23:30 27 сентября 2014 | Футбол — РФПЛ

Якин приехал в Питер не на "автобусе"

Суббота. Санкт-Петербург. "Зенит" - "Спартак" - 0:0. Нападающий питерского клуба ХАЛК в окружении игроков красно-белых. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Суббота. Санкт-Петербург. "Зенит" - "Спартак" - 0:0. Нападающий питерского клуба ХАЛК в окружении игроков красно-белых. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
84

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 9-й тур
"ЗЕНИТ" – "СПАРТАК" – 0:0

О причинах и содержании нулевой ничьей после многолетней голевой феерии в матчах "Зенит" – "Спартак" размышляет обозреватель "СЭ"

"Зенит" - "Спартак": ничья назло рекорду (ВИДЕО)

Игорь РАБИНЕР

Главным открытием этих 0:0 на "Петровском" стал "Спартак" Мурата Якина. Отнюдь не трусливый, как заклеймили его до игры иные авторитетные коллеги. Предельно сконцетрированный, натянутый, как тетива лука, гармоничный – и на своей, и на чужой половине поля. Моментально переходивший от обороны к атаке и наоборот, делавший в центре поля перехват за перехватом, не давший свободно вздохнуть ни одной из зенитовских звезд – но, что очень важно, не за счет собственной игры. В чем, полагаю, и состояла главная ценность футбола, предъявленного спартаковцами в Питере. Бензином от "автобуса" там не пахло!

"Спартак" в целом не был лучше "Зенита", и ничья соответствует тому, что происходило на поле. Но "Спартак" был лучше самого себя образца всех матчей нынешнего сезона, исключая разве что разгром "Рубина" в первом туре – вот только разница-то в классе между питерцами и казанцами какая! Даже в выигранных дерби с ЦСКА и особенно "Динамо" красно-белые не выглядели столь цельно, как с "Зенитом". Вспомнить хотя бы, сколько моментов упустила команда Станислава Черчесова. А тут – абсолютно справедливо (как и в случае с Дзюбой) незасчитанный гол Файзулина да удар в перекладину Халка. Тот самый, о котором мы из-за более чем десятиминутного срыва телекартинки на "Нашем футболе" узнали значительно позже реального времени. Но об этом – позже.

"Зенит" не был хуже "Спартака", но он был хуже себя, каким мы видели его в большинстве предыдущих матчей сезона-2014/15. Поэтому вряд ли кто-то даже из числа поклонников сине-бело-голубых поспорит со справедливостью исхода встречи. Забей Гарай на последней минуте – это был бы, считаю, незаслуженный подарок судьбы.


Артем ДЗЮБА и ХАВИ ГАРСИЯ

"Спартак" наиграл на то, чтобы второй раз за четыре года "обломать" принципиальному сопернику рекордную серию. В октябре 2010-го, выиграв дома – 1:0, красно-белые обрушили мечту "Зенита" стать первым клубом в российской истории, прошедшим без единого поражения целый чемпионат. Теперь рекорд по числу побед на старте сезона питерцам за тур до "Спартака" покорился, а вот абсолютное достижение ЦСКА по числу выигрышей кряду – нет. Якин едва ли слышал о знаменитой в свое время телепрограмме "Назло рекордам" – но одному из ее ведущих, ярому спартаковцу Сергею Белоголовцеву, пролил бальзам на сердце. В отличие от другого – не менее преданного зенитовца Михаила Шаца...

Рондон VS Дзюба: без подвигов

Иной ехидный читатель наверняка припомнит мне материал в субботнем номере "СЭ" о том, что матчи "Зенита" и "Спартака" – гарантированно "верховые": последняя их встреча, где было забито менее трех мячей, как раз и состоялась в октябре 2010-го. В твиттере ближе к концу игры я уже получил пару сообщений "карпинского" содержания: "Ну и?"

Пока трансляция на некоторое время прерывалась, поневоле было время чуть-чуть поразмышлять на эту тему и поискать причины, почему произошло то, что произошло.

