Газета Спорт-Экспресс № 224 (3602) от 30 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

30 сентября 2004

30 сентября 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - ЛЕКО

НАД НОВИНКОЙ ЧЕМПИОНА ПРЕТЕНДЕНТ ПРОДУМАЛ ЧАС

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бриссаго

В третьей партии матча на первенство мира по классическим шахматам Владимир Крамник (Россия) - Петер Леко (Венгрия) обладатель высшего титула Крамник, играя черными, применил на 17-м ходу сильную новинку в популярном варианте русской партии и уверенно уравнял положение на доске. Через 6 ходов была зафиксирована ничья. Российский гроссмейстер сохраняет лидерство - 2:1.

ОТКРЫТИЕ И ЗАКРЫТИЕ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Время от времени такие вещи случаются. Играют сильные шахматисты в очень сильных турнирах какой-то вариант, он становится популярным и даже модным. А затем вдруг кто-то посмотрит на изъезженную вдоль и поперек позицию свежим, незашоренным взглядом, найдет ход, который ускользал от внимания других, и, как выражаются профессионалы, закроет вариант. То есть сделает бессмысленным его дальнейшее применение. Именно так и развивается теория.

Вспоминаю, как на одном из последних турниров в Линаресе Петер Леко с торжествующими нотками в голосе говорил мне, что он, играя с Крамником черными, закрыл вариант сицилианской защиты с ходом 3.Кс3. Та партия быстро завершилась вничью. Ходов 17 в ней было, а то и меньше. После партии я упрекнул Владимира: дескать, как же так, уважаемый гроссмейстер, все ждут от вас полнокровной борьбы, а вы не удосуживаетесь задержаться за доской хотя бы до 20-го хода. Крамник мне на это ответил: "А что я могу сделать, если соперник нашел настолько сильную новинку (это был перевод ферзя с f6 на g6. - Ю.В.), что она просто закрывает весь вариант!" Тогда, кстати, Леко и Крамник поделили 1 - 2-е места.

Бывают такие открытия и в матчах на первенство мира. Причем порой новинка, примененная одним из участников, не просто закрывает какой-то вариант, а выбивает у соперника целый дебют. Такое случилось, например, в лондонском матче на первенство мира между Гарри Каспаровым и Крамником, когда в каспаровском излюбленном варианте защиты Грюнфельда Владимир сделал ход ужасающей силы - взял пешку на Ь7, которая, как полагали до сих пор, была "отравленной", то есть такой, какую брать нельзя. А Крамник взял - и не отравился! В итоге черные в той партии так и не смогли компенсировать урон. Гарри, правда, проиграл ее из-за грубейшего "зевка" в цейтноте, но ведь попал-то он в этот самый цейтнот из-за чего? Правильно, из-за убийственной новинки Крамника. И что характерно: после этого Каспаров вынужден был отказаться от своего любимого "Грюнфельда". Так что не только пресловутая "берлинская стена" была причиной свержения с трона 13-го шахматного короля. Может быть, в большей степени это было вызвано тем, что он, разуверившись в служившем ему верой и правдой "Грюнфельде", начал лихорадочно искать новое оружие и не сумел его найти.

Что-то похожее произошло и в третьей партии матча Крамник - Леко. Чемпион, выражаясь на шахматном сленге, поднял ход, который, возможно, закрывает один из самых популярных вариантов русской партии.

КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ

На третью партию Леко опоздал. Совсем немного, всего на 40 секунд, но свой выход пропустил. Технический директор матча, чемпион Франции Жоэль Лотье, набрав в грудь воздуха, торжественно произнес: "Леди и джентльмены, претендент на мировую шахматную корону Петер Леко, Венгрия!" И - никого. Вглядывается Жоэль в темную глубину зала, а Леко-то и нет...

Первые ходы соперники делали под перекрестным огнем блицев многочисленных фотокорреспондентов. Им дается на это дело 5 минут. И за это время Леко с Крамником успели сделать 17 известных первых ходов русской партии. Именно этот дебют, как теперь уже очевидно, выбран Крамником в качестве основного оружия для нейтрализации грозного хода королевской пешки.

