Галина Зыбина: "За женскую сборную СССР выставляли мужчин. Мы-то знали"

  • Галина ЗЫБИНА. Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"
    Галина ЗЫБИНА. Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"
  • Советские легкоатлетки, Олимпийские чемпионки в соревнованиях по толканию ядра Галина ЗЫБИНА (слева) – золото и Клавдия ТОЧЕНОВА – бронза. Фото Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости
    Советские легкоатлетки, Олимпийские чемпионки в соревнованиях по толканию ядра Галина ЗЫБИНА (слева) – золото и Клавдия ТОЧЕНОВА – бронза. Фото Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости
Юрий<br />ГОЛЫШАК
Юрий
ГОЛЫШАК
Александр<br />КРУЖКОВ
Александр
КРУЖКОВ
133

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

26 июля 1952 года на Олимпиаде в Хельсинки Галина Зыбина выиграла золото в толкании ядра

Галина Ивановна ЗЫБИНА
Родилась 22 января 1931 года в Ленинграде. Заслуженный мастер спорта.

Олимпийская чемпионка-1952 в толкании ядра. Серебряный призер Олимпийских игр-1956. Бронзовый призер Олимпийских игр-1964. Чемпионка Европы-1954. Рекордсменка мира 1952 - 1959. Чемпионка СССР 1952 - 1955. Чемпионка СССР в метании копья 1952, 1957. Бронзовый призер чемпионата Европы 1950 в метании копья и 1954 в метании диска.

Звонок на ее телефоне - заставляющая вздрагивать пионерская песнь 50-х. Мы пытаемся представить, как давно это было: первые для Советского Союза Олимпийские игры, 1952 год…

Пытаемся - и не можем. Потому что напротив сидит чемпионка - и выглядит свежо. Шестидесяти не дашь.

Все это кажется чудом. Как и сама победа на Олимпиаде девчонки, пережившей блокаду.

БЛОКАДА

- Ужас блокады до сих пор в памяти?

- Папа сразу ушел на фронт, а мы, пятеро детей, - с мамой. Хотели по Ладоге выбраться. Комплектовали грузовик. Мама уже вещи собрала, но мы с братом заявили: "Не поедем!" Заперлись в квартире. Половина дома уехала, там и погибли. Разбомбили, этот грузовик провалился под лед.

- Как выживали?

- Папа - хозяин хороший, оставил запас дров. Я с пяти лет с ним вместе пилила. Они ровненькие должны быть. Чуть пила в сторону - р-раз, и мне по башке. Приучил!

До мая 1942-го школы были закрыты. Когда 116-я на Сердобольской открылась - записалась туда. Май, а ходили в пальто. В школе давали стаканчик молока и вареную брюкву. Постоянно проверяли - не превратились ли за блокаду в идиотов. Вышло постановление, чтоб дети с 5-го класса начинали работу.

- Куда отправились?

- В совхоз. Фамилии не фиксировали, так писали: "Из школы пришло трое". Эти-то еле двигались. В 12 лет меня наградили медалью "За оборону Ленинграда".

А мама устроилась в райком Выборгского района уборщицей. Вода замерзла, отопления нет. Так мы с ней в 5 утра дров напилим, перетащим на третий этаж райкома. Оттуда в школу, пытаюсь что-то выучить.

- Засыпали на ходу?

- Спала по 3 - 4 часа. Почему-то не могу вспомнить себя спящей. По двое суток стояли в очереди за хлебом. В 40 градусов мороза - это кошмар. Если мама подойдет, сменит - убегу домой погреться. Иногда стоишь, но привезут не хлеб, а муку. Мама наставляла: "Нет хлеба - бери дрожжи!"

- Что такое - 125 граммов хлеба в день?

- Совсем маленький кусочек. Но плиту растопим, сухарей насушим. Старший брат лежит, умирает. Прямо кричит. Мама сухарик достанет, парочку ему в рот положит - оживает, открывает глаза. Младший брат пролежал все три года. Шатаясь до туалета шел.

- Говорят, одна из самых жутких блокадных картин - замерзшие, словно сталактиты, испражнения в подъездах.

- Слава богу, у нас было чисто. Туалет работал.

- Какой на вкус блокадный хлеб? Кислый?

- Вкусный! А дуранду я бы и сегодня полизала!

- Это что?

- Ошметки от всяких семечек. Плотные, как конфета. Вот этот вкус прекрасно помню. Бывало, придет в класс Элечка Гуфельд, что-то под партой режет, режет… Потом подходит - и в рот каждому кладет кусочек мяса! Говядина!

- Откуда?

- У нее папа работал на складе. Наверное, воровал. У многих одноклассников питание дома было нормальное. Чья-то мама в совхозе трудилась, чья-то - в детском саду. Кому-то с фронта паек пришлют.

- Верите, что товарищ Жданов в Смольном ананасы ел?

- Про ананасы - конечно, брехня. Но проблем с питанием у партийных руководителей не было. Я же приходила к маме в райком, помогала с уборкой - и видела, какие там накрывали столы. От запахов кружилась голова. Порции, правда, маленькие. Зато были даже пирожные. Кондитерская фабрика, хлебозаводы продолжали работать. Меня удивляет Людмила Вербицкая…

- Президент петербургского университета?

- Совершенно верно. Сейчас рассказывает, мол, в блокаду так хотелось есть, что собирала на улице стеклышки и облизывала. Да ее отец Алексей Бубнов был секретарем Ленгорисполкома! В таких семьях не голодали.

А мы с мамой отравились оладьями из лебеды. Начисто оглохли, глаза были мутные. Мама утром пошла в райком убираться, ее окликнули: "Вы что не здороваетесь?" А она не видит ничего. Недели две еще и не слышали.

- С людоедством столкнулись?

- Был у нас на втором этаже мужичок, дядя Петя. Грозился съесть кого-то из детей. Мы на крюк от него закрывались.

- Не добрался до вас, судя по всему.

- Скончался дня через два. Видимо, было предсмертное сумасшествие.

- На ваших глазах люди умирали?

- Нет. Но часто обессиленные спотыкались на улице, падали. Зимой - самое страшное. Можно не встать. Однажды с мамой подняли из сугроба женщину в полуобморочном состоянии, усадили на скамеечку. До сих пор в ушах ее голос - как просила кушать. А у нас с собой ничего. Мама заплакала. Когда назад шли, женщины уже не было.

