачах. И тренер, и президент клуба настраивали только на победу. Сказали, что мы должны показать лучшую игру и выиграть. Запомнил фразу: "Отдайте все силы, чтобы после матча могли с гордостью сказать: мы сделали все возможное". Шанс выйти в финал Кубка выпадает редко, и мы рады, что воспользовались им. Играли от души, с огромным стремлением и азартом.

- Готовы были исполнить одиннадцатиметровый?

- Я как раз должен был бить седьмым, после Антона Григорьева. Но Хомич избавил от этой необходимости, вытащив пенальти от Буссаиди.

- Поблагодарили голкипера за одолжение?

- Не только я. Вся Осетия благодарна Диме за то, что вывел "Аланию" в финал Кубка и Лигу Европы.

- Учитывая плотный календарь, полноценно отметить последние успехи, наверное, не удалось?

- Все так быстро происходит, что даже не успеваешь нормально порадоваться, осознать происходящее. Надо резко переключаться на следующую игру и готовиться.

- Не ожидали увидеть в Ростове столь солидный болельщицкий десант?

- Честно говоря, думал, наших болельщиков будет человек 200, но никак не мог предположить, что соберется под 500. Мы поблагодарили их после игры за поддержку.

- Фанаты "Алании" и в Ярославль собирают солидную делегацию.

- Знаю. Очень приятно, когда тебя в любом городе сопровождают преданные поклонники.

- С тысячелетним городом вас какие-то воспоминания связывают?

- В Ярославле проводилась финальная стадия детского чемпионата России. Мы с Дзагоевым и Хубуловым вместе играли в составе владикавказской "Юности" - нам было лет по 13 - 14. Заняли второе место. В общем, впечатления остались позитивные.

- То есть футбольный путь вы начинали вместе с Дзагоевым?

- Да, тренировались во Владикавказе, в Тольятти три года провели. Потом Алан перешел в ЦСКА, а я - в "Зенит".

- В последнем матче в премьер-лиге Алан яркой игрой намекнул, что собирается возвращаться на высокий уровень. Наверняка на финал Кубка у него особые планы.

- Мы тоже будем стараться. Посмотрим, кто кого. (Смеется.)

- Накануне матча созвонитесь со старым товарищем?

- Обязательно. Пожелаем друг другу удачи и обойтись без травм. Остальное игра покажет.

- Чем запомнилось пребывание в "Зените"?

- Меня туда пригласили из второй лиги (из тольяттинской "Академии". - Прим. "СЭ"). Полетел с командой на первый сбор. Необычно было оказаться в окружении Данни и остальных звезд - раньше только по телевизору мог их наблюдать. В Питере провел год, тренировался с основой, несколько раз попадал в заявку. Но главным образом выступал за молодежный состав.

- Манеру стремительно подключаться к атакам по бровке не в "Зените" у Александра Анюкова переняли?

- (Смеется.) Нет, с детства выбрал такой стиль. Физические данные позволяют. В современном футболе защитники должны активно участвовать в наступательных действиях. В Европе давно поняли, что подключения крайнего защитника очень эффективны.

- Очередная серия приключений капитана Джека Воробья называется "На странных берегах". Черноморское побережье для "Алании" неожиданностей не таило: команда взяла на абордаж обоих соперников (владикавказцы с одинаковым счетом 1:0 обыграли на выезде "Жемчужину-Сочи" и "Черноморец". - Прим. "СЭ").

- Да, заработали шесть очков, которые нам очень пригодятся. Кубок - Кубком, но чемпионат ведь никто не отменял. "Алания" в каждом туре должна подтверждать реноме лидера. Сейчас турнирная таблица нравится мне значительно больше.

- Но поберечь силы в преддверии финала явно не получилось.

- О послаблениях и не задумывались: матчи складывались тяжело. "Жемчужина" ставит большие задачи. Понравился стиль сочинцев, показавших открытый футбол. На мой взгляд, легче играть с командой, которая исповедует подобную философию, чем мучиться с соперниками, в полном составе сидящими в обороне.

Непросто пришлось и в Новороссийске. На нас все настраиваются по-особому.

