Газета Спорт-Экспресс № 239 (2138) от 18 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

19 октября 1999

19 октября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ"

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШУМАХЕРА ПРОИЗВЕЛО ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ ЭФФЕКТ

Только самые отпетые пессимисты могли предсказать поражение лидера в общем зачете финна Мики Хаккинена в 15-й квалификации 50-го чемпионата мира. В 14 предыдущих гонках 30-летний первый пилот "Макларена" уступал поул лишь трижды, создав себе прочную репутацию непревзойденного аса квалификации. Однако в минувшую субботу на автодроме Сепанг в Малайзии финн потерпел сокрушительную неудачу, заняв лишь 4-е место. А двойную победу праздновали основные соперники "Макларена": триумфально вернувшийся после трехмесячного перерыва Михаэль Шумахер во второй раз в этом сезоне завоевал первое место на стартовом поле, а его напарник в "Феррари" Эдди Ирвин, ведущий борьбу за титул чемпиона мира, показал второй результат.

Дебютный "Гран-при Малайзии", то есть совершенно незнакомая для гонщиков трасса, предстоящая в воскресенье битва за сохранение шансов на чемпионскую корону, возвращение на трассу двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера - все это обещало превратить субботнюю квалификацию в совершенно непредсказуемое действо. Таковой она и оказалась. Лидер чемпионата Хаккинен проиграл четвертую в этом сезоне квалификацию, причем хуже в этом году финн выступил лишь однажды - на "Гран-при Франции" после сумасшедшего часа под дождем в Маньи-Куре. Причем впереди Мики оказались не только оба пилота "Феррари" во главе с Михаэлем Шумахером, выигравшим второй поул в этом году после Монреаля и 22-й в карьере, но и Дэвид Култхард, в третий раз в сезоне обогнавший своего товарища по команде, сделав это мастерски, в стиле самого Хаккинена (непонятно только, зачем, учитывая положение гонщиков в общем зачете и важность стартовой позиции). К неожиданностям, хотя и отнюдь не судьбоносным, можно отнести и небывало великолепное выступление команды "Стюарт", гонщики которой оккупировали третью линию стартового поля.

ФРЕНТЦЕН ВЫПАЛ ИЗ КОЛОДЫ УЖЕ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ КВАЛИФИКАЦИИ

Капризы тропического климата - дополнительная головная боль для команд и гонщиков. По сообщениям метеорологов, уже месяц дождь в Малайзии идет минимум раз в день, поэтому ожидать, что погода сделает исключение для этого уик-энда, не приходилось. Никто отсиживаться в боксах не собирался, тем более что над широким полотном Сепанга мрачно висели надувшиеся и почерневшие тучи. К счастью, квалификационный час на Сепанге оказался сухим, но известно-то это стало, только когда он истек! И едва зеленый глаз светофора показал, что выезд на трассу открыт, боксы моментально начали покидать все: и главные действующие лица в дележке чемпионского титула, и аутсайдеры.

Самым большим неудачником квалификации, особенно если вспомнить его поул-позишн трехнедельной давности на Нюрбургринге, оказался Хайнц-Харальд Френтцен, который, не успев совершить ни одного быстрого круга, оказался на обочине - разворот. "Джордан" завяз в гравии и не подавал признаков жизни, так что немцу пришлось спешно возвращаться в боксы, где механики уже готовили запасную машину. Однако, потеряв боевой болид, Френтцен фактически распрощался с надеждами на чемпионство (если помните, немца в Малайзии устраивала только победа, и провал в квалификации решению этой задачи никак не способствовал). Хайнц-Харальд так и не смог показать хоть сколь-нибудь приличное время на круге и в итоге квалифицировался - редкость для этого сезона - гораздо ниже своего партнера по команде Дэмона Хилла, 14-м.

- Я страшно расстроен, - сказал Френтцен по окончании заездов. - Ведь в последних трех гонках я становился в квалификации минимум вторым! Я потерял машину на торможении, пересел на запасную, но и на ней не смог показать хорошие секунды опять же из-за проблем с тормозами. Не хочу думать, что уик-энд для меня потерян. Завтра гонка, и я все-таки надеюсь на удачу".

ИРВИН, КУЛТХАРД И ХАККИНЕН ВЕЛИ БОРЬБУ ЗА СПИНОЙ ШУМАХЕРА

В эти же минуты более удачливые конкуренты Френтцена в схватке за чемпионскую корону Ирвин, Култхард и Хаккинен разыгрывали поул. Вернее, даже не поул, а места на стартовом поле начиная со второго, поскольку первое уже было фактически застолблено Шумахером-старшим. Хорошо отдохнув за три месяца и явно соскучившись по гонкам, немец с самого начала установил планку столь высоко, что никто не оказался в состоянии приблизиться к ней даже, как говорят гонщики, на расстояние для атаки.

26,108 - 1.08,368 - 1.40,830 - таков был первый круг двукратного чемпиона мира, оказавшийся прямо-таки убийственным для его соперников. И тот факт, что второй пилот "Феррари" Эдди Ирвин в эти мгновения отставал от своего напарника на микроскопические 0,052, отнюдь не опровергает написанного выше. Так, временное беспокойство для Шумахера - не больше. Остальные же - Рубенс Баррикелло, Мика Хаккинен, Джонни Херберт и Дэвид Култхард - отставали более чем на полсекунды! И если для "Стюартов" подобное положение было чем-то вроде подвига, то для "Макларена" - сигналом к тому, что назревает провал...

