Газета Спорт-Экспресс № 150 (2346) от 6 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

6 июля 2000

6 июля 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Вторник, 4 июля, стал знаковым для итальянского футбола днем. В Турине "Ювентус" провел презентацию самого дорогого приобретения в истории клуба - француза Давида Трезеге. Того самого, что двумя днями раньше забил золотой гол Euro-2000 в ворота сборной Италии. По иронии судьбы, в день представления в Турине палача "Скуадры адзурры" подал в отставку ее главный тренер - Дино Дзофф. Последнее событие превратилось в сенсацию. Резонанс от нее в Италии сопоставим, наверное, с предновогодней отставкой первого президента России Бориса Ельцина.

ГОРДОСТЬ + ПОЛИТИКА = ОТСТАВКА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

Георгий КУДИНОВ

из Милана

ПРЕЗИДЕНТ "МИЛАНА" РВЕТСЯ В ПРЕМЬЕРЫ

Легко могу представить себе изумление любителей футбола за пределами Италии. Многие из них вряд ли смогут понять, почему должен уходить с занимаемой должности тренер, который довел далеко не самую сильную в своей истории национальную сборную до финала европейского первенства. Более того, едва не довел до триумфа: не хватило всего-то тридцати секунд. Да что говорить об иностранцах, если в самой Италии решение Дзоффа вызвало столько откликов, что одно их перечисление заняло бы в "СЭ" все свободное место. Поэтому попытаюсь вкратце изложить точку зрения на случившееся российского журналиста.

Если смотреть на события поверхностно, то все очень просто: президент "Милана" Сильвио Берлускони публично выразил сомнения в профессиональных способностях главного тренера сборной Италии. На это последний, известный своей гордостью, человек, ответил на следующий день объявлением об отставке. Кто-то скажет: "Подумаешь, какой-то Берлускони назвал какого-то Дзоффа дилетантом. А тот решил на него обидеться". Но в том-то и дело, что "какой-то" Берлускони - одна из ведущих политических фигур Италии, знаменитый медиа-магнат, и многие не без оснований полагают, что лидер правых станет следующим главой правительства. Однажды Берлускони уже был премьер-министром - и его желание вернуться на этот пост не знает границ. Что касается Дзоффа, то он является - точнее, являлся - не просто тренером "Скуадры адзурры", а живой легендой кальчо. Для Италии, где футбол - не игра, а часть жизни, бизнеса и политики, случившееся означает: оскорбили не только Дзоффа, но и задели честь страны. А подобные вещи уже выходят за рамки непосредственно футбольных событий.

Почему Берлускони вдруг решил "выстрелить" по Дзоффу? Если исходить из собственных признаний политика, его привело в ярость то обстоятельство, что в финале чемпионата Европы итальянцы не держали персонально Зидана в последние двадцать минут, из-за чего, дескать, и проиграли. Можно сделать два предположения: либо Берлускони не видел игры в Роттердаме, либо перегрелся на ярком миланском солнышке. Но сам политик уверяет, что посмотрел матч на "Де Кейп" не только в прямом эфире, но и в записи. Значит, он не мог не видеть: Италия уступила вовсе не из-за Зидана. Вариант с солнечным ударом тоже не годится - у самого богатого человека страны достаточно кондиционеров.

Тогда откуда эта жесткая атака? Полагаю, что Берлускони, который рвется к власти, попытался нанести косвенный, но сильный удар не столько по Дзоффу, сколько по нынешнему правительству, левоцентристской коалиции. Оппозиция всегда ищет повод для критики, а тут и повод подвернулся. Похоже, на фоне всенародного разочарования итогом финального матча и хвалебных слов в адрес сборной и лично Дзоффа со стороны президента Италии Берлускони решил сыграть на контрасте. Вот, мол, смотрите на них: они поддерживают Дзоффа, который лишил страну титула.

Можно напомнить: шесть лет назад, накануне финала чемпионата мира-94 в США премьер-министр Берлускони, будучи уверен в победе над бразильцами, попытался провести через парламент закон, освобождавший от ответственности замешанных в темных делах чиновников и политиков. В народе этот закон прозвали "спасение воров", но, по замыслу главы правительства, в дни общенационального триумфа все должно было пройти гладко. Однако "Скуадра адзурра" проиграла, а закон принят не был.

Не исключено, что теперь искушенный политик решил опять сыграть на эмоциях избирателей, нанеся удар по команде Дзоффа, которому симпатизируют многие левые. Если так, если за атакой Берлускони действительно стояли политические интересы, то президент "Милана" просчитался: он встретил яростное сопротивление со стороны не только политических противников, но и в мире футбола. Впрочем, это вовсе не означает, что Берлускони не станет главой правительства: он своего добиваться умеет.

ДЗОФФ НЕ НАМЕРЕН БРАТЬ УРОКИ У СИНЬОРА БЕРЛУСКОНИ

Но как бы то ни было, почему именно так отреагировал сам Дзофф - человек, далекий от политики. Разве нельзя было воспользоваться методами оппонента или просто не заметить слов Берлускони, продемонстрировав тем самым, что слова президента "Милана" значат не больше, чем мнение какого-нибудь официанта?

Берлускони, кстати, уже пошел в какой-то степени на попятную: он уже уверяет, что слова "недостойный и позорный" не относились лично к Дзоффу, что касались они концовки матча на "Де Кейп". А фраза о том, что у человека "ум есть или его нет" вообще, дескать, касалась его самого, а отнюдь не Дзоффа.

Поздно оправдываться. Супер-Дино принял все сказанное на свой счет и заявил:

- Я не собираюсь брать уроки человеческого достоинства у синьора Берлускони. Мне не кажется правильным в этой ситуации продолжать представлять Италию.

Такая позиция Дзоффа у меня лично вызывает уважение - принять столь волевое решение дано не каждому. К тому же слова Берлускони еще и легли на благодатную почву: перед началом чемпионата Европы и по ходу его главный тренер итальянской сборной подвергался такой жестокой и чаще всего несправедливой критике в прессе и на телевидении, что желание уйти могло созреть еще раньше. Нужна была та самая капля, которая переполняет чашу терпения.

Можно ли повернуть ситуацию вспять? Люди, которые хорошо знают Дзоффа, уверяют: он не изменит своего решения, хотя сейчас и предпринимаются активные попытки заставить Супер-Дино передумать. Но более вероятен вариант, что он вернется в римский "Лацио" - на пост президента клуба.

Ну а в национальной сборной претендентом номер один на пост главного тренера считается Джованни Трапаттони. Правда, конкуренцию ему может составить наставник молодежной сборной страны Марко Тарделли. Но за знаменитым некогда футболистом скорее более отдаленное, а не ближайшее будущее "Скуадры адзурры".