Газета Спорт-Экспресс № 161 (3839) от 19 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

19 июля 2005

19 июля 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Валерий ПОСТНИКОВ: "МНЕ НЕ ВЕРИЛИ, КОГДА Я ГОВОРИЛ,
ЧТО В МАГНИТОГОРСКЕ БУДЕТ СУПЕРКЛУБ"

Сегодня исполняется 60 лет одному из самых опытных российских тренеров Валерию Постникову, которого по праву называют основателем магнитогорского "Металлурга". Четверть века возглавлял он эту команду, пройдя с ней путь от первенства Челябинской области до медалей чемпионата страны. Недавно Постников вернулся в родной клуб, но уже в ином качестве. Отныне он является руководителем аналитического центра. Накануне юбилея с Постниковым побеседовал корреспондент "СЭ".

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С "МАЛЮТКИ"

-В эти дни вы отмечаете двойной юбилей - 60 лет со дня рождения и 35-летие тренерской деятельности. Наверняка есть что вспомнить.

- Самое трудное и интересное в моей жизни то, что до всех тонкостей и секретов приходилось доходить самому. Судьба так распорядилась, что начинать тренерскую карьеру пришлось в глубокой хоккейной провинции, какой в то время был Магнитогорск. О высшей лиге там тогда никто даже и не мечтал. Все молились на челябинский "Трактор", который возглавляли такие грамотные специалисты, как Данилов и Кострюков. Хорошие тренеры были и в молодежной команде - Дубровин и Перегудов.

-Насколько я знаю, играть вы закончили довольно рано.

- Да, в 24 года - из-за травмы. После чего взялся за создание профессиональной команды, в перспективу которой никто не верил. В те времена главный тренер отвечал за все хоккейное хозяйство. Работать приходилось на пределе сил. К счастью, я сделал для себя очень важный вывод: нельзя чего-то достичь, копируя других. Нужно искать свое, новое. Организаторская работа отнимала весь день, поэтому к тренировкам готовился на рассвете, с пяти до восьми утра. А еще надо было убеждать руководителей всех рангов в том, что хоккей Магнитогорску необходим, что об игроках следует заботиться. Немало людей ставили мне палки в колеса, но были и такие, кто умел смотреть вперед, - руководители комбината и города Радюкевич, Ромазан, Рашников, Грищенко, Литовченко, Федосеев, Смеющев, Цикунов... А по-настоящему все началось, когда за команду и ее будущее взялся генеральный директор металлургического комбината Виктор Рашников. У него ко всему серьезный профессиональный подход, и ставит он только максимальные задачи. Но, наверное, самое главное, что он не карьерист, а патриот своего города. И думает не только о себе, а о людях.

-А что было на месте нынешнего ледового дворца?

- Уникальность "Магнитки" еще и в том, что зарождалась она не на стадионе с искусственным льдом, а в простой хоккейной коробке. Была дворовая площадка с названием "Малютка" и раздевалкой в подвале общежития. Искусственный лед появился, причем нелегально, только в 1989 году, а дворец спорта - в 1991-м. Для меня было главным доказать, что создать профессиональную команду реально. Хотелось дать магнитогорцам первоклассное зрелище, несмотря на огромное противодействие областного центра Челябинска. Ничуть не сомневаюсь в том, что наш выход в элиту состоялся бы намного раньше, будь у нас дворец спорта. 15 (!) лет ушло на битву за дворец и 5 лет на то, чтобы пристроить к нему детский тренировочный каток. Помню, приехал однажды на стройку дворца Сосковец - тогдашний министр черной металлургии. Я ему и директору комбината Ромазану говорю: "Вот увидите, достроим дворец и будем обыгрывать в нем всех грандов - и "Спартак", и "Динамо", и ЦСКА". А в ответ слышу: "Ладно тебе, Валерка, рассказывать нам о Нью-Васюках".

-На чью поддержку вы еще опирались?

- Здорово работали детские тренеры Спивак и Моисеев. Они начали закладывать основу нынешнего "Металлурга", возились с мальчишками, к которым относились, как к родным детям. Тогда лидерами клуба были Шишов, Пендюрин, Сухов, однако совсем скоро наша школа стала давать результат, и появились ребята помоложе. Кроме того, пригласили честолюбивых игроков из других городов, у которых не все ладилось в прежних командах. Так в "Металлурге" заблистали Морев, Моисеев, Андросенко, Мурдускин, Белоусов, Махинько, Шумаков, Шпигало, Исаев, Губарев, Старковский, Князев, Девятков, Филиппов, Могильников.

