Газета Спорт-Экспресс № 39 (4619) от 21 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 февраля 2008

21 февраля 2008 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Олег ТИНЬКОВ: "ПОБЕДА НА "ТУР ДЕ ФРАНС" СТОИТ 15 000 000 ЕВРО"

На прошлой неделе гостем нашей редакции был известный российский бизнесмен, владелец профессиональной команды "Тинькофф. Кредитные системы" Олег Тиньков.

УТРОМ - В ШАХТУ, ВЕЧЕРОМ - НА ТРЕНИРОВКУ

- Я занялся велоспортом в 1980-м, в Ленинске-Кузнецком, - начал свой рассказ Тиньков. - По специализации был спринтером, побеждал. (Улыбается.) Из более или менее серьезных достижений отмечу бронзовую медаль на первенстве России среди юниоров. Потом ушел в армию, стал сержантом погранвойск КГБ СССР. Это тоже, как ни крути, строчка в биографии. После армии поступил в горный институт в Питере, дали знать шахтерские корни.

-А сами в шахте бывали?

- Конечно. Целый год там проработал. При шахте имени Кирова у нас секция велосипедная была. Утром шел на работу, а после нее, часам к пяти, отправлялся на тренировку.

-Бизнесом занялись, видимо, когда началась перестройка?

- Да, вы правы. И кое-чего добился. В какой-то момент возобновил тренировки, правда, катался исключительно для себя. А потом, когда втянулся, возникла идея: почему бы не помочь родному виду спорта? Причем следил я тогда за велоспортом очень слабо, от случая к случаю.

Не скрою, я горд за то, что нам удалось сделать за последние два года. "Тинькофф. Кредитные системы" - далеко не последняя команда в мире. Пусть у нас нет статуса команды "Про-тура", но по некоторым характеристикам мы сильнее, чем некоторые из тех, кто этим статусом обладает. Во всяком случае, в двадцатку лучших команд в мире мы входим точно.

-До прошлого года вы, Олег, принимали участие в стартах в качестве действующего гонщика...

- Точнее, провел две многодневки бок о бок с ребятами. Большой пользы от меня как от гонщика, конечно, не было: моя роль сводилась скорее к моральной поддержке ребят. Бывало, подъеду к Игнатьеву и легонько его в седло подтолкну - мол, что же ты, олимпийский чемпион, в хвосте плетешься?

Ребятам, видел сам, нравилось, что я ехал вместе с ними. Некоторые конкуренты им даже немного завидовали: мол, повезло вам, главный спонсор в седле - нам бы так! Вообще эта история здорово прибавила мне авторитета в команде. Теперь гонщики воспринимают все мои советы и замечания всерьез.

-Расскажите немного о своих ребятах.

- У нас в команде представители разных стран. Остановлюсь на россиянах. Они у нас хорошие, молодые, озорные, с большим потенциалом. Лидер команды - Евгений Петров. В этом году мы решили специально готовить его на подиум на "Джиро д'Италия". Жене пора выиграть что-то серьезное, все-таки ему 29. У него большой талант, но раньше постоянно не хватало на трассе собранности. Недавно у Петрова после нескольких лет ожидания родился сын. Может, это поможет ему обрести спокойствие?

Другая наша звезда - олимпийский чемпион Михаил Игнатьев. Из "незасвеченных" лично мне больше всех нравится Ваня Ровный, которого считаю одним из самых одаренных гонщиков в мире. Еще отмечу сильного трековика, потрясающего финишера Александра Серова. Павел Брутт - наша горная надежда. Надеюсь, в этом году он отберется в сборную на Олимпиаду. Достоинство Брутта - его упертость, он никогда не сдается.

Еще один талантливый горный гонщик - Сергей Климов. К сожалению, он "пересидел" на треке в группе Александра Кузнецова. А ведь было время, когда Сергей в горах Владимира Карпеца "высаживал". Но Карпец вовремя ушел в профессионалы, а Климов, человек мягкий, не смог пойти наперекор тренеру. Наконец, есть в команде и еще один россиянин - Александр Хатунцев, чемпион России среди профессионалов. Это наш новичок: прошлый сезон он провел в команде Unibet, которая недавно прекратила свое существование.

-Вы упомянули Александра Кузнецова. Известно, что в какой-то момент вы тесно сотрудничали с ним, но все закончилось крупным скандалом. Александр Анатольевич считает, что вы отобрали у него гонщиков. Какова ваша версия случившегося?

- Для Кузнецова велоспорт - это бизнес-проект, он на нем зарабатывает деньги. Для меня же это просто увлечение, я - меценат и спонсор. Если Кузнецов в состоянии оспорить этот простой постулат, я с удовольствием выслушаю его аргументы.

