Газета Спорт-Экспресс № 147 (3525) от 2 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

3 июля 2004

3 июля 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ

ЗНАК ГТО НА ГРУДИ У НЕЕ, БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЮТ О НЕЙ НИЧЕГО

Человек жив не футболом единым. Это касается, представьте, даже футбольных журналистов, работающих на чемпионате Европы. Мы просто не выдержали бы почти целый месяц говорить, писать и думать только о футболе. Потому что человеку свойственно еще и поглощать две разновидности пищи - материальную и духовную, а также по возможности не пропускать мимо себя интересные моменты из жизни страны, в которой посчастливилось оказаться.

Такая возможность в Португалии была. Не потому что мало работали, а потому что эта земля на Пиренейском полуострове необыкновенно богата и сильна своей историей, культурой, обычаями и традициями современной жизни. Возможно, и вам кое-что из подмеченного корреспондентами "СЭ" покажется занимательным.

ЭХ, ДОРОГИ...

Если в России, общеизвестно, две беды, то в Португалии их для нашего человека три. И одна, как ни странно, - тоже дороги.

В целом они изумительны. На каждую платную магистраль, обозначенную буквой А и соответствующим номером, имеется несколько бесплатных с литерами N и IC. Трассы А это всегда произведения искусства как минимум с четырьмя полосами, разделительным газоном с цветущими на нем олеандрами, телефонами по обочинам, гигантскими заправочными комплексами через 30 - 40 километров и тому подобными излишествами, - по российским понятиям, естественно.

Пейзажи вокруг не ахти - разве что с моста можно увидеть меж холмов какую-нибудь старую крепость. В основном же автобан протяженностью около 600 километров проложен среди дубовых и эвкалиптовых рощ, экологически, кстати, чистых. В доказательство тому припоминаю, как однажды утром навстречу нашей машине по левой обочине - словно дисциплинированный пешеход - скакал ужасно деловой заяц.

Хотя серому вполне могло не повезти. Погонять португальцы не дураки - особенно на платной трассе, коль уж за нее отданы деньги. Даже малолитражки вроде Renault Clio или Opel Corsa разгоняются там порой до 160 километров при ограничении в 120, а для владельцев BMW, Mercedes и Audi настоящая жизнь на крайней левой полосе начинается после двухсот. Полиция понимает, видимо, что шпионские радары и пикеты "гаишников" не добавят людям желания платить за быструю дорогу, и потому почти не лезет туда с инспекциями. В то же время три скукоженные легковушки и две огромные фуры, которые однажды днем валялись в эвкалиптовом подлеске, дали основание предположить: джигиты есть и на португальских дорогах.

Вообще дорожная полиция ведет себя недокучливо. Она попалась на глаза лишь дважды: когда разворачивала радар на скоростном участке бесплатной трассы и когда устроила облаву в городке Санта-Мария-да-Фейра, где жил северный дозор бригады "СЭ". Дующие в алкогольные детекторы португальцы - сильное зрелище, доложу я вам. С одной стороны, жалко их, потому что в Португалии нетрезвый человек за рулем не такая уж редкость, о чем чуть ниже. С другой стороны, непонятно, откуда возникает злорадство: "Дуйте-дуйте, может, поймете, каково нам в России иногда доказывать на ровном месте, что мы не верблюды".

Ну а бесплатные дороги, среди которых есть и очень хорошие, и средние (нет только откровенно паршивых), всегда заменят вам платные, если жалко денег (от Порту до Лиссабона - 16 евро). Передвигаться по ним вы будете со скоростью километров семьдесят в час, зато сполна насладитесь многочисленными харчевнями по обочинам с недорогой, но колоритной и качественной кухней.

Беды в вышеизложенном пока не видно, хотя на самом деле она есть. Дело в том, что платная трасса - по сути, зона отчуждения, куда без билета и мышь не проскочит (а точнее, не выскочит - платить надо на выезде). Защита дороги от посягательств безбилетников обеспечивается турникетами и невероятным количеством развязок невероятной же сложности. Но самое неприятное, что развернуться, если ты ошибся хоть раз, нельзя: будешь ехать на юг вместо севера или наоборот с десяток-другой километров, пока не съедешь, не отдашь деньги и не мотанешься ненужным транзитом через бесплатный участок.

В то же время водителей сопровождает безумное количество указателей. Они словно подталкивают не думать за рулем: никуда не сворачивай, как зомби, пока не увидишь следующий знак, и все дела. Но в самый решающий момент один из указателей, как правило, либо спрятан за листвой акации, либо не установлен по забывчивости, либо скрыт кузовом грузовика. Либо же ты сам не успеваешь свернуть, вылетев из-за поворота с нормальной, как тебе кажется, скоростью. Далее - см. программу с поездкой вместо севера на юг.

БЕРЕГИТЕ МОТОРЫ

Вторая беда - кофе. Причем беда в квадрате, поскольку в Португалии этот напиток невероятно вкусен, но подают его постыдно маленькими порциями.

