Газета Спорт-Экспресс № 175 (2668) от 3 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

3 августа 2001

3 августа 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Александр МАРКАРОВ

УЕЗЖАТЬ ИЗ МАХАЧКАЛЫ НЕ СОБИРАЮСЬ

Гаджи Гаджиев, признанный лучшим тренером России прошлого года, после поражения в Раменском сдал дела Александру Маркарову. Футболисту номер один Дагестана всех времен. Результат - ничья в Петровском парке с "Динамо" и разорванные в пух и прах "Крылышки". И никто больше не говорит, что тренерская рокировка в "Анжи" - шаг необдуманный.

В прочем, и от занятной приставки "и.о." Александру Ашотовичу избавиться клубное руководство пока не предлагает. Памятуя, видимо, опыт столичного "Динамо" - стоило Александру Новикову из тренера исполняющего стать самым что ни на есть главным, как поражения пошли чередой. Кавказская мудрость - учиться на чужих ошибках. А чтоб приставка, подразумевающая зыбкость позиций, к разброду и шатаниям не привела, провел руководитель не только клуба "Анжи", но и дагестанского правительства Хизри Шихсаидов собрание. Было это в гостинице "Украина" накануне игры с "Динамо". Все сомнения насчет маркаровского статуса, если они и были, после того собрания "трудового коллектива" испарились. "За главного у вас Александр Ашотович, и никаких разговоров!" Теперь - никаких.

"КЛУБ МАРКАРОВА"

С тех пор, к великому сожалению, мы с Маркаровым не виделись. А посмотреть чертовски интересно - как он нынче управляется с такой разношерстной компанией, где только национальностей больше десятка.

Во-первых, Ашотыч - человек добрейший. За годы знакомства не помню случая, чтоб голос повысил. Впрочем, не представляю, чтобы прекрасно себе цену знающий Маркаров позволил команде сесть на тренерскую шею.

Сужу по Москве - народ прекрасно знает, что играл Маркаров в футбол. Где - знает только Дагестан. Остальные догадываются, что в "Анжи". Как Маркаров судил первую российскую лигу, помнят разве что коллеги из судейского корпуса. А кто помнит, что послал Александр Ашотович в 42 года к чертям дело судейское - и спустя восемь лет после окончания футбольной карьеры вернулся в футбол. На прежнее место форварда-тарана. Выходил минут за двадцать до конца и исхитрился при том наколотить за второй круг одиннадцать мячей. И - снова ушел. На этот раз совсем. Было это не так давно, между прочим...

Вы вспомните, вспомните! Никто ведь не забыл, что существовал некогда "Клуб Григория Федотова" - для бомбардиров высшей лиги, правильно? Для снайперов первой лиги придумали "Клуб Раздаева". А во второй тем временем царил Маркаров. И его рекорды результативности там никто не побил до сих пор.

Так что, представляю - Александр Маркаров. Исполняющий обязанности главного тренера "Анжи". Человек, эту команду десять лет назад придумавший. Большой футболист.

№7

- Как-то сестра, Света, отдыхала на берегу Каспия, - рассказывал мне года три назад Маркаров. - Там же на сборах сидел бакинский "Нефтяник". Ее поразило, какая у футболистов дисциплина - вот меня в футбольную секцию и отвела. А до того я больше борьбой увлекался. Телосложение позволяло.

Те годы - золотое время для другого Маркарова, легендарного Эдуарда. До сих пор Александр Ашотович, словно заклинание, выговаривает фамилии из того "Нефтяника" - Кузнецов, Маркаров, Туаев, Семиглазов...

На первой же тренировке будущий бомбардир махачкалинского "Динамо" и "Анжи" выбрал футболку с седьмым номером. "Сам не знаю почему! А тогда по системе 3-2-5 играли - игрок под седьмым номером по флангу, как правило, проходил, да навешивал посильнее".

Так бы и бороздил Маркаров бровку, да приболел однажды центрфорвард - и вышел Александр на его место. Забил четыре мяча - и больше позицию не менял.

ОДНОФАМИЛЕЦ

Все к тому шло, что однажды Эдуарда Маркарова в нападении "Нефтяника" сменит Маркаров Александр. Не получилось - Маркаров-старший перебрался в "Арарат".

- Вы представляете, что это значило по тем временам - из Баку в Ереван?! Для азербайджанцев фамилия "Маркаров" стала как проклятие. Меня, однофамильца, освистывали. После того случая еще год-два в Баку армяне играли, а потом их задвигать начали потихонечку. Мне говорили: "Ты, Саша, с фамилией Маркаров в Баку никогда играть не будешь, возьми материнскую..."

Материнскую фамилию Маркаров брать не стал. Играть за "Нефтяник" - тоже. А тем временем люди из "Арарата" мечтали создать связку из двух Маркаровых - звонками одолевали Александра каждый год.