К звездам более поздних поколений можно отнести Осипова, братьев Корешковых, Соколова, Земляного, Бородулина, Гомоляко, Гловацкого, Никулина. И все же говорить, что история магнитогорского хоккея началась именно с меня, неправильно. У нас была целая плеяда тренеров - Мирский, Мордухович, Мингалеев, которые, несомненно, тоже внесли свою лепту в становление команды. Мне повезло, что всегда рядом оказывались люди, которые умели серьезно работать, - Клюкин, Чекуров, Куприянов, Величкин, Лазутов, Сушков, Фоменко, Метелкин, Никитин. У них, конечно, были свои плюсы и минусы, но все они преданы Магнитогорску, умели и любили работать.

ЛЮБИМЫЙ ИГРОК - МОГИЛЬНИКОВ

-Многие удивлялись спортивному долголетию и стабильности результатов игроков "Металлурга" Осипова, братьев Корешковых, Соколова, Земляного... В чем тут секрет?

- Когда они пришли в команду, я уже как тренер вышел на очень серьезный уровень знаний и мышления, применял передовые технологии подготовки. У этих ребят был заложен фундамент силовой подготовки и на льду, и на земле. Еще немаловажный фактор - преемственность. Валерий Белоусов, возглавив команду после меня, пригласил тренера по физподготовке Гудзика - хорошего специалиста в своем деле, который остался работать и с Мареком Сикорой. Не было у игроков проблем и с тактикой. Имея умных центральных нападающих Князева, Могильникова, Бородулина и мощных крайних Старковского, Девяткова, Осипова, Степанова, Шафранова, мы использовали их скоростные возможности и строили игру с глубокими раскатами, с раскрытием зоны одним игроком. Белоусов попробовал изменить стиль игры, но вернулся к этой идее и, нужно отдать ему должное, внеся некоторые коррективы, довел систему до совершенства. Особо не менял стиль атаки и Сикора, хотя у него было несколько иное видение. Но долго стоять на месте не дают. С приходом в наш хоккей Вуйтека были найдены оборонительные решения.

-За все годы работы был у вас самый любимый хоккеист?

- Не хочется кого-то обидеть, но все же скажу: очень многое сделал для "Магнитки" Могильников - талантливый и по-настоящему мудрый центрфорвард. Многие помнят суперзвено Филиппов - Могильников - Девятков, которое было ведущим в команде во времена ее выхода из первой лиги в элиту и в ней.

-А какой матч самый памятный?

- Первый в плей-офф против "Спартака" в 93-м году. Тогда мы довольно легко выиграли дома - 7:4, а потом победили и в Москве. Магнитогорский поединок транслировали по телевидению и радио.

-Что считаете самым большим своим тренерским достижением?

- Выход в финал Кубка МХЛ-96, в котором мы встречались с "Динамо".

-А что стало самой большой неудачей?

- Финал Межконтинентального кубка, в котором мы, выигрывая у итальянской команды, в итоге проиграли. До чего же было обидно!

ЗА "МОЛОТ" БИЛСЯ ДО ПОТЕРИ СОЗНАНИЯ

-После отставки вы покинули родную команду.

- Кто-то думает, что у меня была обида на руководство клуба. Это не так. Я прекрасно понимал сложившуюся ситуацию, но в то же время был полон сил и желания работать. Чувствовал, что способен на большее, нежели обучать детских тренеров, хоть многие из них и были мне благодарны за это. Поэтому, получив приглашение из Перми и согласовав его с Рашниковым, отправился туда. В Перми в тот момент было на кого опереться - на заместителя губернатора области Тушнолобова, председателя федерации хоккея Варламова, директора "Мотовилихи" Булаева... За два года была сделана хорошая команда. Мы шагнули с последнего места в верхнюю часть турнирной таблицы и уже нацелились было на медали, но... К сожалению, некоторые руководители оказались к этому не готовы, и я уехал. Мне не хотелось довольствоваться малым, болтаться в середине. Перебрался в Тольятти. Решил посмотреть, как работают другие опытные специалисты, к которым отношу Геннадия Цыгурова. В "Ладе" в то время сложилась кризисная ситуация, и о каком-то серьезном результате думать было трудно, но с таким влиятельным и человечным руководителем, как Константин Сахаров, и с директором клуба Катковым мы преодолели кризис довольно быстро. Шаг вперед, правда, сделать не удалось, но и опуститься команде не дали.

