Газета Спорт-Экспресс № 196 (2988) от 30 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

30 августа 2002

30 августа 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ ФУТБОЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

СУПЕРКУБОК-75.Это сегодня словечко "супер" при любом случае вставляет в речь каждый подросток. В 75-м, помнится, его практически не употребляли. Может, все и началось с той суперкубковой эпопеи, при воспоминании о которой каждый наш болельщик и сегодня чувствует, как на душевные раны проливается целительный бальзам?

"СУПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА"

Приятель-книголюб рассказал мне историю, свидетелем которой он был. В одной из киевских библиотек за несколько дней до ответного матча за европейский Суперкубок между "Динамо" и "Баварией" мальчик просит:

- Мне, пожалуйста, "Суперболоид инженера Гарина".

- А не "Гиперболоид"? - переспрашивает библиотекарша.

- Не знаю, папа сказал "суперболоид"...

"Супер", "супер", "супер"... Говорят, накануне киевского матча в редакцию Украинской энциклопедии пришло письмо группы трудящихся: "В четырнадцатом томе на букву "С" между словами "супергетеродин" и "супинатор" почему-то пропущено слово "суперкубок". Как это понимать?"

Вот типичные диалоги тех дней. На складе "Химсбыта":

- Вы должны нам отгрузить три вагона суперфосфата.

- Дайте три билета на Суперкубок, и завтра же получите.

В троллейбусе контролер пассажиру:

- Ваш билет!

- У меня еще нет, но мне обещали...

Билеты на тот матч - особая тема. Сегодня доподлинно известно, что руководители киевского Республиканского стадиона, вмещавшего 102 тысячи зрителей, получили заявок на 650 с лишним тысяч.

Грешен - взял у приятельницы-кассирши билет, хотя у меня и был журналистский пропуск. Долго и мучительно думал, как распорядиться "дефицитом"... До тех пор, пока о моем сокровище не прознал знакомый мясник с простой фамилией Ильич. И тут же его экспроприировал. Правда, потом он не один месяц меня благодарил - по собственной инициативе обслуживал без очереди, отвешивая свежую, без костей, говядину.

НОЧНАЯ СЕНСАЦИЯ

Сегодняшнего молодого болельщика, избалованного частыми приездами к нам "Реала", "Интера", "Аякса", "Арсенала", той же "Баварии", все это, наверное, удивит. Но тогда, в 70-е, поединки наших команд с грандами мирового футбола были, извините за каламбур, суперредкостью. Да и к Суперкубку отношение было совсем иное. В те годы второстепенными встречи за этот приз назвать было никак нельзя. Тем более если в них участвовала "Бавария", для которой проходных матчей не бывает в принципе.

Мюнхенский суперклуб (опять это "супер"!) и сегодня один из сильнейших в мире. В середине же 70-х ему вообще не было равных. Чемпионы мира 1974 года Беккенбауэр, Мюллер, Майер, Шварценбек, Хенесс, Брайтнер, а позднее и дважды признававшийся лучшим игроком континента Румменигге три сезона подряд (1974 - 1976) уверенно завоевывали Кубок европейских чемпионов.

В общем, соперник чемпионам СССР попался, мягко говоря, непростой. Правда, и команда, возглавляемая Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем, которая в 75-м привезла в столицу Украины Кубок обладателей кубков, была очень хороша. Достаточно сказать, что на пути к финалу динамовцы уверенно одолели лидеров чемпионатов ведущих тогда футбольных держав ФРГ и Голландии - франкфуртский "Айнтрахт" и ПСВ, а в решающем поединке в Базеле не оставили шансов сильному венгерскому "Ференцварошу" - 3:0.

Увы, наши любители футбола увидели лишь один из двух поединков киевлян с "Баварией". Первый матч 9 сентября 1975 года в Мюнхене советское телевидение не транслировало. Мало кто верил, что динамовцы выстоят в поединке с баварскими звездами, и, похоже, руководители страны не хотели показывать на весь Советский Союз очередной позор наших футболистов в поединке с немцами. В памяти еще были свежи воспоминания о провалах сборной СССР в 72-м, когда команда ФРГ, в составе которой блистали многие из баварцев, дважды подряд разгромила наших: 26 мая на открытии мюнхенского "Олимпиаштадиона" - 4:1 и 18 июня в финале европейского чемпионата в Брюсселе - 3:0.