Мы вновь увидели, насколько огромное значение в футболе имеет случай. Попади из почти стопроцентной позиции на 15-й минуте Хурадо не в штангу, а в ворота, совершенно не исключаю, что и какие-нибудь 4:3 могли бы произойти. Игра вскрылась бы с первых минут, эмоции захлестнули обе команды – и обернулось бы это тем, что мы видели не раз и не два. Умопомрачительной голеадой.

Но коль скоро этого не произошло, и счет – 0:0, этому на контрасте с суперрезультативностью последних лет тоже надо найти объяснение. И соль его видится мне в том, что как для Виллаш-Боаша, так и для Якина, кстати, довольно долго и тепло общавшихся после игры, это был первый матч "Зенита" со "Спартаком". И писали его они, не проведшие в России еще и года, с чистого листа. Поэтому какие-либо аналогии с предыдущими матчами были едва ли уместны. И тактические, и кадровые.

Жаль, что корреспондент "Нашего футбола" Павел Богданов, уже не в первый раз блестяще проведший послематчевое флеш-интервью с Виллаш-Боашем (чем несколько скрасил впечатление от срыва картинки на канале), не задал португальцу один вопрос – знал ли он, что Александр Кержаков за свою карьеру забил "Спартаку" 14 (четырнадцать) голов? Уже оправившийся от травмы форвард не был включен в заявку на матч, но в России-то все знают, что красно-белые – его извечные клиенты, и психология в этой ситуации запросто могла бы оказаться важнее "физики".


Нападающий "Зенита" Саломон РОНДОН и вратарь "Спартака" Артем РЕБРОВ

Но Виллаш-Боаш судил исключительно с точки зрения объективных показателей, подозреваю, не будучи в курсе исторических деталей. Безусловно, Саломон Рондон сегодня убедительнее Кержакова – но он "Спартаку" никогда не забивал и сейчас тоже сделать этого не смог. И "Зенит" впервые в чемпионате не смог распечатать чужие ворота. Во многом, подозреваю, опять же по причине психологической – в обоих случаях, начиная с 2011 года, когда "Зенит" проигрывал "Спартаку", ворота последнего защищал Артем Ребров...

Александр Мостовой: "Спартак" показал другим командам, как останавливать "Зенит"

Нет, Реброву на сей раз не потребовалось крутиться белкой в рамке, как это было в Черкизове чуть меньше года назад, когда он взял пенальти от Халка, а "Спартак" выиграл у "Зенита" – 4:2. Но от спартаковского капитана исходила такая аура уверенности, что она не могла не воздействовать и на свою оборону, и на чужую атаку. В какой-то момент "Зенит" почувствовал – легкий мяч в этот вечер Ребров не пропустит. А для сложного не хватило удачи.

И еще, мне кажется, спокойствия. Уж "Зенит"-то, установив рекорд, имел все основания делать свое дело с толком и расстановкой, где-то даже с улыбкой. Но с первых же минут ощутилась какая-то взвинченность, нервозность питерцев, желание ругаться с судьями и апеллировать к ним по любому поводу. А это, в свою очередь, увело их от главного – остроатакующего футбола, в который они при Виллаш-Боаше научились играть.

И сам тренер после матча вдруг заговорил о том, что, с его точки зрения, незасчитанный гол Файзулина был чистым, и у него вообще много претензий к арбитру. Полноте! Более очевидного эпизода, чем тот, в котором Рондон, стоявший в офсайде на пути мяча, подпрыгнул, невозможно себе даже представить. И так же, как после игры предыдущего тура с "Тереком" не прав был Якин, раскритиковавший Егорова, так и Виллаш-Боаш заговорил явно не о том.

Ведь как раз молодой рефери Низовцев, не поддавшийся ничьему давлению, работавший последовательно и четко, стал одним из лучших "игроков" этого матча! Не скрою: слышал от профессиональных арбитров серьезные опасения, связанные с этим назначением. Мол, судья-то перспективный, но пока не авторитет для игроков топ-клубов, и они его могут просто "сожрать". Не удалось, хотя пытались. Ни по какому-либо из ключевых решений, ни по самому ведению столь сложной и наэлектризованной игры, к Низовцеву не могло быть претензий. И убежден, что тренеры и игроки "Зенита" на холодную голову это признают.