Галина ЗЫБИНА и Клавдия ТОЧЕНОВА. Фото Анатолий ГАРАНИН/РИА Новости

- Какие были игрушки в блокаду?

- Я любила прыгать на скакалке, играть в прятки, лапту. Дальше всех во дворе кидала палку. Как-то на спор с трех шагов хоккейный мячик через дом перебросила.

- Ого.

- Так стимул был! Мальчишки запугали, что проигравший лезет на чердак, где котлы парового отопления, а там черти сварят.

- Театры в блокаду не закрывались. Ходили?

- Один раз, в 1943-м. В Театре музыкальной комедии давали "Раскинулось море широко". Артисты - голодные, истощенные. Но играли замечательно, пели, плясали. Колесникова, Янет, Орлов… Все они в моем альбоме - я в детстве коллекционировала фотокарточки артистов. Представляете, сохранился альбом, недавно пересматривала.

- Пуля или осколок рядом пролетали?

- Помню солнечный день 1942-го. Мама отправилась за хлебом. Когда завыла сирена и началась бомбежка, помчалась обратно. На лестнице перемахнула ступеньку, в следующую секунду туда вонзился осколок. Младший брат сидел на кухне возле приоткрытой створки. Я из комнаты добежать до него не успела. Взрывной волной трехлетнего Стасика отбросило к двери. Мимо меня из одного окна в другое пролетел столб пламени. То, что обошлось без пожара и никто не пострадал, - настоящее чудо. А след от осколка на лестнице так и остался. Наш дом на проспекте Карла Маркса по-прежнему стоит. Стены толстенные. Когда бомбили - чуть-чуть шатался.

- Что известно о судьбе отца?

- Прислали похоронку: "Погиб 10 января 1944-го в деревне под Гомелем". Годы спустя брат ездил туда. На мраморной стеле среди павших солдат высечена и фамилия отца. Местные жители рассказали: "Тут было кровавое месиво. Очень много народа полегло - и наших, и фашистов".

- Со временем ненависть к немцам утихла?

- Честно, не было никогда такого чувства. Впервые их увидела через несколько месяцев после войны. Пленных немцев вешали на площади около кинотеатра "Гигант". Я на казнь не пошла, но смотрела, как их вели. Собралась толпа, все молчали. Мне показалось, к ним испытывали жалость. Не оскорбляли, не швыряли камни. Наоборот, протягивали хлеб.

"ДОХЛЯТИНА"

- Сталина видели?

- В 1946-м в Москве на "Динамо", когда отмечали День физкультурника. Сталин на трибуне принимал парад. Мое участие было символическим - помогала расставлять барьеры. Пригласили в Москву не для этого, а на Всесоюзный сбор молодежи. Вот там действительно чуть с голоду не померла.

- Почему?

- Кормили ужасно. Выедали из тарелки мутноватую жижу, в гущу добавляли воды - вот тебе и первое, и второе. При этом еще тренировались! У одной девочки, Дуси, началась водянка. Опухла, ходить не могла. На носилках погрузили в поезд, привязали к полке, дали телеграмму родным в Ленинград: "Встречайте на "скорой".

- Выжила?

- Еле спасли. В команде были ребята постарше, но все молчали. А я, 15-летняя пигалица, не побоялась пойти к руководству. С едой лучше не стало, зато выбила каждому по куску мыла и полотенце. Поняла, что дальше оставаться на сборе нет смысла. Лишних вещей у меня не было, а подружка Любка продала старенькие платья. Купили хлеб, квас и рванули в кассы "Метрополя". Окошко высоко. Посадила Любку на плечи, она сунула деньги, пискнула: "Тетенька, два билета до Ленинграда".

Вернулись к своим, сообщили, что завтра уезжаем. Когда новость долетела до начальника сбора, он из закромов принес хлеб с салом: "Зыбина, держи! Только поскорее исчезни с моих глаз…" На тренерском совете меня потом распекали: "Зачем взяли эту костлявую дохлятину?! Ничего в ней нет".

- Шесть лет спустя "дохлятина" выиграла Олимпиаду в Хельсинки.

- Журналисты после победы допытывались: "Вы счастливы?" А я не знала, что ответить. Вся радость улетучилась, пока два часа ждала награждения. Медаль вручили, когда на трибунах уже почти никого не было. Да еще из-за проигранного копья переживала.

- Был шанс сотворить золотой дубль?

- Вообще-то на меня ставили не в толкании ядра. На последней прикидке в Выборге спокойно метала копье на 52 - 53 метра. Этого хватило бы для золота - чешка Дана Затопкова выиграла в Хельсинки с результатом 50,47. А у меня 48,35 - и четвертое место.

- Причина?

- Я хорошенько размялась, как вдруг выяснилось, что старт отложен. Затянулись соревнования по метанию молота. Час с лишним просидела. И сгорела. В секторе была пустая, как барабан. Мне кажется, организаторы специально тянули время - чтоб вычеркнуть Советский Союз из числа фаворитов. В ядре тоже химичили.

- Как?

- У Клавы Точеновой украли серебро. Отдали немке Марианне Вернер, которая заступила, однако судьи не обратили внимания. Клава утешилась бронзой. Но у меня в тот день отнять ничего не могли. С первой попытки лидировала. На последнюю выходила уже олимпийской чемпионкой. Толчок - и 15,28! Перекрыла мировой рекорд на 26 сантиметров!

- На церемонии открытия были?

- Да. Нам пошили красивые белые платья из японской ткани. Только не учли, что они страшно садятся, если намочишь. Ливень хлынул, когда уходили с парада. Платьице на глазах стало подниматься выше колена. Думаю: "Срам-то какой!" Изо всех сил придерживала руками - бесполезно. Вдобавок с голубого плаща, который раздали на случай дождя, стекала краска.

- Картина!

- Добрались до Олимпийской деревни - сразу стирка. Терли-терли. Пятна отошли. Но к утру просохшее платье могло налезть разве что на ребенка.

- В Москве на вокзале олимпийцев встречали друзья да родственники. А в Ленинграде?

- Так же. Никаких торжеств. Из Хельсинки возвращались поездом, на станции Кушелевка ленинградцев высадили. На перроне увидела маму, одноклассников с букетом полевых цветов. Поздравили. С мамой подхватили чемоданы и - пешочком домой.

- Далеко?

- Три трамвайных остановки. Премий нам не полагалось. Юрка Тюкалов, выигравший в Хельсинки академическую греблю, уверяет, что получил в подарок три метра драпа на пальто. А мне и этого не дали.

