Газета Спорт-Экспресс № 203 (5080) от 11 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

11 сентября 2009

11 сентября 2009 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010. Отборочный турнир. Группа 4

УЭЛЬС - РОССИЯ - 1:3

НА ВОЙНЕ - НЕ ДО УЛЫБОК

Игорь РАБИНЕР

ВЫПОТРОШЕННЫЕ

После финального свистка португальского судьи-дебютанта Жорже Соузы меня больше всего поразило выражение лиц наших футболистов. Телекамера выхватывала Аршавина и Акинфеева, Василия Березуцкого и Янбаева, Быстрова и Павлюченко - и ни один из них после важнейшей победы не улыбался. Разве что Хиддинк на мгновение поднял уголки губ после какой-то фразы Корнеева. Но и у него ни о каком беззаботном смехе не было и речи.

Убежден: отнюдь не недовольство собой было причиной такой коллективной мимики. Просто они все, игроки и тренеры, за эти 90 минут смертельно устали - и до конца почувствовали это как раз в мгновение, когда все закончилось. У них не осталось сил радоваться, улыбаться, вообще выражать какие-то эмоции. Они были выпотрошены без остатка. Словно на войне, где на исходе кровопролитного боя люди вряд ли способны улыбаться.

Сказать, что поединок на "Миллениуме" был тяжелым, - значит, не сказать ничего: у всех по обе стороны телеэкрана сердце выпрыгивало из груди вплоть до гола Павлюченко. С высоты достигнутого результата мы можем сколько угодно рассуждать о нашем преимуществе в классе, но реализуй валлийцы хороший шанс на 87-й минуте после углового - и матч с Германией не имел бы уже никакого реального значения. Не говоря уже о выходе Эдуордса один на один с Акинфеевым на 63-й минуте при счете 1:1. Вспоминаешь, как соперники даже не могли, а должны были выйти вперед, - и делаешь глубокий выдох. Это была из тех игр, которые могут закончиться чем угодно. И лица наших сборников после матча говорили как раз об этом.

Но оттого, как ни парадоксально, послевкусие этой победы более полное и насыщенное, чем, скажем, после 3:0 в Хельсинки. Наиболее кратко и емко это сформулировал знаменитый болельщик, с которым мы наблюдали за поединком в одном и том же "Спортбаре Авторадио" в Лужниках, - легендарный музыкант "Машины времени" Александр Кутиков. "Очень сложно - но очень интересно!" - констатировал "машинист". И был стопроцентно прав: когда получается игра "в одну калитку", как бы красиво ни играла твоя команда, остается все же разочарование беспомощностью оппонента. Здесь же молодой и злой Уэльс кусался до последнего. Но остроты зубов ему все же не хватило.

- Я не сомневался, что матч будет трудным, - сказал Кутиков. - Очень переживал в начале игры, когда ситуация складывалась явно не в нашу пользу, - команда выглядела немножко вялой, заторможенной. То же самое, кстати, повторилось и в начале второго тайма. Но оба раза удавалось собраться, появлялся блеск в глазах. В итоге - прекрасный результат, хотя, к примеру, в игре в защите, особенно на "втором этаже", нужно здорово прибавлять. С Германией такого количества моментов у своих ворот допускать будет нельзя ни в коем случае - наказание последует неотвратимо. Но очень важно, что футболистам удавалось не раскиснуть, а, наоборот, собрать всю волю в кулак именно в самые сложные моменты встречи.

О ПОЛЬЗЕ ТОВАРИЩЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ

И вот тут хотелось бы порассуждать о пользе, которую, на мой взгляд, принес нам августовский товарищеский матч с Аргентиной. Кстати, южноамериканцам та встреча принесла один вред: в сентябре они проиграли дома Бразилии и в гостях Парагваю, скатились на пятое место в отборочной группе и рискуют вообще проехать мимо ЮАР-2010.

Команду Марадоны победа в Черкизове, похоже, привела к самообману. Команду Хиддинка поражение по-хорошему завело. При этом она не перестала себя уважать. Когда аргентинцы довели счет до 1:3, возникло опасение, что россияне вот-вот рассыплются, будут разгромлены - и по едва сформировавшейся психологии победителя будет нанесен фатальный удар. Однако наши игроки растоптать себя не позволили, Павлюченко - пусть и с помощью рикошета - отквитал один мяч, и хотя все закончилось поражением, унижения в нем было ровно ноль. А была только польза: шестое место в рейтинге ФИФА кому-то, видимо, застило глаза. Розовые очки упали с переносицы и разбились очень вовремя.

