Газета Спорт-Экспресс № 101 (4080) от 6 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 15

6 мая 2006

6 мая 2006 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ

ЗАЛ ЧЕМПИОНА

Знаю только одного экс-чемпиона мира по боксу среди профессионалов, который тренирует детей. Это Анатолий Александров, владевший титулом WBO в категории до 59 кг в 1999 году. Причем делает он это, что называется, из любви к искусству, так как много за это никогда не платили.

И вот теперь у него отбирают его зал во дворце спорта "Дружба" в одноименном поселке, расположенном сразу за Московской кольцевой автодорогой. Не хочу никого огульно ни в чем обвинять, так как не знаю, что там хотят устроить, но неужели в нашей стране не нашлось никого менее достойного, у кого можно было бы что-нибудь отобрать?

И не надо прозорливых понимающих взглядов: нет, Толя не ходит на работу пьяным и не орет на детей благим матом. Совсем наоборот. Я много раз был у него в клубе и более доброжелательной атмосферы, пожалуй, нигде больше не видел, может быть, за исключением расположенного неподалеку, в Мытищах, клуба другого нашего знаменитого боксера-тяжеловеса Игоря Высоцкого. И там, и там на детей не орут. Их учат.

Здесь мы вообще касаемся довольно болезненной темы детских тренеров. По моим наблюдениям, большое количество детей уходит из спортивных секций именно из-за хамства наставников. Очень хорошо помню, как сам лет в десять пришел заниматься плаванием. И был в своей группе одним из лучших, что, однако, не спасало меня от постоянных воплей нашей тренерши. В конце концов мне это надоело, и однажды, выйдя из воды, я буркнул себе под нос: "Да плыви ты сама, куда хочешь", - на чем моя плавательная карьера и завершилась. В то время у меня еще не хватало испорченности послать куда-нибудь подальше. А следовало бы.

Беда в том, что детскими тренерами очень часто становятся не те, кому это дано, а те, у кого больше ничего не получилось, и они отрываются на детях. Причем это касается не только тренеров, но и школьных учителей. Сидит вот такой "учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени", смотрит из окна своего кабинета на идущих в школу и думает: "Ну вот, ползут мерзавцы с ранцами". Что и говорить, детишки у нас, как и взрослые, бывают разными, некоторых не мешало бы еще в грудничковом возрасте отправить в колонию, чтобы они, когда крепко встанут на ножки, кого-нибудь не убили, но вот этих-то как раз обычно не трогают. Боятся.

Мне, как всякому немолодому человеку, довелось в жизни увидеть много всякой мрази, но даже на ее фоне не померк нетленный образ моего школьного физика. Когда-то он работал в МГУ, откуда его выгнали за алкоголизм, и почему-то мы все за это несли перед ним ответственность. Нет, он не орал. Он издевался тихо, с чувством, толком и расстановкой, как инквизитор. На нас он действовал, как удав на кроликов. Мы вообще переставали понимать что бы то ни было, а к каждому его уроку надо было быть готовым, как к экзамену, потому что тебя легко могли спросить материал полугодичной давности.

Все это я рассказываю к тому, что на самом деле людей, умеющих работать с детьми, очень мало. Анатолий Александров - один из этих немногих. Детям нужен не ор, а одобрение, и тогда они раскрываются. Вот Толя и дает им это, потому что он добрый человек, хотя жизнь его отнюдь не баловала. В бою с французом Жюльеном Лорси, у которого он и отобрал чемпионский титул, Александров от одного неудачно пропущенного удара чуть не откусил себе язык. И выиграл бой, раунд за раундом глотая собственную кровь. Ну а проиграл он свой титул из-за того, что у него расстроилось бинокулярное зрение, в результате чего он видел на ринге против себя не одного противника, а двух, и ошибся в том, кто из них настоящий.

И вот теперь, когда спортивная карьера осталась в прошлом, в отличие от моего физика с его несостоявшейся академической карьерой, в Толе нет никакой озлобленности. Только любовь к детям и понимание того, как надо себя с ними вести и как разговаривать. Так что, может быть, если у него для каких-то богоугодных целей так уж необходимо отобрать этот зал, имеет смысл дать ему другой, в два раза больше?