А вот когда Владимир сделал свой 17-й ход, Леко погрузился в размышления, продолжавшиеся... час! Этот рекорд, полагаю, в данном матче вряд ли будет побит. Хотя кто знает, вдруг в обойме Крамника найдутся еще ходы такой же разрушительной силы.

Пока Петер старался разгадать свалившийся на него ребус, я заглянул в компьютерную базу данных. И вот что там обнаружил.

Это положение из актуального варианта русской партии многократно встречалось в партиях очень сильных гроссмейстеров. В 2002-м так играли в Линаресе Гарри Каспаров и Виши Ананд против Майкла Адамса: Каспаров у англичанина выиграл, а Ананд сделал ничью. Петр Свидлер с Борисом Гельфандом проверяли этот же вариант в матче Россия - Остальной мир: ничья. В том же году Анатолий Карпов в этом варианте победил черными Каспарова в Нью-Йорке (там Гарри, добившись выигранного положения, напрасно пожертвовал ферзя). В следующем, 2003 году, вничью закончились партии Александр Грищук - Александр Хузман и Алексей Широв - Анатолий Карпов. Были и другие примеры, но я привел самые громкие имена.

Главное же отличие всех этих поединков от партии Леко - Крамник заключается в том, что во всех них черные в положении, приведенном на диаграмме, автоматически играли 17... Cf6, беря под прицел белую ладью на поле a1. После чего и Каспаров, и Ананд, и Свидлер, и Грищук, и Широв совершенно естественно отводили эту самую ладью из-под неприятного слоновьего "просвечивания" либо на а2, либо на с1.

Я так долго об этом рассказываю для того, чтобы было лучше понятно, как совершаются ошеломляющие открытия в современных шахматах.

Так вот, Крамник посмотрел на эту позицию как на распустившуюся розу и увидел в ней первозданную свежесть. А зачем черным делать ход 17... Cf6, подумал он, зачем подталкивать белую ладью на защиту поля с2? Почему бы сразу не пойти 17...Фс2, пока это поле уязвимо?

Что и было исполнено. В результате остались за кадром красивые атаки, пешечные штурмы на королевском и ферзевом флангах, которые так восхищали автора этих строк два года назад в Линаресе. А еще остались неосуществленными смелые замыслы венгерского гроссмейстера, возлагавшего надежды на свою вторую "белую" попытку...

Продумав час, Леко нашел правильный порядок ходов. Но уже через 3 хода сам предложил ничью: соперник умело удалил из позиции всю остроту.

Крамник не сразу принял ничью. Не из соображений психологии, а чтобы зрителям стало понятно, почему он соглашается на мир: форсированные массовые размены всех боевых единиц неизбежны.

КРАМНИК: НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ - ЗАТИШЬЕ ВРЕМЕННОЕ

После окончания партии Крамник по наметившейся уже традиции ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

- Что можете сказать о сегодняшней партии?

- Мы оба хорошо готовы черными, идет мощная теоретическая битва. Леко уже второй раз подряд попадается на мои разработки и абсолютно ничего не может получить.

- После 17...Фс2 Леко, продумав час, не смог найти ответ, позволявший бы белым сохранить дебютный перевес...

- Его 21-й ход Cd2 - самое точное, что можно найти в этой позиции. Он позволяет белым - темп в темп - сделать ничью. Партия имеет большое теоретическое значение. На эту тему было сыграно немало партий, но никому в голову не пришел ход 17...Фс2!

- Сейчас он кажется совершенно очевидным, и просто непонятно, почему его раньше никто не обнаружил.

- Так всегда бывает, когда делаются теоретические открытия. Это - новинка. Причем очень сильная. Пусть теперь он подумает, как ее опровергнуть. Может быть, что-то найдет...

- Учитывая благоприятную для вас матчевую ситуацию, короткая ничья устраивала?