- Вас как защитника атакующая мощь армейцев не тревожит?

- Нет. Волноваться не в моих правилах. Если зацикливаться, ничего не получится. Привык настраиваться одинаково на любого соперника. Как сказал Валерий Георгиевич, "Алания" не робеет ни перед какими авторитетами". Могу только присоединиться к словам президента.

- Алгоритм противодействия нападению соперника выработали?

- Думаю, ближе к матчу тренерский штаб все детально расскажет и покажет.

- Приведу другое высказывание Газзаева-старшего: по его мнению, молодые игроки "Алании" компенсируют нехватку опыта запредельным настроем.

- Согласен. Большим опытом наша молодая команда похвастать не может, но желание есть огромное.

- В курсе, что "Алания" установила "рекорд", не забив в розыгрыше Кубка ни одного гола?

- Да. Интересное достижение.

- Исправлять ситуацию будете или собираетесь действовать по отработанному сценарию с дополнительным временем и серией пенальти?

- Попробуем, конечно, забить. Но если опять победим по пенальти, особо не расстроимся.

"Алания" не побеждала ЦСКА более 10 лет

"Алания" стала 17-м клубом, вышедшим в финал Кубка России. Ранее владикавказцы лишь 4 раза добирались до полуфиналов (1994, 1995, 1998 и 2010).

ЦСКА (2002, 2005, 2006, 2008 и 2009) вместе с "Локомотивом" (1996, 1997, 2000, 2001 и 2007) делят лидерство по числу завоеванных Кубков России - по 5.

Всего Кубок России завоевывали лишь 7 клубов. Обладателями также становились: 3 раза - "Спартак" (1994, 1998 и 2003), 2 раза - "Зенит" (1999 и 2010), по разу - "Торпедо" (1993), "Динамо" (1995) и "Терек" (2004).

ЦСКА - лучший клуб по победам в финалах Кубка подряд (5). "Локомотиву" столь затяжная серия побед не удалась - в 1998 году он уступил "Спартаку".

Армейцы - рекордсмены по участию в финалах Кубка России - 9 раз.

В то же время красно-синие чаще других проигрывали в финалах Кубка - 3 раза. Причем подряд и не в основное время матчей (1993 и 1994 - по пенальти, 2000 - в дополнительное время). А с учетом финала Кубка СССР/СНГ-1992 (0:2 со "Спартаком") ЦСКА проиграл 4 раза подряд и 3 года кряду.

Только "Торпедо" (1:1, 5:3 по пенальти с ЦСКА 13 июня 1993 года) и "Терек" (1:0 с "Крыльями Советов" 29 мая 2004 года) никогда не уступали в финальных матчах.

"Алания" - лишь третий представитель первого дивизиона, играющий в финале Кубка России. Ранее это удавалось только "Тереку"-2004 и "Химкам"-2005.

"Алания" стала финалистом Кубка России, не забив ни одного мяча в игровое время на предыдущих стадиях (3 победы в сериях послематчевых пенальти после ничьих 0:0 и одна техническая - над "Сатурном").

ЦСКА имеет солидное преимущество над владикавказцами по личным встречам (всего - 31) в российской истории (+18=4-9, 48-30).

Между собой в Кубке России они встречались лишь однажды: в полуфинале розыгрыша-1993/94 армейцы после ничьей по итогам 120 минут взяли верх по пенальти (5:3).

Безвыигрышная серия "Алании" с ЦСКА насчитывает 12 матчей (=2-10, 7-24) - с тех пор, как 1 октября 2000 года владикавказцы победили дома (2:1).

Обладатель Кубка 11 раз выявлялся в основное время (в 9 случаях торжествовали номинальные хозяева), 5 раз - в сериях послематчевых пенальти ("гости" всегда уступали) и 2 раза - в дополнительное время (1-1).

ЦСКА больше всех побеждал в основное время - 4 раза (2002, 2005, 2006 и 2009).

В сериях 11-метровых побеждали только столичные команды - "Торпедо"-1993, "Спартак"-1994, "Динамо"-1995, "Локомотив"-2001 и ЦСКА-2008 (проигрывали, соответственно, армейцы - дважды подряд, волгоградский "Ротор", махачкалинский "Анжи" и пермский "Амкар").

