Газета Спорт-Экспресс № 208 (3886) от 12 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

13 сентября 2005

13 сентября 2005 | Экстремальные

ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ

РЕКОРДНЫЕ СТРАДАНИЯ

Как уже сообщал "СЭ", на подмосковном аэродроме "Ступино" был установлен рекорд России по прыжкам с парашютом в классе больших формаций - 101-way. Другими словами, в небе была "нарисована" фигура, в создании которой принял участие 101 парашютист.

БАЗА - ВСЕМУ ГОЛОВА

Вообще-то если самолеты не взлетают и парашютисты не прыгают, этот аэродром трудно обнаружить. Только по скоплению крутых внедорожников мы нашли въезд, где не было абсолютно никакой охраны, и попали на территорию. За какими-то строениями просматривались небольшие самолеты. А где же парашютисты?

"Да они в ангаре, отдыхают", - объяснили нам. Ангар оказался огромной палаткой, в которой сидели, лежали, спали, ели, читали, играли в шахматы те, кто должен был устанавливать рекорд 123-way. Боже, удивилась я, какие же они разные: маленькие, большие, легкие, тяжелые!.. И почему некоторые из них пребывают чуть ли не в анабиозе? Как и когда они начнут прыгать?

Все было непонятно и загадочно. И тут появился крепыш в бандане и комбезе, спущенном до пояса. Что-то скомандовал, и все ожили.

А вот как увидел эту ситуацию один из парашютистов.

Запись из дневника Ильи Рябого:

- Продолжаются попытки положить рекорд-123. Сакральный смысл числа участников объясняет Белоглазов: "Установим рекорд на раз-два-три. Раз - рекорд России. Два - самая большая формация среди национальных команд. Три - это не предел". Мы прыгаем, прыгаем. Все близко, все рядом. База ощетинилась и работает с хирургической чистотой. Все, что нужно рекорду, это немного удачи.

Вам так же непонятно, как было мне в начале? Хорошо, расшифрую. "Положить рекорд" - это значит, что все 123 человека должны в свободном падении лечь горизонтально, касаясь друг друга или, как говорят парашютисты, провести захват. Белоглазов - это тот крепыш в бандане, легенда парашютного спорта Александр Белоглазов, старший тренер рекорда и капитан базы. Один из тех, кто сделал групповую акробатику спортом, и вырастивший целую плеяду людей, которые ныне составляют цвет отечественного парашютизма. Под его руководством российская восьмерка впервые выиграла чемпионат мира. Белоглазов участвовал в установлении всех российских и мировых рекордов в классе больших формаций. Парашютисты называют его Белый.

База - это не то, что вы думаете. Всех парашютистов разбивают по весу. В центре так называемая база, в которой порядка 50 человек. Это ключевые фигуры, ориентир для других. Когда база собрана, ее диаметр около 25 метров. К ней присоединяются усы, но о них чуть позже. С момента накопления вокруг базы участников формация начинает падать все медленнее и медленнее, парашютировать. Скорость ее становится такой относительно небольшой, что подходящие к ней парашютисты могут не удержаться в потоке и провалиться. Чтобы этого не случилось, в центр базы ставят наиболее тяжелых. База должна задавать максимально возможную скорость, дабы крайние, которые полегче, могли подойти к своему месту. Самая большая ответственность лежит на первой четверке базы. В момент выхода они не должны отклониться ни на градус. Но это не значит, что на других местах парашютистам легче, ответственность везде огромная и технические требования предъявляются высокие.

ЛЕЖКА НА ТРАВКЕ

Спросила у крайнего на усе Валерия Розова, одного из организаторов рекорда, что он чувствует в момент выброса. Известный бэйсер, чемпион мира и X-games по скайсерфингу ответил: "Ощущение, как перед стартом. Объявили 20-минутную готовность, загорелась лампочка, как только она погасла - прыгаем. Выпрыгнув, ориентируюсь, где база, и начинаю к ней бежать. Контролирую пространство, чтобы никого не задеть, скорость-то ведь до 300 км/ч. Секунд через 10 - 15 я уже в районе фигуры, через 20 - 25 секунд - в районе своего места. Слежу, как действуют люди впереди меня. Жду, когда они соберутся, и тогда делаю захват".

