Газета Спорт-Экспресс № 212 (2705) от 15 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

15 сентября 2001

15 сентября 2001 | Теннис

ТЕННИС

20-летний австралиец Ллейтон Хьюитт, чемпион US Open-2001, по всем законам современного тенниса никогда не должен был выиграть турнир "Большого шлема"

ЛЛЕЙТОН ХЬЮИТТ НАД ЗАКОНОМ

ДОСЬЕ "СЭ"

Ллейтон ХЬЮИТТ

Родился 24 февраля 1981 года в Аделаиде. Живет там же.

Рост -180 см. Вес - 67 кг. Правша.

Профессионал с 1998 года.

Выиграл 10 титулов в одиночном разряде: 1998 - Аделаида (х*). 1999 - Делрэй-Бич (г). 2000 - Аделаида (х), Сидней (х), Скоттсдэйл (х), Лондон (т). 2001 - Сидней (х), Лондон (т), Хертогенбос (т), US Open (x).

Еще 4 раза доходил до финалов: 1999 - Аделаида (х), Скоттсдэйл (х), Лион (з). 2000 - Штутгарт (з).

В парном разряде выиграл 2 турнира: 2000 - Индианаполис (со Столле), US Open (с Мирным).

Еще 2 раза доходил до финалов: 2000 - Аделаида, Сидней (оба - со Столле).

Нынешнее место в АТР Champions Race-2001 - 3. Нынешнее место в рейтинге по итогам 52 недель - 3 (наивысшее за карьеру).

За карьеру заработал 4 195 915 долларов.

* - х - хард, г - грунт, т - трава, з - зал.

ЗАВТРАК С ЧЕМПИОНОМ

Сначала я не узнал его. В компании настоящих атлетов Патрика Рафтера и Марка Вудфорда он казался еще более щуплым, чем на корте. Затянутые на затылке в пучок длинные русые волосы, румянец на щеках... Не звезда АТР Tour, а девушка-старшеклассница!

Он стоял у самого входа в закрытый для посторонних VIP-ресторан брисбенского Marriott, официального отеля полуфинала Кубка Дэвиса-99 Австралия - Россия. На мгновение наши глаза встретились, и я поймал его взгляд - прямой, жесткий, безразличный к окружающим. Это был взгляд человека, абсолютно уверенного в себе.

- Видал вундеркинда? - спросил мой хороший знакомый, приехавший в составе российской делегации на этот матч. - Мы все ему просто поражаемся. Ведь по теннисным меркам - настоящий карлик. Но как играет... Как играет!

А Ллейтон Хьюитт, 18-летний первый номер австралийской сборной, тем временем залил мюсли молоком и сел за свободный столик завтракать. До главной победы в его карьере оставалось без малого два года.

ФАНАТИК СПОРТА

У чемпиона US Open-2001 стопроцентно спортивные гены. Его мать Черилин Рамбэлл выигрывала крупные соревнования по нетболу (разновидность бесконтактного баскетбола), а затем стала преподавателем физкультуры. А отец Глинн, так же, как дедушка и дядя, был профессиональным игроком в австралийский футбол (игра, напоминающая регби).

Хьюитт рос настоящим фанатиком спорта. Он с детства был приучен к зарядке и утренним пробежкам по песчаным пляжам Аделаиды, которые обожает до сих пор. Когда же наступало время отдыха от активных физических упражнений, часами обсуждал со сверстниками последние новости из мира гольфа, плавания, легкой атлетики и, конечно, тенниса.

Азы теннисного мастерства Хьюитт постигал на домашнем травяном корте. Когда в 4 года научился стабильно перебрасывать мяч через сетку, родители решили нанять сыну первого тренера. Еще два года спустя ему стал помогать Питер Смит, бывший теннисный профи, в свое время работавший с нынешним капитаном австралийской сборной в Кубке Дэвиса Джоном Фитцджеральдом и другими известными игроками.

Начиная с 5 лет Ллейтон и его семья регулярно приезжали в Мельбурн на Открытый чемпионат Австралии. Мальчик проводил на стадионе по 12 часов в сутки. Такая преданность игре не могла не отразиться на результатах. Худощавый, но выносливый, он начал регулярно побеждать более старших соперников. И хотя до 13 лет Хьюитт одновременно занимался еще и австралийским футболом, родители давно уже решили, что в конце концов сын должен сделать свой выбор в пользу менее травмоопасного тенниса.

