Газета Спорт-Экспресс № 86 (3764) от 19 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

19 апреля 2005

19 апреля 2005 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА ULEB. До "ФИНАЛА ЧЕТЫРЕХ" - 17 дней

МОЛЧАТЬ СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ!

Если бы организаторы московского "Финала четырех" еще осенью знали, какие команды будут в нем играть, то, вполне возможно, предпочли бы другую конфигурацию трибун спорткомплекса "Олимпийский" - не на 13 с половиной тысяч, а на 16 или даже на 20. С точки зрения атмосферы в зале состав квартета финалистов получился практически идеальным. Тут и "Таугрес", с которым ЦСКА уже два года связывают весьма "теплые" отношения, и "Панатинаикос", и, конечно, "Маккаби". Представляете, какой интернациональный коктейль будет бушевать на трибунах? Сплошь южная кровь: горячие баски, неистовые греки, сумасшедшие болельщики из Израиля! Самые гвардейские сливки европейского фанатского "воинства". Желтые цвета "Маккаби", зеленые полотнища флагов "Пао", красно-синее снаряжение поклонников "Тау" и ЦСКА - великолепная будет картина. Уверяю вас: ничего подобного Россия еще не видела.

КАК БОЛЕЮТ В ЕВРОПЕ

Сомневаетесь? Вспоминаете Матч звезд Европы-1999, состоявшийся в "Олимпийском" при полупустых трибунах (с тех пор в этом зале в баскетбол не играли)? Или крупнейшие соревнования по другим видам спорта, проходившие в Москве? Мол, мы уже все видели, нас ничем не удивишь...

Нет, удивишь. С точки зрения международного зрительского интереса "Финал четырех-2005" - качественно новая ступень для России. Даже с учетом финального матча за Кубок УЕФА-98/99, сыгранного шесть лет назад в Лужниках. "Парма" и "Марсель", встречавшиеся тогда, к самым популярным клубам футбольной Европы все-таки не относятся. Да и отсутствие среди финалистов российской команды интереса к матчу тоже не добавляло. То была скорее "игра для телевидения". На стадионе же преобладало любопытство. Кто-то симпатизировал одним, кто-то другим, но страсти через край не выплескивались. Болели в основном спокойно - "за красивый футбол".

В "Олимпийском" через две с половиной недели равнодушных не будет. А среди иностранных болельщиков, полагаю, не будет и спокойных. Уж не знаю, в каком количестве доберутся до Москвы баски (все-таки далековато, да и "Тау" - не "Реал"), но греков с израильтянами, ручаюсь, будет и видно, и слышно. Да так, что еще оглохнете. "Пао" и "Маккаби" - это вам не "Парма". В своих государствах эти клубы являются предметом общенационального поклонения. За них болеют намного яростнее, чем за сборные страны, число их поклонников исчисляется миллионами. А армии фанатов - тех, что у нас принято называть оголтелыми, - десятками тысяч.

Помню, год назад в Тель-Авиве, приехав во Дворец спорта Nokia Arena утром накануне полуфинала Евролиги ULEB "Маккаби" - ЦСКА, мы с израильским корреспондентом "СЭ" Эли Швидлером встретили на подходе к залу группу парней, одетых во все желтое. Те вели себя тихо - просто слонялись вокруг арены с застывшим на лицах выражением муки и отчаяния. "Фанаты, - сказал Швидлер. - Они, бедняги, в последние дни уже ни есть, ни спать толком не могут. Думают только о предстоящей игре..."

На следующий день эти "тихие мученики" устроили в зале такой тарарам, что я порой не слышал своего собственного голоса. 10-тысячное желтое море два часа без передышки орало и пело в унисон, создавая чудовищную звуковую волну. Казалось, что кричит каждый кубический миллиметр пространства. На открытом футбольном стадионе такого не бывает. Там часть шумовой атаки неизбежно уходит наверх, в небеса. Под крышей акустика иная: звуку некуда деваться, и все, что рождается на трибунах, обрушивается на прямоугольник спортивной площадки. Вот почему даже в маленькой трехтысячной "коробке" можно организовать такой прием, что любой соперник потеряет голову. Были бы настоящие фанаты.

У "Маккаби" и "Панатинаикоса" фанатов навалом. Для них срывать глотку на матчах любимой команды - не развлечение и даже не работа, хотя, с точки зрения простого смертного, болеть так, как они, - тяжелый физический труд. Это их жизнь. Эти люди не могут иначе.

КУРС НАЧИНАЮЩЕГО ФАНАТА

А что же наши? Конечно, в "Олимпийском" за ними будет численный перевес. Однако мне не раз доводилось наблюдать, как относительно небольшая группа "тертых" фанатов вчистую перекрикивала целый зал. Особенно если в последнем преобладала респектабельная публика, пришедшая на баскетбол не столько за победой своих, сколько за развлечением. Если россияне в "Олимпийском" будут сначала смотреть, а уж потом - болеть, боюсь, московская площадка не станет для ЦСКА домашней. Нейтральной - в лучшем случае. Посему осмелюсь дать обладателям билетов на "Финал четырех-2005" несколько рекомендаций, основанных на виденном в разных городах мира. Этакий "краткий курс начинающего баскетбольного фаната". Хотите следуйте - хотите нет.

Правило1: молчать категорически воспрещается. Когда идет игра, допускается разве что взять паузу на несколько секунд, чтобы перевести дух. Все остальное время настоящий болельщик должен болеть. Причем разговоры с соседями по трибуне и беспорядочные "театральные" аплодисменты приравниваются к молчанию.