Интересное наблюдение: во время квалификации несколько пилотов - Култхард, Рикардо Зонта, Дэмон Хилл, Баррикелло - проходили первый сектор трассы (серия поворотов после прямой старт-финиш) быстрее Шумахера, но полностью теряли накопленные десятые на втором ее секторе. Возможно, феноменальная скорость "Феррари" объясняется тем, что команда выбрала для своих машин сверхмягкую резину - в отличие от просто мягкой, на которой выступал "Макларен", однако полного ответа на вопрос, почему у алых болидов вдруг прорезалась такая прыть, это не дает. Позже Култхард недоумевал: "Кто бы сказал мне, с чего это Шумахер понесся как на крыльях? Конечно, Михаэль быстрее и лучше, чем Эдди, но все равно просвет слишком велик!"

Хотя, думаю, есть одна деталь, которая проливает некоторый свет на произошедшее. Как известно, Сепанг для всех был "терра инкогнита", и знакомились с ним гонщики впервые лишь в пятницу на свободных заездах. Все в один голос утверждали: главная сложность в том, что полотно очень широкое и найти на нем идеальную траекторию, позволяющую проходить круг без потерь во времени, очень трудно. Короче, до утра пятницы автодром был закрыт. Для всех. Кроме Шумахера, который со вторника по четверг возил по трассе разных важных малазийских гостей "Феррари" и "Мальборо". Это позволило ему как следует изучить особенности трассы.

Но вернемся к квалификации. За полчаса до ее окончания Шумахер вновь появился на полотне и вновь испугал всех своей скоростью: 25,723 (выигрыш 0,385 у самого себя!) - 1.07,993 (-0,376) - и вылет на траву!

Тем временем чуть ближе к пилотам "Феррари" подобрался Култхард, всего на 0,179 отставший от Шумахера. Но большего никому добиться так и не удалось, ибо за 15 минут до окончания квалификационного часа Шумахер вновь вылетел на трассу и поставил последнюю, очень жирную точку в споре за первое место на старте: 1.39,688, что на 1,142 лучше его же результата!

Сразу после этого нокаута разобрались по местам и Ирвин, Хаккинен и Култхард. Первым, что, возможно, было его главным промахом, свой боевой круг проехал финн - 1.40,866, второе время дня. Чуть позже Ирвин проехал 5,542 км за 1.40,635 и отодвинул Хаккинена на третью позицию. Самым последним - всего за 6 секунд до истечения положенного часа - свой финальный круг начал Култхард. И нанес удар своему напарнику - 1.40,806, вслед за ирландцем опередив действующего чемпиона мира.

Шумахер наблюдал за этим уже из боксов и, похоже, ни капельки не сомневался в том, что спустя 126 дней после своей первой в сезоне-99 поул-позишн, монреальской, и через 97 дней отсутствия в гонках именно он будет возглавлять пелотон на "Гран-при Малайзии".

ШУМАХЕР СОБИРАЛСЯ ПРОПУСТИТЬ ИРВИНА, А ДЕННИС НАДЕЯЛСЯ НА ЛУЧШЕЕ

- Естественно, мы намеревались выступить в Малайзии максимально сильно, но чтобы опередить "Макларен" на секунду... Такого не ожидал никто. Я уверен, что должно быть какое-то объяснение такой низкой скорости "Макларенов", - сказал Михаэль на пресс-конференции. - Хотя, если честно, поул-позишн для меня не такой уж и сюрприз.

Вспоминая недавние заявления Шумахера о проблемах со здоровьем, не позволяющих ему провести полную гонку, вопрос о физических кондициях всплыл сам собой. "Я не смогу закончить гонку? - почти искренне изумился Михаэль, как будто не он сам произнес именно эти слова два дня назад. - Да посмотрите на меня! По-моему, я не в такой уж и плохой форме. Чувствую себя прекрасно. В пятницу и субботу я проехал по автодрому по 40 кругов. Шея в порядке, нога тоже".

На вопрос о командной тактике и возможной необходимости пропустить вперед Эдди Ирвина Михаэль ответил так: "Да, если будет нужно, я это сделаю". В связи с этим нелишне напомнить еще одно высказывание Шумахера двухдневной давности: "Если мне придется пропускать Ирвина, я сделаю это не ради него, а только ради команды". И ради укрепления собственного имиджа, добавлю от себя.

Интересная деталь: "Феррари" была настолько уверена в том, что ни Хаккинен, ни Култхард не улучшат времени Шумахера и Ирвина, что решила не использовать всех разрешенных квалификационных кругов!

Хаккинен, для которого субботнее поражение не могло не стать ударом по самолюбию, попытался отнестись к случившемуся философски: "Конечно, я предпочел бы стоять на стартовом поле несколько выше, но четвертое место для меня не проблема. Как вы знаете, очков за квалификацию не дают. Их начисляют после гонки. Так что решающим будет воскресенье, и я собираюсь добиться максимального результата".

В заключение приведу слова большого оптимиста (будь иначе, он бы не продержался в "Формуле-1" на ведущих ролях так долго) Рона Денниса. "Наш вид спорта все больше и больше оказывается в центре всеобщего внимания, - сказал патрон "Макларена". - Поэтому мне не хотелось бы думать о том, что кто-то из соперничающих команд позволит себе применить какие-либо запрещенные приемы. Финал чемпионата должен пройти честно, и надеюсь, мы не увидим, что та или иная команда будет использовать своего второго пилота в качестве тайного атакующего оружия".

Лина ХОЛИНА