Газета Спорт-Экспресс № 195 (2391) от 28 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

29 августа 2000

29 августа 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

Суббота, 26 августа. КВАЛИФИКАЦИЯ

ХАККИНЕН ВНОВЬ ПОСЫЛАЕТ
ПЕЛОТОН В НОКАУТ!

Поразительно красивую и легкую победу в 13-й квалификации сезона-2000 одержал в Спа двукратный чемпион мира Мика Хаккинен из "Макларена". Ближайшего преследователя он опередил на 0,773, а своих главных конкурентов в борьбе за высший титул Михаэля Шумахера из "Феррари" и напарника по команде Дэвида Култхарда - почти на секунду!

Лина ХОЛИНА

из Спа

"Красная вода" - уникальный поворот. На каждом круге он бросает вызов гонщику. Такое впечатление, что этот вираж постоянно меняется! "Если у тебя хорошая машина, то ты можешь пройти его на высокой скорости и почувствовать ни с чем не сравнимую радость", - так отозвался о "Красной воде" Михаэль Шумахер, которому можно верить: из ныне действующих пилотов именно ему принадлежит рекорд по количеству побед в Бельгии. В минувший уик-энд немцу предстояло дать тут бой пилотам "Макларена", в первую очередь Мике Хаккинену, который двумя неделями ранее впервые в сезоне отодвинул Михаэля на вторую строку в зачете чемпионата. Все были почти уверены в том, что расклад на бельгийском "Гран-при" таков: Шумахер - фаворит, все остальные - в лучшем случае претенденты...

Однако уже в пятницу стало ясно, что прогноз этот был как минимум поспешным. Первые тренировки в одни ворота выиграл Култхард, Шумахер же закончил их только пятым.

СТЫЧКА С ФРЕНТЦЕНОМ
ДОРОГО ОБОШЛАСЬ КУЛТХАРДУ

Суббота и вовсе началась с сюрприза. По итогам двух 45-минутных утренних тренировок первым был Хаккинен, за ним шли Дженсон Баттон и Ярно Трулли, и только чуть ли не в середине таблицы обосновались Култхард, Шумахер-старший и его партнер по "Феррари" Рубенс Баррикелло. Тогда к этому мало кто отнесся серьезно. А зря.

Квалификация началась лишь через 13 минут после открытия трассы. Когда на ней размялся Гастон Маццакане, боксы первым из лидеров покинул Хаккинен. И естественно, сразу же оказался на промежуточном поуле - 1.51,680. Позиция финна немедленно была атакована Трулли, показавшим второй результат, но его сбросил на ступеньку ниже Шумахер. Через первые полчаса заездов картина была такова: Хаккинен, Михаэль Шумахер, Трулли, Ральф Шумахер, Баттон, Култхард - и только 9-й Баррикелло. Довольно неожиданно, правда?

Впрочем, объяснить, почему между Хаккиненом и Култхардом оказалось столько народа, легко: шотландец, который всегда бывает в Спа довольно агрессивным, поскандалил на трассе с Френтценом. Причем трижды. Гонщики, не поделившие пространство, сорвали друг другу по паре попыток, и Култхард в итоге оказался на грани вылета из десятки быстрейших. Лишь за 10 минут до конца сессии он сумел подняться на 4-е место, с которого его в последний момент согнал Шумахер-старший. В результате шотландец показал свое худшее в сезоне-2000 квалификационное время.

Любопытная деталь: готовясь к гонке в Спа, Дэвид внимательнейшим образом проанализировал телеметрию уникальных стартов своего напарника Хаккинена в Германии и Венгрии. "В последнее время я стартовал из рук вон плохо, поэтому решил разобраться в том, как это делает Мика. Но одно дело - понять, и совсем другое - повторить, - говорит Култхард. - Мика почти убедил меня в том, что для победы совсем не обязательно стоять на первой линии. Главное - раньше всех войти в поворот!"

В воскресенье Дэвиду предстояло продемонстрировать, помог ли ему этот "ликбез".