Скажу честно, с земли никакой базы и усов не видно. С трудом можно разглядеть самолеты, из которых высыпаются черные точки. Правда, специалисты, да и то в бинокль, видят построение формации. У меня на глазах было сделано пять попыток, но я успевала увидеть лишь, как формация уже разбегалась.

Из дневника Ильи Рябого:

- Ребята с базового корабля придумали забавную кричалку: "Западло с такою базой не собрать рекорд ни разу!" И точат мастерство ее совместного озвучивания каждую лежку формации на травке. Ошибки подходящих к базе блуждают из сектора в сектор, из уса в ус. Все, что нужно для рекорда, это немножко удачи. Четвертый прыжок. Быстро, четко, аккуратно... Неужели есть? Видео безжалостно демонстрирует фиаско: в фигуре 123 человека минус один захват. Клин. Пятый прыжок. В облака. Его даже не разбирают. Время еще есть. Идем на шестой. Не расслабляться, работать. Близость цели - лучший стимулятор... Нет, снова мимо. А кто обещал, что будет легко?..

Поясняю дальше. Лежка формации на травке - это когда то, что нужно построить в небе, строится на земле. Очень напоминает лежку котиков. Зато в небе смотрится красиво: бело-сине-красная база, от нее отходят так называемые усы, выдержанные в тех же цветах российского триколора.

"Минус один захват". Захват - это всего лишь касание, а не способ удерживания. Физически невозможно удержать такое количество людей, падающих со скоростью около 200 км/ч. Малейший перекос, пойдет волна наподобие цунами - и парашютиста скинет, как хлыстом.

122 человека лежали идеально, и лишь один провалился. Подумать только, всего один человек не сделал захват! Хочется плакать, нет, рыдать, а этого одного... затоптать немедленно. На самом деле Алену, которую заклинило, и она не сделала захват, хотя лежала в пяти метрах от формации, никто даже не упрекнул. Зато сама она нарыдалась вдоволь. Успокоившись, заявила, что прыгать будет все равно, и дочка, которой два годика, тоже станет парашютисткой, зря что ли на аэродроме выросла.

Думаю, понятно, что усы, это те же сектора, которые отходят от базы наподобие лучей и имеют форму серпа. Почему не прямые? Анатомически так удобнее делать захват.

Про видео. Это операторы, от которых во многом зависит решение судей, они похожи на бэтменов. У них на комбинезонах крылышки. Движением руки расправил их - и быстро и плавно взлетел выше формации, меняя ракурс съемки. Им иногда приходится снимать даже в "позе кобры". Чтобы можно было на земле провести разбор построения, ведут съемки с расстояния 5 - 10 метров над формацией. Когда видят, что она собралась, поднимаются над ней на 20 - 25 метров, чтобы вся картинка влезла в объектив. На основании ее будет зарегистрировано официальное достижение.

СЛАВА КРАЙНЕМУ ШАНСУ!

ИздневникаИльи Рябого:

- Оптимизм не то чтобы угасает, но возвращается в рамки. Легких праздников не бывает. Один прыжок вместе с расстановкой, тренажами на траве и бетоне, полетами на пяти с лишним тысячах метров и собственно прыжком занимает минимум два часа. Четыре прыжка - полноценный рабочий день. И не самый легкий, кстати.

А теперь давайте разложим все по полочкам. В воздух поднимались одновременно шесть Ан-28, что само по себе рекорд. На каждом борту было более 20 спортсменов. Выброс происходил на высоте 5200 - 5100 м, где ощущается кислородное голодание. Дабы избежать его, в самолетах были баллоны с кислородом. В свободном падении парашютисты находились минуту десять - минуту пятнадцать секунд. Разбежка первых ярусов фигуры, то есть выход из формации, начинается на высоте 1800 - 1700 м, открытие парашютов - до 900 м. Длится разбежка минимум 15 секунд. Кстати, Белоглазов неудачу Алены объяснил кислородным голоданием. Она лежала в трех метрах от места захвата и ничего не могла сделать, хотя по уровню мастерства элементарно могла все исправить за полсекунды. Всего полсекунды или трех метров не хватило до рекорда. Жаль...

К слову, в установлении рекорда принимали участие 20 женщин.