То, что "Спартак" на редкость убедительно смотрелся в центре поля и делал перехват за перехватом, кажется мне результатом сразу двух факторов. Во-первых, появления у самих красно-белых Ромулу, как раз-таки кучу этих самых перехватов и осуществившего. Несчастного бразильца, пропустившего из-за тяжелой травмы даже не месяцы – годы игры за "Спартак", заждались. И многие, по-моему, уже не надеялись, что увидят его в том состоянии, которое позволило ему забить и блестяще сыграть в Лиге чемпионов-2012 на "Ноу Камп" с "Барселоной".

Но вот он выходит на замену с "Тереком" и на последней минуте зарабатывает штрафной, с которого Хурадо сравнивает счет. И именно с этого момента, не сомневаюсь, к нему возвращается уверенность, что он – серьезный футболист. А тут еще одно совпадение – полученная накануне матча с "Зенитом" мышечная травма Дениса Глушакова. И шанс, который Ромулу, умно "выжигавший" центр поля вместе с Чельстремом, реализовал сполна.

А во-вторых, на переходе "Зенита" от обороны к атаке, убежден, сказалась травма Витселя, позволившая ему лишь выйти на замену в концовке. Во время ЧМ-2014 я обращал внимание на статистические данные, говорившие о фантастически низком проценте брака у бельгийца. Да, он редко рискует, чаще предпочитая отдавать ближнему – но, так или иначе, "обрезов", необоснованных потерь у него почти не бывает. Риск уместен близ чужой штрафной, но не в центре поля – в матче же "Зенита" со "Спартаком" без Витселя питерцы раз за разом ошибались в передачах именно в середине поля. Вспомнить хотя бы убийственный поперечный пас Данни, который привел к выходу Промеса и Хурадо два в один и запоротому испанцем суперголевому моменту.

Спрашивается – а что делал Данни так близко к центру поля? И вот тут мы возвращаемся к отлично сработавшей, полагаю, схеме Якина 5-3-2. Швейцарский тренер, сыграв с тремя центральными защитниками, максимально насытил пространство в центре перед штрафной, и Данни вынужден был уходить вглубь поля. А там его похвальная у чужих ворот привычка к риску становилась куда более чреватой...

Та концентрация, которая на протяжении всего матча наблюдалась у каждого спартаковского игрока, навела на еще одну мысль. На днях, после неявки Джано Ананидзе на самолет в Комсомольск-на-Амуре (а она, по моим данным, действительно была: какое-то время его попросту не могли найти, а на связь футболист вышел отчего-то сразу после отъезда команды в аэропорт), Якин перевел его в дубль с сопутствующим штрафом и жесткой формулировкой, озвученной пресс-службой.


41-я минута. Команды выясняют отношения после отмененного гола в ворота "Спартака"

Тем самым швейцарец показал всей команде, что он – отнюдь не мямля и не тихушник, который будет покрывать и оставлять под ковром грубое нарушение игроком дисциплины. Не знаю, как в дальнейшем сложатся отношения у Якина с талантливым, но далеко не самым важным для команды игроком (возможно, покаяния вкупе с штрафом на первый раз окажется достаточно), но уроком для всей команды это наверняка стало. Игроки поняли, что с этим человеком подобные шутки плохи. И на поле это тоже отразилось.

Пахали у "Спартака" на "Петровском" все без исключения. От Инсаурральде, не только здорово выполнявшего прямые обязанности, но и остро и своевременно подключавшегося вперед (это новость, между прочим), до Дзюбы. Колоритно-показательным стал момент, когда Дзюба на своей (!) половине поля, и не после стандарта, выиграл жесткую силовую борьбу и отобрал мяч у Рондона. Второй снайпер нынешнего чемпионата – у первого. Вот так, совокупностью рвения и тактики, "Спартак" нивелировал преимущество "Зенита" в командном классе и индивидуальном мастерстве.