Что же касается пилотов "Феррари", то они практически всю квалификацию были в тени. За поул с финном фактически боролись лишь Трулли и Баттон. Конечно, о настоящей борьбе речь не шла: было ясно, что ни итальянец, ни молодой англичанин, дебютировавший в этом сезоне, не улучшат время финна. Опыта мало, да и их отставание от него было все-таки значительно.

ФИНН ПОДОБРАЛ КЛЮЧИК
К "КРАСНОЙ ВОДЕ"

- Мика, 26-й в карьере поул достался вам как-то уж очень легко. А ведь это Спа, где идеально настроить машину, по-моему, просто невозможно. Но вам это вроде бы удалось. Ни одной проблемы за два дня!

- Действительно, каким-то чудом нам удалось найти правильные настройки, несмотря на то, что трасса здесь полустационарная, ее состояние изменяется не только от года к году - становится больше неровностей, но и изо дня в день!

- Ваши главные соперники в борьбе за чемпионский титул на сей раз далеко.

- (После паузы.) Я даже не знаю, что сказать по этому поводу, как объяснить. Знаю только, что моя главная задача - победить в воскресной гонке. Не могу сказать точно, что мне потребуется для этого сделать. Не люблю прогнозы - в гонке почти всегда происходит такое, что не спланируешь.

- На ваш взгляд, второй, средний сектор трассы - ключ к хорошему результату в Спа?

- Да, "Макларен" был сегодня здесь посильнее остальных. Но я не считаю, что только средний сектор решает все. Ни один из секторов не является суперрешающим. Необходимо найти баланс. Это заметно в особенности в "Красной воде", на выходе из которой тебе никогда не хватает прижимной силы. Вообще аэродинамический характер Спа совершенно не такой, как на других трассах. И "Макларен" сумел к нему приспособиться.

- На старте гонки у вас будут совершенно новые оппоненты. Вы не побаиваетесь этих молодых ребят?

- Нет. Уверен, что они сыграют по правилам. Я действительно стартую рядом с ними в первый раз и также, как они, не имею опыта поведения в такой ситуации. Если бы рядом были Михаэль и Дэвид, я предугадал бы их действия. Поэтому единственное, что остается, это постараться сохранить головы холодными и не наделать каких-нибудь глупостей. Если завтра мы нормально войдем и выйдем из первого поворота, гонка будет прекрасной!

Получить комментарий Шумахера оказалось непросто: немец не любит объяснять свои неудачи. Совместными усилиями примерно двух дюжин представителей прессы из него удалось выжать лишь признание в том, что "Феррари" на сей раз не в состоянии соперничать с "Маклареном": "Обе наши машины уступают маклареновским, хотя, не окажись помех на моем последнем быстром круге, я был бы вторым. Тем не менее для борьбы за поул у нас не было нужной скорости и других составляющих успеха. Это сейчас тревожит меня больше всего. Но, с другой стороны, кто думал, что Мика выиграет в Венгрии? Так что давайте дождемся воскресенья".

А НУЖЕН ЛИ ШУМАХЕРУ ПОУЛ?

Вопрос непраздный. После гонки в Венгрии, где Шумахер стартовал лидером, а все лавры достались Хаккинену, немца начали в открытую критиковать. И правда, в активе Михаэля 28 поул-позишн - и только 10 побед с нее. Более того, с начала 1998 года Михаэль 11 раз стартовал с первого места - и лишь дважды выиграл! Не лучшая статистика в "Формуле-1".

"На старте всегда важна удача, - защищается от нападок Шумахер. - Это мимолетный момент гонки, но едва ли не ключевой: в эти секунды необходимы максимальная мощность и хорошее сцепление, чтобы мотор не заглох. Представляете, сколько случайностей может ожидать тебя только на старте! Так что удачно уйти в гонку - большое счастье. В этом году я уже сделал несколько хороших стартов, но это не повторяется бесконечно".

Между прочим, сложные взаимоотношения немца с поулом проявляются в самые критические моменты. Стоит вспомнить наиболее ужасный из них: 1998 год, Сузука, Шумахер борется за чемпионский титул, выигрывает квалификацию, но на старте мотор его "Феррари" глохнет - и выигрывает Хаккинен. И гонку, и титул. Так что, может, немцу поул вовсе и не нужен?