Газета Спорт-Экспресс № 66 (4045) от 25 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

25 марта 2006

25 марта 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

У НАС - ДРУГАЯ ДОРОГА

Вчера президент Федерации хоккея России Александр Стеблин объявил, что принял решение подать в отставку со своего поста.

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

BACK IN USSR

Этим знаменитым хитом Пола Маккартни - "Обратно в СССР" - вчера впору было открывать заседание совета Федерации хоккея России. Потому как слишком многое напоминало прежние советские времена.

Собравшись на Лужнецкой набережной к 11 утра, хоккейные управленцы узнали, что президент ФХР подал в отставку по собственному желанию. Чинно посидели, все выслушали и сочувственно покивали головами. При этом каждый из них отчетливо понимал, что добрая воля в решении Александра Яковлевича Стеблина отсутствует в принципе. Опального президента, чья фамилия за 9 лет его властвования стала для болельщиков почти ругательством, "ушли" где-то наверху. И всем это было прекрасно известно.

Но то, что в глазах обычного человека является фальшивым и неискренним, для российского чиновника и есть правила игры. А поэтому даже самый лицемерный спектакль обязан быть доигран до занавеса - в этом нравы за последние десятилетия не изменились ничуть. Можно сколько угодно разглагольствовать о крутизне поворота, случившегося с нашим обществом, но сама жизнь доказывает: российский спорт слишком часто продолжает жить по тем же понятиям, что и прежде. В общем, как в песне. Back in USSR.

Любые разговоры о самостоятельности, появившейся у самых влиятельных спортивных федераций в результате развала Союза, так же притворны (вспомним отставку Вячеслава Колоскова), как и формулировка, с которой Стеблина заставили сложить полномочия. С другой стороны, нынешние механизмы смены спортивной власти, как и в советское время, не имеют к демократии никакого отношения, ибо судьбы спортивных чиновников по-настоящему решаются не голосованием коллег, а на высшем государственном уровне.

Хорошо, что в наши дни политики хотя бы стараются чесать там, где у народа зудит, пусть даже в случае со Стеблиным на этот зуд власть среагировала с опозданием как минимум в пятилетку.

Западным хоккейным державам наши проблемы не только неведомы, но и непонятны. Если в России ФХР была и является хоккейным царем и богом, то в США, например, все устроено иначе. Там балом правят мощные профессиональные лиги (читай - НХЛ), в то время как федерация глубоко вторична и занимается исключительно развитием детского хоккея и сборными страны.

При американском конгрессе существует комитет по массовому спорту, который распределяет относительно небольшие деньги среди федераций, а их президенты являются главами некоммерческих организаций.

И уж точно не служат президентами хоккейных федераций тамошние полковники погранвойск. Более того, североамериканцу и не объяснишь, каким образом такое совместительство вообще может возникнуть и почему оно допустимо.

У них в отличие от нас законы существуют не для дискуссий, а для исполнения. Впрочем, там и работа в федерациях поставлена так, что даже в случае крупного обвала сборной на Олимпиаде никому и в голову не придет обвинять в этом чиновников.

В качестве свежего примера расскажу об единственном исключении, лишь подтверждающем общее правило. После проигрыша финнам в четвертьфинале последней Олимпиады знаменитый капитан "Далласа" Майк Модано выступил с резкой критикой по адресу Американской федерации хоккея. "Никто не побеспокоился о том, чтобы мы благополучно и вовремя сюда добрались: каждому пришлось самому заботиться о бронировании рейсов", - заявила журналистам самая яркая звезда атаки сборной США. Плюс к этому, по словам Модано, игроки вынуждены были самостоятельно решать проблемы с аккредитацией и размещением членов своих семей, что не позволило целиком сконцентрироваться на хоккее. После всего этого Модано делал вывод: в руководстве американской федерации не помешала бы свежая кровь.