Правило2: все болельщики одной команды должны кричать, петь или скандировать одно и то же. Иначе вместо полноценной шумовой атаки получится гулкий разнобой. Конечно, наши зрители не располагают таким богатым арсеналом отработанных гимнов и речевок, как поклонники "Пао" или "Маккаби". Но уж как скандировать "ЦСКА! ЦСКА!" и "Рос-си-я!" знают практически все. А это тот случай, когда слаженность важнее разнообразия.

Правило3(специально для футбольных фанатов): нельзя отвлекаться от происходящего на площадке ради изысков болельщицкого искусства. В баскетболе ситуация меняется очень быстро и едва ли не каждую секунду происходит что-то существенное. Если во время атаки соперника вы с друзьями приметесь скандировать "верим в команду", это прозвучит по меньшей мере странно.

Правило4: когда хозяева защищаются, весь зал должен свистеть и топать, оказывая давление на владеющего мячом противника. То же самое относится к штрафным броскам в его исполнении. Дудки, трещотки и прочие инструменты музыкального толка, в последнее время вошедшие в моду у поклонников ЦСКА, на самом деле являются довольно слабыми "свистозаменителями" (разве что кроме барабанов) и не дают должного "адского" эффекта. Я уже не говорю о криках "Защита! Защита!" на заокеанский лад. Это - для сытых американцев, пожирающих поп-корн на матчах НБА и считающих неприличным освистывать всех противников без разбора.

Правило5: каждое попадание мяча в чужое кольцо встречается криком во всю силу ваших легких. Риск сорвать голос, безусловно, присутствует, но никто и не говорил, что будет легко.

Правило6: ни в коем случае не освистывайте свою команду во время игры. Даже если она запорола 10 атак подряд и проигрывает с разницей "-20". Захотите - устроите ей обструкцию после матча, который, как известно, заканчивается только с финальным свистком.

Правило7: нельзя аплодировать соперникам, какие чудеса те ни вытворяли бы на площадке. Наоборот, в ответ на какой-нибудь смачный "гвоздь" в кольцо вашей команды лучше разразиться презрительным коллективным "бу-у-у-у". В странах с развитой культурой баскетбольного боления (например, в республиках бывшей союзной Югославии) публика поступает именно так. Если игра "чужаков" вам уж очень понравилась, можете выразить это, когда встреча будет завершена.

Правило8: освистываться должен не только играющий противник, но и любой находящийся в зале человек, открыто выражающий несогласие с вашей точкой зрения. Как то: спорящие с судьей тренер или баскетболист команды-соперницы, подающий голос сектор ее фанатов и т.д.

Правило9: зал должен подсказывать судьям, когда надо дать свисток в пользу хозяев. В полный голос и в любой спорной ситуации. Например, если кто-то из соперников заступил в аут с мячом в руках. Или один из игроков вашей команды после столкновения оказался на полу. Был аут или фол на самом деле - для вас значения не имеет. Все равно на случившееся полагается моментально отреагировать громкими возгласами типа "эй". Гарантирую: арбитр сразу поймет, чего именно от него требуют несколько тысяч человек. Конечно, он может не поддаться - свистнуть в другую сторону или не свистнуть вообще. Что ж, пусть это вас не смущает. Обязательно подвергните "бунтовщика" немедленной обструкции, повторите то же самое при следующем удобном случае, и рано или поздно это принесет плоды - в решающий момент судья примет решение в вашу пользу. Правда, массовому российскому зрителю пока трудновато с ходу определить ситуацию "на грани пробежки" ("желтые" в Тель-Авиве поднимают жуткий гам даже по поводу правила "трех секунд"). Но это тот самый случай, когда переборщить лучше, чем недоборщить. А уж если противник начинает демонстрировать откровенно грубую игру, трибуны просто не имеют права молчать!

Правило10: стоящий болельщик всегда активнее сидящего. Истинный баскетбольный фанат привык проводить весь матч на ногах.

Правило11: бросать что-либо на площадку - занятие совершенно бессмысленное. Только досадите своему же клубу: его кошельку (наверняка наложат крупный штраф) и репутации (не обеспечили безопасность и порядок). В баскетболе настоящий болельщик должен звучать, а не кидаться и не драться. По крайней мере во время игры.

АНШЛАГ БЫЛ БЫ И В ГРЕНЛАНДИИ

В основном все. Следуйте этим правилам - и ваша команда дома будет побеждать чаще. Проверено на практике - в Тель-Авиве, Афинах и многих других городах. Кстати, если бы в прошлый четверг "Панатинаикос" проиграл в греческой столице решающий четвертьфинальный матч "Эфес Пилсен", интерес зарубежных болельщиков к "Финалу четырех-2005" ничуть не пострадал бы. Просто вместо греческих фанатов в Москву приехали бы турецкие, которые тоже далеко не подарок. Не было бы турок - приехали бы итальянцы или литовцы. Даже останься ЦСКА за чертой финалистов, свободных мест на трибунах "Олимпийского" все равно бы не было. "Финал четырех" Евролиги - единственное спортивное соревнование, которое соберет минимум 10 тысяч человек в любом уголке Европы. Хоть в Гренландии.

Надеюсь, теперь вы поняли: то, что будет происходить 6 - 8 мая в спорткомплексе на Проспекте мира, - уникальное для России событие. Так что идите и болейте... Хотя, бог мой, что я говорю! Тоже, искуситель нашелся. Билеты-то давно все проданы.

Лев ТИГАЙ