- Как-то осенью не позвонили, так даже жена удивилась: куда, мол, пропали? - рассказывал мне как-то Александр Ашотович. - Вообще все команды высшей лиги приглашали - кроме Тбилиси и Киева. И ЦСКА, и "Локомотив", и "Торпедо". О московском "Динамо" жалею. Бесков звал. Потом и в "Спартак" тоже, но это история отдельная. Первая лига. Не поехал. Когда с футболом уже завязал, встретились с Константином Ивановичем в Тарасовке: "Зря, Сашка, не поехал, был бы сейчас заслуженный мастер спорта..." А с Эдуардом Маркаровым в Ереване встретились. Специально повезли знакомиться.

РЕКОРДЫ АШОТЫЧА

Впрочем, и без высшей лиги Маркаров все возможные рекорды результативности сокрушил. 234 гола за махачкалинское "Динамо" и 11 за "Анжи". Интересная, кстати, история - как Маркаров возвращался в большой футбол. Рассказывал мне ее Михаил Маркаров, сын Александра, нынче забивающий за ростовский СКА: "Поспорили на "видеодвойку" с Магомедовым, тогдашним президентом клуба. Отец говорит - такой, мол, уровень, что я и сейчас выйду - 5 мячей забью. Вышел. Забил одиннадцать".

Весил тогда Маркаров 97 кг. Народ сначала посмеивался, видя, как уважаемый человек на поле в трусах бегает, - потом привыкли люди. Аплодировали.

ЯШИН

- За карьеру три раза только в падении через себя голы забивал, - улыбается Маркаров, - В Таганроге, Махачкале, но самый красивый - еще мальчишкой. В 13 лет. Играли в перерыве матча дублеров московского "Динамо" и "Нефтяника". За Москву Лев Иваныч стоял. Команды на второй тайм выходят, наш "матч" заканчивается - и тут я забиваю. Яшин меня приметил, и по плечу потрепал, когда мимо проходил: "Умеешь!"

Ближе познакомились, когда в московское "Динамо" зазывали. В 72-м. Выхожу из самолета, вижу - Яшин! В голову не пришло, что меня встречает. Дай-ка, думаю, сбоку посмотрю на него. Сам подходит: "Маркаров? Поехали!" Садимся в его голубую "Волгу" с оленем, с ветерком по Москве, разок светофор проскочили на красный - так милиция за автограф отпустила, честь отдали... Дорогой все расспрашивал про Махачкалу. Тот эпизод ему напоминаю, отвечает: "А как же? Помню, конечно! Ты и был?"

МАСТЕР

Не помню уж, после какого столичного матча заметил я - смотрит Маркаров на красоты Петровского парка грустновато. Мог бы гостем в этих местах и не считаться.

В "Динамо" когда-то не задержался - решил, что махачкалинский институт да квартира дороже.

- Мать мечтала, чтобы я институт закончил.

В Махачкале по тем временам не нашлось человека, чтоб подсказать - за столицу цепляться надо. Шанс использовать. Тем более выделило московское "Динамо" Маркарову квартиру на Новой Башиловке - так год ключи в кармане и пролежали. Еще интереснее уходил Маркаров из ростовского СКА - так и не сыграв за него ни единого матча.

- Приехал за мной начальник команды, соблазнил высшей лигой, едем - и только в поезде мелькнуло: куда ж я еду-то?! Отпросился в ресторан - и на ходу спрыгнул. В Махачкалу вернулся.

Так Александр Ашотович не стал заслуженным мастером спорта. Остался просто мастером - как-то вызвонили в Москву, да вручили коробочку со значком. "За верность клубу - десять лет в махачкалинском "Динамо". А с моей репортерской колокольни - за знаменитый воронежский гол надо было Маркарову мастера давать. Сам Александр Ашотович вспоминает его весело:

- 75-й. Выезд Липецк - Воронеж. Два очка надо брать - кровь из носу! В Липецке пенальти не забиваем, ничья. В Воронеж приезжаю с больной ключицей, так ко мне местные подходят: "Саш, ты ж болеешь, не выходи, ладно? А мы тебе вот конвертик приготовили". Отказался. Разозлился даже. Играем. Дождик. Стадион битком. Валера Баскаков судит. Те - грубят. Саше Решетняку нос сразу разбили. Три минуты до конца. 0:0. Принимаю мяч в центре, двух защитников обыграл, третий в майку вцепился. Чувствую - та расползается! А этот приятель за штаны уже цепляется... Потом люди рассказали, что я его на себе тащил. Дохожу до ворот, вратарь отбивает, на меня - добиваю в пустые. На себя смотрю - исцарапанный и в одних трусах. Выиграли, вышли в "пульку".

Уже там понятно стало, что Махачкала первой лиге не нужна - и вышли туда "Даугава", "Терек" и "Колхозчи".

КОНЦЕРТ В ЦИТО

Сам убеждался не раз и не два - в Махачкале Маркарова знает любой. Причем - в лицо. Друзья, друзья, друзья... Впрочем, и в Москве их, друзей, всегда хватало.