Как "Петровский" без виража не дал себя перекричать

В этом случае могла сработать, например, "пушка" Халка. И в одном из эпизодов это едва не произошло: его дальний удар отбила перекладина. Если бы мяч просвистел чуть ниже, и случился бы гол, ставший в матче победным, скандал поднялся бы невообразимый. Нет, не из-за чистоты забитого мяча, а из-за того, что в прямом эфире этот гол увидели бы только зрители телеканала "Санкт-Петербург".

Да, "всякое бывает", как выражались потом уважаемые мною комментаторы "НТВ-плюс". Но, во-первых, матч проходил отнюдь не в глубинке России, а в ее втором по статусу городе, хозяине полуфинала ЧМ-2018 и четвертьфинала Euro-2020. А во-вторых, лично мне как зрителю совершенно безразлично, кто виноват – телевизионщики, связисты или папа римский. Никаких природных катаклизмов, что могло бы явиться оправданием, в Санкт-Петербурге во время игры и близко не было.

Матч, который непременно собрал бы (так, по крайней мере, было год назад) приличную аудиторию на федеральном канале, не показали ни по Первому каналу, ни даже по НТВ – потому что несколько раз его время переносили вроде бы именно из-за возможности трансляции на Первом. Но не договорились, а отыгрывать назад и транслировать по НТВ было уже поздно. В итоге матч (если не считать любителей пиратских трансляций, конечно) могли видеть только те, кто платит за просмотр нашего не самого сказочного в мире футбола деньги. Так и им, вдвойне имеющим право смотреть один из центральных матчей сезона 90, а не 78 минут, не дали такой привилегии.

Вся история телепоказа матча "Зенит" – "Спартак", от отказа федеральных каналов до срыва картинки – замечательное свидетельство того, как и кому "нужен" в России хороший, топовый национальный футбол меньше чем за четыре года до домашнего чемпионата мира. И от этого – грустнее всего. Потому что сами эти 0:0 на "Петровском", боевые и пламенные, были из тех, что никакой грусти не навевают.

Все это ни в коем случае не говорит, что проблемы "Спартака" – в частности, в позиционной атаке – решены. В субботней публикации в "СЭ" я как раз и предполагал, что стилистически игра на контратаках, неизбежная для красно-белых в Питере, Якину удобна. Но то, как именно она происходила, вызвало к тренеру уважение и на время, сдается мне, снизило градус критики в его адрес.

Мнение о том, что Якин умеет управлять своими командами в важных матчах, оправдывается. Две победы и ничья в гостевых встречах с "Динамо", ЦСКА и "Зенитом" – показатель очень убедительный. Однако очень хочется, чтобы швейцарец показал, что он умеет не только качественно играть от соперника, но и диктовать тому собственные условия. А вот с этим пока вопросов больше, чем ответов.

Фото - Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Все голы и интересные моменты РФПЛ - на портале "СЭ"

84
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (84)

Странник-777

Спартаку повезло, что Хурадо не забил. Вот тогда бы встали автобусом, как с Динамо и пропустили бы штуки три. А так играли на зубах до последней минуты. Пора бы осознать всем, что выигрывать теперь, если нет полумиллиарднобаксового народного кошелька, можно только при условии полной самоотдачи в каждом матче. Будь-то тульский Арсенал или питерский Зенит. Иначе надо рассчитывать на судью или на удачу (как в случае с ЦСКА)...

16:21 28 сентября 2014

Иппон2

Adios Аmigos R.28 Сентября 2014 | 13:17 Плюсую. Возьмите нашего третьего или второго.) Второго только киностудией обеспечить придется.)

15:11 28 сентября 2014

Излучение Заварзина, Есауленко,

"Забей Гарай на последней минуте – это был бы, считаю, незаслуженный подарок судьбы." Хех, Рабинер, а победы над Динамо и ЦСКА были для твоей позорной команды заслуженным подарком? Или гол с Тереком в матче, где соперник был ощутимо лучше по игре - тоже заслуженный подарок?? Или у тебя, как и у судей, все подарки в одну сторону только должны быть?? Вернулся разводить свою свиную демагогию, позорник вонючий...

14:31 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Adios Аmigos R. 28 Сентября 2014 | 13:49 Вот дынька другое дело!А арбуз это хрень мочегонная.)

