Газета Спорт-Экспресс № 98 (2890) от 6 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

6 мая 2002

6 мая 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 10-й тур

ПОРАЖЕНИЯ "СПАРТАКА" ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ СЕНСАЦИЕЙ

СПАРТАК - УРАЛАН - 0:2 (0:1)

Голы: ЦИКЛАУРИ, 9 - 0:1. ЦИКЛАУРИ (штрафной), 47 - 0:2.

22. Гончаров

5,0

44. Филимонов

6,5

18. Парфенов

5,0

5. Филиппов

6,0

29. МИТРЕСКИ

6,0

6. Чугайнов

6,5

6. Ананко

5,0

45. Боков

6,0

4. Тчуйсе

5,0

12. Колодин

6,0

7. Баранов

4,5

27. Гашкин

6,0

(14. Калиниченко, 76)

б/о

10. Казаков (к)

6,5

3. Кебе

5,0

21. Аджинджал

7,0

9. Титов (к)

6,0

(20. Соловьев, 88)

б/о

10. Цихмейструк

4,5

8. Семочко

6,5

(30. Сонин, 79)

б/о

22. Аваков

6,0

19. Сычев

5,5

(9. Ловчев, 84)

6/0

11. Бесчастных

4,5

14. ЦИКЛАУРИ

7,5

(11. Оспешинский, 73)

6/0

Запасные: 1. Левицкий, 26. Шешуков, 23. Немов, 20. Данишевский, 13. Кудряшов.

Запасные: 25. Бурченков, 13. Окрошидзе, 24. Геращенко, 19. Вязьмикин.

Удаления

-

-

Предупреждения

Митрески, 26 (грубая игра)
Тчуйсе, 39 (грубая игра)
Парфенов, 62 (грубая игра)

Колодин, 23 (грубая игра)
Гашкин, 42 (грубая игра)
Ловчев, 85 (недисциплинированное поведение)

2

Голевые моменты

3

15 (7)

Удары (в створ ворот)

11 (6, 1 - штанга)

3

Угловые

4

Судьи:Н.ИВАНОВ. Германчук (оба - Санкт-Петербург), Поглазов (Йошкар-Ола).

4 мая. Москва. Стадион "Лужники". 24 градуса.

6000 зрителей (вмещает 84 745).

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Москвы

ЧТОБЫ СТАТЬ ГЕРОЕМ КАЛМЫКИИ,
НАДО ПОБЕЖДАТЬ ЧЕМПИОНОВ

В семь лет я мечтал стать пожарным, вынести из горящего дома ребенка и получить медаль "За отвагу на пожаре". Потом, когда научился плавать, - спасателем. Чтобы вдали от берега протянуть руку в четырехбалльный шторм обессилевшей от схватки со стихией девушке и быть удостоенным наряду с поцелуем официальной награды "За спасение на водах".

Вспомнил я о детских мечтах, познакомившись в минувшую субботу на подступах к Большой спортивной арене Лужников с юным поклонником футбола из Элисты. Мы разговорились, и он признался, что хочет быть футболистом, играть за "Уралан" и забить решающий гол в ворота "Спартака": "Тогда наш президент Кирсан Илюмжинов наверняка вручит мне орден "Герой Калмыкии". Как Александру Игнатьеву, например".

"А почему бы и нет?" - подумал я, попрощавшись с тезкой президента. Ведь не далее как четыре года назад, после сенсационной победы "Уралана" над почти бессменным чемпионом России, автор единственного гола Игнатьев наряду с вратарем Андреем Саморуковым, отразившим в компенсированное время пенальти в исполнении Титова, были действительно удостоены звания "Герой Калмыкии", учрежденного Илюмжиновым.

С тех пор вроде бы не так много воды утекло. Но в "Уралане" нет уже ни Игнатьева, ни Саморукова. А место одного из героев в воротах занял - вот уж повороты футбольной судьбы - Александр Филимонов, защищавший в том незабываемом для Калмыкии матче последний рубеж москвичей. И у штурвала элистинского клуба теперь не Виталий Шевченко, а Сергей Павлов, помощник Олега Романцева в сборной России и, может быть, в определенной степени его ученик.

