Газета Спорт-Экспресс № 212 (2705) от 15 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

15 сентября 2001

15 сентября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД АЛЕКСАНДРА НИЛИНА

ФАНАТЫ И ПУСТОТА

Прочитал в печати о том, что футбольные фанаты в ходе Лиги чемпионов будут теперь вне зависимости от своей клубной принадлежности болеть за всю Россию, то есть за "Спартак" и "Локомотив". Новость следовало, наверное, отнести к отрадным. К немногим отрадным. Все-таки в оголтелость внесены некоторые коррективы.

Но я не доверяю фанатам вообще, и фанам какого-либо клуба в частности. Слишком много зла в сегодняшнем мире происходит именно из-за фанатизма.

Кто-то обязательно скажет, может быть, и с деланным негодованием: а футбол-то при чем? Здесь же несколько иной фанатизм. Не безобидный, конечно, но тем не менее основам жизни не угрожающий.

С этим я как раз и не согласен. Угрожает.

Фанатизм - возьмем, чтобы не отдаляться от темы, лишь футбольный - врывается в пустоту. В то, что теперь называют нишей, кем-то для фанатов освобожденной. И врывается опять же из пустоты. Молодые люди не нашли себя в самостоятельных занятиях и безответственно оккупируют чужое. Людям публичных профессий необходимо повышенное к себе внимание, а в массовых, регулярных проявлениях от кого еще его дождешься, кроме как от тех, кто сделал слепое поклонение знаменитостям своим главным в жизни занятием. Но мне кажется, что тот же известный футболист, смиряясь с присутствием в спортивной жизни фанатов, в глубине души их не слишком уважает. Это же сверстники игрока, бившие баклуши, пока он шел к своей цели. Но теперь тоже хотят быть на виду и, главное, своего добились: с ними вынуждены считаться. Мало того. Они задают тон и агрессивной своей пустотой заражают околофутбольные круги и, что особенно досадно, футбольную прессу.

Мы прониклись искренним сочувствием к нашим футболистам, ставшим жертвой несправедливости. Но все, как обычно у нас, обесценивается по-фанатски агрессивным пустословием, которое никак не прекратится, заглушая, забивая бездарной политической трескотней проблески сколько-нибудь квалифицированного анализа игр, проведенных "Локомотивом" и сборной. И невольно настроенность прессы передается игрокам, хотя сильно подозреваю, что суетливые интервьюеры вытягивают из уставших, измотанных нервотрепкой футболистов и тренеров те ответы, которые легче укладываются в сомнительную концепцию обязательного оправдания неудач и согласия на минимум достижений.

Мне кажется, что неуклюжее сочувствие еще и унижает наш футбол. Торжеством бестактности я посчитал бы и заголовок "А Тироль-то голый". Неужели придумавшему его журналисту не стыдно хотя бы перед Нигматуллиным? Или в жажде хлесткости он о таком нюансе даже не подумал?

Фанатский по духу нахрап пишущей братии особо огорчителен на фоне великолепного в забытой нами корректности и тонкости телерепортажа о матче "Локомотива" с "Тиролем". Прежде мне всегда казалось, что электронная пресса элементарнее, суетнее традиционной. Но, похоже, расстановка сил меняется.

Когда в дни мировых катастроф, как нарочно, читаем, что отечественному футболу, где фол и без того перманентен, надо становиться в необходимости разрушения еще откровеннее и наглее, навсегда позабыв Fair play, приходит в голову: а зачем тогда Марат Измайлов, заставивший вконец отчаявшихся ценителей вспоминать Черенкова и Стрельцова?