В дополнительное время обладатель трофея выявлялся исключительно в споре столичных клубов, причем оба раза сильнее оказывался "Локомотив". 21 мая 2000 года железнодорожники одолели ЦСКА со счетом 3:2 (после 1:1 за 90 минут), а 27 мая 2007 года красно-зеленые забили "Москве" единственный мяч на 102-й минуте (отличился шотландский форвард Гарри О’Коннор).

Без голов основное и дополнительное время завершилось только однажды - 14 июня 1995 года "Динамо" превзошло "Ротор" в самой затяжной серии послематчевых пенальти (8:7).

Всего в финальных встречах было забито 40 мячей (26:14 - в пользу "хозяев" поля). Из них 16 (10:6) - в первых таймах, 20 (14:6) - во вторых и по два (1:1) в каждом из дополнительных таймов.

Самую уверенную победу в серии 11-метровых (со счетом 4:1) одержали армейцы, которые 17 мая 2008 года обыграли "Амкар" (после ничьей 2:2 в основное время).

В тот день мяч в собственные ворота отправил защитник "Амкара" Дмитрий Белоруков, сравнявший счет на 75-й минуте. Это - единственный автогол в истории финалов Кубка России.

Самыми результативными матчами (по 5 забитых мячей) стали "Спартак" - "Локомотив" - 2:3 (11 мая 1996 года) и "Локомотив" - ЦСКА - 3:2 в дополнительное время (21 мая 2000-го).

В 5 финалах были зафиксированы волевые победы. Причем только ЦСКА проигрывал в дополнительное время ("Локо"-2000) и побеждал по пенальти ("Амкар"-2008).

Ни один из клубов не смог забить в игровое время более 3 мячей (дважды - железнодорожники, по разу - "Зенит"-1999 и ЦСКА-2006).

Самый популярный счет - 1:0 - был зафиксирован 7 раз.

Никому из игроков не удавалось в финале сделать хет-трик.

А вот дублями отметились трое - полузащитник "Локомотива" Алексей Косолапов (11 мая 1996 года, 3:2 со "Спартаком"), нападающий "Зенита" Александр Панов (26 мая 1999 года, 3:1 с "Динамо") и бразильский форвард ЦСКА Жо (20 мая 2006 года, 3:0 со "Спартаком").

Победа ЦСКА-2006 - единственный разгром в истории финалов. А Жо в том матче на 3-й компенсированной арбитром минуте стал автором самого позднего гола в основное время.

Самый же поздний гол в игровое время записал на свой счет другой игрок ЦСКА - полузащитник Олег Корнаухов 21 мая 2000 года на 121-й минуте отличился во встрече с "Локомотивом" (2:3), добив мяч в сетку ворот Руслана Нигматуллина после своего же нереализованного пенальти.

В то же время армейцы пропустили и самый ранний гол: 22 мая 1994 года на 6-й минуте отличился полузащитник "Спартака" Игорь Ледяхов.

Всего в игровое время было назначено 5 пенальти (3 реализованы).

Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий выведет свою команду на решающий матч во второй раз. 4 года назад его "Москва" уступила "Локомотиву".

А вот нынешний президент "Алании" Валерий Газзаев остается лидером среди главных тренеров, выигрывавших Кубок России, - 4 раза с ЦСКА (2002, 2005, 2006 и 2008). При этом Газзаева в финалах побеждал только Олег Романцев.

Ярославль станет четвертым городом, принимающим финал Кубка (после 16 подряд в Москве, Химок-2009 и Ростова-на-Дону-2010).

Стадион "Шинник" будет седьмым, на котором пройдет решающий матч Кубка России (после столичных "Лужников" - 7 раз, "Динамо" и "Локомотива" - по 4 раза, "Торпедо"-1997, "Арены Химки" и ростовского "Олимпа-2").

20 мая 2006 года на дерби ЦСКА - "Спартак" (3:0) на трибунах "Лужников" присутствовало наибольшее количество зрителей - 67 000. А меньше всего болельщиков (8000) пришло на "Динамо" 20 июня 2001 года на матч "Локомотив" - "Анжи" (1:1, 4:3 по пенальти).