Подобно Марату Сафину, будущий лидер австралийской команды не добивался громких успехов на международных юниорских соревнованиях. Зато на национальном уровне Хьюитт "засветился" еще в 1996-м, когда стал первой ракеткой своей страны в возрастной категории до 18 лет. К слову, Джеслин, младшая сестра Ллейтона, в прошлом году добилась такого же успеха, поэтому не исключено, что ей удастся повторить путь старшего брата.

ФЕНОМЕН-НЕДОУЧКА

В 97-м Хьюитт в 15 лет и 11 месяцев стал самым молодым в истории игроком, которому удалось пройти квалификацию Открытого чемпионата Австралии. И хотя в первом круге основной сетки дебютант турнира уступил умудренному опытом двукратному (1993, 1994) чемпиону Roland Garros испанцу Серхи Бругере, парня заметили и запомнили.

А еще год спустя Хьюитт победил на домашнем турнире в Аделаиде и установил феноменальный рекорд: до него никому не удавалось завоевать титул АТР, находясь в рейтинге всего лишь на 550-м месте. На пути к успеху 16-летний вундеркинд оставил не у дел несколько куда более искушенных мастеров, в том числе Андре Агасси, а в финале обыграл своего соотечественника Джейсона Столтенберга.

То был ключевой момент в его жизни. Родители, поначалу сомневавшиеся в том, что Ллейтон сможет стать профессиональным теннисистом, разрешили ему прекратить образование и начать путешествовать по турнирам. 1998 год он заканчивает уже на 113-й строчке в мировой классификации, а в 99-м, выиграв один турнир и трижды дойдя до финалов, поднимается на 22-е место.

Впрочем, главным достижением Хьюитта в сезоне-99 был выигрыш Кубка Дэвиса. Поочередно заменяя в составе сборной то Марка Филиппуссиса, то Патрика Рафтера, он выиграл по две одиночные встречи в Бостоне в труднейшем выездном четвертьфинале против сборной США и в Брисбене в домашнем полуфинале с командой России. Причем победу над Евгением Кафельниковым в том матче Ллейтон долгое время будет считать одной из самых принципиальных в своей карьере. И хотя в финале против французов два победных очка из трех австралийцам принес Филиппуссис, истинным героем всего розыгрыша Серебряной салатницы в год ее столетнего юбилея справедливо будут считать именно Хьюитта.

В 2000-м его восхождение продолжалось. Выигрыши январских турниров в Аделаиде и Сиднее позволили Хьюитту приехать на Australian Open в ранге лидера АТР Champions Race - новой официальной мировой классификации. И хотя остаться на первом месте Ллейтону не удалось, его стабильности можно позавидовать: на протяжении всех 52 недель года он входил в десятку сильнейших. Новые победы над мировыми звездами, в том числе "королем травы" Сампрасом в финале лондонского турнира на кортах Queen's, цементируют его место в элите. Сезон он завершает в Лиссабоне на Tennis Masters Cup на 7-м месте в рейтинге с превосходным соотношением побед и поражений - 61:19.

ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ

- Ума не приложу - и что это все с ума сходят от Хьюитта, - сказала пару лет назад одна из молодых российских теннисисток. - Вроде бы выступали вместе на одних и тех же турнирах, ничего особенного он там собой не представлял. А теперь все только и восхищаются - Хьюитт, Хьюитт!

Беккер, Иванишевич, Руседски, Крайчек, Филиппуссис, Сафин. Этот список представителей силового направления в теннисе можно дополнить и продолжить. Несколько лет назад многие специалисты утверждали, что игроки типа Майкла Чанга, не отличающиеся богатырским телосложением, в недалеком будущем просто не смогут конкурировать с "силовиками". Однако жизнь не подтверждает эти прогнозы. Талантливейший чилиец Риос с ростом всего 175 см даже становился первой ракеткой мира. Французы Себастьян Грожан (те же 175) и Арно Клеман (и вовсе 173) практически с начала нынешнего сезона входят в мировую двадцатку, а их хитрющий соотечественник Фабрис Санторо (178) снискал славу самого неудобного соперника для могучего Сафина.

Если судить по данным, приведенным в справочнике АТР, рост Хьюитта - 180 см, так же как и у Андре Агасси. Однако в жизни австралиец кажется гораздо ниже. Многие теннисные профи считают, что так, как играет сейчас Хьюитт, не играет никто. И не потому, что его теннис сочетает в себе быстроту и цепкость Чанга со стремлением диктовать сопернику свою волю ударами по восходящему мячу, чем всегда славился Агасси. Дело в другом. Кажется, что Ллейтон выходит на корт с одной мыслью - победить или умереть. Фантастическим настроем на победу он напоминает молодого Джимми Коннорса, так же страстно сражавшегося за каждое очко. Редко успешный для Хьюитта розыгрыш не заканчивается его криком "Come on!" и гримасой на лице. Он все время подгоняет себя, заводит, требует от своего тела максимальной отдачи - может, именно поэтому на его лбу уже пару лет назад хорошо были заметны морщины?