-Прошлый сезон вы вновь провели в Перми...

- Меня очень попросили выручить и помочь оставить "Молот" в суперлиге. Мне стало жаль команду, ведь в ней есть и частица моего труда. Оставил. А потом началась такая организационная неразбериха, что и вспоминать не хочется. Между прочим, за "Молот" я бился до потери сознания в прямом смысле слова - упал без чувств с внутренним кровоизлиянием. Причем случилось это тогда, когда ситуация должна была начать выправляться. И она обязательно выправится, благо резерв там есть - в пермской школе много талантливой молодежи.

У КИНГА НАВЕРНЯКА ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ

-В последнее время многие говорят, что в нашем тренерском корпусе возникли серьезные проблемы.

- Тут несколько причин. Во-первых, отъезд за океан ведущих и довольно зрелых хоккеистов, которые после окончания карьеры могли вырасти в хороших тренеров. Во-вторых, те системы розыгрыша, которые менялись почти ежегодно, были надуманными и не просчитанными до конца. В итоге многим клубам приходилось ставить перед собой нереальные задачи. Любая мелочь - календарь, ошибка судьи, какие-то временные трудности - могла поставить на команде крест. Еще один немаловажный фактор - противоречия между директорами клубов, менеджерами и тренерами. К сожалению, ситуация из года в год только ухудшается. Сезона не проходит после прихода в клуб директора, а он уже начинает мнить себя хоккейным специалистом и не занимается чем ему положено - развитием хоккейного хозяйства, которое подразумевает под собой не только дворец спорта, а гораздо большее. Он пытается комплектовать команду, давать указания, как тренировать, кого включать в состав. Я убежден, что, не проработав главным тренером менее пяти лет, советовать в этих вопросах просто вредно. А уж настаивать - просто преступно. Выход из этой ситуации вижу один - четкое разграничение полномочий в присутствии хозяина команды при заключении контракта и должный контроль по ходу сезона за соблюдением этих пунктов.

-Как вы относитесь к тому, что теперь у нас работают тренеры-иностранцы? Например, ту же "Магнитку" два года тренировал чех Марек Сикора.

- Я думаю, что в приглашении иностранных специалистов нет ничего плохого. Нельзя вариться в собственном соку, нужна здоровая конкуренция. Но при этом ни в коем случае не следует сбрасывать со счетов российских тренеров, хотя и здесь не все гладко. Хорошо, что в этом году выручил всех Крикунов, привел свой клуб к чемпионству. Да и Воробьев не подкачал.

-Чем, вернувшись в Магнитогорск, вы будете заниматься в клубе?

- Договорились с директором клуба Геннадием Величкиным о необходимости создания аналитического центра. Это новое направление в клубной работе и, на мой взгляд, совершенно необходимое. Поддержал эту идею и президент "Магнитки" Рашников, с которым у меня всегда были доверительные отношения. Надеюсь, у меня хватит опыта и мастерства, чтобы продолжать двигаться вперед.

-Как вы думаете, приглашение канадца Дэйва Кинга может вернуть "Металлург" в число призеров?

- Квалификация и опыт этого специалиста не вызывают никаких сомнений. К работе он приступил всего неделю назад, и делать сейчас какие-то выводы или предположения рано, да и вряд ли стоит. Время покажет. Отмечу лишь, что канадцы являются родоначальниками хоккея и поучиться у них всегда есть чему. А для наших тренеров Кинг наверняка станет серьезным раздражителем.

-Как будет строиться ваше с ним сотрудничество?

- В нынешнее время без серьезной аналитической работы очень сложно добиться чего-то серьезного. Это касается не только команд мастеров, но и детского хоккея. Нужно отслеживать то, что делают другие, и профессионально это оценивать. Мы с Кингом работаем в одном клубе, поэтому наше общение будет регулярным. Моя задача - дать анализ ситуации, а тренерам и руководителям клуба - принимать решения.

-Не собираетесь со временем вернуться на тренерский мостик?

- Вряд ли. Дело не в отсутствии сил и желания - они у меня есть. Сейчас необходимо решать другие задачи.

Александр ШАПИРО