ПИКАССО

- Выступление на Олимпиаде руководство страны посчитало неудачей после того, как футболисты проиграли югославам. Оба матча смотрели?

- Нет. Телевизоров в комнатах не было, а из Олимпийской деревни не выпускали. Пугали, что воруют русских женщин. Так что о героическом спасении наших футболистов, которые в первом матче 1:5 превратили в 5:5, узнала позже.

- Жаль, в переигровке уступили - 1:3. И через месяц ЦДКА разогнали.

- В Хельсинки с футболистами не пересекалась. Подружились в Мельбурне. Точнее, на обратном пути, когда теплоходом "Грузия" 22 дня шли во Владивосток.

- Знаменитый вратарь Борис Разинский говорил нам, что на теплоход загрузили 20 тысяч бутылок водки: "Все плыли под градусом…"

- Выпивали, не без этого. Но футболисты вели себя прилично. С Левой Яшиным играла в преферанс. Валя Иванов - чудесный, Лида Калинина, будущая жена, не отходила от него ни на шаг. Боря Татушин развлекался с водяным пистолетом, который купил в Мельбурне. Бегал по каютам, обливал. Никто не обижался.

Когда подплывали к Владивостоку, капитан "Грузии" поражался: "Первый раз возвращаюсь абсолютно пустой! Даже сдать нечего!" За три недели мы уничтожили все запасы продовольствия. Выпили весь куяльник - одесскую минеральную воду. Кормили под конец одной лапшой. Больше ни черта не осталось.

- Мир вы посмотрели.

- Я много ездила - но мало что видела. Экскурсий нам не устраивали. Если выберешься в город, рядом чекист будет шагать. Дурили мы их.

- Как?

- Обычно их называли "Пети косого брат". А в Мельбурне нашего окрестили "Маруся". Смешной мужичок! На центральной улице сказали, что идем в туалет - и разбежались. "Маруська", бедный, заблудился, мы в гостиницу приехали раньше него.

В Японии было интересно. Олимпийский сбор, 20 дней. Нас одели в кимоно, учили сидеть на циновках, мало есть. Но мы так пели и плясали, что продукты нам стали ящиками возить.

- Где-то вычитали - вы с Пабло Пикассо были знакомы?

- В 1954-м по комсомольской линии направили во Францию. В делегации 16 человек - музыканты, физики, математики. Из спортсменов - я одна. Встречались с французскими студентами. За 24 дня объехали 24 города.

- Прямо "Тур де Франс".

- Когда на юге проезжали мимо городка Валлорис, кто-то предложил заглянуть к Пикассо: "У него домик здесь, недавно часовню расписал…" Я понятия не имела, кто такой Пикассо. Да и разморило в дороге. Решила подремать в автобусе, никуда не пошла. Через некоторое время возвращается переводчик. "Галя, выручай!"

Оказывается, они построились, представились, но на художника это впечатления не произвело. И тут прозвучала фраза: "С нами еще олимпийская чемпионка по толканию ядра. Чувствует себя плохо, осталась в автобусе…" Пикассо всплеснул руками: "Так ведите скорее! Никогда не видел олимпийского чемпиона!"

- Смешно.

- Привели во дворик обычного дома. Пикассо - маленький, верткий. Долго разглядывал меня. Наконец спросил: "Что это такое - ядро?" - "При себе нет. Найдется пол-кирпича?" Амбал, который помогал ему работать с глиной, протянул кирпич.

- А вы?

- Задрала узкую юбку на французский манер и с места метнула куда-то далеко через забор.

- Оценил?

- Зааплодировал: "Красиво! Техника, как в балете!" Прикоснулся к моей руке и повторил: "Да, красиво…" На прощание подарил вазочку с клеймом.

Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"

- В обычной жизни хоть раз пригодилась сила?

- Конечно! Я и сейчас дрова колю. Не быстро - но могу. Живу на втором этаже без лифта, время от времени приходится что-то таскать.

- Девушка-боксер нам рассказывала, как отгоняла на улице нахальных ухажеров. Такой опыт у вас был?

- Однажды на Невском подралась. Неправильно повел себя мужчина.

ГЕРМАФРОДИТЫ

- Что главное в толкании ядра? Важнейшая тонкость, которая не бросается в глаза?

- Техника. Ее постоянно нужно шлифовать. Чтоб в скачке развить огромную скорость и передать ядру, каждое движение должно быть выполнено безупречно. Это кропотливая работа, которой многие сегодня не желают заниматься. Проще накачать мышцы с помощью штанги и анаболиков. Отсюда сплошные "тумбочки" и "комоды". Приятно выделяется лишь Валери Адамс, двукратная олимпийская чемпионка из Новой Зеландии. А уж маленьких, худеньких, как я или метательница Надежда Коняева, бронзовый призер Мельбурна, нынче вообще нет. Знаете, сколько я весила, когда выиграла в Хельсинки?

- Сколько?

- 69 кило! Для толкательницы ядра - немыслимый вес. Но вскоре повалили "комоды". А те, у кого я спросонья могла выиграть, начали внезапно толкать ядро на 18 - 19 метров. Ба-а-тюшки! Что они жрут?!

- Допинг - проблема. Была и другая, пока в 1966-м не ввели гендерный тест.

- Вы о гермафродитах? Их выставляли за сборную СССР. Мы-то знали. Еще перед Олимпиадой-1952 на сборе в Выборге устроили осмотр. Потом прогуливались с Ниной Думбадзе, а на скамеечке всхлипывала Шура Чудина. Нина сказала: "Жалко, что она такая. Но почему из-за этого должны остальные страдать?"

В Хельсинки мы уже вовсю тренировались, а Чудину привезли последним поездом, когда нашу заявку подписала медицинская комиссия. Но выигрывать Шуре запретили. Предупредили: "Любое место, кроме первого!" Она выступала в нескольких дисциплинах. Прыжки в длину и метание копья - два серебра, прыжки в высоту - бронза.

Позже наша спринтерша приревновала Шуру к конькобежке Инге Артамоновой. Нажаловалась в ЦК, что на самом деле Чудина - мужчина.

- По слухам, из-за этого романа муж зарезал Артамонову.

- Не исключено… Я с Чудиной нормально общалась, никаких попыток с ее стороны не было. Тепло относилась ко мне и метательница Женя Арзуманова.

- Того же поля ягодка.