Итак, первый положительный эффект Аргентины: россияне в экстремальной ситуации убедились, что у них есть командная воля. Что когда что-то вдруг пошло не по плану, они способны найти в себе моральные силы на перелом. Громить соперника, когда все идет легко - как в обоих случаях с Финляндией, - один коленкор. Получать вопреки логике первого тайма ответный гол от Уэльса в начале второго - совсем другой. Конечно, забей валлийцы после выхода один на один еще - и мы могли бы рассуждать совсем по-другому. Но ведь и Акинфеев, так или иначе причастный к голу Коллинса, а затем еще и оплошавший на выходе, мог "поплыть".

А вместо этого он спас. Что, по сути, и стало - тут мы с Кутиковым, а также с Валерием Газзаевым сошлись во мнении - поворотным моментом в игре. Забей Эдуордс - и закончиться все могло с точностью до наоборот. Этот сюжет очень напомнил мне недавний матч английской премьер-лиги "МЮ" - "Арсенал", когда при счете 0:1 Аршавин выдал блестящий пас с лицевой линии, ван Перси пробил с линии вратарской - и Фостер непостижимым образом, так же, как и Акинфеев, ногой, сумел парировать удар. А вскоре последовал пенальти в ворота "Арсенала" и автогол Диаби. Две поистине показательные истории на тему "вратарь - половина команды"!

Еще польза от матча с Аргентиной - Семшов. Точнее, его гол Андухару с острейшего угла, ставший для хавбека "Зенита" первым за много лет выступлений в сборной. Человек сбросил с себя психологические путы - и эффект этого мы увидели на 36-й минуте. То, что Семшов способен регулярно поражать чужие ворота в играх за клуб, будь то "Торпедо", "Динамо" или "Зенит", мы отлично знали и так. Но в сборной его, казалось, съедал комплекс, который можно было бы назвать "эффектом Веретенникова": как мы помним, лучший снайпер в истории чемпионатов России, оказываясь в национальной команде, где лидеры - вся команда, терялся. Семшов оказался игроком более разнообразным, он здорово помогал команде в черновой работе, вот только его забивной ресурс не использовался никак. Аргентина пробила "пробку". А теперь, после Уэльса, рискну предположить, что одним регулярным снайпером в нашей команде стало больше.

Кстати, от этого гола я получил поистине эстетическое наслаждение. По многим причинам. Во-первых, конечно, сумасшедший пас Аршавина. Кутиков по этому поводу сказал:

- Такие передачи может делать только великий футболист. Тем более что все мы знали о том, что он едва залечил травму. Появление Аршавина в стартовом составе стало приятным сюрпризом, и было видно, что он не вполне в рабочей готовности. Но высочайший профессионализм, желание и умение этого мастера не просто сделали игру в первом тайме, но еще и сплотили команду.

Впрочем, эстетика этого гола - не только суперпас Аршавина и идеальное открывание и исполнение Семшова. Видеопросмотр гола позволил заметить еще кое-что интересное. В ту самую секунду, когда Аршавин, получив мяч на правой бровке, начал смещаться к центру, сразу два футболиста, Кержаков и Быстров, синхронно разбежались в разные стороны, уведя за собой двух защитников. В эту самую освободившуюся зону тут же рванулся Семшов. И получил "конфетку" от Аршавина.

Гол этот был абсолютно командным. Результат ли это тренировочной "домашней заготовки" или просто отличного понимания футбола участниками комбинации, смогут объяснить только Хиддинк, Аршавин, Семшов, Быстров и Кержаков. Но смотрелось все как высший образец коллективных взаимодействий. Отметили это многие специалисты, с которыми я вчера обменивался мнениями об игре, в частности, Валерий Газзаев.

