Газета Спорт-Экспресс № 138 (3516) от 22 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

22 июня 2004

22 июня 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

55-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Девятый этап. ГРАН-ПРИ США

Кими РАЙККОНЕН: "КОГДА-НИБУДЬ БУДУ ВЫИГРЫВАТЬ ВСЕ ГОНКИ ПОДРЯД"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

24-летний финн Кими Райкконен, вице-чемпион мира-2003, в нынешнем сезоне является, возможно, самой трагической фигурой. Еще три месяца назад ему прочили ни много ни мало корону "следующего после Шумахера" чемпиона мира - а сейчас он занимает только 8-е место, набрав очков ровно в 10 (!) раз меньше того самого Шумахера!

Тем не менее две последние выездные гонки - в Канаде и США - внушили поклонникам финна и его команды "Макларен" небольшую долю оптимизма. Ведь в них Райкконен, финишировав 5-м и 6-м, заметно пополнил свой очковый багаж. К тому же на подходе новый "Макларен" МР 4/19В, с которым и сам пилот, и его команда связывают определенные надежды на лучшее.

Это интервью с Райкконеном - специально для "СЭ" - состоялось сразу после воскресной гонки в Индианаполисе. Помощь нам, уже по традиции, оказал известный австрийский журналист Хайнц Прюллер.

- Кими, вашим верным болельщикам не терпится увидеть вас за рулем нового болида. Но его дебют, насколько нам известно, намечен лишь на "Гран-при Франции". За океаном вы выступали на прежней машине. И как в Индианаполисе вел себя старый "Макларен"?

- В субботу во время тренировки и квалификации, все системы работали на удивление хорошо. Дело в том, что до этого с машиной творилось что-то неладное, с ней трудно было справляться, поэтому я слишком на многое и не рассчитывал. Но нам, к счастью, удалось-таки найти более или менее хороший баланс всех узлов. В результате в квалификации мне удалось занять седьмое место, хотя, если честно, я полагал, что мой предел - это восьмое место, не выше.

- Кажется, в вашем голосе звучит безысходность...

- Вовсе не безысходность, просто я вам рассказываю о реальном положении дел. Да, я набрал несколько очков, но в ходе гонки мне все же казалось, что ваш покорный слуга способен на большее. Может быть, даже на призовое место.

- Несмотря на то, что в последнее время вас часто преследуют неудачи, вы - во всяком случае внешне - остаетесь невозмутимым. Откуда такая выдержка?

- Причину следует искать в моем характере. Кроме того, я рассуждаю так: к чему проявлять эмоции, все равно они делу не помогут.

- "Макларен-Мерседес" - совместное предприятие. Не кажется ли вам, что в настоящий момент англичане делают свою работу несколько лучше немцев?

- Сложный вопрос. Думаю, проблемы возникают и у тех, и у других. Правда, в последнее время с моторами творилось что-то неладное, но я бы не стал сетовать только на двигатели, которые поставляют немцы, так как у нас полно и других дыр.

Несмотря на сложности, верю, что худшее у нас осталось позади. То есть прогнозирую, что в самое ближайшее время мы начнем занимать уже более достойные места, те, на которые надеялись в начале сезона.

Впрочем, говоря о трудностях, я вовсе не собираюсь обвинять кого-то из партнеров. Напротив, хочу подчеркнуть, что команда делает все возможное, чтобы вернуть былое уважение к себе. Мы, например, наконец-то обнаружили неполадки в моторе и ликвидировали их. По идее прежних проблем с движком уже быть не должно. Однако не будем загадывать. Ведь, как известно, начинаешь думать об одном, а происходит обратное.

- Понятно, не все нынче зависит от вашего мастерства, вас подводит техника. Но, признайтесь, критика в ваш адрес также, наверное, существует?

- А как же без нее. Например, после Нюрбургринга, когда я долгое время был вторым за Михаэлем Шумахером, меня быстренько обвинили в том, что я, дескать, тормозил остальных и все испортил. Теперь могу признаться, что я действительно помогал Шумахеру. Шутка!

Если же говорить серьезно, то я не мог поступить иначе. Уйти в сторону и без борьбы уступить дорогу остальным - разве в этом заключается смысл спорта? Впрочем, досужие разговоры меня абсолютно не беспокоят. Что говорят за моей спиной, мне в принципе все равно. Жаль только, что в той гонке, которая так хорошо для меня складывалась, из-за очередных технических проблем пришлось сойти с дистанции.

- Вам приписывают следующее выражение: "Иногда мне кажется, что я буду выигрывать все гонки подряд". Такое вообще возможно?