Из дневника Ильи Рябого:

- Изначально было объявлено, что на все про все у нас 12 попыток, из которых сделано уже 11. Все, крайний шанс? Отнюдь, отдельное спасибо спонсорам - "Транснефтепродукт". Теперь нас ограничивает только время. Со временем, как вы понимаете, никакой спонсор не поможет, так что капитаны его даром не теряют. Первый прыжок, второй... Третий - песня! Красивый прыжок, елки-палки. Вот только опять 122 человека вместо вожделенных 123. Ну не колдовство, а? Хотя... Белоглазов обращает внимание на эмблему рекорда: 120+. Плюс что? Два человека, явно работающих в фигуре, и один, пролетающий мимо. Ха! Наш случай.

Вам не кажется выражение "крайний шанс" несколько нескладным? Дело в том, что парашютисты исключили из своего лексикона слово "последний". Последних прыжков не бывает, только крайние.

Что касается спонсоров, то они развязали руки капитанам секторов, те брали кого хотели и, если надо было, выводили кого считали нужным из состава. Чтобы можно было так поступать, рекорд решили делать бесплатным, до этого парашютисты сами оплачивали свое участие в рекордных прыжках. На начальной стадии прыгало поровну профессионалов и любителей. Последние проходили в течение года отбор и набирали рейтинговые очки. Во время прыжков наклейки с набранными баллами красовались на шлемах участников.

То, что в двух прыжках в формации лежали 122 человека, а в одной - 121, уже рекорд. Но его нельзя признать официальным, поскольку до прыжков была подана заявка на 123, а затем на 122 человека. Но вообще-то это просто жуткое невезение. Чуть-чуть чего-то не хватало. Белоглазов на это заметил: "Чтобы рекорд состоялся, необходимо три фактора: умение, спортивная злость и удача".

Из дневника Ильи Рябого:

- Собираем, собираем... Ощущение, что не собираем, а, наоборот, количество ошибок увеличивается от прыжка к прыжку. День катится к закату. Завтра многие разъедутся, не исключено, что и ста человек не наберется... Надо сказать, что рекорд построился только и исключительно благодаря упорству и выдержке альфы. Шесть дней ожидания. Ожидания шанса попасть в рекордную формацию. На крайней, действительно крайней попытке, альфу выжали досуха. Попытка из 101 человека. И более десяти секунд ровной и уверенной фиксации фигуры. Есть рекорд!

Альфа - это запасные. Их было порядка 40 человек. А всего в Ступине собрались 239 спортсменов и 6 воздушных операторов. Установлен новый рекорд России - формацию составил 101 человек. Прежние рекорды страны равнялись: 87 человек (1998 год), 89 (2000-й), 100 (2003-й). Рекорд мира для национальных команд по-прежнему принадлежит немцам - 121 человек. А мировой рекорд - формация из 357 парашютистов. "Такая красота - дух захватывает", - описал это построение Александр Белоглазов, который сам был участником рекордного прыжка в Таиланде зимой нынешнего года. Но в Таиланде прыгали асы из 42 стран. Кстати, в феврале будущего года там же планируется собрать формацию из 400 человек.

На построение рекордной формации 101-way было затрачено 20 попыток. Немцы свой рекорд установили на седьмой, хотя уровень их мастерства ниже. Зато они дисциплинированнее. Как видите, наши люди долго привыкали к дисциплине. Зато когда привыкли, такое громогласное "ура" разнеслось над аэродромом, что его было слышно в окрестных деревнях. А больше всех, по-моему, радовался Братан, здоровенная черная дворняга, близким родственником которой был лабрадор. Как Братан находил своих хозяев - Лену и Диму - после приземления на огромном поле аэродрома, уму непостижимо. Но мчался он каждый раз к ним по прямой, особенно быстро после установления рекорда.

Из дневника Ильи Рябого:

- Спасибо летчикам. Спасибо капитанам. Спасибо всем участникам. Спасибо спонсорам. Они, как фокусники, достали из рукава неплохой сюрприз, огласив его на финальном построении спортсменов. Попытка рекорда 123-way планируется на следующий год.

А жизнь-то налаживается...

Елена РЕРИХ

Ступино - Москва