Газета Спорт-Экспресс № 296 (3674) от 25 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 15

26 декабря 2004

26 декабря 2004 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ-РЕЙД

ДАКАР-2005

Семен ЯКУБОВ

НАШИ ГРУЗОВИКИ "ПОХУДЕЛИ" НА 400 кг

Интервью, которые мы предлагаем сегодня вашему вниманию, были сделаны несколько дней назад в Набережных Челнах, когда камазовцы только собирались в дорогу. Первая встреча - с руководителем команды Семеном Якубовым, в кабинете которого стоят прежние дакаровские призы - более десятка бронзовых статуэток, изображающих туарега в наброшенном на голову хаике.

-На этот раз участников "Дакара" будет как никогда много...

- Уже установлен абсолютный рекорд "Дакара": в стартовых списках - 690 мотоциклов, автомашин и грузовиков из более чем 40 стран. И это при том, что организаторы ралли-марафона прекратили прием заявок уже в середине октября - иначе они не смогли бы гарантировать участникам нормальные условия на трассе ралли и на бивуаке. На старт "Дакара" выйдут в общей сложности около трех тысяч человек - это, согласитесь, очень много.

-В классе грузовиков тоже будет как никогда тесно: 69 экипажей! Значит, конкуренция возрастет?

- Без сомнения! А главные наши конкуренты, по-прежнему, автомобили голландской компании DAF. Это серьезный соперник, недаром год назад перед началом предыдущей гонки западные средства массовой информации были уверены в изначальном превосходстве этой команды. Теперь никто прогнозов не делает, но мы точно знаем: голландцы рвутся в бой и будут использовать модифицированные грузовики DAF. Они имеют все условия для того, чтобы каждый год создавать новые модели и омологировать их. У нас такой возможности пока нет.

-И какие же новинки дафовцы намерены применить?

- У них появились дисковые тормоза на всех колесах, чего не было раньше, значительно повысилась мощность двигателя, изменилась форма кузова.

Кроме DAF, серьезными соперниками могут стать грузовики MAN, которые будут представлены на нынешнем "Дакаре" новейшими моделями. Немцы так серьезно трудились, что по весу, а точнее - в деле облегчения машин даже обошли голландцев. Грузовик DAF весит 8800 килограммов, a MAN -8500.

Не стоит забывать и о других фирмах - GINAF, HINO, IVECO, TATRA. Все они усиленно готовились к "Дакару" и имеют точно такие же шансы на успех, как DAF или мы. Причем все идут по пути уменьшения веса - легкий автомобиль быстрее разгоняется, быстрее тормозит, он меньше проваливается в песок, его легче поднять на гору. Плюс компании ищут пути увеличения мощности двигателей.

-Какая-то из новинок, представленных конкурентами, вас поразила?

- То, о чем я уже говорил, - дисковые тормоза DAF на всех колесах.

-А что сделала в ходе подготовки к марафону ваша команда?

- Готовясь к "Дакару", мы обследовали чуть ли не каждый сантиметр автомобиля, искали любую возможность снизить весовые параметры. За счет использования композитных материалов облегчили вес кузова. Усовершенствовали систему забора топлива, что позволит возить с собой на 100 литров топлива меньше. Ярославский мотор, установленный на нашем КАМАЗе, стал легче на 50 килограммов. И в итоге наш грузовик "похудел" на 400 кило.

-Но тем не менее будет тяжелее, чем у соперников...

- Да, на тонну-полторы.

-Поясните порядок цифр. Скажем, 200 кило - это много или мало?

- Достаточно много.

-При всех изменениях базовая модель для "Дакара"-2005 та же, что и для гонки прошлого года?

- Принципиально машина осталась той же - это КАМАЗ-4911 Extreme.

-С машиной мы в общих чертах разобрались. Теперь о регламенте африканского марафона. Скорость грузовиков на этот раз будет ограничена 150 км/ч. Чем это объясняется? К чему приведет?

- Объясняется соображениями безопасности. Ведь если, скажем, на скорости под 180 км/ч лопается покрышка, грузовик может пролететь метров 500. Так что, с одной стороны, снижение разрешенной скорости вполне логично. Однако, с другой - у лидеров могут возникнуть, и, я уверен, возникнут серьезные проблемы с обгонами. Ведь, чтобы обойти кого-то на дистанции, нужна скорость на 20 - 30 км/ч выше, чем у соперника.

Представьте, что по обе стороны дороги степь, заросшая кустарником. И перед тобой со скоростью 140 км/час движется джип. Значит, для того чтобы его объехать, нужно поднять скорость до 160. Мы говорили организаторам "Дакара": нужно разрешить краткосрочное увеличение скорости. Но нам ответили отказом, сославшись на непреодолимые трудности контроля таких вот разовых увеличений.

-Остается надеяться на джентльменское поведение соперников?

- Фактически - только на это. Вообще-то для подобных случаев придуман специальный прибор: догоняешь машину, сигналишь - и когда водитель другой машины слышит сигнал, он уступает дорогу. Но это только в теории. На практике же бывает так: на финише водитель, как ни в чем не бывало, вылезает из машины и говорит, что сигнала не слышал. У нас в этом плане есть печальный опыт. Увы, не все водители охотно уступают дорогу, иногда приходится и по 100 километров ехать позади.

-Как же будет осуществляться контроль за выполнением скоростного режима?

- По приборам. Организаторы через спутник могут контролировать всех с помощью прибора GPS. Он помогает сориентироваться на местности, в то же время учитывает и скорость, и время, и путь - и все записывает. Потом с него можно взять всю информацию и проанализировать ее.

-На 27-й "Дакар" команда "КАМАЗ-Мастер", знаю, отправляется в расширенном составе.

- Боевых грузовиков у нас как обычно три. Но при этом до трех увеличилось и количество машин технической поддержки. Причем одна из них представляет собой мини-гостиницу со спальными местами, душем, кухней. Спать необходимо в нормальных, спокойных условиях. Ведь люди, которые работают с техникой в течение всей ночи, потом весь день едут до следующего бивуака. А когда механики несколько суток не спят, какой от них прок?

-Известно, что вы берете с собой на "Дакар" не только боевые экипажи и механиков, но и врача.

- Весь марафон с командой проедет Сергей Бубновский, автор уникального метода экстремальной лечебной физкультуры, директор реабилитационного Центра кинезитерапии. Не секрет, и об этом нам задают много вопросов, что езда в кабине грузовика в режиме гонки и тем более в условиях такого внедорожного марафона, как "Дакар", является настоящим стрессом для позвоночника. Мы долго страдали от болячек спины, и вот наконец, познакомившись с Бубновским, получили благодаря его методу хорошие результаты. Огромная ему благодарность: и всех нас к гонке нашел время подготовить, и весь "Дакар" вместе с командой проедет.

Лина ХОЛИНА

Набережные Челны - Москва