Но Павлов при всем уважении к Романцеву неизменно настраивал свои команды - будь то "Текстильщик" или "Сатурн" - на матчи со "Спартаком" как на самое главное в жизни: и его собственной, и футболистов. А сейчас был дополнительный стимул. Поскольку неделю назад "Уралан" покинул идеальный элистинский газон побежденным в еще одной принципиальнейшей для Павлова встрече - с "Сатурном", в Москве ему необходимо было во что бы то ни стало реабилитироваться. Ведь за победу над "Спартаком" - даже в его сегодняшнем виде - можно, как говорится, все простить.

С ГАЛЕРКИ БЫЛО НЕ РАЗГЛЯДЕТЬ:
КТО ЕСТЬ КТО

А вид у "Спартака", поверженного ЦСКА и "Аланией", был в Великую субботу снова неважный. Это стало очевидно уже в дебюте матча, который остался за "Ураланом" - хладнокровным, уверенным в себе и не испытывавшим ни капли робости перед именитым соперником. Москвичи же, наоборот, выглядели на редкость суетливыми, спешившими неизвестно куда и зачем. Немудрено, что их судорожные попытки комбинировать в фирменном стиле почти всякий раз заканчивались плачевно. Уже тогда, в самом начале игры, поймал себя на мысли: если бы до матча его участники поменялись формой, то с галерки Лужников чрезвычайно сложно было бы определить, кто здесь чемпион России, а кто недавно вернулся в лигу, именуемую теперь на английский манер - "премьер".

Вот только на родине футбола, в их премьер-лиге, "МЮ", например, для которого сезон складывается не так счастливо, как многочисленные предшествующие, тем не менее собирает на манчестерском стадионе "Олд Траффорд" столько болельщиков, что яблоку негде упасть. От "Спартака" же, которым вроде бы далеко не все пока потеряно, очень многие его почитатели, избалованные бесчисленными успехами, в трудный для команды момент отвернулись, затаив, словно соседи после ссоры на коммунальной кухне, смертельную обиду. "Глаза бы мои на этот "Спартак" не смотрели", - вероятно, решили те, кто предпочел просмотр матча с трибуны иным развлечениям. В итоге крохотные группы зрителей растворились в огромной чаше Лужников.

На память даже пришел истошный вопль театрального зрителя: "Включите свет - мне страшно в зале одному!" Конечно, в Лужниках было солнечно и светло, но только под огромным прозрачным козырьком подолгу стояла такая гробовая тишина, будто в центральном круге был установлен столик, за которым сидели Гарри Каспаров и Анатолий Карпов. И серьезного повода нарушить эту самую тишину не было - даже у сверхэмоциональных и самых преданных болельщиков красно-белых. Они, повергнутые в шоковое состояние уже на 9-й минуте, в дальнейшем не находили в себе сил хотя бы заглушить периодически раздававшиеся восторженные возгласы болельщиков элистинской команды: "У-ра-лан"! "У-ра-лан"!"

Признаюсь, подобную картину на матчах "Спартака" я наблюдал впервые. А когда исчезает контакт между болельщиками и командой - ничего хорошего не жди. Да и чего уж там ждать, если на 3-й минуте опытнейший Парфенов вдруг запаниковал и, вместо того чтобы в худшем случае отправить мяч за боковую, без всякой необходимости выбил его на угловой. После чего Гончаров благодарно пожал ему руку. За что? Может, за то, что в свои не забил?

ЦИКЛАУРИ ДОГОНЯЕТ СЫЧЕВА

Шутки шутками, а через шесть минут мяч оказался в воротах "Спартака". Произошло это после того, как Колодин ударом с 30 метров со штрафного угодил в "стенку", мяч взвился в воздух, попал к Аджинджалу, а тот, заметив, что Гончаров чуть выдвинулся вперед, пустил его по замысловатой дуге. Далее мяч рикошетом от штанги отскочил на противоположный угол вратарской, где его подкараулил Циклаури. Помешать ему никто из москвичей не успел.