На самом деле Александр Анатольевич - один из крупнейших землевладельцев в Санкт-Петербурге, и, поверьте, он ненамного беднее меня. Причем собственность свою он получил совершенно бесплатно, от государства. А в спорте Кузнецов, повторюсь, занимается бизнесом. Готовит олимпийских чемпионов, получая за это деньги.

В этом нет ничего плохого, если бы не одно "но". Спортсмены как личности его не интересуют. Чисто советский подход. Кузнецов относился к своим парням как к пушечному мясу и платил им точно так же. Я же предложил им профессиональный велоспорт. И это был их выбор.

Кстати, не все кузнецовские ребята пошли ко мне, кто-то остался. Так что я никого не переманивал. Просто сделал предложение, которое одни приняли, а другие - нет.

Я НА ВЕЛОСПОРТЕ НЕ ЗАРАБАТЫВАЮ, ТОЛЬКО ТРАЧУ

-Вы назвали самого себя меценатом. Выходит, вы, владелец команды, никакой прибыли не получаете?

- Разумеется, нет. Содержать команду - одни расходы. Второй год подряд я трачу из личных средств по 3 миллиона евро.

-И сколько еще вы готовы платить?

- У моей щедрости есть границы. Тащить все в одиночку из года в год я не планирую. Но есть задача - сделать большую русскую команду. Чтобы русский гонщик услышал российский гимн на Елисейских Полях в честь своей победы на "Тур де Франс".

Скорее всего, одному мне добиться этого не под силу. Нужны помощники, в идеале - крупные государственные компании уровня "Газпрома". Если такие помощники не появятся - придется проект завершить. Что бы сказала ваша жена, если бы вы потратили на свое хобби 10 миллионов долларов? Вот так. Это счастье, что она у меня нормальный человек, все понимает.

-Каков должен быть бюджет команды, претендующей на победу в "Тур де Франс"?

- Не менее 10 миллионов евро. А уж если бюджет окажется 15 миллионов - это будет самая богатая команда в мире. Кстати, эти самые 15 миллионов - практически полная гарантия победы на "Туре". На самом деле это обидно. Для такой великой и могучей страны, как Россия, это копейки, но мы не можем эти деньги собрать.

Моя команда за два года своего существования не получила от государства ровным счетом ничего. Причем речь не про какую-то материальную помощь. За все это время никто (кроме, конечно же, Федерации велоспорта России) не поздравил наших гонщиков, когда они добивались успехов. Да что там поздравил - даже не вспомнили ни разу о нашем существовании!

Приведу вам такой пример. Недавно Саша Серов пожаловался в спорткомитете Санкт-Петербурга, что ему не хватает денег для поездок на сборы. В ответ услышал: "Ты из команды Тинькова? В таком случае какие у тебя могут быть материальные проблемы? Пусть Тиньков заплатит!" Понимаете, там полагают, что я должен содержать еще и сборную их собственного города!

-Каким образом успех на "Тур де Франс" зависит от количества денег? Это же не "Формула-1", где в новые технологии вкладываются миллионы.

- Больше денег - сильнее гонщики. Велоспорт - штука командная. И если сильная команда будет работать на российского гонщика, он победит.

-Кто же может стать таким вот российским гонщиком?

- К примеру, двукратный победитель "Вуэльты" Денис Меньшов. Да он бы "Большую петлю" уже выиграл, если бы была команда. Еще - Владимир Карпец. Короче, люди есть. Другое дело, что наши ребята в иностранных командах всегда были на вторых ролях. Ведь что делал великий Вячеслав Екимов? Правильно, возил Армстронга.

ЕСЛИ ПРИГЛАСЯТ НА "ТУР"-2008, ПОЕДЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО

-В прошлом году гонщики "Тинькофф. Кредитные системы" оставили на "Джиро" очень приятное впечатление своей агрессивностью и заряженностью на победу, даже несмотря на то, что ни одного этапа так и не выиграли. Каковы планы на этот год?

- Хотелось бы выиграть как минимум два этапа - тем самым, отквитаемся за прошлый год. (Смеется.) Ребята набрались уму-разуму, стали опытнее. К слову, недавно на "Туре Катара" итальянец Альберто Лоддо из нашей команды выиграл финиш у самого Тома Боонена, зарплата которого почти равна бюджету всей нашей велогруппы. С Лоддо на "Джиро" мы связываем большие надежды. Равно как и с Михаилом Игнатьевым. Верю, что ему по силам выиграть как минимум один этап.

-Не секрет, что вы мечтаете стартовать на "Тур де Франс". Даже цель поставили - оказаться в гонке-2009. А попасть на самую престижную многодневку этого года есть возможность?