- Ну да. Причем хромала. На каких-то студенческих соревнованиях я выиграла и ядро, и диск. В сборной женщины накинулись: "Да ты, как Чудина!" Арзуманова заступилась: "Нельзя так говорить! Галя здорово метает".

В Румынии на Всемирном фестивале молодежи ей сказали: "Завтра на осмотр". Арзуманова жестко ответила: "Не дождетесь! Я в спорт как пришла, так и уйду. Дайте обратный билет". Улетела домой и завершила карьеру. Вот она поступила благородно. Чудина ушла из спорта в 1963-м. А сестры Пресс, Иткина, Щелканова - через три года, когда появился секс-контроль.

- Что за конфликт приключился у вас с Тамарой Пресс в 1958-м на чемпионате СССР?

- Она выиграла ядро последней попыткой. Подошла к скамейке, где я сидела с Тышкевич, сунула под нос фигу: "Вот вам, олимпийские чемпионки!" Я вспылила: "Пока не извинишься, на пьедестал с тобой не встанем".

- А она?

- Буркнула: "Я не собираюсь извиняться!" Мы с Тышкевич отказались подниматься на пьедестал. Ребята из мужской сборной поддержали. А когда в Москве меня отцепили от матчевой встречи с Америкой, они предложили обратиться в ЦК: "Девчата, сколько можно терпеть?!" Составили письмо, команда подписала. Врач сборной шепнула: "Галина, боритесь до конца. Я изучала документы, в три года сестрам Пресс сделали операцию…"

- У них была мужская мускулатура?

- Да, конечно! Все остается! Это же гормоны.

Отнесли письмо в ЦК самые смелые - Нина Пономарева и я. На следующий день оно лежало на столе председателя Спорткомитета Николая Романова. Собрались у него - Виктор Алексеев, который тренировал сначала меня, а затем сестер Пресс, Тамара, Нина и я. Пресс шумит: "Я нормальная!" Говорю: "Это медицина выяснит. И вообще, Тамара, ты не виновата, что такой родилась. Мы не тебя обвиняем" - "А кого?!" - "Их", - и указала на Романова с Алексеевым.

Когда ее вывели из кабинета, обратилась к Романову. Назвала фамилию лыжницы, которая регулярно побеждала таким же образом. Он об этом знал. "Понимаю, Николай Николаевич, вы держитесь за медали. Но в спорте все должны быть в равных условиях. За каждой победой огромный труд".

- Что Романов?

- От таких откровений с ним случился микроинфаркт. Увезли. Мы просидели в приемной более часа, потом секретарша выпроводила: "Можете не ждать…"  В итоге наказали меня и Пономареву - выгнали из сборной, сняли с зарплаты.

- Кажется, ненадолго.

- Куда ж они денутся? Медали-то нужны. Но все равно обидно. Особенно когда Алексеев назвал бесстыжей. Да он бесстыжий, что взялся тренировать этих сестер! Марков, старший тренер сборной по метанию, от Пресс отказался. А Виктор Ильич согласился. И попер на меня, хотя вместе работали с 1945 года. Но такой он человек. Главное - результат.

- Жалели, что ввязались в эту историю?

- Никогда! Правда, Алексеев с тех пор мстил мне за Пресс при любой возможности.

- Например?

- 1964-й, Олимпиада в Токио. У меня спондилез. Врач написал: "В связи с нервным напряжением поставить "блокаду" за сутки до старта". Виктор Ильич запретил колоть обезболивающее. Опасался, что помешаю Тамаре Пресс. Она и выиграла, у меня - бронза. А на свою пятую Олимпиаду не попала.

- Что помешало?

- Не что, а кто - вышвырнул собственный тренер. Не хотел, чтоб ехала в Мехико. На тренерском совете Алексеев заявил, что мне там делать нечего, пора уступать дорогу молодым. Хоть считалась вторым номером в сборной, конкурентов не было. Повезли Иру Солонцову, у которой с диском лучше получалось, чем с ядром. Заняла седьмое место. А я бы и в 37 боролась за медаль. Так закончилась моя карьера в сборной длиною 21 год и 7 месяцев. Из них 19 лет - на пьедестале.

"АВРОРА"

- Муж у вас был выдающийся - командир крейсера "Аврора". Как познакомились?

- На его свадьбе.

- ???

- За мной ухаживал Юрин друг, когда-то сидели за одной партой. И вот говорит: "У Юрки - свадьба. Пойдешь со мной?"

- Вы уже были олимпийской чемпионкой?

- Да. Пришла на свадьбу - все внимание мне. Про невесту забыли. Даже неудобно. Домой вернулась, мама расспрашивает: "Как свадьба?" Ой, мама, отвечаю. Я бы за такого замуж вышла!

- А она?

- Перепугалась: "Нет-нет, рано. И не думай!" Юра с женой уезжали под Ригу. Мы с ребятами провожали. Кому-то он рубль должен был, хватился по карманам - нету. Я вытащила, протянула. Отвечает: "Приеду - отдам". Но так и не отдал.

- Чудесная история. А как закрутился роман?

- В 1957-м получила квартиру, нужна мебель. Мама мои деньги за рекорды откладывала, что-то скопилось. Поехала в Ригу, там мебель хорошая.

Решила Юру найти - чтоб помог. Пришла в комендатуру, отвечают: "Не имеем права, но для олимпийской чемпионки сделаем…" Ему звонят: "Вы были в увольнении вчера?" - "Был" - "За своим поведением следите? Немедленно в комендатуру!" Тот перепугался. Прибежал, обнаружил меня - обомлел. Но тогда помог исключительно с мебелью. А закрутилось, когда в отпуск приехал 8-го марта.

- Жена куда делась?

- Уже от него ушла. Погулять любила. Он-то все время при своем торпедном катере.

- Славен ваш супруг другим увлечением.

- Он член Союза художников. Только в Военно-морском музее шестнадцать его моделей кораблей! А так - по всему миру. Еще из Риги отправлял Главкому. Легендарному адмиралу Головко. Ни наград, ни почестей за это не получая. А Главком дарил руководителям стран.

Фото Юрий ГОЛЫШАК, "СЭ"

- Самая памятная модель?

- Крейсер из черепахи - вручили Ворошилову к какой-то дате. С черепаховой костью работают особо одаренные. Таких мастеров в мире - на пальцах одной руки. Как правило, японцы. А та модель хранится под колпаком в Военно-морском музее.

