Газета Спорт-Экспресс № 239 (2138) от 18 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

18 октября 1999

18 октября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ"

ВМЕСТО ХАККИНЕНА В НОКАУТ ПОПАЛ ИРВИН

Предпоследний, 15-й этап 50-го чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" завершился вчера на автодроме Сепанг в Малайзии грандиозным скандалом. Через три часа после финиша гонки, увенчавшейся двойной победой пилотов "Феррари" Эдди Ирвина и Михаэля Шумахера, которая вывела ирландца в лидеры общего зачета и автоматически превратила его в фаворита в борьбе за титул чемпиона мира, триумфаторы в полном составе были дисквалифицированы! Технический делегат FIA Джо Бауэр в официальном коммюнике объявил, что обе машины Скудерии не соответствуют статье 3.12.1 технического регламента. В итоге победителем гонки стал пилот "Макларена" Мика Хаккинен, финишировавший вчера 3-м. Таким образом, 30-летний финн за один этап до финиша обеспечил себе высший титул - второй в его карьере. Однако официально судьба чемпионской короны станет ясна лишь после того, как Всемирный конгресс FIA рассмотрит поданный "Феррари" протест.

Однако каким бы ни было решение FIA по поводу этого протеста, уже можно сказать, что очередная, третья по счету концовка чемпионата мира с участием Михаэля Шумахера увенчалась скандалом. Напомню, что в 1994 году Шумахер короновал себя, выбив с австралийской трассы Дэмона Хилла на "Уильямсе". Тремя годами позже в последней гонке сезона-97 в Хересе немец попытался повторить маневр, но в итоге пострадал сам, а его соперник Жак Вильнев из того же "Уильямса", уцелев после убийственной атаки немца, стал чемпионом мира.

Конечно, в том, что случилось вчера, Шумахера обвинить невозможно. В конце концов он машиной только управляет, а настраивают ее механики под руководством технического директора команды Росса Брауна. Однако с тем, что присутствие Михаэля вызывает, мягко говоря, неожиданный эффект, не согласиться нельзя.

Старт прошел относительно спокойно: Шумахер сполна воспользовался преимуществами поула, Ирвин покладисто отправился в гонку вторым. А вот "Макларены" слегка замешкались - Култхард, судя по всему, пытался пропустить вперед Хаккинена, финн же намерения напарника не понял, и две "серебряные стрелы" чуть не столкнулись, позволив вплотную приблизиться к себе паре "Стюартов".

Следующие 4 круга стали откровенной демонстрацией со стороны Шумахера. На первом он оторвался от Ирвина на 1,798, на втором обгонял напарника уже на 3,167, показывая тем самым, кто в доме хозяин. Затем прямо на глазах "Феррари" под третьим номером начала тормозить, и в начале 4-го круга немец так же демонстративно пропустил Ирвина вперед, одновременно довольно жестко заблокировав Култхарда. К концу 4-го круга ирландец создал просвет в 1,056, красноречиво говоривший о том, что Шумахер осознанно и целенаправленно запер "Макларены".

Эта откровенная блокировка вызвала ярость Култхарда, и в начале 5-го круга шотландец опасной и решительной атакой в шпильке вытеснил Шумахера со второго места на третье. Учитывая обычную для Дэвида осторожность и нерешительность при атаках, этот по-мужски жесткий маневр, видимо, невероятно изумил Шумахера!

Следующие 11 кругов Култхард честно играл ту роль, на которую согласился накануне Малайзии, то есть изо всех сил старался заставить Ирвина ошибиться. К 8-му кругу он сократил свое отставание от ирландца вдвое, к 12-му почти влез в аэродинамический карман соперника, уступая ему всего 0,385. А на 14-м мотор не смог поддержать прекрасный и яростный порыв пилота - Дэвид сошел...

Хаккинен остался воевать в одиночку. Однако у финна, который в случае какой-либо нелепости мог потерять слишком много, были связаны руки - ведь его непосредственным соперником на трассе был пилот, который в чемпионате, по сути, участия сейчас не принимает и которому по этой причине терять абсолютно нечего. Надо сказать, что Шумахер свои разрушительные функции выполнял легко, так как финн, отлично знающий, на что способен немец в критической ситуации, рисковать не хотел.

После схода одного из "Макларенов" на трассе наступило взрывоопасное затишье. В итоге Шумахер, образно выражаясь, едва передвигавший по трассе колеса своей "Феррари", позволил Ирвину в преддверии приближавшихся пит-стопов оторваться от Хаккинена на дюжину секунд в хвостиком. На 22-м круге Шумахер внезапно понесся как ошпаренный, лишний раз продемонстрировав откровенность своих действий. За круг он оторвался от Хаккинена на секунду! Повышенная резвость объяснялась просто: немца ждал скорый заезд в боксы, после которого он должен был вернуться на трассу как можно ближе к финну, чтобы продолжить разрушать его гонку, а заодно и надежды на выигрыш чемпионата.

Первая серия пит-стопов тройки лидеров (Ирвин на 25-м, Хаккинен на 26-м и Шумахер на 28-м кругах) ничего не изменила. Поскольку Хаккинен, выбравший на гонку более жесткий тип резины, чем соперники, больше в боксы, казалось, не собирается, его позиции выглядели устойчивыми, а третье место могло превратиться в первое - ведь обеим "Феррари" предстояло дозаправляться еще раз.

Буфер в лице Шумахера позволил Ирвину к 40-му кругу, на котором ирландцу предстояло вторично заезжать на пит-лайн, оторваться от Хаккинена на 20 с лишним секунд. Однако этого Ирвину все-таки не хватило, и после второго пит-стопа он вернулся на трассу позади Мики. Что, все? Судьба гонки решена? Но на 46-м круге Хаккинен снова поехал в боксы - и выехал из них только 4-м, позади Джонни Херберта!