"Спартак" встрепенулся через пять минут. Правда, не весь - только Титов. Капитан прорвался по левому флангу и прострелил в горячую точку штрафной. А там, если иметь в виду партнеров, - никого. Зато были Чугайнов, проводивший свой 300-й матч в высшем дивизионе, и его с недавних пор одноклубники.

Вскоре спартаковцам все же удалась удивительно красивая - как в лучшие времена - четырехходовка: Титов - Тчуйсе - Бесчастных - Сычев. Молодой форвард после меткого удара уже победно вскинул руки, но праздник омрачил помощник главного арбитра, зафиксировавший офсайд. А на 20-й минуте, когда Титов вывел к воротам того же Сычева, спартаковский бомбардир ограничился тем, что тихонечко переправил мяч Филимонову.

И почти тут же Колодин подкатился сзади под Титова. Интересно, какие чувства испытывал Павлов, пока корчившемуся от боли диспетчеру сборной России оказывали медицинскую помощь. "Что поделаешь: футбол - не балет", наверное, повторял про себя тренер "Уралана" излюбленное в таких ситуациях оправдание...

Через четыре минуты, откликнувшись на передачу Гашкина, бил головой Аваков мяч прошел в считанных сантиметрах от штанги. Вскоре на том же Гашкине заработал вторую желтую карточку Тчуйсе. Вторую не в этой игре, а с тех пор, как в 2000 году попал в "Спартак". Показатель для защитника редкий. Но дело в том, что камерунец, будучи человеком глубоко верующим, убежден: наносить людям травмы - большой грех. И в субботу он согрешил скорее всего потому, что уж больно неуютно ощущал себя на левом фланге обороны. Неудивительно, что после перерыва Романцев перевел его на привычный правый.

Сказать, что эта перестановка коренным образом отразилась на содержании игры красно-белых, значит, тоже согрешить - только против истины. Чемпионы продолжали действовать примерно в том же ключе, что и в первом тайме, за что очень быстро были жестоко наказаны: все тот же Циклаури со штрафного с 23 метров послал мяч в сетку "стенка" и Гончаров лишь проводили мяч глазами. А экс-самарец догнал Сычева в списке лучших бомбардиров.

Что запомнилось еще? Удар "ножницами" Аджинджала. Неловкая попытка Парфенова перебросить мяч через Филимонова. Еще два удара Парфенова, первый из которых парировал вратарь, а второй пришелся в живот кому-то из стойких защитников "Уралана". Наконец, появление на поле после длительного перерыва Калиниченко и Сонина, с чьими именами "Спартак" вправе связывать свое будущее. Надеюсь, куда более светлое и радостное, чем настоящее, которое было зафиксировано на табло, - "0:2".

Нападающий Циклаури в субботу заслужил право стать "Героем Калмыкии". Награды, как показывает история, рано или поздно находят героев. А уж если это зависит от Илюмжинова, ждать ее лучшему бомбардиру "Уралана" наверняка долго не придется.

Сергей ПАВЛОВ,главный тренер "Уралана":

- Результатом, конечно, доволен. Благодарен игрокам, которые сумели настроиться на матч с чемпионом после домашнего поражения от "Сатурна". Тогда решили сменить обстановку, уехав на неделю в Москву. Видимо, это дало положительный эффект. При этом не могу сказать, что против "Спартака" мы показали лучшую игру в сезоне - с "Локомотивом" и ЦСКА выглядели солиднее, но победить не смогли. Сегодня же фортуна вернула нам долг: "Уралан" победил при посредственной игре. Чемпион, говорите, не тот? Ну, это не мои проблемы.

Виктор САМОХИН,тренер "Спартака":

- Наша игра не соответствовала статусу чемпиона. С чем это связано? На протяжении нескольких лет футболисты "Спартака" демонстрировали высокий уровень готовности, но сейчас у команды пропала свежесть, а с ней и острота в атаке.

Вячеслав КОРОТКИН