О том, как сыграли киевляне в Мюнхене, страна узнала из ночного выпуска последних известий Всесоюзного радио. Новость оказалась сенсационной: на 67-й минуте Олег Блохин, в одиночку растерзав защиту "Баварии" во главе с Францем Беккенбауэром, забил потрясающий по красоте гол, который в итоге оказался единственным в матче. Героями стали и защитник Стефан Решко, нейтрализовавший лучшего в те годы форварда мира Герда Мюллера, и капитан команды Виктор Колотов, который, получив в столкновении с немецким игроком серьезное повреждение, не покинул поле. Итог был тем более неожиданным, что из-за травм в Мюнхене не играли ведущие киевские мастера Мунтян, Онищенко, Матвиенко, а также дисквалифицированный Веремеев. "Я в сентябре отдыхал и матча не видел, - рассказывал потом главный редактор журнала Kicker Карл-Хайнц Хайманн. - Но победа киевлян в Мюнхене стала для всех громом среди ясного неба. Наборщик нашей типографии, который ходил на игру, взахлеб говорил мне, что "Динамо" - лучшая из всех советских команд, когда-либо бывавших в ФРГ, а гол Блохина - самый красивый из тех, которые он видел за всю жизнь. А ведь он болельщик с сорокалетним стажем".

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Вместе с коллегами из многих советских газет я приехал в аэропорт Борисполь встречать "Баварию". Спустившись по трапу, гости сразу же попали в плотное кольцо журналистов. Стройный Франц Беккенбауэр с книжкой подмышкой говорил не очень последовательно. "Думаю, наша задача - не проиграть здесь, в Киеве, с крупным счетом. "Динамо" - хорошая команда", - рассуждал Кайзер. И несколько минут спустя: "Поездка в Киев для нас не прогулка. Мы приехали побеждать. Другого выхода нет". "Да-да, Франц прав - побеждать!" - поддержал капитана голкипер Зепп Майер. А вскоре баварцы уже пожимали руку приехавшему их встречать Льву Яшину.

- Сколько вам было лет, когда вы стояли в воротах сборной мира? - спросил у него общительный Майер.

- Сорок.

- Слышишь Зепп, ты можешь играть еще целых девять лет, - вклинился в разговор тренер "Баварии" Дитмар Крамер.

Какой-то журналист тут же ввернул Майеру вопрос:

- Что скажете о Блохине?

- Лучше бы он играл в нашей команде...

Накануне матча мюнхенцы опробовали поле Республиканского стадиона. Мне удалось перекинуться несколькими словами с Беккенбауэром, который не скрывал удивления в связи с тем, что посмотреть на тренировку пришло несколько тысяч киевских болельщиков. Но главная неожиданность ожидала Кайзера и его партнеров на следующий день.

Говорить о том, что стадион был забит битком, наверное, излишне. Знаю, что и к телевизорам в Киеве в сырой вечер 6 октября 75-го прильнули даже те, кто никогда футболом не интересовался. И никто не пожалел...

В тот день пробил звездный час динамовцев, в ряды которых вернулись Мунтян, Веремеев и Онищенко. Киевляне превосходили маститых гостей во всех компонентах игры: избрали более рациональную тактику, были лучше подготовлены физически, к удивлению многих искуснее обращались с мячом и выглядели на протяжении всего матча увереннее. Интересно было наблюдать за тем, как подопечные Лобановского и Базилевича выманивали баварцев на свою половину поля, а потом, пользуясь оперативным простором, проводили кинжальные контратаки.

Блохина, как и в Мюнхене, опекал чемпион мира Шварценбек. Точнее, пытался опекать... Если первые минут двадцать он еще поспевал за рывками Олега, то потом, выбившись из сил, стал допускать одну ошибку за другой. Партнера по клубу и сборной Германии далеко не всегда удавалось подстраховать Беккенбауэру, который демонстрировал великолепную технику и тонкое позиционное чутье, однако в забегах спринтеру Блохину явно уступал. Занятый по горло обороной, Кайзер выпустил из рук нити организаторской работы в середине поля и почти не подключался к атакам, которые у гостей в отсутствие травмированного Мюллера получались довольно вялыми.