- У меня сдержанный оптимизм в отношении этого вопроса. С одной стороны, совершенно точно знаю, что надо делать, чтобы туда попасть. С другой - боюсь, что наша команда в ее нынешнем составе пока не готова достойно выступать на столь высоком уровне. На "Джиро" мы фаворитам нервы потреплем. Но "Тур" - соревнование несколько иного уровня. Что же касается перспектив на 2009 год, то все упирается в бюджет. Если он не будет увеличен, добиться хорошего результата будет проблематично. Очевидно, нам нужно докупать более качественных гонщиков.

-И все-таки если вам поступит приглашение организаторов "Тур де Франс"-2008, неужели откажетесь?

- (После паузы.) Нет , конечно. Будем изыскивать резервы и обязательно поедем.

-У "Тинькофф" нет лицензии "Про-тура". Не мешает ли это вам и не собираетесь ли вы такую лицензию купить?

- Не вижу в этом необходимости. Дело в том, что лицензия для участия в гонках "Про-тура" выдается на несколько лет, а в нынешних условиях, когда гонщики меняют команды чуть ли не каждый сезон, сила велоконюшни может от года к году кардинально меняться. Доходит до абсурда: из команды, к примеру, ушли все ведущие гонщики, а она тем не менее гарантированно принимает участие во всех лучших гонках сезона. Эта проблема известна всем, но как-то изменить ситуацию никто не хочет.

Мне больше импонирует позиция организаторов так называемых "Гран-туров" - "Большой петли", "Джиро", "Вуэльты", которые ежегодно проводят отбор лучших на свои соревнования. Считаю, это идет самим командам только на пользу.

ПРО ДОПИНГ МОЛЧАТ ТЕ, КОМУ ЕСТЬ ЧТО СКРЫВАТЬ

-Вы известны своей непримиримой позицией в вопросах допинга. В "СЭ" в ходе "Тур де Франс"-2007 вышло интервью с вами под шапкой "Надо выгнать всех наркоманов!". А как же корпоративная этика? Не боитесь делать столь резкие заявления?

- Про допинг молчат те, кому есть что скрывать. Взять, к примеру, победителя "Тура"-96 Бьярне Рийса, возглавляющего сейчас команду CSC. Он, если помните, публично признался, что употреблял ЕРО, а сейчас от него ни слова про допинг не допросишься. Впрочем, что ему говорить, там и так все ясно!

Могу гарантировать, что в "Тинькофф. Кредитные системы" никакого допинга нет. Разумеется, контролировать всех гонщиков ежедневно я не могу, но организованно допинг у нас не принимают. Это исключено. Все едут на "хлебе и воде".

В целом считаю так: пока старая гвардия в лице того же Рийса, Йохана Брюнеля и некоторых других из велоспорта не уйдет, порядка не будет. Ведь у иных спортивных директоров вдруг начинают побеждать такие гонщики, о которых раньше никто и не слышал! И всем ясно, что это означает.

И все же положительные сдвиги в борьбе с допингом налицо. К примеру, я начал замечать, что молодые спортсмены уже не рассматривают допинг как обязательное условие победы. А еще десять лет назад многие считали, что уходить со старта без допинга - это все равно что перед гонкой воды во флягу не налить.

-Рассмотрим гипотетическую ситуацию. В вашей команде собраны гонщики из различных национальных сборных. Можете ли вы сказать им: "На Олимпиаде вы все работаете на вашего товарища по команде Васю Пупкина, а интересы ваших национальных сборных мне до лампочки"? Согласятся ли ваши ребята на такой вариант, если им предложить солидную материальную компенсацию?

- (После паузы.) Если когда-нибудь владельцу велоконюшни понадобится провернуть подобное дельце, то, с большой долей вероятности, оно ему удастся. Для профессионального велосипедиста место работы, то есть там, где он получает зарплату, имеет приоритетное значение.

Возникает другой вопрос: зачем это нужно владельцу команды? Впрочем, если вы на меня намекаете, то в этом случае подобные махинации пойдут России на пользу (Смех в зале.) Просто нужно учесть одну деталь: для российских и иностранных велопрофи значимость Олимпиад разнится. Тот же бельгиец Бонен еще подумает, ехать ли ему на Олимпиаду или сосредоточиться на "Тур де Франс".

-В вашей команде выступает большая группа потенциальных членов олимпийской сборной. Сумеете ли вы найти общий язык с Федерацией велоспорта России накануне Пекина?

- Некоторые разногласия у нас с федерацией имеются - но лишь по поводу участия спортсменов в малозначимых турнирах, вроде трекового Кубка мира. А по поводу такого события, как Олимпиада, уверен, быстро найдем общий язык. Перед Играми в июле - августе выделим "окно" для каждого члена сборной, которое они вольны заполнять по своему желанию. Лишь бы в Пекине выступили получше!

Сергей БУТОВ, Илья ПОЛЯКОВ