Газета Спорт-Экспресс № 165 (3843) от 23 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 июля 2005

23 июля 2005 | Синхронное плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

В четверг в Монреале, выиграв второй раз в своей карьере титул чемпионки мира, со спортом попрощалась француженка Виржини Дидье - лучшая солистка последних четырех лет.

ПРОЩАНИЕ С БЕЛЫМ ЛЕБЕДЕМ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Монреаля

Журналисты редко ходят на предварительные соревнования синхронисток, особенно когда речь идет о технических программах. Поэтому слова тренеров российской сборной, что в сольных выступлениях у Натальи Ищенко есть шанс обойти действующую чемпионку мира, были автоматически приняты на веру. Но лишь до того, как спортсменки начали состязаться в произвольных композициях. Утверждать, что хотя бы одну из участниц финала можно поставить рядом с Виржини Дидье, было бы верхом самонадеянности.

ЗАСТЕНЧИВАЯ ЗВЕЗДА

Француженка долго ждала своей очереди на высшую ступень пьедестала. На французском уровне побеждала на всех соревнованиях, но в международных турнирах постоянно уступала российской приме Ольге Брусникиной. Впервые стала чемпионкой Европы в 2002-м, после того как Брусникина оставила спорт. Через год Дидье выиграла мировое первенство в Барселоне, заметив на пресс-конференции, что этой победой прежде всего обязана российскому тренеру - Марии Максимовой. Тогда же Виржини собиралась уйти из спорта, серьезно заняться учебой в самой знаменитой художественной академии Парижа. Но вкус золота оказался сильным искушением задержаться в спорте еще на пару лет - до монреальского чемпионата.

Ее произвольная композиция стала шедевром. Ни одного лишнего движения, множество находок, потрясающая работа рук и ног в самых разных плоскостях, что всегда особенно высоко ценилось в синхронном плавании. При этом программа вовсе не выглядела спортивной. И даже когда на табло загорелись "десятки", осталась некая досада от того, что никакие, даже столь высокие оценки не способны в полной мере отразить все очарование выступления француженки.

- Она очень хорошо знает, чего хочет, а главное - умеет объяснить это руководителям национальной федерации, - рассказывал мне про Дидье журналист L'Equipe. - Несколько лет назад заявила, что хочет поработать с русским хореографом. Никакого восторга среди чиновников это не вызвало, потому что во Франции на этот счет существует определенная политика. Считается, что с французскими спортсменами должны работать исключительно свои тренеры. Дидье тем не менее сумела настоять на своем.

Аналогичная история случилась чуть позже, когда Виржини приняла решение расстаться со своим постоянным наставником - у них начались разногласия в тренировках. Ей пытались давать всевозможные советы, но она заявила, что уже сделала выбор. И стала работать с Шарлотт Масарди, которая еще в Атланте была действующей спортсменкой, выступала в группе, затем несколько лет была занята в водном театрализованном шоу в США. Параллельно Дидье нашла не самого подходящего с точки зрения федерации хореографа - парня из труппы канадского цирка Du Soleil, сделала с ним несколько постановок. Она сама выбирает музыку - может проводить за этим занятием недели. Люди, которые с ней работают, говорят, что одно и то же движение Виржини отрабатывает перед зеркалом по нескольку часов, стараясь добиться абсолютного совершенства.

Дидье призналась однажды: она никогда не руководствуется общепринятыми понятиями о том, что хотят видеть судьи. Для нее важнее получать удовольствие от работы. Хотя во всем, что не касается синхронного плавания, Дидье очень закрытый, я бы даже сказал, застенчивый человек. Лишь после того как впервые стала чемпионкой мира, начала относительно свободно общаться с журналистами. Но до сих пор избегает повышенного интереса к собственной персоне. Известно, например, что у нее есть жених, который приехал в Монреаль зрителем. Уйдет ли она из спорта сейчас, не может сказать никто. Хотя из команды уже, по сути, ушла. Отказалась от выступлений в группе и дуэте, объяснив это тем, что не хочет никого подвести, если примет решение закончить карьеру.

РУССКИЙ ВЗГЛЯД

- Если Дидье действительно уйдет, соло ждет непростой период, - заметила в Монреале Мария Максимова, которая работала с француженкой над ее чемпионскими постановками 2002 и 2003 годов. - Наташа Ищенко еще не совсем готова выступать на таком уровне. Артистизму ведь тоже нужно учиться. Не случайно лучшей программой Ольги Брусникиной стала "Шехеразада" на ее последнем чемпионате мира в 2001-м. До этого она выступала замечательно, но настоящим мастером предстала именно под занавес карьеры. С возрастом все движения становятся более осмысленными. К нынешней композиции Дидье я уже не имею никакого отношения, но это не мешает мне испытывать восхищение. В программе Виржини не было ни одного пустого движения - работает каждый палец, каждый жест.

