Газета Спорт-Экспресс № 207 (2403) от 11 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 8

11 сентября 2000

11 сентября 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

Воскресенье, 10 сентября. ГОНКА

АВАРИЯ ГОДА

ИЗБЕЖАВ КОШМАРНОГО "ЗАВАЛА", ШУМАХЕР ОПЕРЕДИЛ ХАККИНЕНА

Эта гонка как бы состояла из двух частей. Первая уложилась в какую-то минуту в начале стартового круга. Вторая растянулась на всю оставшуюся дистанцию. Причем если сравнивать эти "половины" "Гран-при Италии", то первая получилась гораздо богаче на события. Авария в повороте "Роджия" получилась столь массовой и страшной - не авария, а настоящий велосипедный "завал", - что показалось: на последующих 52 кругах гонка как бы отходила от стартового кошмара. Да так и не отошла - до самого финиша.

Расклад сил на стартовой решетке выглядел весьма рискованным для лидера сезона Мики Хаккинена. Дело было даже не в том, что по итогам квалификации он оказался позади своего главного конкурента Михаэля Шумахера, а в том, что между двумя основными претендентами на звание чемпиона мира-2000 вклинился партнер Шумахера по "Феррари" Рубенс Баррикелло. Итальянская команда, первенство которой в начале сезона казалось незыблемым, не побеждала уже пять "Гран-при" подряд, уступила лидерство Хаккинену и "Макларену", а поскольку до конца чемпионата оставалось всего четыре этапа, триумф Шумахера, был необходим "Феррари" как воздух, тем более - на родном автодроме в Монце. Так что Хаккинен имел все основания опасаться, что если он не опередит хотя бы один из красных болидов на старте, то окажется в патовой ситуации: пока одна "Феррари" (Баррикелло) будет сдерживать финна, другая (Шумахер) начнет стремительно уходить вперед.

Не добавлял спокойствия участникам итальянского "Гран-при" и первый поворот трассы, конфигурация которого в этом году сильно изменилась. Хотя большинство команд совсем недавно - в конце августа - начале сентября - проводили тесты на этом автодроме, в позавчерашней квалификации редкий пилот избежал ошибок в коварной асфальтовой извилине, "Прима варианте".

На счастье Хаккинена Баррикелло засиделся на старте и не только пропустил финна вперед, но и как следует притормозил маститого стартера, а также главного героя субботней квалификации Жака Вильнева. Хаккинен с ходу пытался побороться и с Шумахером, но прямая была слишком коротка - в "Прима варианте" первым вошел немец. За двумя лидерами образовалась настоящая пробка, жертвой которой стал Эдди Ирвин. Единственной жертвой. Однако то была лишь прелюдия к основной драме. Главное испытание ожидало гонщиков через несколько десятков метров - в "Варианте делла Роджия".

Машины, разогнавшиеся к концу прямой, шли столь плотно, что любой неосторожный поворот руля был чреват непредсказуемыми последствиями. Хайнц-Харальд Френтцен, шедший по левой бровке, не выдержал - он дернулся вправо и столкнулся с задним колесом своего партнера по команде Ярно Трулли. Сработал "эффект домино": обе желтые машины развернуло, и они вынесли в гравийную полосу шедшие впереди болиды Дэвида Култхарда и Баррикелло. Обломки летели во все стороны. Колесо угробленного Френтценом "Джордана" взвилось "свечой" на такую высоту, куда не долетал сам Майкл Джордан! Но и это было еще не все - когда четверка пострадавших машин откувыркалась и встала на обочине в самых причудливых "позах", из "Роджии" им вслед вылетел (то ли на двух колесах, то ли вовсе на одном!) "Эрроуз" Педро Де Ла Росы. Полет испанца был страшен. Оранжево-черный болид перевернулся в воздухе и замер, сцепившись с останками "Феррари" Баррикелло. Когда пыль немного осела, взору зрителей предстала картина, сильно напоминающая автомобильную свалку.

Никто из пилотов, побывавших в аварии, не получил серьезных повреждений. А вот Паоло Гислимберти, один из обслуживающих гонку "маршалов", оказавшийся в гуще событий, был в критическом состоянии доставлен вертолетом в одну из ближайших больниц, где вскоре скончался. Остальные отделались испугом, но отнюдь не легким. 10 кругов оставшиеся в строю пилоты унимали нервную дрожь, следуя по трассе за пейс-каром. Прийти в себя удалось не всем: Баттон сошел из-за собственной несдержанности, Вильнев - видимо, из-за последствий аварии (в момент столкновения Френтцена и Трулли он шел справа от первого и сразу за вторым), Хайдфельда просто развернуло. На трассе осталось всего 12 машин.

Когда гонка возобновилась, Шумахер медленно, но верно принялся отрываться от Хаккинена - оба лидера успели проскочить "Роджию" до аварии. Главным же возмутителем спокойствия после нее стал Риккардо Зонта, отработавший и за себя, и за Вильнева - БАР бразильца демонстрировал такую скорость, что редкий круг обходился без обгона в его исполнении. Зонта с завидным постоянством опережал соперников в одном и том же месте - в конце прямой старт-финиш, перед "Прима варианте" - и в результате вырвался на 4-е место. Однако вскоре секрет подобной прыткости стал ясен всем: бразилец намного раньше остальных отправился в боксы на дозаправку, продемонстрировав, что выбрал тактику не одного, а двух пит-стопов. Зонта, конечно, сохранял шансы пробиться в число лидеров, ведь и после остановки его машина была достаточно легкой, а обгонять нужно было не "Джорданы" и "Уильямсы", а "Зауберы" с "Минарди". Но выше 6-го места БАРу пробиться не дал Александр Вурц. Нагнав "Бенеттон" австрийца. Зонта попробовал применить коронный трюк в конце стартовой прямой - один раз, другой - ничего не получилось. И бразильца словно подменили. Он предпочел сразу провести вторую дозаправку, однако после нее поехал ничуть не быстрее Вурца - когда 6 кругов спустя "Бенеттон", в свою очередь, побывал в боксах, он вернулся на трассу впереди БАРа. Больше Зонта Вурцу уже не досаждал.

Что же касается Шумахера с Хаккиненом, то когда немец первым заехал на пит-стоп, его преимущество уже перевалило за 10 секунд, так что последовавшее затем 4-круговое лидерство финна было чисто формальным. На последних 10 кругах Шумахер вел машину предельно осторожно - он шарахался от круговых, словно черт от ладана, и отставание Хаккинена стало заметно сокращаться. Однако то была лишь иллюзия соперничества - поезд финна уже ушел.

Шумахер победил на родном автодроме команды "Феррари", в присутствии десятков тысяч своих болельщиков. Дистанция между ним и Хаккиненом в общем зачете чемпионата мира сократилась до чисто символических двух очков. Кроме того, Михаэль одержал 41-ю победу в карьере, сравнявшись по этому показателю с Айртоном Сенной - большее количество "Гран-при" (51) выиграл только Ален Прост.

На пресс-конференции триумфатор плакал.

Лев ТИГАЙ