- Моя задача при черных фигурах - уравнять игру. И я уравнял. Можно было бы пойти и наперехват, но он очень вовремя ускользнул с помощью 21. Cd2. Стоило ему промедлить лишь на один ход, и черные перехватили бы инициативу. Первая партия его многому научила, он быстро почувствовал опасность.

- На демонстративно короткой пресс-конференции чувствовалось некоторое разочарование от двух коротких ничьих...

- Современные шахматы таковы, что сильная новинка, выбивающая у белых инициативу, не позволяет им играть на выигрыш. Возникает абсолютное равенство, а упорствуя, белые могут только проиграть. Разочаровываться рано. Две короткие ничьи - не показатель. Они получились не потому, что мы избегаем борьбы. Просто сработал фактор неожиданности. Во втором поединке Леко впервые применил испанскую партию, а на сегодняшней столкнулся с очень сильной новинкой, которая разрушила все его планы. Такое вот стечение обстоятельств. Сейчас команды начнут работать на полную мощь, и борьба неизбежно приобретет остроту. Середина матча должна быть очень увлекательной!

КАК БОРОТЬСЯ С КОРОТКИМИ НИЧЬИМИ?

Ну что ж, как говорят ученые мужи, отрицательный результат - тоже результат. Однако не заметить слегка вытянувшиеся лица организаторов матча было трудно: две короткие ничьи подряд не вызвали у них энтузиазма. Да и в пресс-центре вновь обрели актуальность разговоры на вечную тему "Как бороться с короткими ничьими?"

Даже такой спокойный и добродушный человек, как гроссмейстер Артур Юсупов, начал ворчать: мол, давно уже надо запретить ничьи до 40-го хода.

- Раньше нельзя было соглашаться на ничью до 30-го хода, - сказал он мне. - Но компромиссным решением было бы обязательно играть 40 ходов. А что случится, если они сделают еще пару десятков ходов, прежде чем поехать отдыхать?

- Когда вы боролись за мировое первенство, вас это не так сильно волновало, как сейчас?

- Нет, сейчас меня это не волнует сильнее. Просто теперь я вижу проблему с разных сторон. Короткие ничьи вредят имиджу шахмат. С точки зрения Крамника, сделать ничью черными в матче - конечно же, хорошо. А с точки зрения зрителей, пришедших посмотреть на игру больших шахматистов, - ничего хорошего. Да и организаторы вряд ли в восторге, так ведь? Поэтому и надо ввести правила, запрещающие соглашаться на ничью до 40-го хода, - подчеркнул официальный комментатор матча и один из сильнейших гроссмейстеров мира 90-х годов прошлого века (да и сейчас отнюдь не слабый).

- В свое время вы были одним из лучших знатоков русской партии. И тогда она не была похожа на выжженную пустыню...

- Она и сейчас на нее не похожа. Скажете тоже - "выжженная пустыня". Как будто мы уже все знаем о русской партии! Все зависит от того, на какую позицию идти. Черные хотят выстроить стену, - Юсупов сделал характерный жест, выставив ладони вперед и как бы сдерживая невидимое давление. - А белые должны найти какие-то средства, чтобы эту стену пробить. По-видимому, у Леко с этим проблемы...

По-видимому, да. И от того, насколько быстро Леко и его бригада эти проблемы сможет решить, зависит судьба матча. Или же невидимая стена, так образно показанная Юсуповым, станет для молодого претендента одной из разновидностей пресловутой "берлинской стены", которую так и не сумел пробить в Лондоне Каспаров.

А короткие ничьи в столь нервных матчах, когда на кону стоят огромные по шахматным меркам деньги и огромный престиж, неизбежны. Я вспоминаю, как один из самых бескомпромиссных игроков в истории шахмат, даже уступая в счете, дважды предлагал в Лондоне ничью едва ли не в дебюте. Тогда это вызывало шок и не имело приемлемого объяснения.

В этом матче ничьи пока не столь короткие. И не столь шокирующие.