Газета Спорт-Экспресс № 195 (2391) от 28 августа 2000 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

28 августа 2000

28 августа 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

51-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

Воскресенье, 27 августа. ГОНКА

МАНЕВР ГОДА!

Вчера на трассе в Спа двукратный чемпион мира из "Макларена" Мика Хаккинен совершил в повороте "Ле Комб" маневр года. Отставая от лидера "Гран-при Бельгии" двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера из "Феррари" почти на полсекунды, финн за 4 круга до финиша, когда оба лидера проходили на круг Риккардо Зонту на "БАРе", атаковал с третьей позиции по внутреннему радиусу! Такого не делал даже великий Айртон Сенна. Ни высокая для такого медленного поворота скорость, ни наименее выгодная траектория не помешали Хаккинену вернуть себе лидерство в гонке. Теперь в общем зачете 51-го чемпионата мира он опережает Шумахера на 6 очков.

Лина ХОЛИНА

из Спа

К воскресенью от совершенно летней - столь редкой для Арденн! - идиллии не осталось и следа. Если в пятницу и субботу было солнечно и сухо, то уже утром в день гонки в Спа стало сыро и довольно прохладно. Утренняя прогревочная тренировка прошла на мокрой трассе - и первой жертвой дождя стал Джанкарло Физикелла, разбивший свой "Бенеттон" в повороте Ставело. Болид сорвало с трассы и боком швырнуло в отбойник. Перевернувшись, вдребезги разбитая машина замерла вверх днищем... Кокон безопасности вновь сыграл отведенную ему роль - спортсмен вылез из обломков "Бенеттона" целым и невредимым. Но вот шасси теперь придется списать...

В гонку пелотон - впервые уж не помню за сколько времени - ушел под предводительством пейс-кара, который кругом позже предоставил пилотов самим себе. Ситуация сразу же стала накаляться - дождь стих, асфальт начал сохнуть. Хаккинен на дождевой резине легко наращивал преимущество, Трулли попал под прессинг настойчивых атак Баттона, а Шумахер, застрявший за дуэлянтами, ждал момента, чтобы разом пройти обоих молодых петухов.

В итоге от повышенной активности Баттона пострадал пилот "Джордана" - на 4-м круге в повороте "Ла Суре" молодой англичанин ударил машину итальянца в правый бок, в результате чего гонка для последнего закончилась.

Почти тут же самые отчаянные - в том числе стартовавший 17-м Жан Алези - поехали менять дождевую резину на псевдослик. Этим маневром француз сделал себя претендентом на высокое место - благодаря сумасшедшей скорости из 17-го стал 8-м, а затем и 4-м. Увы, но сход на 32-м круге вновь перечеркнул феноменальные усилия Жана. Вот уж кому катастрофически не везет! Его бы таланту и азарту да по-настоящему хороший автомобиль...

Блестящая езда Алези стала сигналом к переобуванию для всего пелотона. Из фаворитов гонки первым это сделал Шумахер-старший. Кругом позже - Хаккинен, которому эта задержка не помешала сохранить лидерство. А вот Култхарду, который поехал в боксы еще через круг, она обошлась дороже - он сразу же стал не 3-м, а 9-м.

На 13-м круге произошла смена лидера (поначалу показалось, что не только гонки, но и чемпионата!) - Шумахер, шедший после смены резины несколько быстрее Хаккинена, воспользовавшись неприятностью финна, который поскользнулся в луже и чуть не вылетел с трассы, сделал сопернику ручкой. После чего только наращивал преимущество - проходя круги резвее Хаккинена, к 19-му довел его до 10,734.

Показалось, что количество событий, отведенных на эту гонку, было строго дозированным - и все они высыпались из рукава судьбы на первых кругах. По крайней мере после рокировки лидеров наступило долгое затишье. Даже назревавшая - но так, увы, и не назревшая - схватка между Култхардом и Френтценом не оживила картины. Да и разрешилась эта дуэль нервов в боксах: на 29-м круге оба одновременно заехали на пит-стоп - и "Макларен" выпустил своего пилота раньше почти на 2 секунды.

Очередная вспышка активности наступила примерно на экваторе гонки, когда для большинства спортсменов подошло время плановых пит-стопов. Шумахер побывал в боксах раньше Хаккинена, временно - на 7 кругов - уступил финну бразды правления, но после того, как дозаправился и Мика (причем на 2,5 быстрее немца!), все вернулось на круги своя.

Это случилось на 28-м круге - и показалось, что 41-я в карьере победа, так долго ускользавшая от Шумахера, наконец-то придет к немецкому суперчемпиону.

Ан, нет. После того как Хаккинен вернулся на трассу, он и Шумахер словно бы поменялись ролями. Теперь уже машина финна шла порой на секунды быстрее - и казавшееся вполне комфортным преимущество немца начало таять. За 5 кругов до финиша Хаккинен подобрался к конкуренту на дистанцию для атаки, но с решающим маневром медлил. Кругом позже он предпринял-таки попытку атаковать лидера гонки - в тот момент, когда оба проходили на круг "Минарди" Марка Хене. Но для того чтобы выйти в лидеры уже здесь, финну, во-первых, не хватило дистанции и скорости, во-вторых, Шумахер довольно жестким маневром предотвратил покушение на свои права. А вот чуть позже на том же круге ничто немца уже не спасло.

В истории "Формулы-1" есть моменты, которые можно смотреть в видеозаписи сотни раз. Вчерашняя атака Хаккинена в повороте "Ле Комб" из их числа. Она сделала бы честь любому из величайших гонщиков прошлого, чьи биографии - в отличие от пилотов нынешних - богаты ярчайшими атаками. Это не в укор нашим современникам: отсутствие красочных поединков - не вина их, а беда. Увы, но современные болиды так устроены, что по законам физики и механики поединки колесо к колесу на них попросту невозможны. Потому-то у атаки Хаккинена особая цена. Кругового Зонту, державшегося по центру трассы, Шумахер начал обходить по внешнему радиусу - так было легче и безопаснее. А вот шедший в кильватере немца Хаккинен, мгновенно оценив ситуацию, метнулся вправо - внутрь виража! Для того чтобы выйти из него победителем, ему нужно было, во-первых, не сбрасывать скорости и, во-вторых, суметь удержать машину на наименее выгодной траектории.

И он это сделал.

Когда Шумахер увидел впереди себя серебристый силуэт машины соперника, у него на какой-то момент сдали нервы. "Феррари" задергалась, как породистый рысак, сбившийся с хода при атаке соперника. Этой заминки Хаккинену хватило для того, чтобы мгновенно оторваться от соперника на 2 секунды. Продержаться с таким просветом оставшиеся 3,5 круга было лишь делом техники.

- Это выглядело потрясающе, - сказал после финиша счастливый победитель. - Разворот в луже, конечно, никто не планировал, но кербовые камни здесь, в Спа, страшно скользкие - когда попадаешь на них, как правило, оказываешься бессилен. Мне повезло, что я остался в гонке. Обгон на прямой с круговым между тобой и соперником - нечто не совсем обычное. Я знал, что у меня нет шанса пройти Шумахера непосредственно в борьбе - он бы мне его попросту не дал. Поэтому я привел в действие "план В"...

Шумахер признал, что удержаться впереди Хаккинена он не мог: "Команда по радио сообщила мне, что на прямых я намного медленнее Мики, поэтому если бы он не прошел меня на 40-м круге, то неминуемо сделал бы это кругом или двумя позже. Я сделал все, что было в моих силах, завоевал 6 очков и, хотя несколько осложнил свое положение, все-таки окончательно шансов на титул не потерял".