Было бы ошибкой считать, что такой настрой восхищает его соперников. Многие испытывают совершенно противоположные эмоции. Например, известного своим джентльменским поведением на корте Алекса Корретху такие манеры откровенно раздражают.

- Орать на весь зал, начиная с первого же гейма, - просто непозволительно, - возмущался испанец в прошлом году в Лиссабоне на Tennis Masters Cup.

Непредсказуемые выходки Хьюитта порой направлены даже против собственных болельщиков. После того как в этом году в Аделаиде зрители поддерживали одного из соперников Ллейтона, явного аутсайдера, он назвал земляков глупцами. В принципе раздражение Хьюитта понять можно. Ведь из-за усталости, накопившейся после прошлого сезона, и обострившейся болезни (время от времени страдает респираторным заболеванием типа астмы) он поначалу не планировал выступать дома и только в последний момент, по просьбе организаторов соревнований, изменил решение. Однако закона "болельщик всегда прав" никто не отменял.

Не раз страдали от австралийца и судьи. В этом году на Roland Garros Ллейтон во всеуслышание объявил, что обслуживающий его матч главный рефери находится не в своем уме. А во время одного из поединков US Open против американца Джеймса Блэйка в пылу борьбы громко обратил внимание на то, что один из линейных арбитров имеет такой же темный цвет кожи, как его соперник. Эта тирада Хьюитта не осталась незамеченной - некоторые журналисты тут же поспешили записать Ллейтона в расисты. Однако АТР решила никак не наказывать будущего чемпиона, который извинился и признал, что просто погорячился.

- Он абсолютно никого не боится, - рассказывает Питер Смит. - Соперники Ллейтона часто запугивают его, делая громкие заявления на пресс-конференциях, но это всегда оборачивается против них самих. С психологическим давлением Хьюитт научился справляться еще в детстве. Могу дать только один совет: не будите в этом парне зверя!

У Хьюитта, настраивающегося на матч с помощью музыки к своему любимому сериалу "Рокки", мало друзей среди теннисных профи. Один из немногих, кого Ллейтон боготворит, - Патрик Рафтер. Всегда предельно корректный двукратный (1997, 1998) чемпион US Open являет собой полную противоположность забияке Хьюитту. Тем не менее, как утверждает Ллейтон, именно Патрик, а также бывшие руководители австралийской сборной Джон Ньюкомб и Тони Роч помогли ему занять свое место под солнцем. Тренирует же Хьюитта вот уже несколько лет Даррен Кахилл, бывший австралийский профессионал, наивысшим достижением которого является 22-е место в мировой классификации в 1989 году.

ТРИУМФ В НЬЮ-ЙОРКЕ

- Ни я, ни Даррен не планировали, что мне удастся выиграть турнир "Большого шлема" уже в 20 лет, - рассказывал Хьюитт на своей чемпионской пресс-конференции в Нью-Йорке.

Первая половина 2001 года была отмечена для Хьюитта суперпобедой над Густаво Куэртеном, одержанной в Бразилии в матче Кубка Дэвиса. Обыграть короля грунта у него дома, на глазах у преданной торсиды - пожалуй, для этого и впрямь надо обладать фантастическим характером.

На личных же турнирах дела у Ллейтона шли вполне обычно. Подруга, юная бельгийка Ким Клийстерс, преданно поддерживала австралийца в Мельбурне, Париже и Лондоне, но по-настоящему громкими успехами Хьюитт там похвастаться не мог. Несмотря на то, что, скажем, перед Уимблдоном, выиграл два титула на травяном покрытии.

На US Open поначалу казалось, что он снова всего лишь выполнит свою обычную норму - дойдет до четвертого круга, максимум до полуфинала. Но получилось иначе. Обыграв в упорнейшем пятисетовом четвертьфинале молодую надежду Америки Энди Роддика, австралиец затем отдал всего четыре гейма Евгению Кафельникову.

Предположения о том, что россиянин просто уступил крайне неудобному для себя сопернику, оказались справедливыми лишь частично. На следующий день Хьюитт был почти так же безупречен в финале против великого Пита Сампраса. Что ждет нашего героя дальше? Может быть, титул лучшего теннисиста мира? По всем законам тенниса это никогда не должно произойти. Но законы, похоже, пишутся для других.

Евгений ФЕДЯКОВ