Газета Спорт-Экспресс № 140 (5017) от 30 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

30 июня 2009

30 июня 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

В выходные многократного победителя этапов "Тур де Франс" Дмитрия Конышева назначили новым главным тренером сборной России по велошоссе. Когда в сообщениях информационных агентств упоминается слово "новый", принято писать, кого он сменил на этом посту и подобные протокольные фразы. Но тут - извините. Особый случай.

Последние несколько лет сборная жила без главного тренера. И не потому, что все это время выбирали самого достойного: в штатном расписании такая единица вообще отсутствовала. Говорят, в какой-то момент Центр спортивной подготовки ее просто сократил.

В общем-то, глядя на результаты, не скажешь, что шоссейной команде, витрине отечественного велоспорта, жилось плохо или она была неуспешной. Два года назад Александр Колобнев после длительного перерыва выиграл для России серебро на чемпионате мира. А спустя год на Играх в Пекине тот же Колобнев остановился в шаге от пьедестала, но благодаря слаженным действиям Всемирного антидопингового агентства, судя по всему, сменит свою деревянную медаль на бронзовую.

При этом Конышев всякий раз был при сборной. Водил во время чемпионатов мира командную техничку, был одним из тех, кто определял тактику на гонку. Более того, в частных разговорах его называли главным тренером. Но вот, скажем, к такому основополагающему элементу полномочий главного, как формирование состава команды на первенство, никакого отношения он не имел. И никакой ответственности за результат, само собой, не нес.

Представляете себе ситуацию, да? Приезжает Гус Хиддинк в расположение сборной России, а ему говорят: Гус, мы тут посовещались и решили выставить на игру таких вот парней, а ты давай подумай, в какой футбол они будут играть. А если вдруг не получится выиграть, то с тебя взятки гладки. Бред сумасшедшего? Да, именно так: бред сумасшедшего.

Кажется, здравый смысл наконец восторжествовал. Конышев назначен главным тренером на весь олимпийский цикл - правда, по моей информации, лишь в качестве общественной нагрузки, так как получать зарплату в федерации он не будет. Зато будет продолжать получать ее в качестве спортивного директора "Катюши", что, безусловно, создаст некоторую двусмысленность положения, при котором Дмитрий будет иной раз вынужден отсекать своих гонщиков от сборной в угоду ее же интересам.

С чем еще придется столкнуться Конышеву, так это с действующей системой отбора кандидатов в сборную. В нынешнем виде она подразумевает, что гонщики зарабатывают по ходу сезона квалификационные очки и уже на основании внутреннего рейтинга претендуют на место в сборной. Определенная, если хотите, системность данной системы налицо, ибо она отсекает случайных людей, которых в команду не протащишь при всем желании (а такое желание, поверьте, периодически возникает, особенно в регионах). Но проблема в том, что при всем нашем дефиците специалистов по однодневным гонкам львиную долю очков, таков уж принцип подсчета, зарабатывают именно многодневщики.

Чемпионаты мира и Олимпийские игры на шоссе - соревнования специфические, потому что однодневные. Там не требуется крепкая, как броня, нервная система, позволяющая не сойти с ума в условиях трехнедельной гонки, не требуется умения терпеть в длинных горах. Это всего одна, чаще всего 200-километровая, гонка без права на ошибку. Ногу на газ, и полный вперед.

Что, как нетрудно догадаться, накладывает существенный отпечаток на принципы формирования состава. Потому как требовать победы от Дениса Меньшова или Владимира Карпеца на чемпионатах мира (после того как они за один сезон проехали, скажем, "Джиро" и "Тур де Франс") достаточно наивно. Но по очкам Меньшов с Карпецом в команду проходят, и тут начинается сага с их приглашением, чем-то напоминающая обзвон перед майским чемпионатом мира наших энхаэловцев, у многих из которых за плечами регулярное первенство и ранняя стадия Кубка Стэнли.

Я это вовсе не к тому, что Меньшов с Карпецом сборной не нужны. Скорее к тому, что команда должна быть сформирована не просто из лучших гонщиков страны, но из лучших гонщиков, способных решать конкретные задачи здесь и сейчас. И решить их.

А Конышеву остается пожелать на этом поприще удачи. Потому как, если не получится у него, над должностью главного тренера вновь нависнет угроза сокращения. И тогда мы опять затянем старые песни о главном.