Газета Спорт-Экспресс № 221 (4200) от 26 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

26 сентября 2006

26 сентября 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

ТОПАЛОВУ ПОРА ВЫЗЫВАТЬ КОЛДУНА

Чемпион мира по классическим шахматам Владимир Крамник (Россия) в воскресенье выиграл вторую партию у чемпиона мира Веселина Топалова (Болгария) и ведет в матче со счетом 2:0.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Элисты

НЕРЕШЕННАЯ ДВУХХОДОВКА

Когда в пресс-центре матча появился журналист "Шахматной недели" гроссмейстер Батор Самбуев со сногсшибательной информацией о том, что Топалов не заметил возможности поставить Крамнику мат в два хода, ему поначалу никто не поверил. Но так как двухходовки в уме решают даже любители, тут же было установлено, что это чистая правда.

Невероятно! Ведь гроссмейстеры гораздо ниже класса Топалова даже этюды решают со скоростью электронных устройств, а тут какая-то несчастная двухходовка...

В Лондоне на рубеже веков и тысячелетий Гарри Каспаров рассказывал мне, что накануне матча с Крамником он именно так и тренировался: соревновался с сильной шахматной программой в скорости решения задач и этюдов. Не двухходовые задачки щелкал тогда сильнейший игрок мира, а многоходовые и не уступал в этом деле компьютеру. Аналогичным образом в свое время готовился к матчу с Михаилом Талем Лев Полугаевский, который, по его словам, решал тогда этюды в уме. Разумеется, в ту пору, а именно - в 1980 году, о соревновании с компьютерными программами не могло быть и речи, потому что этих самых программ еще просто не было в природе.

Но вернемся к трагическому для Топалова моменту второй партии. Ведь он не объявил мат в два хода, когда у него на часах было очень много времени. Задумайся Веселин хотя бы на минуту, он бы этот мат, конечно, увидел. Но в том-то все и дело, что чемпион мира сыграл мгновенно...

На пресс-конференции после партии президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, обычно соблюдающий строгий нейтралитет, не удержался и, как простой любитель шахмат, полюбопытствовал: "Веселин, а вы, когда не поставили мат в два хода, увидели, что могли это сделать?"

Топалов ответил, что даже и не думал об этом.

- Я очень обрадовался, что соперник не увидел ничью, и мгновенно объявил шах ферзем (32.Фg6 +. - Ю.В.), - сказал чемпион мира.

Топалова спросили: а если бы ходом раньше Крамник побил новоявленного ферзя белых королем, что бы было?

- Я рассматривал за соперника только это продолжение и поэтому не сумел найти выигрыш.

Выходит, не только чемпион мира не увидел мат в два хода, но и чемпион-"классик" его проглядел. Столь невероятное затмение двух шахматных светил можно объяснить, наверное, лишь огромным нервным напряжением, которым отличаются матчи на первенство мира вообще и элистинский матч в частности. Ведь и упоминавшийся мною Каспаров, несмотря на свою компьютерную скорость решения задач и этюдов, во второй партии лондонского матча совершил зевок века, проиграв фигуру. Тоже своего рода двухходовку упустил из виду...

Этот роковой для Топалова и счастливый для избежавшего опасности Крамника момент партии, безусловно, заслуживает диаграммы. И она будет приведена в комментарии Евгения Бареева, претендента на мировое первенство текущего цикла. Посылая мне его по электронной почте, Евгений, помогавший Крамнику в матчах с Каспаровым и Леко, сделал короткую приписку: "Они меня с ума сведут такой игрой!"

Не только вас, гроссмейстер. Весь шахматный мир потрясен столь неожиданным началом матча за мировую шахматную корону. Подобное было, кажется, лишь однажды, во время матча Спасский - Фишер, в 1972 году. Тогда Фишер тоже проиграл первую и вторую партии, но второе очко в то время еще советский гроссмейстер получил без игры ввиду неявки американца.

Топалов в отличие от Фишера на партию пришел и вел ее до рокового момента просто блестяще...

ВЫХОД В ОТКРЫТОЕ МОРЕ

В воскресенье болгарский гроссмейстер пришел на игру первым, сел за столик, налил, по своему обыкновению, стакан воды и стал медленно ее пить. Было видно, что Топалову не терпится начать борьбу. Он даже поинтересовался у главного арбитра матча, когда тот собирается пускать часы. Герт Гийссен с неизменной дипломатичной улыбкой показал болгарину свой хронометр, который показывал без одной минуты три. Топалов кивнул и склонился над начальной позицией.

Секунд за 30 до пуска часов из-за кулис появился Крамник. Ему хватило этого времени, чтобы пересечь сцену, подойти к столику, пожать руку сопернику и занять свое место. Гийссен, еще раз вежливо улыбнувшись, поинтересовался у Крамника - скорее жестом, чем словом, - готов ли он. Тот тоже кивнул. Часы были пущены. Игра началась.

Удивил выбор дебюта болгарином. Казалось бы, его репутация агрессивного тактика подразумевала ход королевской пешкой, но Топалов, как и Крамник, предпочел ферзевую. Скорость, с которой оппоненты воспроизвели одну из современных "табий" славянской защиты, говорила и о большой подготовительной работе, и о желании побыстрее выйти из гавани Теория в открытое море Собственное Творчество. На первые 14 ходов Топалов потратил 4 минуты, Крамник - 6.

Надо сказать, что современные эхолоты - компьютеры настолько глубоко просвечивают дно Теории, что не так-то просто выбраться на просторы Творчества. Свободное плавание началось лишь на 16-м ходу. Отмечу что наш сегодняшний комментатор имеет к данной позиции некоторое отношение. Вы это поймете, когда прочтете его комментарии.

Преодолев еще четыре морские мили, то есть сделав еще четыре хода, болгарский гроссмейстер вызвал настоящий шторм на доске. Позже Крамник скажет, что именно после этого хода он понял: если в партии и будет ничья, то никто ее не предложит...

"МАТ БЫЛ БЫ ЛУЧШЕ"

Как вы поймете из комментариев Бареева, Топалов мог дать мат не только в районе 32 - 33-го ходов. У него был шанс и четырьмя ходами ранее склонить чашу весов на свою сторону, и на 40-м ходу Веселин упустил возможность красиво выиграть поединок. Если учесть, что и в первой партии Топалов умудрился проиграть лучшую позицию, то, видимо, у него наметились какие-то психологические проблемы. Может, нам вскоре предстоит увидеть знаменитого колдуна-экстрасенса, о котором говорил менеджер Топалова Сильвио Данаилов накануне матча?..

В общем, как минимум трижды выпустил Веселин в этой многострадальной для себя партии Владимира. А вот наш гроссмейстер, избежавший участи быть поверженным еще до окончания первого контроля времени, своего шанса не упустил.

Вновь шахматный мир увидел близкую к совершенству технику Крамника, с помощью которой он привел к победному для себя финишу эту драматичную партию. Совершенно неподражаемым было и хладнокровие россиянина во время страшнейшей атаки на его короля. Так что победа Крамника абсолютно заслуженна. Ибо тот, кто лучше владеет своими нервами в таком нервном деле, как матч на первенство мира, и добивается успеха.

На пресс-конференции Крамник сказал, что ему конечно, приятно такое начало поединка, но он отлично понимает: вся борьба еще впереди, так как его грозный соперник обязательно постарается отыграться.

Топалов ничего подобного не говорил. Он только заметил, вызвав веселое оживление в журналистской среде, что все же лучше было бы ему объявить мат. Это было сказано так непосредственно, так искренне, что даже Крамник рассмеялся.