Газета Спорт-Экспресс № 268 (4247) от 21 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

21 ноября 2006

21 ноября 2006 | Волейбол

ВОЛЕЙБОЛ

ГОСТЬ "СЭ"

В воскресенье гостем нашей редакции был главный тренер женской сборной России, только что завоевавшей в Японии титул чемпиона мира.

Джованни КАПРАРА: "ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО"

Капрара приехал на встречу с журналистами "СЭ" вместе со своей женой и помощницей в национальной команде Ириной Кирилловой. Знаменитая в прошлом волейболистка не только выступила в роли переводчицы, но и приняла участие в беседе, продолжавшейся около двух часов.

-Золото женского чемпионата мира наша страна ждала 16 лет, и вы наверняка уже успели почувствовать, какой резонанс вызвала эта победа в России. Сразу после возвращения из Японии с командой встретился Владимир Путин. А как получилось, что во время той встречи во Внукове-2 вас поздравил еще и премьер-министр Италии Романо Проди?

- Мы всей командой сидели за столом и ждали, когда из соседней комнаты к нам выйдет Путин. Но тут меня самого пригласили зайти к президенту, хотя в программе встречи такой "пункт" не значился. Когда я вошел, Путин говорил по телефону, а потом передал трубку мне и сказал, что на другом конце провода - Проди. Глава нашего правительства тепло поздравил меня с победой сборной России и предложил поближе познакомиться, когда я вернусь на родину. Ведь мы с ним земляки, оба живем в Болонье.

-А вообще много поздравлений вы получили из Италии?

- Количество звонков и SMS-coобщений от друзей и коллег давно перевалило за сотню. В числе первых меня поздравили Марко Бонитта и Марчелло Аббонданца (бывшие главный тренер сборной Италии и его помощник, уволенные незадолго до ЧМ-2006. - А.Б.), с которыми мы два сезона (1998/1999 и 1999/2000. - А.Б.) работали вместе в "Бергамо".

-После победы на японском ЧМ всем игрокам сборной присвоены звания заслуженных мастеров спорта, а вам президент Всероссийской федерации волейбола и глава ФСБ Николай Патрушев, говорят, то ли в шутку, то ли всерьез предложил должность в подведомственной ему организации. Хотели бы стать полковником ФСБ?

- (Смеется.) А почему бы и нет? Впрочем, сейчас у меня другая мечта. Даже не знаю, говорить ли об этом... Хотя чего скрывать? Я очень хочу получить российский паспорт! Ведь моя жена русская, наша дочь Ника - тоже. Правда, получить второе гражданство с юридической точки зрения не всегда просто.

- Кстати, у меня помимо российского есть паспорт гражданки Хорватии, - вступила в беседу Кириллова, наша знаменитая в прошлом связующая, которая в середине 90-х годов прошлого столетия успешно выступала за хорватскую сборную, дважды завоевав с ней серебро чемпионата Европы. - И я всячески поддерживаю желание Джанни стать еще и россиянином.

-Ирина, а как вы восприняли новость о присвоении вам звания заслуженного тренера России?

- Если честно, не ожидала. Об этом мне сообщил глава Росспорта Вячеслав Фетисов прямо в аэропорту, когда мы вернулись из Осаки. Разумеется, мне было очень приятно.

-В Италии есть звания, аналогичные нашему "заслуженный тренер России"? - вопрос Капраре .

- Там все тренеры делятся на четыре категории. На каждую требуется сдать соответствующие экзамены, после чего ты получаешь право работать в лигах того или иного уровня. Первая категория соответствует серии А1, это высшая степень признания.

-На церемонии награждения в Осаке вам не вручили золотую медаль. Обидно?

- Да. И за себя, и за Ирину, и за всех остальных членов нашего тренерского штаба. Ведь медаль - это наглядное доказательство твоего успеха. Не понимаю, почему ФИВБ решила лишить тренеров этой законной награды. Раньше в моей карьере такого не было. И в итальянских соревнованиях, и в еврокубках медали всегда получали все члены команд-призеров.

