Газета Спорт-Экспресс № 188 (4768) от 22 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

23 августа 2008

23 августа 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ФОРМУЛА-1 с Ники ЛАУДОЙ

НА ПОЛНОЙ СКОРОСТИ ПО ВАЛЕНСИИ

События 59-го чемпионата мира специально для "СЭ" продолжает комментировать трехкратный чемпион мира австриец Ники Лауда. В ближайшее воскресенье в Валенсии состоится 12-й этап чемпионата мира - "Гран-при Европы".

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Итак, нас ждет новое приключение, оно состоится там, где пришвартованы гигантские яхты, участвующие в Кубке "Америки"...

- Трасса малоизучена, что означает: мы должны подождать с прогнозами. Как показывает практика, на новом месте могут быть любые неожиданности. Валенсия, я бы сказал, - полигон для экстремалов, здесь, чтобы не отставать, важно нажать на газ с первых же минут.

-По улицам Монте-Карло, с которым сейчас любят сравнивать Валенсию, гонщики в среднем ездят со скоростью 156 км/ч. А вот на асфальте его испанского двойника, по расчетам инженеров, придется в среднем развивать 225 км/ч. Получается, валенсийская трасса - восьмая в мире по скорости. То есть она не типичная городская трасса, а скорее Сильверстоун или Монца в городе...

- Что ж, возможно, мы становимся свидетелями появления моды на городские "Гран-при". В сентябре нас ждет еще Сингапур, а в 2009 году - арабский этап в Абу-Даби. Может, именно гонки в городской черте - и есть будущее "Формулы-1"? Во всяком случае, они, как правило, привлекают на трибуны большее количество народа, чем те, которые проводятся в пригороде. Нечто подобное было лет 15 - 20 назад в горных лыжах, когда слаломные соревнования проводились в Милане, Мадриде, Мюнхене и Вене.

-Говорят, дорога к первому виражу в Валенсии столь широка, что на ней могут поместиться сразу четыре машины...

- А я слышал другое: некоторые бетонные стены слишком близко расположены к дорожному полотну, так что "Макларен", например, на всякий случай привез с собой много запасных частей. Впрочем, надеюсь, что они не понадобятся. Опасность представляет еще и свежий асфальт, из-за которого будет скользко.

-Новая трасса всегда большая загадка. Как командам удается к ней подготовиться?

- Дома на фабрике, на компьютерных симуляторах специалисты первым делом изучают возможности коробок передач, заостряют внимание на числе оборотов. Затем инженеры, исходя из индивидуальных потребностей пилотов, находят оптимальные параметры моторов для автодрома.

-Если об особенностях новой трассы можно только догадываться, то старые испанские трассы вы знаете хорошо...

- Действительно, в 1974-м в Мадриде я выиграл свою первую гонку с "Феррари", а в следующем году в Барселоне мы, гонщики, хотели бастовать, но в результате это сделал только чемпион мира Фиттипальди...

-Но и Херес, наверное, у вас сохранился в памяти?

- Это был 1986 год, первые "Большие призы", во время которых я смотрел гонку из комментаторской кабины. Помнится, борьба между Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом была весьма драматичной, они пришли к финишу практически бок о бок, но победил все же Сенна.

-А затем был 2003 год, и ваше новое возвращение в "Формулу-1" состоялось именно в Валенсии. Вы стали шефом "Ягуара" и имели свой собственный болид. Признайтесь, для чего он был вам нужен?

- Мне необходимо было знать, как работает новая техника. Кстати, измерения показали, что я ездил так же быстро, как и мои пилоты. Но потом меня выбросило с трассы... С другой стороны, тот опыт все равно очень пригодился в общении с молодыми асами.

-Что бы вы посоветовали пилотам теперь?

- Они и сами прекрасно знают, что им делать. Но я бы очень удивился, если бы мне сказали, что трасса в первый день не будет пыльной и грязной. Короче, следует подождать с рискованными маневрами, дождаться того момента, когда состояние трассы станет лучше.

-В последнее время "Макларен" на шаг опережает "Феррари". А на последнем "Гран-при" у Массы за три круга до финиша испортился мотор. Скажите, не проиграли ли тем самым итальянцы чемпионский титул?

- "Скудерия" попала в сложную ситуацию - команда прижата к стене. Ей теперь нельзя допускать даже маленькой ошибки, если, конечно, она все еще хочет стать чемпионом мира.

-ФИА запрещает командам отдавать предпочтение какому-либо из пилотов. Как, на ваш взгляд, эти указания выполняются?

- Хэмилтон явно имеет преимущество перед Ковалайненом. А вот с любимчиком у "Феррари" не все так просто. Там ситуация запутанна. Не думаю, что Масса, хотя он и быстрее Райкконена, может иметь какие-то преимущества перед действующим чемпионом мира.

-"Макларен" с начала 2007 года выиграл 13 гонок из 28. Шеф "Мерседеса" Норберт Хауг говорит, что он и его английские партнеры намерены увеличить этот показатель уже в Валенсии.

- Теоретически, учитывая последние события, это сделать можно, но на практике Хаугу будет сложно осуществить свои задумки. Дело в том, что после поражения в Венгрии представители "Феррари" подтянулись. Как показали предыдущие годы, в концовке чемпионата эта команда умеет собираться.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.