В финалах игроки 7 раз получали красные карточки. А самые ранние удаления зарабатывали именно армейцы: в 2000 году Максим Боков покинул поле на 12-й минуте, а в 2009-м Павел Мамаев - на 13-й.

Правда, по суммарному количеству удалений ЦСКА не лидер: трижды в финалах красные карточки зарабатывали динамовцы.

В 9 матчах чемпионатов России в Ярославле у ЦСКА положительный баланс с "Шинником".

А в 1/16 финала Кубка России-2000/01 армейцы в этом городе разгромили хозяев со счетом 6:1.

Владикавказцы в Ярославле уступили в 1/8 финала розыгрыша-2003/04 со счетом 0:3. А в высшем дивизионе российских чемпионатов никогда здесь не побеждали (=2-5, 4-13).

Вадим КРЫЛОВ

104
КОММЕНТАРИИ (104)

Malina

Tyumen 10:42 | 21 Мая 2011 Михаил Шемякин - скульптор и художник. Кабардинец. Валерий Гергиев – великий дирижер, худрук Мариинки и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, приглашенный дирижер Роттердамского филармонического оркестра (в 1995-2008 годах), оркестра нью-йоркского театра Metropolitan Opera. Осетин. Мурадин Кумахов – директор и основатель Института рентгеновской оптики, доктор физико-математических наук, изобрел «линзу Кумахова», предназначенную для фокусировки рентгеновского излучения. В начале 1980-х гг. первым в мире предложил способ, позволявший управлять рентгеновским излучением. Номинировался на Нобелевскую премию. Кабардинец. Гайто Газданов - один из лучших писателей-эмигрантов 1920-х гг. Советую всем его романы «Вечер у Клэр» и «Призрак Александра Вольфа» - оторваться невозможно…Осетин. Муса Манаров - космонавт, Герой Советского Союза, 2 космических полета в качестве бортинженера, 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью больше 34 часов. Лакец Алимурат Текеев - доктор медицинских наук, профессор. Впервые в истории Северного Кавказа был награжден за труды по профилактике методов болезней цивилизации одной из самых престижных мировых научных наград - международной премией ООН и золотой медалью "За выдающиеся заслуги в области информатизации мирового сообщества". Карачаевец. далеко неполный список...

18:50 21 мая 2011

ESiR

sedoi Тупица ты сам. дурень.

12:27 21 мая 2011

Сэр Майкл

Если бы речь шла о свободном выборе. А ведь как раз наоборот - кто пойдет, отметелим так, что мало не покажется. А власти, как всегда, не причем. НЕ В КУРСЕ ОНИ! Ждуттсс. Им ВЫГОДНО, если что произойдет. Домодедово, Норд-Ост... перечислять страницы не хватит. Маловероятно, что смертник пройдет на фанатскую трибуну с полпудом взрывчатки, заметят сразу. А не на фанатскую? А ведь никого не волнует. Хотя у нас на ВОЛЕЙБОЛ уже пропускают через миноискаиель, и с обыском. Отдельно женщины и мужчина. Прямо, как за рубежом. Может, дело не совсем в "фанатских" отморозках, а совсем в других...

11:58 21 мая 2011

sedoi

Читая ваши тупые шовинистические бредни боишься быть загаженным!Вы зомбированные люмпены без будущего (речь о юзерах типа "лаврак",aktub, esir).Всем вам место на помойке,потому что от вас нет пользы даже для собственной семьи,а для России -только страшный вред.Вам нет места в Инете!

11:27 21 мая 2011

Максим Дабахов

Tyumen, чурок работает не много, а вот кавказцев достаточно

11:09 21 мая 2011

Tyumen

много ли чурок работает в авиации, геологии, нефтянке, машиностроении, сельхозе? только и вижу эти роржи на рынкахи в сводках криминала. пока медвепуты у власти так и будет. навального в президенты.