-Каковы ваши ближайшие планы?

- Через несколько часов мы улетаем домой в Болонью. Неделю проведем там, потом еще две - на Мальдивах. Вернемся в Москву примерно в середине декабря. Мне предстоит согласовать с федерацией план работы со сборной на следующий год. После этого мы с моими помощниками будем посещать Россию примерно с той же регулярностью, что и прошлой зимой, чтобы следить за чемпионатом суперлиги и еврокубками. Я очень надеюсь, что российские коллеги будут постоянно предоставлять нам записи игр своих команд. Без их помощи провести полноценный анализ невозможно.

- Я в новом сезоне, скорее всего, полностью сконцентрируюсь на тренерских функциях, - добавляет Кириллова. - Хотя перед чемпионатом мира меня звали к себе поиграть две ведущие команды серии А1, продолжить карьеру действующей волейболистки вряд ли удастся. Ведь в прошлом году я выступала за "Кьери" с разрешения Всероссийской федерации волейбола, а теперь мне его не дали. Так как у меня с ВФВ контракт, вести переговоры с итальянскими клубами нет смысла. К тому же трансферный рынок уже, по сути, закрыт.

-Джованни, когда вы окончательно поняли, какого успеха добились с нашей командой?

- Наверное, полного осознания этого еще нет, но оно приходит ко мне с каждым днем, часом, минутой. А тогда в Японии сразу после финала был выброс эмоций, накопившихся за целый год. Мы плакали, смеялись, обнимали друг друга. Все было, как во сне, подробностей не помню. Но один момент останется в памяти навсегда: девочки стоят обнявшись на подиуме и, чуть раскачиваясь, поют российский гимн...

-А вы им подпевали!

- (Смеется.) Целиком текст гимна я не знаю, но девочки уже настаивают, чтобы я его выучил. Ведь в свое время я заставил их сделать то же самое.

-Когда?

- Перед прошлогодним чемпионатом Европы. Когда я приехал в Россию, меня сильно удивило то, как здесь относятся к своему гимну. Одни волейболистки пели его сквозь зубы, словно стеснялись, другие вообще слов не знали. Для меня это было дико, и на заключительном сборе перед поездкой в Загреб каждая утренняя тренировка у нас начиналась с того, что двое дежурных выносили флаг, включалась музыка и все пели гимн в полный голос. Сначала по шпаргалке, а потом и без нее. На европейском первенстве мы уже не выглядели белыми воронами на фоне остальных. Так и должно быть. Ты должен гордиться своей страной, своим гимном, флагом.

-Если честно, перед чемпионатом мира вы предполагали, что по его окончании споете российский гимн?

- Я на сто процентов был уверен в том, что мы можем завоевать золото. И в то же время прекрасно понимал, как тяжело будет это сделать. Было очевидно, что объективно сильнее нас только сборная Бразилии. Кстати, даже после победы над ней в финале я не думаю, что ситуация кардинально изменилась. Ведь в решающем матче мы показали все лучшее, что у нас было, и при этом выиграли с огромным трудом. Этот успех нам никто не подарил, мы добились его сами.

-Незадолго до отлета в Японию вы сказали, что если команда не попадет в полуфинал, вы готовы тут же подать в отставку. Неужели действительно сделали бы это?

- А почему у вас возникает подобный вопрос? Привыкли иметь дело с тренерами, которые что-то обещают и не держат слово (улыбается)?Я к таким не отношусь.

-Но, согласитесь, вы изрядно рисковали, учитывая трудную для сборной России турнирную сетку.

- О своей возможной отставке я говорил, исходя прежде всего из сложившихся отношений между сборной и клубами, а не из какой-то турнирной сетки. Если бы мы не попали в полуфинал, непростая ситуация превратилась бы в тупиковую и мое пребывание у руля сборной потеряло бы всякий смысл. Как для меня, так и для всего российского волейбола.