13:51 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Adios Аmigos R. 28 Сентября 2014 | 13:40 Ну допустим вот один перед тобой сейчас.)

13:45 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Adios Аmigos R. 28 Сентября 2014 | 13:20 Ну это вы такие всеядные,а другие может и не едят арбузы.)))

13:36 28 сентября 2014

Адекватный зритель...

Adios Аmigos R.28 Сентября 2014 | 13:25 -------------- Сам вумный,имхо! )))

13:31 28 сентября 2014

Адекватный зритель...

..Ибо только лошары,ну те,кои перед туром Думбью продают,с бодуна пустые арбузы трескають,имхо!

13:24 28 сентября 2014

azmiser

expert-divannyi28 Сентября 2014 | 07:32 А вот я, живя в Якутии, не имею возможности смотреть ни якобы бесплатный НТВ Спорт плюс, ни платный НТВ плюс - у нас их просто нет! ===================================================================== ========================================== У вас есть нефть, газ и много еще чего, а нормального TV нет(и в ближайшее время не предвидится). А в Москве нефти и газа нет, но для жизни есть все. Что нужно сделать, чтобы и у вас было все, сами додумаетесь или подсказать?

13:24 28 сентября 2014

Адекватный зритель...

..А в арбуз надо шприцом спирту,али водовки закачать...Тогда-стопудово поможет,имхо!

13:23 28 сентября 2014

Адекватный зритель...

edgar8428 Сентября 2014 | 13:08 ------------ Если у тебя "Наш футбол" в пакете какой-нить байды,типа Билайн-ТВ то отключи канал,а потом включишь-перерассчитают.Я так всегда делаю на перерывы.

13:22 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Док_ 28 Сентября 2014 | 13:07 Ну тогда могу посоветовать только одно,это старый и проверенный веками дедовский способ - клин клином!)))

13:13 28 сентября 2014

Док_

Adios Аmigos R. 28 Сентября 2014 | 13:04 Есть еще люди в российской провинции, коим дорого просвещение))! Но в следующем туре - уверен в успехе свердловчан!

13:11 28 сентября 2014

edgar84

Игра была равна, играли вполне себе не 2 субстанции, а 2 претендента на чемпионство, хоть и вызывает саркастическую улыбку КБ претендент. Теперь по игре, понравился Ромулу, который смотрелся даже поинтереснее и креативнее Глушака. Дзюба старался, искал шанс, он ему выпал в моменте с Рондоном, но уж как-то "деревянно" Артем воспользовался возможностью. Хурадо должен был решать момент, но видимо какие-то магнитные бури помешали ему это сделать. По телетрансляции, ну конечно идиотизм, когда телетрансляция из ЕКБ идет без сбоев, а из Питера со сбоями. Ну проверьте, господа, стопяццот раз все, чтобы не играть в русскую рулетку, ибо крыть будет нечем, когда комментаторы в очередной раз начнут стонать в твиттере, почему за их продукт никто платить не хочет, а причины лежат на поверхности - идиотия (тут и почти месячный перерыв, и вот такие вот ситуации обрыва связи на 15 минут). Футбола 3 недели не будет, а за просмотр платить придется без перерасчетов. С трехнедельной перерывом, считаю, что просто наплевали на телевидение и канал "Наш Футбол"

13:08 28 сентября 2014

Док_

Тот самый Зануда 28 Сентября 2014 | 13:01 Не, зависимости нет. Просто если уж собралась компания душевная, то почему и не выпить бесцветного напитку, да не потрендеть в мужском кругу)? Благо огурчики (малость резковаты-соленоваты, но как закусь самое то) удались вполне на славу. Зависимость, это у тех, а таких тут очень даже не мало - точно знаю, кто в одиночку наклюкиваются перед монитором))

13:07 28 сентября 2014

Гаттузо крут!!!

И да. Хотя это виртуально, но все таки. Играй вместо Ромулу Глушняк, а у нас Шницель, то думаю тогда некоторое преимущество в центре поля было бы у нас. И у Данни было бы больше простора. Ромулу намного умнее и техничнее играет чем деревянный Глушняк. Потому у хрюшек и было небольшое преимущество в середине поля. А Шницель очень хорошо держит мяч и выигрывает много единоборств. Но что было ,то было....