Знаете, что было после? Резонанс на высказывания хоккеиста оказался полностью противоположным тому, какой имел бы место у нас. Американские СМИ всецело приняли сторону федерации, и в течение следующих нескольких дней из всех смертных грехов несчастному Модано не инкриминировали разве что убийство президента Кеннеди.

Виновнику скандала пришлось извиняться за несвоевременность сказанных им слов, даже несмотря на то, что его взгляды нашли поддержку и у других ветеранов сборной США - Билла Герина и Майка Йорка.

ОТСТАВКА СТЕБЛИНА - ДЕЛО РУК ТЯГАЧЕВА

У России, как известно, всегда, во всем и везде свой, уникальный, путь. Пусть я прожил за океаном полжизни и вмешательство больших политиков во внутреннюю жизнь спортивных организаций все еще кажется мне дикостью, волей-неволей приходится согласиться с тем, что в наших условиях без этого никаких позитивных сдвигов не было бы вовсе.

Но тогда возникает вопрос: почему отстранение Стеблина от хоккейной власти было инициировано именно сейчас - ведь все попытки, предпринятые ранее, оказались холостыми?

Первая информация о стеблинской отставке, если помните, промелькнула еще в начале недели. Ее утечку в СМИ, по нашим сведениям, организовал... не кто иной, как президент ОКР Леонид Тягачев.

Пока глава российского хоккея находился в командировке в Каунасе, у Тягачева состоялась встреча с представителями высших органов российской власти, после чего глава Олимпийского комитета и позвонил Стеблину с дружеским советом написать заявление об уходе. Правда, Александр Яковлевич, свято убежденный в собственной непотопляемости, публично подтверждать свою отставку до возвращения в Москву не пожелал. Для самого Стеблина необратимость начавшегося процесса открылась во всей красе лишь в среду утром, когда он, вернувшись в столицу, нанес визит собственному начальству - уже по воинской линии. Смею предположить, что в том кабинете полковник погранвойск Стеблин получил распоряжение оставить президентское кресло в куда более приказном тоне, чем от Тягачева.

Для чего же Тягачеву понадобилось инициировать снятие Стеблина? Ни один ни другой никогда не скрывали, что их связывают давние приятельские отношения, и теперь любому обывателю такой поступок может показаться откровенным предательством. Более того, считаные месяцы назад, в канун перевыборов самого Тягачева президентом ОКР, Стеблин неистово поддерживал его кандидатуру. Почему же в ответ Тягачев отплатил такой неблагодарностью?

Причина, на мой взгляд, в следующем. Тягачев, как опытный дипломат, не мог не понимать, что дни Стеблина на президентском посту сочтены и что тот, кто выдернет ковер из-под ног "шатающегося" Александра Яковлевича, заработает в глазах общественности кучу вистов. И глава ОКР, следует признать, их действительно заработал. Ибо то, что в течение ожесточенной пятилетней борьбы не удалось сделать главе Росспорта Вячеславу Фетисову и то, что с такой натугой проталкивали Михаил Маргелов с Павлом Крашенинниковым, Тягачев сумел провернуть за одну неделю.

Не исключено, что между Тягачевым и Стеблиным существует договоренность, по которой за добровольный уход из ФХР первый пристроит другого на какую-то хорошую должность. Известно, например, что Стеблин мечтает возглавить оргкомитет московского чемпионата мира-2007. Тягачев вряд ли смог бы предложить старому приятелю именно этот пост, поскольку в России главами оргкомитетов, как правило, становятся фигуры уровня мэров городов - хозяев турнира. Однако на какую-то значимую роль в оргкомитете Стеблин вполне может рассчитывать.

Тем более что люди, снимавшие Стеблина на высочайшем государственном уровне, вовсе не намерены "ставить его к стенке". Репутация у Александра Яковлевича, понятно, еще та, но за годы, проведенные у руля ФХР, он успел обзавестись немалым числом влиятельных друзей, которые относятся к нему более чем снисходительно. А потому теперь Стеблин вполне может стать директором того самого уже строящегося ледового дворца на Ходынке, где пройдет ЧМ-2007. Руководителем он всегда был требовательным, так что можете не сомневаться: синяки под глазами недобросовестных заливщиков льда могут возникать не только из-за недосыпа.