Заканчивал он с футболом в 84-м году. Играющим начальником команды.

- Приходилось сдерживаться, когда грубили. Раньше - ответил бы. Прямо на поле говорили: "Играй грубо против Маркарова, он начальник, не ответит". Однажды играли против "Ростсельмаша", а там защитник - Верескун. Грязно играл. В Махачкале он мне нос сломал, а в Ростове я ему. Локтем. Сделал он операцию, подходит ко мне перед матчем: "Все, старое забыто, прекращаем носы ломать". Ладно, прекращаем. Минуте на пятой выпрыгиваю, случайно ему в лицо попадаю - новый перелом!

Были у Маркарова в жизни и другие знакомые. Владимир Высоцкий, например. Познакомились в Ставрополе. Начало 70-х. "Динамо" там играло, а Высоцкий гастролировал.

- Он в цирке между номерами пел по восемь песен. В одной гостинице жили. Ребята меня как профорга отправили - пусть, мол, для команды выступит. Прихожу. "Вы не могли бы?" Настолько его это оскорбило, что я десять раз извинялся! На следующий день в коридоре встречаемся, опять подхожу: "Владимир Семеныч, извините за бестактность, мне так нравятся ваши песни..." На базарах только их и крутили. Заходи, отвечает. Пообщались, обменялись телефонами. В Москве встречались. Я ему как-то саблю привез, он мне катушку с самыми-самыми запрещенными песнями - такую маленькую, что пришлось по всей Махачкале искать проигрыватель с девятой скоростью. Жалко, не сохранилась. Там специально для меня вступление было.

А однажды я в ЦИТО на операцию лег, набираю его номер - здесь больше не живет, отвечают. Дают другой телефон. Перезваниваю. Женщина подходит: "Он в Подмосковье, скоро будет, что передать?" На следующий день приезжает ко мне в палату. С гитарой. Устроил прямо у кровати концерт. Люди собрались вокруг. Врач на следующий день Мироновой жалуется: "Этот дагестанец барда какого-то привел!" Зоя Сергеевна подходит: "Владимир Семеныч еще раз приехать не может, спеть для отделения?"

РЕФЕРИ

И в судействе у Маркарова все получалось, когда сам играть перестал. Словно экзамен для самого себя - сдал и забыл. Судить бросил. А ведь по возрасту мог выходить на поле со свистком еще пару лет назад...

- Нравилось это дело. Как-то звоню в Москву, Липатову: "Хочу судить!" Тот сразу на сборы отправил. И - шок. Будто в академию попал. Как Липатов занятия ведет? "Как бы вы ни отсудили, кто-то будет недоволен". Потом зачитывает случай: "Судья работал предвзято, тренер протестовал..." Угадайте, говорит, какой год. Кто угадает, сразу будем рекомендовать. Никто не мог. Оказалось - 1908-й.

Однажды растерялся. Валера Маслов мне японские часы подарил с секундомером. 13 лет работали. Белгород. Игра. Остановились! И свистнул я на три минуты раньше. Счет ничейный, никого не устраивает. Игроки уходят, зрители тоже, Шкловский, инспектор, ко мне подлетает: "Три минуты, протестовый вариант!" Еле уговорил команды вернуться.

"АНЖИ"

Сегодня уже кажется, что "Анжи" существовал всегда. А ведь он - едва ли не самый молодой клуб в России. И придумал не только название, но и команду эту именно Маркаров. Потом из собственного клуба ушел. Чтобы через год вернуться. Устал, говорит, от футбола - решил детьми заниматься, вторую лигу инспектировать. Уговорил его вернуться Гаджиев.

А года полтора назад потрясло сообщение: "В подъезде собственного дома ранен старший тренер "Анжи" Александр Маркаров..."

До тех пор в людей футбольных у нас как-то не стреляли. Да и в околофутбольных стреляли редко. Казалось, быть такого не может - чтобы в Махачкале стреляли в Маркарова.

Приехал я, помню, в дагестанскую столицу как раз, когда выписался Маркаров из госпиталя. Присели мы на базе "Анжи", поговорили.

- Самое обидное, когда говорят, будто бы Маркаров знает, кто в него стрелял - но не представляю я! С деньгами не связан с момента основания клуба. С трансферами тоже, хоть в этих делах и разбираюсь...

Потом рассказал, как все произошло:

- Увидел на первом этаже человека, тот резко руку вскинул. Выстрела не слышал, щеку что-то обожгло... Мог бы его догнать, но с простреленной головой особо не побегаешь. Гильзу нашли от бельгийского пистолета. Да знал бы я, кто стрелял - сам бы разобрался! 30 лет в Махачкале живу - кругом друзья. Приходят: "Ашотыч, намекни, мы разберемся". Московские приятели зовут, обещают квартирой помочь - нет, отвечаю. Не поеду. Никуда.

Действительно, не поедет.

Юрий ГОЛЫШАК