Юра делал модели всех тринадцати кораблей, которые участвовали в Октябрьской революции. Два стояли на "Авроре". Одну модель я успела захватить, сейчас у меня дома. А в 1949-м на 70-летие Сталина парусный корабль выточил, ездил в Москву с командующим вручать.

- Товарищу Сталину руку жал?

- Подарки принимали без Сталина. Но в ответ передали от Иосифа Виссарионовича часы с золотой цепочкой и якорьком. Написано "Курсанту второго курса Федорову Юрию Ивановичу от главнокомандующего".

- Живы?

- Да, их не украли.

- Господи! Что-то пропало?

- Все остальное стащили, в том числе мои медали. В 1993-м залезли и обчистили квартиру. Это боль такая, что рассказывать тяжело…

- Золотая медаль Хельсинки тоже пропала?

- Ее подарила XVII съезду.

- Как и Скобликова.

- Сомневаюсь, что Лида отдала олимпийскую. Хотя у нее шесть штук. Вот Лева Яшин медаль Мельбурна точно отдал.

- Где ж теперь эти сокровища?

- Комсомол исчез, а награды вроде бы на ленте. Хранит какой-то молодежный комитет, на выездные выставки берут. Я написала письмо, спрашивала про медаль.

- Что ответили?

- "В полной сохранности, скоро будем делать музей". Но пока ни музея, ни медали.

- Как же вас уговорили с медалью расстаться?

- Да вот уболтали. Тюкалов свою не отдаст. Пономарева - тоже. А я думаю – ну, раз нуждается страна в моей медали, пусть возьмет.

- В вашем доме не только спортивные призы были. Муж собирал абордажные крючья, кортики.

- Всю коллекцию сабель вынесли! Уцелело чудом древнее женское ружье, лежало отдельно. В чемоданчике.

- Милиция воров не нашла?

- Да вы что! Видели бы вы, как милиция "искала". Эти люди сами были бандиты. Захапали мои призы, карабин - не оставив никакой бумажки взамен. С трудом все вернула.

БРЕЖНЕВА

- Помимо Сталина и Ворошилова кораблики вашего мужа оказывались у Фиделя Кастро, Джавахарлала Неру…

- А крейсер "Свердлов" Хрущев преподнес английской королеве. Для Фиделя делал большую модель - "Аврору" метра в полтора. Тут Юре помогали, сам он занимался прежде маленькими. Цены этим моделям не было. Какие-то все же продавались. Но нам мало что перепадало.

- Мастерская была дома?

- И дома, и на "Авроре" ему выделили уголок.

- Уцелел этот уголок?

- Нет, что вы! Там разве люди?!

- Ничего о вашем муже на "Авроре" не напоминает?

- Была доска, на которой перечислены командиры. Дольше Юрия Ивановича никто не был: 4 года помощник, 22 - командир.

- На вашей памяти "Аврора" плавала?

- Когда в 1985-м шла на ремонт.

- Что ремонтировали?

- Неизвестно. Думаю, от настоящей "Авроры" там мало что осталось. Юра очень переживал, когда крейсер рушили. Весь низ переделывали.

- Что-то дома про "Аврору" рассказывал?

- Только дома не хватало говорить! Муж придет - еще и хвост приведет, каждый вечер гости!

- Офицеры?

- Да. Кирилл Лавров через день к нам ходил. 11 лет жили в одном доме. Он на шестом этаже, мы - на втором. Как напьется - тащу его на себе. Потому что лифт не работает.

- Кирилла Юрьевича?!

- Ну конечно! Он и на дачу в Эстонию к нам приезжал. Я на кинокамеру снимала, как идет вдоль берега с ящиком пива, что-то рассказывает, шутит. Всего 40 лет ему было.

- Лавров курил много.

- У нас в квартире не позволяла, хоть он пытался. Говорила: "Стоп! Тут лишь Юрию Ивановичу можно под форточкой…" А дома у себя с Валькой, женой, дымили, как паровоз. Отличная была тетка, правдивая такая.

Да кого только у нас не было! Игорь Щелоков, сын милицейского министра, с нами дружил. Иногда придем домой, он сидит на лестнице, ждет. Галя Брежнева с Чурбановым бывали.

- Галина Брежнева в молодости была красивая.

- И добрая. Никаких барских замашек. Помню, как первый раз нагрянули. Муж звонит: "Сейчас на борту Брежнева с Чурбановым. Проведу, все покажу, через сорок минут - домой, обедать. А то неудобно, на "Авроре" сегодня гороховый суп…"

- Управились за сорок минут?

- Не представляю, как. Квартирка у нас скромная. В холодильнике грибы да колбаса. Нарезала, расставила. Подъехали часа через полтора. Впереди Галина - протягивает ведро с мимозой: "Это тебе! Я выбирала!"

- Знакомы вы не были?

- Нет. Юра после рассказал, как все было: "Галя нам приказала - сидите в машине, я пойду". Рынок возле нашего дома. Возвращается, за ней грузин семенит с ведром. Видит в машине генерал-лейтенанта милиции Чурбанова - и бледнеет. Сцена!

- Так и ужинали - грибами с колбасой?

- Знали б вы, какие у меня грибы! Сама собирала в Эстонии. Там и белые, и грузди. Разложила в хрустальной вазе. Этих призовых ваз целая комната. Любой формы.

- Еще Брежнева к вам заглядывала?

- 7-го ноября, прямо с парада. Рассказала, как вырвалась с правительственного банкета. Первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Романов за стол усаживает - а Брежнева отвечает: "Благодарю всех за теплые слова по отношению к папочке. Будем надеяться, он долго поживет. Я с вами засиживаться не могу, Зыбина ждет. Если не приду, она мне башку разобьет". Все, говорит, онемели, Романов чуть со стула не сполз… А мы как хохотали!

- Что ж супруг ваш при таких связях до адмирала не дослужился?

- Вот и Галя говорила: "Почему ничего не просишь?" Ответила: "Ты попросила пироги - испекла. А мне ничего не надо, все есть…" Брежнева замолчала. Потом спрашивает: "Где уборная?" Пошла. Сидим за столом. Вдруг слышим: "А туалет ты сдавать можешь! Красота невероятная!" Мы его как раз отделали финским пластиком… Галя была очень простая.

- Не напивалась?

- При мне - ни разу. Теперь слышу рассказы о ней - сердце кровью обливается. Это ж люди ее до такого довели! Можно было остановить!

- Чурбанов тоже был простым?