Я наблюдала за ней много лет с того самого времени, когда Дидье в десятилетнем возрасте выиграла детский чемпионат Франции. Уже тогда я сказала французским тренерам, что эту девочку ждет в синхронном плавании огромное будущее.

Когда мы вместе начали работать над сольными программами, была потрясена тем, как эта спортсменка трактует музыку, образ. У меня есть потрясающие видеозаписи, которые Виржини присылала мне из Франции. Любой хореограф мира сказал бы, что это выдающаяся артистка. Она может показать любую композицию и в воде, и стоя на полу, и лежа. Прекрасно рисует - несколько ее акварелей висят у меня дома. Насколько мне известно, Дидье не собирается связывать свое будущее со спортом - хочет стать художником по тканям или дизайнером.

Мне искренне жаль, что она собирается уйти. Пока не вижу спортсменки, которая сумела бы соперничать с ней на равных. Испанка Джемма Менгуаль тоже очень талантлива, но она выступает во всех четырех видах, причем даже в предварительных турнирах. Отработать восемь программ в ходе одних соревнований неимоверно тяжело. Ищенко может вырасти в замечательную солистку, но лишь при том условии, что будет окружена постоянной и очень сильной конкуренцией. После ухода Дидье у Наташи есть все шансы стать первой, но настоящего прогресса можно добиться лишь в жесткой борьбе.

Знаю, некоторые судьи и тренеры в Монреале говорили, что Дидье недостаточно хорошо справляется с технической программой. Она действительно выступила в этом виде не лучшим образом, но это вовсе не значит, что она технически слаба. Скорее дело в том, что предчувствие ухода подтолкнуло ее к решению сделать техническую программу максимально сложной. Этого не требовалось - большинство спортсменок предпочитают заботиться только о предписанных элементах и выполнять их без дополнительного напряжения. Виржини включила в свою композицию очень много мелких подводящих движений, чтобы увязать всю программу в единое целое. К тому же она заметно похудела, а в нашем виде спорта любые колебания веса всегда нарушают центровку.

Несмотря на это, произвольное выступление получилось вне всякой критики. Хотя лично я получила большее удовольствие, когда наблюдала эту композицию в предварительном турнире. Там Дидье как бы играла со зрителями, сама наслаждаясь этой игрой. А вот финальное выступление вышло по-настоящему прощальным. Когда оно закончилось, у многих полились слезы.

СПОРТ ИЛИ ИСКУССТВО?

- У меня осталась мечта когда-нибудь сделать программу, в которой Брусникина и Дидье выступят вместе, - сказала Максимова. - Уже есть идея постановки. Оля - черный лебедь, Виржини - белый. Согласие спортсменок уже получено. Надо только решить, как и в какой стране мы эту задумку реализуем. Но это будет уже не спорт...

Чемпион всегда задает некое направление тому виду, в котором выступает. Когда в предолимпийском сезоне за право представлять Россию на международном уровне схлестнулись два дуэта - двукратные чемпионки Игр в Сиднее Ольга Брусникина и Мария Киселева и совсем юные на тот момент Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова, это было битвой именно направлений - творческого и спортивного. Победил последний, акцентированный не столько на выразительность, сколько на темп и сложность. Неудивительно, что и Ищенко, которая несколько лет работает с тренером двух Анастасий Татьяной Данченко, пошла по тому же пути. Отдельные комбинации в ее исполнении в Монреале были выполнены фантастически. Но в сравнении с программой чемпионки композиция россиянки выглядела не более чем хорошо подобранным набором сложнейших элементов. При этом заметно проигрывала в цельности образа.

Русская внутренняя война дуэтов за место в сборной породила в среде синхронного плавания бурные дискуссии. Раздавалось немало высказываний, что слишком явный упор на спортивность заведет этот вид спорта в тупик. В том числе и потому, что невозможно пленить зрителя одной лишь положенной на музыку техникой. Хитросплетения вращений и высоту "стоек" способны по-настоящему оценить лишь те, кто стоит на бортике или сидит за пультами. А вот если мурашки по коже - это не требует никаких разъяснений. Именно поэтому победа Дидье в состязаниях солисток и выглядела столь безоговорочной.

И было на самом деле совершенно не важно, флаг какой страны поднимается над пьедесталом в честь чемпионки. Когда победа так потрясающе красива, она невольно становится достоянием всех, кто стал ее очевидцем.

Чемпионат мира по водным видам спорта. Монреаль. 21 июля. Синхронное плавание. Соло. 1. Дидье (Франция) - 99,667. 2. ИЩЕНКО (Россия) - 98,500. 3. Менгуаль (Испания) - 98,333... 8. Юшко (Украина) - 92,166.