ВТОРЫЕ ТАЙМЫ НАЧИНАЕМ С ПРОВАЛОВ

Если же возвращаться к положительным последствиям игры с Аргентиной, то третье, на мой взгляд, - это Павлюченко. Тот гол со штрафного, забитый в разгар все ухудшавшейся для него ситуации в "Тоттенхэме", открыл для экс-спартаковца своеобразный "второй фронт". Будучи четвертым форвардом "шпор", без сборной он бы, весьма вероятно, совсем закис. Но при помощи Аргентины напомнил о себе, а в дальнейшем, получая эпизодические шансы в Лондоне, забил в Кубке лиги и отдал победный голевой пас на исходе встречи премьер-лиги. А два уверенно реализованных пенальти в поединке с Лихтенштейном окончательно привели к тому, что к Кардиффу мы получили абсолютно уверенного в себе снайпера. Который, кстати, обладает далеко не частым для нападающих умением здорово выходить на замену - достаточно вспомнить Англию-2007.

За 20 минут в Уэльсе он успел потрясти перекладину и забить последний гвоздь в валлийский гроб. Но не только. На замену его выпустили в тот самый момент, когда был назначен штрафной после сноса Кержакова. Павлюченко пулей выскочил на поле, взял в руки мяч и тщательно установил его на месте, откуда секундами позже Игнашевич влепил его в левый нижний угол. И пусть сам Роман Анатольевич неожиданно отбежал куда-то влево (после такой подготовки думалось, что бить будет он сам) - в победном голе, получается, он тоже поучаствовал. Право слово, человек-удача!

Четвертый "плюс от Аргентины" - Янбаев. Получив закалку парнями Марадоны, крайний защитник "Локо", конечно, понервничал в первой четверти часа. Но потом последовал удивительный проход через все поле (ах, какой был бы гол!) - и всю скованность Янбаева как рукой сняло. Не исключаю, во многом благодаря Аргентине он был психологически готов к официальным матчам. И теперь можно, полагаю, констатировать, что мы получили новую полноценную боевую единицу, а игра без Жиркова хоть, конечно, и нежелательна, но уже не будет сниться нам в ночных кошмарах.

Ниточка от Аргентины к Уэльсу протянулась и по части болезней, свойственных нашей сборной. Имею в виду при приличной в целом игре наличие абсолютно провальных, убийственных отрезков. Против команды Марадоны - примерно с 35-й по 45-ю и с 46-й по 60-ю минуты. Против коллектива Джона Тошака - с 1-й по 15-ю и с 46-й по 65-ю минуты. Вплоть до чудесно выставленной левой ноги Акинфеева, после чего Хиддинк подозвал к себе капитана Аршавина и что-то долго ему втолковывал. Спустя минуты все пришло в норму.

Когда провальное начало вторых таймов повторяется второй раз кряду (Лихтенштейн, когда, впрочем, после перерыва тоже похвастать было нечем, не в счет), это заставляет задуматься. И сделать зарубку на этот счет с прицелом на 10 октября. На матч с Германией.

Тренер юношеской сборной России Андрей Талалаев говорит:

- Хиддинк не зря бьет тревогу, что интенсивность в играх чемпионата России недостаточна для того, чтобы сборная все 90 минут проводила без провалов. На мой взгляд, это во многом связано с тем, что ряд тренеров по старинке строит тренировочный процесс от величины нагрузок. Все современные методики говорят, что "плясать" надо от быстроты восстановления. Одни игроки восстанавливаются после одних и тех же нагрузок за 30 секунд, а другие - за полторы минуты. Отсюда, учитывая индивидуальные особенности игроков, и следует дозировать нагрузки, но некоторые специалисты считают: надо набрать 4 километра скоростной работы у каждого - и точка. Приводит же это к тому, что футболистов хватает на тайм или на час интенсивной игры.

Игроки, кстати, тоже далеко не всегда принимают на ура новый подход. Их обычный вопрос: "Почему одни должны бегать больше, а другие - меньше"? Здорово, что недавно на эту тему высказался Хиддинк, - у него такая трибуна, что его тезисы воспринимают и уважают абсолютно все профессионалы в стране. Кстати, и успехи того же "Спартака", полагаю, во многом объясняются тем, что Карпин работает именно по этому принципу. Но таких, как он, - в лучшем случае половина нашей премьер-лиги.

К рассуждениям Талалаева, вскрывающим часть внутренней кухни тренерской работы, я бы добавил одно. Даже работа по современным методикам - не гарантия того, что команда будет "летать", а все остальные - перед ней ползать. Характерный пример - Рашид Рахимов в "Локомотиве", которого рука не поднимается упрекнуть в ретроградских подходах к нагрузкам и восстановлению. Это - только одна из многих составляющих тренерского искусства.