- И Юрку жалко, славный парень. Как-то приехал в Ленинград один. Звонит: "Обедаю неподалеку со своей милицией. Высылаю за тобой машину, приезжай".

- Согласились?

- Да. Кругом мужики в погонах - и я, единственная женщина. Поют друг другу дифирамбы, тосты говорят. Ну и я поднялась: "Сегодня у вас все хорошо. Но помните: однажды будет плохо. Выпьем за то, чтоб и в этот момент вы не "топили" друг друга, а помогали!"

- Реакция?

- Гробовое молчание. Это потом поняла - мероприятие прослушивалось. Сказать такое мало кто мог. А я ничего не боялась.

- В 90-е общались с Галиной или с вышедшим из тюрьмы Чурбановым?

- Нет. Все растворилось.

ЛЕНИН

- Интересные гости посещали "Аврору" регулярно?

- Особенно на праздники. Юра рассказывал, даже старые офицеры с крейсера наведывались, которые помнят 1917 год. А Кирилл Лавров - вообще постоянно, приглашений не требовалось. Какой-то фильм снимался, он играл Ленина. В гриме явился на "Аврору", уселся на место мужа моего. Тот заходит - Владимир Ильич сидит. Чуть рассудка не лишился!

- Муж умер рано - в 57.

- На даче заснул и не проснулся. 32 года вместе прожили. У Юры были плохие сосуды. На "Авроре" выпивали часто. Адмиралы как ни едут, - так на корабль. Там ведь Юрий Иванович. Говорила: возьми себя в руки, плачевно закончится!

- По врачам не ходил?

- Мичман-доктор все ему проставит в журнале как надо. И этому твердила: вот вы пишете, что здоров, а потом писать нечего будет. Так и случилось. С "Авроры" за три года до этого уволился. Корабль пошел на ремонт, командир там должен находиться с утра до вечера. А Юре нездоровилось. Сказала: "Хватит, увольняйся…"

- Сейчас как живете?

- Да нормально. Порой тоска подкатывает, но обратно не повернешь. Так зачем страдать? Есть у меня защитная реакция от негатива. Иначе бы себя легко не чувствовала. Мне ничего не жалко. Жадность, зависть - это вообще не про меня. Например, уже во второй Олимпиаде участвовала - а продолжала жить с мамой и братьями в двухкомнатной квартире. Печное отопление, сама дрова колола. Недавно племянница говорит: "Да вам же машины давали бесплатно!" Я так возмутилась!

- Не давали?

- Машину купила в 1957-м - в Москве был Всемирный фестиваль молодежи. Только выпустили "Волгу" с оленем. Сто автомобилей направили на обслуживание фестиваля, затем продали спортсменам сборной. Я в этом списке была 98-й.

- Номер хоть сделали особенный?

- Вот это было - 00-52. И в телефоне последние четыре цифры 19-52.

- "Волгу" сами водили?

- Нет, муж. А я тренироваться на трамвае ездила. До 1972 года эта машина у нас жила. Горьковский автозавод считался шефом "Авроры", Юра туда приехал - ее за два дня всю перебрали, перекрасили. Когда продавали - он плакал.

- Мы поразились - насколько у вас юный голос по телефону. Сейчас увидели - удивляемся еще сильнее.

- Почти 48, да? Я стараюсь - чтоб выглядеть не хуже других!

- Из олимпийцев 1952-го кто-то держится таким же бодряком?

- Тюкалов в неплохой форме, на банкеты ходит. Но вот танцевать не может.

- А кто может?

- Я! И вальс - пожалуйста, и твист. Хотя дыхание уже срывается. Не то, что раньше.

Санкт-Петербург - Москва





Читайте также
Материалы других СМИ
КОММЕНТАРИИ (133)
Войти, чтобы оставить комментарий

klm-57

Просите, но это бред. Непонятно, кто и зачем его вытащил. Чтобы очернить советский спорт? Он был и останется лучшим в мире.

10:32 20 апреля

1st~Tornado

miker65 не знаю , но думаю, что наличие \ отсутствие стратегического продовольственного склада для питера все таки не компетенция Сталина и Берии

17:11 27 июля 2015

miker65

1st~Tornado, вот один простой исторический вопрос, пришедший мне в голову во время чтения этого неплохого интервью Зыбиной. Почему 5-ти миллионный Питер (вместе с областью) остался без стратегических военных запасов продовольствия??? У них что, у "исключительно умных руководителей" страны Сталина и Берии, стратегический продовольственный склад для Питера был один и находился он в зоне оккупации немцев, например в Петергофе??? Даже если это так, хотя это уже идиотизм, почему не вывезли вовремя продовольствие в Питер, когда немцы наступали??? Они что Петергоф захватили 22 июня 41-го?

14:05 27 июля 2015

miker65

1st~Tornado, какая у нас была страна 100 лет назад я на деле представляю плоховато. Потому как в то время, когда меня обучали истории, то большей частью про нее почти все нагло, прямо в глаза врали и хрен было разобраться самому, где ложь, а где правда...Если судить по тем, кто меньше всего у нас врет, например, по нашим немногим великим писателям мирового уровня или писателям национального масштаба, то конечно видно, что в стране 100 лет назад много было чего было не так во многих сферах жизни...(Толстой вон под старость ходил и в буквальном смысле призывал всех собственников добровольно раздать беднякам большую часть своего богатства...Все вокруг него орали : гений и ...никто его не слушал! ) Иначе бы революция не произошла бы...И никакой группе отчаянных преступников типа большевиков не удалось бы захватить тогда власть даже с помощью огромных немецких денег...

13:48 27 июля 2015

miker65

1st~Tornado, согласен, что у нас совсем непонятно, кому принадлежат наши бывшие общие богатства. Поэтому давным-давно пора разобраться, что, кому и на каком основании у нас принадлежит, а не кричать как попугай: Крымнаш! Крымнаш! Совсем не удивлюсь, если когда-нибудь выяснится что все Роснефти, Евразхолдинги, Мечелы, Новатэки, Норильские Никели и т.п. принадлежат на деле Рокфеллерам, Фордам, Мэрдокам и ...А наши олигархи ими владеющие все эти Абрамовичи, Абрамовы, Фроловы, Зюзины, Прохоровы, Потанины и прочие - это куклы, не более того, которые делают вид, что похищенная у народа собственность их...Ну а после выяснения истины в этом вопросике необходимо все вернуть народу и возможно приватизировать заново, но немного по-другому, чем это было сделано в 90-е...