10:42 21 мая 2011

Lipchanin

Если речь зашла о дотациях, я не думаю что их там раздают налево и право каждому чечененку пачками пятитысячных купюр. Бабло пилится кадыровыми, медведпутами и всеми остальными. Создали причину что бы платить, мол война снова начнется и все такое, мамки терять в очередной войне своих сынов не хотят, молодежь участвовать в непонятное мясоробке не горит желанием. И овцы целы и волки сыты, ну кто то там по гавкает не более того. И херачут туда бабло, типа на благие цели, которое при выходе из кремля растекается по карман тех кто "в теме".

10:32 21 мая 2011

Dobrynia

Aktub - опять это существо странное появилось.

10:09 21 мая 2011

bek0715

Ребят,если прекратится поток дотаций,то на простых жителях Сев.Кавказа,как я,это не отразится никаким образом.Это отразится на правящих царьках и москвичах,которые их выделяют.Так что можете держать дотации при себе,мне никто не доплачивает за то,что я Кавказец,как и любому другому человеку.

08:53 21 мая 2011

JR

желание отделиться от окружающего мира и условно говоря окружить свою деревеньку частоколом эту путь к средневековью и идут подобные разговоры от крайне ограниченных и недалеких людей

08:36 21 мая 2011

JR

Mon65 многие русские делают то же самое кроме того кто в Самаре беспорядки устроил, чеченцы или дагестанцы? в своем пьяном угаре хоть немного мозги надо включать, что бы бред не нести.

08:33 21 мая 2011

Mon65

Многие кавказцы в российских городах не работают на заводах и фабриках, не занимаются другим полезным для общества трудом, а торгуют наркотой, льдьми, воруют. Поэтому футбольные фаны, как наиболее организованная часть нашей молодежи, и протестуют против этого отказом от посещения матчей кавказских команд. Кавказские команды содержатся за счет дотаций из федерального бюджета. Власти надо проводить более справедливую политику.

08:29 21 мая 2011

Валдис

Думайте что хотите,я знаю одно,10-15 лет назад полыхала одна Чечня,теперь Сев Кавказ весь,дня не проходит без убийств и террактов,если так и дальше пойдет по нарастающей ,видимо одобряемой такими толерастами как вы линии политики на Кавказе,то вместо потери трех Кавказских республик,вполне возможна потеря самой России.

03:15 21 мая 2011

лаврак

А потому и нет,что СПАРТАК-кострома и ПСКОВ-747 занимают во второй лиге места с 9 по 12 ...Во второй !!! И хрен ли им делать в "вышке"???? А ты смотрел игру КАМАЗА с УРАЛОМ на днях? А я смотрел....Уж лучше я схожу по - смотрю на то,как мои жеребцы с АНЖИ и ТЕРЕКОМ лягаются...А кавказские они,баш- кирские или коми-пермяцкие - мне один хрен...

00:36 21 мая 2011

ESiR

Aktub Для тебя наверное Россия это Москва и пару областей вокруг. Во всем вам Кавказ виноват. Плачьтесь дальше. А лучше глаза пошире раскрой.

00:16 21 мая 2011

ESiR

Aktub Вообще-то Кавказ часть России. И кавказские команды в ПЛ появились так же как и другие могут там появится и из Пскова и из Костромы. А Кавказский чемпионат будет если в России не будет Кавказа.

00:07 21 мая 2011

ESiR

Алания победит!!! Неважно кто против нас. Это финал! Спартаку 5-ку забили же? 3:2 в пользу Алании!

23:59 20 мая 2011

лаврак

Два дня назад я нарисовал коллективный портрет этих недоносков...Его не про- пустили модераторы...Поддерживают позицию ксенофобов??? там не было нецензурных выражений,может и в администрации - свои "Валдисы" ??? Не переводите дискуссию с футбольных проблем на межнациональные...Для распада страны нужен новый Горбачёв...Надеюсь,такого больше к власти не пустят...И вообще,полити- каны,чешите в газету ПРАВДА,или в МК...У нас тут -суровые мужики,которые при- куривают от чужих горящих баннеров и ковыряют в носу шипами от бутс...