Англичанин, у которого был свой интерес (ведь основной спонсор "Стюарта" - малазийский банкирский дом HSBC), имел полное право не пускать финна вперед, что он и пытался делать, 8 кругов делая то, что до этого делал Шумахер. Однако на 54-м круге финн восстановил статус-кво, лишив Джонни места на подиуме.

А за два круга до этого состоялась еще одна демонстрация со стороны Шумахера. Напомню, что после того как Ирвин вторично побывал в боксах, Шумахер, никуда с трассы не уезжавший, оказался лидером. И за 4 круга до финиша он снова откровенно пропустил Ирвина к титулу чемпиона мира.

- Михаэль, бесспорно, лучший первый пилот в мире, - благодушно шутил после финиша выведенный Шумахером в лидеры чемпионата Ирвин. - Но сегодня он доказал, что является также и абсолютно лучшим вторым пилотом!

- Я просто честно сделал свою работу, - скромно улыбался двукратный чемпион мира.

- "Формула-1" - командный вид спорта, - гордо заявил после финиша технический директор "Феррари" Росс Браун. - Михаэль вернулся для того, чтобы помочь команде, и сделал это самым лучшим из всех возможных способом.

А ведь год назад, когда в Мельбурне в стартовой, а отнюдь не в предпоследней и решающей гонке сезона Култхард, следуя собственным понятиям о благородстве, отдал победу Хаккинену, Браун почему-то говорил совершенно противоположное...

Через три часа после гонки при обязательном техосмотре делегат FIA Джо Бауэр и его команда обнаружили, что размеры дефлекторов на обеих "Феррари" превышают допустимые регламентом на целый сантиметр, что дает немалый выигрыш в скорости. И триумфаторы были дисквалифицированы. Победа автоматически перешла к Хаккинену, что при нулевом результате Ирвина досрочно сделало финна чемпионом мира.

Ольга ЛИНДЕ

50-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 15-й этап. "Гран-при Малайзии". 17 октября. Куала-Лумпур. Автодром Сепанг. 310,362 км/ч (56 кругов по 5542 м). 1. Эдди Ирвин (Ирландия, "Феррари") - 1:36.38,494 (средняя скорость 192,682 км/ч). 2. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - отставание 1,040. 3(1). Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 9,743. 4 (2). Джонни Херберт (Великобритания, "Стюарт-Форд") - 17,538. 5 (3). Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Стюарт-Форд") - 32,296. 6 (4). Ханц-Харальд Френтцен (Германия, "Джордан-Мюген/Хонда") - 34,884. 7 (5). Жан Алези (Франция, "Заубер-Петронас") - 54,408. 8 (6). Александр Вурц (Австрия, "Бенеттон-Супертек") - 1.00,934. 9 (7). Марк Хене (Испания, "Минарди-форд") - 1 круг. 10 (8). Алессандро Занарди (Италия, "Уильямс-Супертек") -1 круг. 11 (9). Джанкарло Физикелла (Италия, "Бенеттон-Супертек") - 4 круга. Быстрейший круг в квалификации: 1.39,688 (средняя скорость 200,136 км/ч) - Михаэль Шумахер. Быстрейший круг в гонке: 1.40,267 (средняя скорость 198,980 км/ч) - Михаэль Шумахер (54-й). Круги лидирования: с 1-го по 3-й - М.Шумахер, с 4-го по 25-й - Ирвин, с 26-го по 28-й - М.Шумахер, с 29-го по 41 -и - Ирвин, с 42-го по 52-й - М.Шумахер, с 53-го до финиша - Ирвин.

Через два часа после финиша гонки Эдди Ирвин и Михаэль Шумахер были дисквалифицированы после того, как их машины были признаны несоответствующими статье 3.12.1 технического регламента FIA. Победителем "Гран-при" объявлен Мика Хаккинен.

Причины сходов. Ярно Трулли ("Прост-Пежо") - 0 (не стартовал). Дэмон Хилл ("Джордан-Мюген/Хонда") - 1-й (столкновение с Физикеллой). Оливье Панис ("Прост-Пежо") - 5-й (мотор). Риккардо Зонта ("БАР-Супертек") - 6-й (вылет). Тораносуке Такаги ("Эрроуз") - 7-й (рулевая колонка). Ральф Шумахер ("Уильямс-Супертек") - 7-й (вылет). Дэвид Култхард ("Макларен-Мерседес") -14-й (мотор). Лука Бадоер ("Минарди-форд") - 15-й (мотор). Педро Де Ла Роса ("Эрроуз") - 30-й (мотор). Педро Паулу Диниц ("Заубер-Петронас") - 44-й (вылет). Жак Вильнев ("БАР-Супертек") - 48-й (коробка передач).

Чемпионат мира. 1. Хаккинен - 72. 2. Ирвин - 60. 3. Френтцен - 53. 4. Култхард - 48. 5. Ральф Шумахер - 33. 6. Михаэль Шумахер - 32. 7. Баррикелло - 22. 8. Херберт - 18. 9. Физикелла - 13. 10. Мика Сало (Финляндия, "Феррари") - 10. 11-12. Трулли и Хилл - по 7. 13. Вурц - 4. 14-15. Алези и Диниц - по 3. 16. Панис - 2. 1718. Де Ла Роса и Хене - по 1. Кубок конструкторов. 1. "Макларен" - 120. 2. "Феррари" - 102. 3. "Джордан" - 60. 4. "Стюарт" - 41. 5. "Уильямс" - 33. 6. "Бенеттон" - 17. 7. "Прост" - 9. 8. "Заубер" - 6. 9-10. "Эрроуз" и "Минарди" - 1.