- Да, однажды я сказал такое... Впрочем, до сих пор верю, что это когда-нибудь произойдет. Не завтра, конечно... Но когда-нибудь ко мне снова придут успехи, вновь появится уверенность в результате. Вот потому-то и не исключаю, что за один год смогу выиграть все 18 гонок.

- Зимой, накануне старта чемпионата, очень многие специалисты, в том числе сам Берни Экклстоун, называли вас чуть ли не основным фаворитом в борьбе за титул чемпиона мира. Однако сейчас прошла уже половина сезона, а у вас на счету лишь 8 очков. Как в психологическом плане повлиял на вас столь сильный контраст между ожиданиями и реальностью?

- Как я могу себя чувствовать, если еще недавно стал вице-чемпионом мира, начал было мечтать о главном титуле, а теперь вынужден спуститься с небес на землю? Впрочем, я еще тогда, когда во время зимней паузы мы принялись тестировать нашу новую технику, сказал своему окружению, что хочу - и могу - стать чемпионом мира, но для этого мне все же нужна настоящая машина.

- В современном пелотоне есть бесспорный лидер - это Михаэль Шумахер. Или, быть может, вам - как человеку, соперничающему с ним на трассе - эта бесспорность таковой совсем не кажется?

- Михаэль побеждает, как мне кажется, главным образом благодаря своему колоссальному опыту. Вот и себя я успокаиваю тем, что еще слишком молод, чтобы регулярно побеждать. Конечно, я делаю все, что в моих силах, но для того, чтобы самому стать лидером, опыта пока, увы, не хватает.

- Если бы вас попросили составить рейтинг современных пилотов "Больших призов", как бы он выглядел?

- Я отказался бы это сделать. Такая работа мне, признаться, не по душе.

- Ситуация, в которой в нынешнем сезоне оказался "Макларен", весьма болезненная. Что помогает вам сохранить настрой и мотивацию на гонки?

- Я доверяю "Макларену". У этой команды добрая слава и репутация победителя. Убеждаю себя, что рано или поздно победы к нам обязательно вернутся. Если бы я был в команде, которая никогда не выигрывала, мои позиции, разумеется, были бы более слабыми. Так что моя мотивация от нынешнего положения дел не слишком сильно пострадала, хотя по большому счету жить, естественно, стало сложнее - и не так весело, как раньше. Впрочем, мы не унываем, а день ото дня улучшаем наши скоростные качества, делаем болиды более надежными.

- Если бы вам сейчас сделала предложение какая-то другая команда, вы из "Макларена" ушли бы?

- (После паузы.) Даже если бы я не был связан действующим контрактом с "Маклареном" на длительный срок, мой ответ все равно был бы "нет".

- Во Франции ожидается дебют обновленного МР 4/19В. Ваш прогноз?

- Перед перелетом за океан я много времени провел, испытывая новый болид. У нас не было серьезных проблем. Единственное, что огорчало, - мелкие неполадки с охлаждением тормозов. Это происходило из-за того, что мы не имели достаточного количества запасных деталей. Если удастся наладить их производство, то, надеюсь, мы скоро увидим наше новое детище в деле. Но до стартов в Венгрии, боюсь, никто не в силах будет сдвинуть "Феррари" с первой позиции. Соперникам надо существенно улучшить свои болиды, только тогда удастся бороться за главный приз. Кстати, по сравнению с прошлым годом многие команды и так проходят круги намного быстрее. С одной стороны, это хорошо. С другой, это сказывается на тормозах и на других деталях машин.

- В паддоках сейчас обсуждают вероятное возвращение в гонки чемпиона мира-97 Жака Вильнева. Как вы относитесь к этому?

- (Смеется.) Мне как-то все равно - он ведь не в "Макларен" вернется! Жак - приятный человек, поэтому желаю ему найти место в какой-нибудь команде. А там посмотрим, что произойдет.

- Объясните, почему финны, которые раньше были больше известны как раллисты, в последнее десятилетие весьма успешно переключились на "Формулу-1"?

- (Опять смеется.) Объясняю это тем, что зимы в нашей стране суровые и долгие, приходится ездить по снегу, а это небольшое удовольствие. Вот мы и взялись за освоение летних видов гонок!

- Почему вы живете в Швейцарии, а не как, скажем, многие ваши коллеги, в Монако?

- В первый же год своей работы в "Заубере" я обнаружил, что Швейцария напоминает мне Финляндию. Вокруг прекрасная природа. Лично я не могу представить себя живущим в Монте-Карло, где перед глазами сплошные каменные стены, где ты не можешь нормально дышать. Нет, это не по мне.