23:52 20 мая 2011

tem49

Надоели уже эти разговоры... Пусть кто хочет идёт, кто не хочет не идёт. Только кому от этого хуже будет? Только самой команде, которая кстати ничем не заслужила чтобы болельщики бойкотировали игры с её участием. Хотите изменить реальность, нужно не на футбол свои эмоции проецировать, идите сразу на красную площадь. В России есть куда более актуальные проблемы нежели слив матчей отдельными командами к коим кстати Алания не относится и никогда не относилась.

23:51 20 мая 2011

georg53

Виктор Степанович 22:49 | 20 Мая 2011 georg53 22:45 | 20 Мая 2011 лазай, лазай! У нас свобода слова! ;) Спасибо. Но лично я ненавижу,когда на спартаковскую ветку заползает ваш или питерский неадекват,ляпает что-то вроде "спартак в пердив" и гордо ждет реакции наших неадекватов. Поэтому очень дорожу хорошими отношениями с такими вашими умными,толковыми ребятами,как mvk79,или Пионер. mvk79 поверь, основная масса болельщиков цска, в т.ч. и "активных", именно эту игру не бойкотировала бы ни при каких обстоятельствах. и дело даже не в аполитичности- просто финал кубка- он и есть финал кубка. Охотно верю. Журналисты,как всегда,из мухи слона раздувают. Ну,это их хлеб. Всем пока. Удачи.

23:13 20 мая 2011

cska1911

Да согласен, мы настоящие фанаты приедем и поддержим в воскресение ЦСКА!

23:00 20 мая 2011

mvk79

georg53 22:45 | 20 Мая 2011mvk79 На этой вот достаточно нейтральная тема,и любопытная. по проблематике- может быть.... но поверь, основная масса болельщиков цска, в т.ч. и "активных", именно эту игру не бойкотировала бы ни при каких обстоятельствах. и дело даже не в аполитичности- просто финал кубка- он и есть финал кубка.

22:58 20 мая 2011

mvk79

Виктор Степанович 22:48 | 20 Мая 2011mvk79 22:43 | 20 Мая 2011 В этом матче я за Аланию ;) победит сильнейший ))))))))))))))))

22:51 20 мая 2011

Виктор Степанович

georg53 22:45 | 20 Мая 2011 лазай, лазай! У нас свобода слова! ;)

22:49 20 мая 2011

Виктор Степанович

mvk79 22:43 | 20 Мая 2011 вам то, конечно, надо. Но нам тоже не помешает. =)) В этом матче я за Аланию ;)

22:48 20 мая 2011

georg53

mvk79 Ну,если совпадет с тренировкой,я выберу тренировку. Поздравлю,но,обычно,я на чужих ветках не ползаю. На этой вот достаточно нейтральная тема,и любопытная. Хотя,я и здесь ничего писать особо не хотел,просто Валдис "завел".

22:45 20 мая 2011

mvk79

Виктор Степанович 22:35 | 20 Мая 2011 А ЦСКА надо хоть что-то выигрывать уже в этом юбилейном году. :( я бы даже сказал по-другому. нужно выигрывать именно чемпионат, потому что иначе, насмотря на кубок, мы можем превратьться в клуб, живущий прошлым. т.е. подобие СМ, с той разницей, что у них прошлое было побогаче, да и о будущем они вряд ли забыли (хотя и оставили супертренера, но это фора на полгода, надо пользоваться). про рубин и зенит промолчу.

22:43 20 мая 2011

georg53

Lipchanin По мне, лучше бы те огромные суммы вкладывали в создание рабочих мест в республиках, а не на зрелища. Тогда может быть, меньше бы к нам ехали "дружелюбные" товарищи, и меньше бы было таких разговоров?! ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ++

22:41 20 мая 2011

mvk79

да мало бывал на сайте в последние 3 недели - работа, семья.... наверное, сейчас чаще буду появляться. Для меня финал был в полуфинале))) верно. но даже если смотреть не будешь, результат-то все равно узнаешь. или комп выключишь на это время?))))

22:38 20 мая 2011

georg53

Lipchanin По мне, лучше бы те огромные суммы вкладывали в создание рабочих мест в республиках, а не на зрелища. Тогда может быть, меньше бы к нам ехали "дружелюбные" товарищи, и меньше бы было таких разговоров?! Вот!!!!!!!++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

22:37 20 мая 2011