13:29 27 июля 2015

1st~Tornado

"Но не нищую колонию, а на богатую колонию, даже возможно на самую богатую колонию в мире! Вот так-то батенька ты врешь!" кстати , не вижу тут повода для радости ) И сразу же вопрос в чем проблема колоний ? а в том , что колониям их внутренние богатства и резервы ( полезные ископаемые , лес и тд) вообщем то и не очень то и принадлежат

07:13 27 июля 2015

1st~Tornado

miker65 ну по крестьянам Толстого тоже не будем делать вывод о положении в целом . Проблема в том , что эти крестьяни , которых да было 90% населения, не были вовлечены в товарно денежные отношения , так сказать в капиталическую систему. Государству от них толку было чуть меньше , чем никакого . Страна была абсолютно феодальной и отсталой . Не было полного цикла промышленного производства . Могли только зерно клепать , да и то , если год урожайный . И кстати по мнению многих историков положение крестьян не улучшилось после отмены крепостного права . Это если в целом брать

06:42 27 июля 2015

miker65

1st~Tornado, да уж точнее некуда...жонглирует циферками, ничего не понимая в них, и врет частенько...вот и вся его точность...ну и, не зная людей, с ним дискутирующих, вместо попытки разобраться в проблеме, вешает сходу ярлыки им один за одним..А вот задай ему какой-либо несложный вопрос по истории России, которую он знает досконально (!), правильного и четкого ответа не услышишь...Ежу понятно, что дореволюционный мир сплошь на всей планете жил тогда без антибиотиков и поэтому каждый второй ребенок по всему миру умирал в детстве от кишечной инфекции...А у него это трактуется, как отсталость России...90% крестьян у него были нищими до революции, только вот Лев Толстой зачем-то приходил по молодости в 1850-е годы до отмены крепостного права к своему крепостному, чтобы вместе с ним на равных паях, по-моему, рощу соседскую купить ...Вот такие нищие крестьяне жили в собственном имении Льва Толстого...

04:31 27 июля 2015

1st~Tornado

а вот Монте-Кристо (Мститель)... несмотря на все , по истории очень точно все описывает

22:11 26 июля 2015

1st~Tornado

социалист Сафронов я все думал , что ты прикалываешься ....та не , походу правда недалекий.

22:08 26 июля 2015

индеец_Джо

Сафронов всё ищет платформу для оправдания коллаборационизма и очень напоминает французов, т.н. победителей, прятавшихся от немцев по лесам в 40-44 гг.и обвинявших затем француженок за то, что те спали с немцами и в лес таскали мало жратвы. ................." Я историю России 20 века знаю досконально. Как и остальную историю страны"....хит навека :) Просто какой-то праздник ....Кстати, о дефиците времён советского социализма. Если знаток истории держался за мамину юбку и кушал папин "динамовский" спецпаёк, то это не значит, что все так жили. Дефицит был и при Йосипе послевоенном (объяснимо), и при Никите ( скажем, известно, что периодами белый хлеб был по талонам( для диабетчиков),дефицит мяса, события в Новочеркасске и т.д.), и при Брежневе ( относительное советское благополучие, при позднем Брежневе уже в очередях), и при Мих.Сергеевиче (усиление кризисных явлений и оформление очередей путём тотальной -даже на крупы-талонизации ). Речь была всего лишь о продовольствии . Остальное -отдельная тема: «Я хочу объясниться, чтоб меня правильно поняли наверху: штанов много, их очень много, в случае катастрофы их хватит на всех... Просто нет тех, что подходят... Я опять хочу, чтобы меня правильно поняли наверху: такой размер, какой мне нужен, тоже есть, только нет тех, что подходят.»(с).

10:09 26 июля 2015

Thomas_Boy

Все потерли начисто.)))

19:46 25 июля 2015

Док_

Thomas_Boy ======= Да их не так уж и много, только ники меняют - был вон под номером 12 такой же тролляра))). Ладно, судя по всему модер балуется, нечего тут делать. Хотя тема интересная, если без диагнозистов обсуждать...

19:31 25 июля 2015

Thomas_Boy

Док___ Да я согласен, чо... Сейчас еще один похожий персонаж появился - Владислав Романцев. Хотя мне вообще на все плевать, главное - чтобы "Спартак" побеждал, ты же знаешь.

19:16 25 июля 2015

ed_tsy

sergs1 интересно, а кого она имела ввиду, говоря о лыжнице? 10:15 24 июля ------------------- Клавдия Боярских

18:47 25 июля 2015

Thomas_Boy

Монте-Кристо (Мститель)...___ Монтя, хорош уже ерунду писать. Как может быть "сильнейшей" армия с допотопным вооружением, как у поляков? Твои знания на уровне дошколенка, а еще лезешь рассуждать.

18:38 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

Удалили пост шизика ДокА.

18:36 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

Док_..... Ты либерал. А либерал - скотина, которая всегда предавала и предает Россию.

18:35 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

Thomas_Boy..................... Дурака кусок, ИНХ.

16:56 25 июля 2015

Thomas_Boy

Монте-Кристо (Мститель)..._____Шутя разбили французскую армию, сопоставимую с армией СССР. Шутя разбили сильнейшую польскую армию...___ Такого бреда я еще не читал.

16:36 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65............. Вспомнил еще один нюанс. Из Рубакина. В 1913 году 40% из вновь призванных в армию, ни разу в жизни не ели мясо. То есть до 20 лет ни разу в жизни не ели мясо ?! Нонсенс. Такое и представить невозможно. Но это было ! Я в начале 60-х уже в два года мясо лопал. И с тех пор и дня без мяса не представлял. Я из обычной семьи.

11:33 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65................. Кстати, в те года, когда не было голодоморов, от голода в России все равно умирало 500 тысяч человек. Это статистика. И еще статистики. Почему 90% жило в нищете. А доход средней крестьянской семьи составлял 150 рублей за год. Включая доходы от урожая и от скота. А численность обычной крестьянской семьи по России составляла 7-8 человек. Во многих семьях рождалось по 10 детей и более. Правда выживало 3-4.................. Кстати, средняя зарплата рабочего в 1913 году была 24 рубля в месяц. По сравнению с крестьянами они были богачами. Хотя по сути тоже нищими. Ведь обучение в самой дешевой гимназии стоило 100 рублей в год на человека. То есть подавляющее число рабочих не могло дать своим детям среднее образование. Про крестьян и не пишу. То есть социальные лифты отсутствовали.