О том, чтобы запить бутерброд ковшиком кофе, как мы привыкли за завтраком, не может быть и речи. То есть вам могут, конечно, наварить любое количество кофейной жижи в какой-нибудь пастеларии (читай - кондитерской), но тут же вызовут "Скорую помощь". Португальский кофе - серьезное испытание для миокарда и всяких прочих сердечных желудочков. Корреспондент "СЭ" Владимир Константинов, в свое время два года проработавший тассовцем в Лиссабоне, признался, что пять-шесть чашек в день живо напомнят человеку о бренности всего сущего на земле.

Вообще в процедуре поглощения португальцами кофе есть, по-моему, что-то наркоманское. Малюсенькая, наполовину наполненная чашечка, которая называется у них "бика", ни в коем случае не "запивон" после обеда, а своеобразная доза чего-то остро возбуждающего. Присел за столик, "укололся" одним глотком - можешь идти дальше. Как живой.

КАША С ОСЬМИНОГАМИ

Третья беда, которая для русского, как вы уже поняли, на самом деле никакая не беда - график работы португальского общепита. В Лиссабоне с этим самую малость попроще, а вот в Порту точно никого не колышет ваше желание съесть на обед половину свинячей ляжки с борщом и пампушками. До 19.00, дорогие туристы, пользуйтесь снэк-барами и прочей индустрией обмана желудков населения. Зато потом - добро пожаловать!

Вечером открывается все - даже наглухо заколоченные подвалы. И начинается великое португальское обжорство! Будут вам и моллюски с крабами из собственного огромного аквариума, и нежнейшая бразильская пиканья из той части быка, куда втыкает обычно свое оружие пикадор, будут и сардины на гриле с маслинами, и рисовая каша с осьминогами, и молочный поросенок в листьях салата и луковых кольцах. Будет, наверное, и белка, и даже по-особенному приготовленный свисток, если заплатите.

А запивается все это водопадами потрясающего португальского vinho: blanco (белого), tinto (красного) и verde (зеленого) - самого вкусного, щиплющего за язык, молодого, девятиградусного. Многие начинают разминаться им еще с обеда - под всякую легковесную снедь. Оттого и нередки случаи появления на португальских дорогах очень веселых и неизменно вежливых водителей, избегающих всяких дыхательных тестов.

Крепкие же напитки там, можно сказать, вообще не пьют. Существует, конечно, такая штука, как диджестив, - ядреная жидкость в глиняных рюмках, напоминающих ночные горшочки, венчающая обильную трапезу. Но употребляют ее строго однократно, только в пищеварительных целях и исключительно на сытый желудок. Однажды, впрочем, мы нарушили сразу три этих правила. Нас, понятно, обслужили, но минут на тридцать работа таверны была приостановлена - персонал, как парализованный, изумленно наблюдал за происходящим.

ФЛАГИ НАД ПОРТУГАЛИЕЙ

Нельзя, рассказывая о Португалии, не рассказать о португальцах. И о португалках. От работы последние не отвлекали, поскольку красивы они своей, португальской, красотой, от которой не свернешь шею по дороге на стадион, как на московских улицах. Основной же чертой тамошнего народа хочется назвать приветливость и дружелюбие.

Волонтеров организаторы перед работой на матчах в обязательном порядке натаскивали. Памятуя об этом, мы и удивлялись несильно, когда любой из добровольцев в салатовых одеждах мгновенно подхватывал нас, едва мы задавали первый вопрос, и отпускал уже там, где мы хотели бы очутиться. Но вот когда я заблудился в Эшпинью, участливость одной португальской барышни просто потрясла. Услышав заданный из машины вопрос, она прервала беседу с каким-то господином, села в свой маленький Ford и попросила следовать за ней. Минут через двадцать бесконечных петляний она четко вывела меня к судейской гостинице, улыбнулась - и поехала назад. Поистине: "...знак ГТО на груди у нее, больше не знают о ней ничего".

Больше всего на свете португальцы любят свою страну. На окнах любого дома в большом городе или сколь угодно малой деревне всегда трепыхается масса национальных флагов. Больших, средних, маленьких, квадратных, прямоугольных - любых. А самые маленькие флаги - размером с носовой платок - повязаны на антеннах португальских автомобилей.

Телевидение без устали крутило кадры того, как в дни триумфа сборной Сколари улицы Порту и Лиссабона превращались в красно-зеленый человеческий термитник. Все так - сам лицезрел до пяти утра после победы португальцев над англичанами. Но показательнее все же, согласитесь, обстановка в маленьких населенных пунктах. Так вот знаете, чем отличались от лиссабонских улицы Санта-Мария-да-Фейры после выигрыша у испанцев? Ничем! Разве что счастливые и слегка сумасшедшие провинциалы таскались всю ночь со своей красно-зеленой атрибутикой не пешком, а на машинах - благо пространства в нашей деревне им для этого хватало с лихвой.

А корреспонденты "СЭ" сидели, помнится, в вечернем кафе, называли между собой португальских болельщиков чокнутыми и отчаянно им завидовали. Потому что для сумасшествия у них был фантастически приятный повод. А у нас его не было.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Санта-Мария-да-Фейра - Лиссабон - Москва