-Почти все, что вы пророчили в преддверии ЧМ, в итоге сбылось. Сборная Сербии, названная вами потенциальным сюрпризом первенства, сенсационно заняла третье место, в финале встретились две команды из нашей подгруппы...

- Угадать с прогнозами было несложно. Составы групп оказались настолько неравноценными, что любому было ясно: в финал выйдут команды из нашей "половинки". Вспомните, как легко мы победили в полуфинале Италию. А все дело в том, что итальянки в отличие от нас провели на групповой стадии максимум два тяжелых матча, а в остальных отбывали номер, так как их противники были заведомо слабее. Они настолько отвыкли от серьезного сопротивления, что, проиграв нам, так же безропотно уступили в матче за бронзу.

-Что вы говорили своим подопечным после первой партии финала, закончившейся со счетом 25:15 в пользу бразильянок, и в концовке тай-брейка?

- После первого сета я был абсолютно спокоен. Главным для нас в поединке с Бразилией было держать свой уровень в нападении, а с этим никаких проблем не возникало. Мы проиграли стартовую партию исключительно из-за того, что допустили на приеме семь грубых ошибок, которые можно назвать случайными. Поэтому тактически ничего менять не требовалось. Что касается двух тайм-аутов Гимараеша (главный тренер сборной Бразилии. - А.Б.) в конце тай-брейка, то во время них я разговаривал в основном с нашей связующей. Объяснял ей, что делать в той или иной ситуации. Кстати, при счете 13:13 Марко Бревильери (помощник Капрары. - А.Б.) спросил меня через наушник: "Неужели ты не хочешь заменить Акулову для усиления блока?" А я ему ответил: "Нет. За весь чемпионат эта замена ни разу не сработала". И что произошло через несколько секунд? Именно Акулова и именно на блоке принесла команде, пожалуй, решающее очко! Думаю, в тот момент бразильянки окончательно сломались.

-По ходу всего чемпионата вы постоянно выпускали в стартовом составе Гамову, Соколову и Годину, а перед этим почти не использовали их одновременно. Темнили?

- Изначально я хотел, чтобы на позиции Годиной играла Сафронова. Это гарантировало бы нам более качественный прием. При таком варианте пасовать лучше было бы Шешениной - при хорошей доводке она выглядит предпочтительнее Акуловой. Однако во время "Гран-при" я понял, что в таком сочетании наша игра слишком предсказуема. В трудных ситуациях передачи делались исключительно на Гамову. К тому же при плохом приеме Шешениной было трудно быстро перемещаться по площадке, а Акулова, наоборот, чем больше бегала, тем лучше играла. В итоге я остановил выбор на ней. А уже после "Гран-при" решил выпустить на заднюю линию Годину, рискуя на приеме, но усиливая атаку и подачу. К тому времени мне окончательно стало ясно: с Шешениной и Сафроновой в стартовом составе мы в Японии можем стать максимум вторыми.

-Вас не удивила потрясающая стабильность Годиной на подаче на протяжении всего чемпионата?

- Година может все, когда спокойна и счастлива (улыбается), а в Японии она чувствовала себя великолепно. Если Година меня чем-то и потрясла, то вовсе не подачей, а почти безошибочным приемом, над которым очень много работала на тренировках. Она умеет и любит тренироваться, выгодно отличаясь от многих звезд, хотя Елена сама - суперзвезда мирового волейбола.

-Годиной достался приз лучшей подающей ЧМ, а в остальных номинациях россиянки отмечены не были. Вам не кажется, что принципы определения лучших игроков на соревнованиях под эгидой ФИВБ надо пересмотреть?

