Газета Спорт-Экспресс № 39 (4619) от 21 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17

21 февраля 2008

21 февраля 2008 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Третий по текущему рейтингу шахматист мира решил не выступать в серии турниров "Гран-при ФИДЕ".

Александр МОРОЗЕВИЧ: "ОТ БОРЬБЫ НЕ ОТКАЗЫВАЮСЬ!"

Московский гроссмейстер Александр Морозевич после своей блестящей победы в прошлогоднем Суперфинале чемпионата России, где он установил уникальный рекорд - шесть побед подряд, - по текущему рейтингу вышел сейчас на третье место в мире - 2770 - и на сегодняшний день уступает лишь показателям Ананда и Крамника.

Бренд "Морозевич", как анонс интриги, неминуемо притягивает к турнирам внимание тысяч интернет-зрителей. Но ни в Вейк-ан-Зее, ни в Морелии-Линаресе, двух самых престижных соревнованиях начала года, Александр решил не участвовать. Преданные болельщики Морозевича, которых привлекает его феерическое творчество, надеялись, что он выступит в ближайшем после "Линареса" турнире по классическим шахматам - в апрельском супертурнире в Баку, которым начинает отсчет "Гран-при ФИДЕ". "СЭ" уже сообщал об этой заявленной ФИДЕ двухлетней серии из шести турниров. Но Морозевич решил отказаться от участия и в этих соревнованиях! Почему?!

С этим вопросом обозреватель "СЭ" обратился к самому гроссмейстеру.

- Система розыгрыша чемпионата мира, в основе которой лежит серия турниров Гран-при, изначально не казалась мне привлекательной.

Судите сами: во-первых, его растянутость - это почти четырехлетний (!) цикл. В 2008 году мы начинаем отбор к матчу 2011 года. Подобного не было даже во времена единоборств Ботвинника и Смыслова. После того как определятся победители "Гран-при" и кубка мира и до матча на звание чемпиона мира пройдут полтора года - да за это время вся "субординация" в шахматном мире может измениться.

Во-вторых, громоздкость. Чтобы дойти до финального матча претендентов, необходимо принять участие в четырех (!) турнирах в течение двух лет. Для ведущих шахматистов это серьезное вторжение в их индивидуальный график выступлений.

Но окончательно на мое решение повлияло то, что "Глобал-Чесс" (компания, которой ФИДЕ передала все организационные права. - Прим. Ю.В.) не справилась с организацией проекта "Гран-при". Гроссмейстерам предложили подписать контракт на участие в четырех турнирах, по сути, не утвердив окончательно ни мест, ни дат проведения. Заранее соглашаться играть там, где мне потом скажут, считаю неверным.

-Многие ваши коллеги готовы играть и при таких расплывчатых условиях...

- Насколько я знаю, и Ананд, и Крамник, и Топалов от Гран-при тоже отказались, хотя их участие планировалось. Впрочем, моя позиция не зависит от чьего-либо мнения. Я уже сталкивался с аналогичной ситуацией перед чемпионатом мира по нокаут-системе в Лас-Вегасе-1999. В итоге я не играл там...

- Ваши многочисленные болельщики наверняка будут разочарованы тем, что вы, в сущности, отказываетесь от борьбы за титул чемпиона мира...

- Нет, выходя из состава "Гран-при ФИДЕ", от борьбы я не отказываюсь. Есть еще одна возможность отобраться на чемпионат мира - Кубок мира-2009.

-Действительно, система розыгрыша первенства мира, принятая ФИДЕ в этом цикле, вызывает справедливую критику у многих: чересчур громоздка и растянута. А какая система определения чемпиона мира вам видится наиболее динамичной и современной?

- Детально я не задумывался над этим вопросом, но уверен: цикл должен быть четко двухлетним. Большой зрительский интерес вызвали "матч-турниры восьми" в Сан Луисе-2005 и Мехико-2007. Думаю, их формат можно было бы сохранить в качестве состязания претендентов, а победитель выходил бы на матч с чемпионом мира или в финальный матч претендентов с победителем кубка мира.

-А как определить этих восьмерых счастливцев?

- Ну вы слишком много от меня хотите. Не могу же я отнимать хлеб у ФИДЕ. Разработка системы - их прерогатива... (Смеется.)

-Российские любители шахмат стали поговаривать о некоей "дискриминации", в связи с тем, что наших гроссмейстеров перестали приглашать на традиционные супертурниры. Так, в главном турнире в Вейк-ан-Зее участвовал лишь Крамник, в Линаресе - наших нет, в Софии - тоже не будет, вот и с Баку теперь не совсем ясно... Что вы думаете по этому поводу?

- Нет, нет! (С улыбкой.) Никакой дискриминации тут нет. Еще осенью, обсудив с моим тренером Алексеем Кузьминым планы "зимней кампании", мы решили сделать ставку на Суперфинал чемпионата России. Особенности моего стиля предполагают насыщенную борьбу в каждой партии, поэтому между большими турнирами мне необходимо делать паузу. Январь был выбран месяцем тайм-аута.

Что касается турнира в Морелии и Линаресе - тут иное. Испытав в прошлом году все "прелести" игры на разных континентах, в разных часовых поясах и климатических условиях, я стал противником такого "раздвоения". Дальний перелет и лишь трехдневный перерыв перед началом второго круга нарушают внутренний ритм турнира, настрой, динамику. Кстати, насколько мне известно, Крамник и Мамедьяров придерживаются такого же мнения.

Если организаторы учтут наше мнение и вернут первый круг в Старый Свет, то в следующем году "шахматный Уимблдон" пройдет с участием минимум двух российских гроссмейстеров.

-Каковы ваши ближайшие планы?

- Следующий мой турнир - это "Амбер". Он стартует в середине марта в Ницце. Это, правда, не классические шахматы, а своего рода "двоеборье" - быстрые шахматы и игра "вслепую". Там соберется почти вся первая десятка. "Шоу-турнир в Монако", как его называют, - мероприятие исключительно зрелищное. Было бы здорово расширить географию этого шахматного ревю. Хорошо бы провести подобное и в России, а потом объединить эти турниры в "Гран-при".

Юрий ВАСИЛЬЕВ