11:21 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65............. Разоблачитель ?! Ха-ха.... Да, 90% крестьян жило в нищете. Это не мое мнение, а Льва Толстого, Короленко, которые описывают жизнь крестьян в начале 20 века. Читать страшно. Это пишут дореволюционные историки - профессора Энгельгардт, Рубакин, Нечволодов. Почитай. Конечно, в Сибири крестьяне жили лучше. Но там их было крайне мало. Подавляющая часть крестьян жила в европейской части России. Где из-за климата, недостатка земли, отсутствия механизации была обречена на нищету.................... Вот отрывок из книги кого-то из этих троих о жизни до революции. Отрывок скопировал к себе в документы ранее, а вот автора не указал. " В ХIХ в. Россия пережила 40 голодоморов. В ХХ в. голодными были 1901/02 гг., 1905; 1906; 1907; 1908 г.; 1911/12 гг. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг. за 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек. Царское же правительство было более всего озабочено тем, как бы скрыть масштабы голодовок. В печати цензура запрещала употреблять слово голод , заменяя его словом "недород".

11:11 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65..... Придурок, что у Наполеона танки были ? Блицкриг - это танковая война. Война охватов и окружений. Кого Наполеон окружал ? Он тупо со своей армией пер в лоб.

11:00 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65. ....................... После этого поста я убедился, что ты дебил. Я обстоятельно написал, почему фашисты в 1941 году побеждали. Ты же это понять неспособен. Отсюда вывод - ты дебил.

10:56 25 июля 2015

Монте-Кристо (Мститель)...

miker65...... Придурок, ты просто плохо знаешь, как народу жилось при царях. Да и сколько тебе лет ? Ты жил в 60-х и 70-х ? Нет. Тогда ИНХ,

10:52 25 июля 2015

miker65

Монте-Кристо (Мститель) "...Я историю России 20 века знаю досконально. Как и остальную историю страны. Только при коммунистах Россия стала Великой. Только при коммунистах народ зажил счастливо." Каждое предложение тут -ложь или глупость. Если ты историю России 20 века знаешь досконально, то напиши ее! Бестселлер будет - сумасшедшие тиражи! Страна при коммунистах не стала Великой. Если бы страна стала тогда Великой - нам бы сейчас никто не посмел указывать присоединять Крым или отсоединять его...или Хрущеву не приказали в 62-м году убрать ракетки из Кубы и он как сынок это исполнил...руководитель Великой страны! А уж то, что при коммунистах народ зажил счастливо - так это вообще просто перл из перлов! Если конечно коммунистов-райкомовцев из блокадного Питера ты называешь народом? Да и то вряд ли они себя чувствовали счастливыми, ведь им приходилось постоянно штудировать Лениниану-Сталиниану-Марксиниану и прочий коммунистический бред (учение Маркса всесильно, потому что верно! - ПСС Ленина, том1, страница1, предложение№1)и дрожать от страха, если вдруг зацитируют неверно, а коллега-коммунист донесет куда надо...

05:21 25 июля 2015

miker65

Монте-Кристо (Мститель) : "...Плюс исключительно умное руководство, во главе со Сталиным и Берией." И вот твое вранье очередное. Исключительно умное руководство возможно даже и пустило бы врага в страну, но уже не выпустило бы, да и то вряд ли пустило бы...Просто толковое руководство, на уровне обычного хорошиста. Руководство этих двух извергов рода человеческого в войну можно оценить никак не выше чем на четверку, не более того. Хотя это и были самые толковые правители в России в 20-м веке. Но после Столыпина.

05:00 25 июля 2015

miker65

Монте-Кристо (Мститель) : "...У Германии была самая передовая тектика войны в мире - блицкриг." - вот у тебя опять вранье или глупость. А у Наполеона не было такой тактики??? Он что в 12-м году перешел Неман и окопался???

04:52 25 июля 2015

miker65

Монте-Кристо (Мститель), позволю себе влезть и довольно нагло в вашу тройственную дискуссию... Я внимательно прочитал ваши посты, видимо прилично потертые модераторами, но вижу, что ты иногда очень тонко врешь. Причем эту небольшую ложь перемежаешь правдой. Делаешь это здорово. Практически на уровне Жирика. Вот твоя дословная цитата: "Царская Россия была феодальным государством с ростками промышленностями. Рабочий класс составлял всего 7-8 % населения страны. А 85% составляло крестьянство." -Все это практически 100%-ная правда. Цитирую тебя далее: "90% крестьянства жило в нищете, как и половина рабочих." А вот это уже ложь, что 90% крестьян (!!!) жило в нищете. Конечно, если нищету определить по Полонскому (который сейчас в кутузке сидит): нищий тот у которого нет миллиарда баксов на рыло...Ну тогда, даже более 99,99% крестьян в дореволюционной России жило в нищете... Далее у тебя: "Средняя продолжительность жизни в 1913 году составляла 32 года. В возрасте до 5 лет умирало 60% детей. Один врач приходился на 30.000 населения. Безграмотных было 70% населения. Высшее образование имело 2.5%. Это конечно близко к правде. Далее идем: "Долг России в 1913 году был 9.5 млрд рублей. Доход страны за год 3.5 млрд. Из них 500 млн платили проценты по долгу. Знаменитый золотой запас составлял всего 1.5 млрд. Тоже очень похоже на правду. А вот далее у тебя или ложь во второй раз, или глупость: "Россия была безнадежным должником. Нищей колонией." Ну допустим, должники предъявляют иск в Гаагский суд к России на все 9,5 млрд. рублей. Выход-то очень простой. Вводишь срочный налог на дорогую недвижимость порядка 10% от цены этой самой недвижимости. Или продаешь япошкам Курилы или пол-Сахалина и т.д. и т.п. Или заключаешь контракт на поставку леса на эти самые 9,5 млрд.руб. - благо леса в стране на тысячи триллионов рублей и т.д. и т.п. Руды железной - не вырыть, алмазов - не сосчитать, рыбы в 20 окружающих нас морях - не переловить, угля - не выкопать, газа много, нефти правда мало.А еще никель - наполовину от мировых запасов весь у нас. Так что есть чем рассчитаться за небольшой долг. Страна колония. Да, похожа на колонию! Но не нищую колонию, а на богатую колонию, даже возможно на самую богатую колонию в мире! Вот так-то батенька ты врешь!

04:43 25 июля 2015

Материалы других СМИ


Материалы других СМИ