- Считаю, что MVP чемпионата должно определять специальное тренерское жюри. Тогда скандальное присвоение этого титула связующей сборной Японии было бы невозможно и лучшей волейболисткой чемпионата, безусловно, признали бы Любовь Соколову. Принцип выявления лауреатов в остальных номинациях, когда основной упор делается на статистику, мне тоже не совсем понятен. Например, почему так престижен титул самого результативного игрока? Ведь количество набранных очков никак не связано с эффективностью и сильно зависит от продолжительности того или иного матча. А как можно сравнивать игру на блоке крайних и центральных нападающих? В общем, все эти индивидуальные призы для меня не имеют значения. Если бы меня попросили составить символическую сборную чемпионата, я включил бы в нее Соколову, Гамову, Годину, Фофао, Валевску, Фабиану (соответственно связующая и две блокирующие сборной Бразилии. - А.Б.) и Коротенко (либеро сборной Азербайджана. - А.Б.). А запасной пасующей взял бы сербку Огненович.

-На одной из пресс-конференций после ЧМ вы назвали Соколову "мамой, сестрой и играющим тренером" сборной России. Можете дать краткие характеристики остальным волейболисткам?

- Пожалуйста. Гамова - невероятная патриотка, она любит Россию больше себя. На чемпионате проявила огромную волю в игре на задней линии, где с ее данными приходится очень тяжело. Година, как я уже говорил, была примером для всех на тренировках. Весь сезон трудилась не покладая рук, и судьба вознаградила ее за упорство. Сафронова - игрок высочайшего уровня, хотя с ролью запасной справляться ей было непросто. Куликова обладает огромным потенциалом на блоке, но ей не хватает мощи в нападении, хотя атакует она достаточно разнообразно. Акулова прекрасно проявила себя на чемпионате, несмотря на непростое начало сезона. Но ей еще нужно прибавлять тактически и учиться грамотнее защищаться. Крючкова сыграла лучше, чем от нее ждали, великолепно справившись с приемом. Приятно удивила и Бородакова, которая не только хорошо блокировала, но и отлично подавала. Меркулова заметно прибавила во второй половине чемпионата, но, безусловно, может играть еще лучше. Брунцева способна атаковать с любой передачи, однако ей не хватает роста. Житова очень сильна на блоке, а вот арсенал атак первым темпом у нее ограничен. Ну и, наконец, Шешенина, которая заслуживает самых добрых слов. Потеряв место в стартовом составе, она продолжала добросовестно работать и неизменно усиливала нашу игру, выходя на замену.

-Во время чемпионата многие отмечали проблемы с его организацией. Какие накладки бросились в глаза вам?

- Во-первых, меня удивило, что после нашей победы в финале организаторы не устроили для команды традиционный праздничный банкет. Во-вторых, я обижен на устроителей чемпионата за то, что они не дали титул MVP Соколовой, и готов повторять это сколько угодно. В-третьих, мне непонятно, почему перед полуфиналом на одном этаже с моей командой поселили наших будущих соперниц итальянок. В-четвертых, питание в гостинице оставляло желать лучшего. В-пятых, очень мешала чудовищная пунктуальность японцев, из-за которой даже для малейшего изменения в распорядке команды требовалась чуть ли не резолюция президента... И это еще далеко не все.

-Между прочим, через четыре года Япония вновь будет принимать женское мировое первенство.

- Неужели ФИВБ опять доверила ей это право?! Во второй раз подряд?! Не хочу в это верить. Раз так, остается только одно... (Изображает харакири.)

-Сейчас в России работает немало иностранных тренеров, но самых громких успехов пока добились итальянцы - вы и Этторе Мессина, выигравший Евролигу с баскетбольным ЦСКА. Это закономерно?

- Могу сказать одно: в Италии почти во всех видах спорта хватает сильных тренеров. Отсюда и высокий уровень внутренних чемпионатов.

-Как вы заметили, отношения между российскими волейбольными клубами и сборной оставляют желать лучшего. Как думаете, теперь они улучшатся или, наоборот, у вас появятся завистники?