Не исключен, правда, и другой вариант, при котором Стеблин не захочет расставаться с теплым креслом в федерации и попытается удержаться хотя бы на посту вице-президента. Однако вариант этот мало вероятен, и вот почему. Если новым президентом на внеочередной конференции ФХР выберут Крашенинникова, ни о какой приставке "вице" для Стеблина, понятно, не будет и речи. Следовательно, Александру Яковлевичу в качестве президента нужна другая - чисто номинальная и намного более лояльная к нему - фигура из органов власти. При всей занятости такого человека он наверняка позволил бы Стеблину рулить и дальше.

Но, к сожалению для уже бывшего главы российского хоккея, сегодняшний расклад сил слишком не в его пользу, чтобы реально рассчитывать на такое вот развитие событий.

ШАНСЫ В РИГЕ СТАЛИ ПРИЗРАЧНЫМИ

Ситуация, возникшая ныне вокруг сборной России, сильно напоминает ту, что сложилась 9 лет назад при предыдущей смене руководства ФХР. Пусть тогда все выглядело совсем мрачно.

Для более молодых читателей напомню, что в начале 1997 года сборной руководил уже смертельно больной Игорь Дмитриев. Уважением у игроков он пользовался немалым, но к весне из-за опухоли головного мозга находился в таком состоянии, что полноценно руководить командой уже не мог. Волевое решение сменить тренера накануне чемпионата мира в Финляндии назревало, но принять его тогдашний президент ФХР Валентин Сыч так и не успел: 22 апреля его застрелили.

В результате в нашем хоккейном хозяйстве попросту не нашлось человека, который взял бы на себя ответственность за столь важное решение, ибо всех куда больше волновал предстоящий передел власти. Стеблина - на тот момент президента "Динамо" - выбрали новым главой ФХР лишь в мае, после мирового первенства, а во время самого турнира на брошенного на произвол судьбы Дмитриева было страшно смотреть. На одном из матчей он появился за скамейкой сборной России лишь на 10-й минуте: перед игрой погибающий наставник попросту заснул в тренерской, и его помощники Борис Михайлов с Игорем Тузиком, понимая состояние Игоря Ефимовича, даже не стали его тормошить...

Чем, спросите, нынешняя ситуация похожа на ту, девятилетней давности? А тем, что из-за предстоящих перестановок в верхушке отечественного хоккея до сборной России и ее выступления на рижском чемпионате мира никому, кроме Владимира Крикунова, нет ни малейшего дела.

Обратили ли вы внимание на то, что ни Стеблин, ни кто-то иной так и не выступил с публичной оценкой работы Крикунова на Олимпиаде? Ни хорошей оценки, ни плохой - вообще никакой. И это понятно: признать работу Крикунова хорошей не позволяет результат, плохой - само положение вещей.

Неудовлетворительная оценка подразумевает, что выставивший ее руководитель готов инициировать жесткие кадровые перемены, на которые Стеблин не решился. Будущему же президенту ФХР эта затяжка, наоборот, на руку: в случае провала сборной в Риге он с полным правом сошлется на Стеблина, оставившего все, как было.

Учитывая очевидный конфликт Крикунова с энхаэловскими лидерами, случившийся в Турине, в Ригу поедет не ахти какая команда: игроки суперлиги, усиленные лишь Овечкиным да одним-двумя второстепенными легионерами. К тому же сам Крикунов уже объявил, что после ЧМ-2006 покинет сборную независимо от занятого в Латвии места.

А значит, один серьезный вывод из того, что произошло вчера, уже можно сделать. Скажем мягко и дипломатично: вряд ли российским болельщикам на предстоящем ЧМ в Риге стоит рассчитывать на какие-либо медали нашей сборной.

Окончание - стр. 6