На 40-й минуте после паса Мунтяна Блохин в очередной раз убежал от Шварценбека и с силой вогнал мяч в левый угол ворот Майера. Спустя восемь минут после начала второго тайма защитники останавливают Блохина только с помощью недозволенного приема. До ворот метров 25, у мяча - "профессора" стандартов Мунтян и Буряк, но Блохин решает бить сам. Наносит сильный удар, стоящий в "стенке" Шварценбек, измученный физически и психологически, чуть отворачивается, и мяч, просвистев рядом с ним, во второй раз влетает в сетку ворот гостей. Победа!

КОНФУЗ ПРЕЗИДЕНТА

После финального свистка щуплый президент УЕФА Артемио Франки пытается вручить киевлянам Суперкубок, но понимает, что поднести почти 20-килограммовый трофей к выстроившимся у бровки поля игрокам не сможет. Приходится подозвать капитана динамовцев Фоменко, и тот уносит кубок с помощью Конькова и Веремеева. Я в этот момент находился в рое фотокорреспондентов, нервно метавшихся из стороны в сторону и мешавших друг другу. Горжусь, что мне все-таки удалось заснять киевлян с почетным трофеем, оказавшись всего в метре от них.

А потом была пресс-конференция. Первым у микрофона оказался Дитмар Крамер: "Поздравляю наших соперников. "Динамо" доказало, что оно сегодня лучшая команда Европы. Мы глубоко запустили бы руку в карман, чтобы приобрести такого футболиста, как Блохин. Даже если бы он и не забил сегодня ни одного гола, я все равно назвал бы его лучшим игроком матча". На вопрос о том, почему Блохина вновь, как и в Мюнхене, опекал явно уступавший киевлянину в скорости Шварценбек, Крамер ответил: "Потому что в моей команде нет защитника лучше, чем Шварценбек. Его должен был страховать Беккенбауэр, но и тот не поспевал за Блохиным".

Настал черед Валерия Лобановского. "Есть ли у вас после столь блестяще проведенного динамовцами матча претензии к игрокам?" - спросили его. 36-летний Лобановский в свойственной ему манере тихо ответил: "Они есть всегда: и в случае победы, и в случае поражения. Но сегодня претензий очень мало". И добавил: "Бавария" - грозный соперник и, несмотря на поражение, остается одной из лучших команд Европы". Правоту этих слов мюнхенцы подтвердили уже следующей весной, завоевав третий подряд Кубок чемпионов.

Но в октябре 75-го торжествовали киевляне. Артемио Франки на послематчевой пресс-конференции признался: "Еще в Базеле после победы "Динамо" в Кубке кубков я сказал, что это лучшая сейчас команда континента. Так что исходом сегодняшнего матча не удивлен".

...А потом киевлян поздравляли сталевары, строители БАМа, академики, популярные артисты, поэты и, конечно, известные спортсмены. Капитан хоккейного "Спартака" олимпийский чемпион Александр Якушев с воодушевлением говорил: "Наверное, более высокого класса не показывала в отечественном футболе ни одна команда. Если так пойдет и дальше, то вскоре высшие награды будут завоевывать не только наши хоккеисты, но и футболисты"...

На следующий день после славной победы Суперкубок был выставлен на Крещатике на всеобщее обозрение...

ПРИЗНАНИЯ НА БАНКЕТЕ

Спустя более четверти века мне удалось поговорить о матчах за Суперкубок-75 с некоторыми из их участников. В интервью для "СЭ" Франц Беккенбауэр признался, что и сейчас помнит те поединки и блистательную игру Блохина. Настрадавшийся от Олега Зепп Майер, воздавая должное мастерству знаменитого сегодня Андрея Шевченко, заявил, что Блохина ставит все-таки выше. А вот что рассказал защищавший ворота киевлян Евгений Рудаков: "После победы над "Баварией" встретился на банкете с Зеппом Майером. Через переводчика он меня спросил, сколько получили киевские футболисты за выигрыш Суперкубка. Когда ответил: "По 360 долларов на каждого игрока", Майер, думая, что я шучу, рассмеялся. Когда же узнал, что это чистая правда, сочувственно вздохнул: "У меня уборщица получает 500 в месяц"... И с лукавой улыбкой добавил: "Мы бы каждому из вас по 15 тысяч дали, чтобы вы нам проиграли".

"Но футболисты, - продолжал Рудаков, - в те годы по сравнению с другими советскими людьми бедными себя совсем не чувствовали. Мы играли из любви к футболу и за честь страны. Патриотизм был для нас не пустым словом".

Ефим ШАИНСКИЙ

Киев - Мюнхен