- Я надеюсь на лучшее. Не считаю наш успех своей личной заслугой и собственностью. И я в сборной, и мои коллеги в клубах должны работать на благо российского волейбола. Нам надо вместе создать систему подготовки игроков для национальной команды, которая эффективно работала бы долгие годы, независимо от того, кто стоит у руля сборной - Капрара или кто-то еще. К сожалению, наше золото нельзя назвать результатом работы всего российского волейбола. В остальных странах-полуфиналистах - Бразилии, Сербии и Италии - сборная является верхушкой огромного айсберга и функционирует по тем же принципам, что и клубы. В России национальная команда пока существует сама по себе, хотя ваш волейбол обладает гораздо большим потенциалом и имеет изначальное преимущество.

-Что прежде всего надо поменять в клубах?

- Они вовсе не обязаны делать все, что я прошу, у каждой команды - своя жизнь. Я предложил федерации такой проект: допустить к участию в чемпионате суперлиги молодежный клуб, который тренировали бы представители штаба первой сборной, а их помощниками были бы российские специалисты, занятые в молодежной и юношеской командах страны. Таким образом, зимой проходил бы обмен опытом, плоды которого очень пригодились бы летом. Плюс велась бы подготовка новых игроков для главной команды на будущее. На мой взгляд, это единственно правильный путь. Но, увы, многие клубные тренеры против моего проекта, они не хотят отдавать свою молодежь в новую команду.

-А каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российских клубов?

- Главная - физическая подготовка. Она не просто на низком уровне - ее нет вообще. Волейболистки приезжают в сборную "без мышц", их нельзя назвать спортсменками. Ситуация с тактической подготовкой примерно такая же. Ну и еще одна беда - со связующими.

-И как решить эти проблемы? Может, с помощью семинаров?

- Семинары не помогут, они малоэффективны. Самое разумное - это то, что я предлагаю: создать функционирующий по принципам сборной клуб для обкатки молодых игроков и российских тренеров. В этом случае всего через несколько лет мы получим волейболистов и специалистов новой формации.

-Насколько велики будут изменения в составе сборной в следующем сезоне? Вы будете просить Соколову сыграть на чемпионате Европы?

- Да, в марте съезжу к ней в испанский клуб "Мурсия" и предложу специальную программу. Надеюсь, будут здоровы Гамова и Година. Продолжу поиски новых игроков для сборной среди участниц национального первенства. Ну и, конечно, собираюсь следить за нашими чемпионками мира. Не столько за их игрой, сколько за поведением.

-А на "Гран-при"-2007 Соколова играть будет?

- Было бы хорошо, если бы в этот период она начала готовиться с командой к чемпионату Европы, а на "Гран-при" мы попробовали бы на ее месте кого-то другого.

-В этом году сборная сыграла очень много матчей. Нужен ли такой напряженный календарь в следующем сезоне?

- Еще неизвестно, будет ли он напряженным. Мы пока не составили план. При этом нельзя играть весь сезон одной шестеркой, как Китай, который из-за этого плохо выступил на чемпионате мира-2006, но является главным фаворитом Олимпиады-2008. Совершенно необязательно, чтобы Гамова, Година и Соколова были в форме к июлю. Пусть лучше наберут ее к осени, когда стартует европейское первенство.

-Собираетесь следить за мужским чемпионатом мира?

- Только за результатами. Сейчас собираюсь уделить все время семье. Но, разумеется, хочу пожелать удачи Зорану Гайичу. Пусть покажет с мужской российской сборной такой же результат, как мы.

-За два года, проведенных в нашей стране, не разочаровались в ней?

- У меня всегда была слабость к Восточной Европе. Прага, Варшава, Краков... Москва мне тоже очень нравится. К сожалению, нет времени поближе познакомиться с ней. У моих помощников его больше, и они дают мне советы по поводу столичных ресторанов. Знаете, никак не могу налюбоваться видом из окна моей квартиры на Фрунзенской набережной: Москва-река, парк Горького на том берегу...

Записал
Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