13:05 28 сентября 2014

garik27

Айл би бэк Черданцев комментировал на канале "Санкт-Петербург" Срыва трансляции там не было. Какие к немцу вопросы?

13:01 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Док_ 28 Сентября 2014 | 12:56 Ты не прав Док!Я добрый,поэтому и советы даю дельные.А если у тебя алкагольная зависимость,то так прямо и скажи!)))

13:01 28 сентября 2014

Док_

Тот самый Зануда 28 Сентября 2014 | 12:54 Злой ты! Чтоб тебе за это комменты по игре всегда читать от Лехи номерного))

12:56 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Док_ 28 Сентября 2014 | 12:38 Водку нуна поменьше жрать,тогда и моргаться легче будет!)))

12:54 28 сентября 2014

Док_

Ю.Ю. 28 Сентября 2014 | 12:39 персонально тебе, для душевности)): при той охренительной насыщенности сзади, что была вчера у Спартака, вместо Данни вполне можно было выпустить паренька под намбой 10, пусть и не способного "выполнять объем работы" как португалец, но с гораздо более умным и точным пасом - чего явно и не хватало вчера Зениту!

12:53 28 сентября 2014

Ю.Ю.

Док_ 28 Сентября 2014 | 12:24 И поэтому тоже, сегодняшнее утро, мне определённо не нравится.

12:39 28 сентября 2014

Док_

Тот самый Зануда 28 Сентября 2014 | 12:30 Я не знаю, что тебе ответить)). А если серьезно, то считаю что игра Зенита очень далека от совершенства. Можно конечно побалаболить о несбалансированности, о куче ошибок (у Данни в кои веки прошла одна(!) острая интересная передача), о явном недостатке в середине классного умного техничного парня, типа Зырянова - но сегодня не хочу и не буду. Больно! Даже когда моргаю, то кажется отдает в голову..))) P.S. Не удивлюсь таким же проблемам в среду.

12:38 28 сентября 2014

Адекватный зритель...

..И вот кто апосля своих "видение было.."(с) КБ-Брат???))

12:37 28 сентября 2014

sergio_

Игорь Рабинер! Как же вы хотите увидеть уже в этом сезоне Спартак чемпионом..Матч был блеклым, без особых моментов и с кучей невынужденных ошибок с обеих сторон, игра была равна...Ну давайте тогда, отдавать газетные полосы Левину под ЦСКА, Рабинеру - под Спартак и т.д.

12:36 28 сентября 2014

alex221083

pushgun28 Сентября 2014 | 01:37 Честный футбол-это как понимать? Чтобы звенит твой всегда выигрывал, а судьи им подсуживали? Тогда это будет честно исправедливо?))) Хватает того, что судьи вам ставят пендали в каждом матче против середнячков!))

12:33 28 сентября 2014

Тот самый Зануда

Док_ 28 Сентября 2014 | 12:24 Ты свои видения в следующий раз при себе держи!(( А сейчас поди радуешься втайне,что заработал пару баллов в прогнозе.))

12:30 28 сентября 2014

Док_

Ю.Ю. 28 Сентября 2014 | 12:19 Надо быть мужественным)))! Как мне вчера один дружбан резюмировал, когда я начал трендеть про тактические изыски Якина: "Да мне пох на схемы, на пять защитников, на забетонированные фланги и прочую хрень - мы сегодня не выиграли у Спартака, это главное!"))

12:24 28 сентября 2014

Ю.Ю.

Док_ 28 Сентября 2014 | 11:59 Нихрена оно не доброе сегодня)))

12:19 28 сентября 2014

Айл би бэк

Мда, до мундиаля меньше 4 лет. Футбол на российских каналах должен крутится день и ночь, особенно РФПЛ. А тут центральная игра чемпионата коту под хвост. Черданцевы, Уткины должны быть уволены. Минимум 3 игры из тура должны показываться на доступном ТВ.

12:15 28 сентября 2014

СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!
СПОРТ-ЭКСПРЕСС Live!