Поговорили мы с Талалаевым и еще на одну тему - об ответном голе Уэльса, когда после углового и удара Коллинса у ближней штанги помешали друг другу Акинфеев и Семшов.

- Кто из них все-таки виноват? - спросил я тренера.

- Очень сложный для оценки момент. Я бы поставил вопрос шире. Сейчас среди специалистов обсуждается тема: нужно ли обороняющейся команде при угловых ставить игроков на ближнюю и дальнюю штанги? Леонид Слуцкий во времена работы в "Москве" от такой практики отказался. И этот конкретный гол говорит в пользу того же подхода, поскольку если бы не присутствие Семшова, то Акинфеев точно дотянулся бы до этого мяча. При этом если бы Акинфеев не прыгнул, то Семшов не был бы дезориентирован и выбил бы мяч.

Если снять двух игроков со штанг, то их можно задействовать в борьбе с соперниками в штрафной. При этом еще два игрока - или как минимум один - высвобождаются для потенциальной контратаки. Некоторые тренеры принимают такие решения в зависимости от счета. Если команда выигрывает, то игроков на штанги такие тренеры во избежание риска ставят, а если надо отыгрываться, снимают их оттуда и увеличивают число тех, кто будет участвовать в контратаке. Аргументов достаточно у сторонников любого из этих путей, и однозначно говорить, какой из них лучше, нельзя.

"ЕЩЕ ВОСПРИНИМАЮ БЫСТРОВА КАК СПАРТАКОВЦА"

- Довольны, что третий мяч забил экс-спартаковец Павлюченко? - спросил я болельщика красно-белых Кутикова.

- Мне это очень приятно. И жаль, что не забил Быстров.

- Как?!! Вы же после его перехода в "Зенит" должны его проклинать.

- А я его все еще, представьте, воспринимаю как спартаковца. И продолжаю утверждать: Быстров очень хороший игрок. К его уходу отношусь вполне адекватно. Футболисты - давно уже профессионалы, и вполне естественно, что они меняют клубы. Конечно же, когда игрок уходит в середине сезона, да еще и накануне ответственной игры, это выглядит не очень симпатично. Но это бизнес, и я вынужден принимать его как данность.

- Кто ваши любимые игроки в этой сборной России?

- Лично, к сожалению, не знаю никого. Но на расстоянии мне очень нравятся Семшов и Семак. Бывший капитан сборной - по-моему, очень умный и очень надежный человек. Видно, что эти человеческие качества помогают ему на поле.

К словам Кутикова можно добавить, что в Кардиффе одинаково бились за свою команду и страну все - и на последних минутах в падении выносили мяч из собственной штрафной и Семак, и Быстров.

А тем, кто считает, будто правофланговый нашей команды провел в Уэльсе средний матч, просто перечислю моменты.

17-я минута . Гантер, неудачно подкатившись под Быстрова в своей штрафной, должен быть наказан 11-метровым. Для судьи Жорже Соузы, соверши он такую ошибку в чемпионате России, этот матч оказался бы не только первым, но и последним.

21-я минута . После прострела Быстрова Гэббидон срезает мяч в собственные ворота, и Хеннесси с трудом предотвращает автогол.

36-я минута . Одновременно со смещением Аршавина с правой бровки в центр Быстров, находившийся на месте правого инсайда, уводит в край "своего" защитника и высвобождает зону для Семшова - 0:1.

90+1-я минута . Быстров в подкате перехватывает мяч неподалеку от валлийской штрафной и тут же пасует Павлюченко, который бьет с левой в дальний угол, - 1:3.

Если это - посредственная игра, то планка требований к Быстрову поднята крайне высоко.

Как, впрочем, и ко всей нашей сборной.

Я заметил, что во всех без исключения изданиях - и печатных, и сетевых - новость, что сборная России в среду обеспечила себе как минимум "стыки", была подана крайне незаметно. Упомянута мимоходом.

Раньше такое могло стать предметом для "шапки" на первой полосе. Но сегодня цель одна - выход в Южную Африку с первого места. Собственно, в пяти других группах (кроме тех, где Англия, Испания и Голландия не потеряли ни одного очка) мы бы уверенно шли сейчас во главе таблицы.

Но футбол не признает сослагательного наклонения. Все зависит от сборной России - вот что главное. И с каждым днем позывные: "10 октября. Лужники. Россия - Германия" - будут отзываться в нас все более частым сердцебиением.