Газета Спорт-Экспресс № 33 (1932) от 13 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

13 февраля 1999

13 февраля 1999 | Футбол - Зарубежные

ФУТБОЛ

ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ ИЗ ВЕРСАЛЯ, КОТОРЫЙ НИКОГО НЕ СЛУШАЛ

Роже Лемерру повезло. В его сборной Франции появился забивающий форвард, какого не было на ЧМ-98 у Эме Жаке. Во всяком случае, такой вывод напрашивается после "дубля" Николя Анелька на "Уэмбли" в ворота команды Англии.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

НАЧАЛ АНЕЛЬКА С РОССИИ

Для нападающего, которому 14 марта исполнится 20 лет, эти голы - второй и третий в составе "Трехцветных". А свой первый мяч за национальную команду он забил россиянам. Так что Москва, похоже, стала отправным пунктом в карьере нового бомбардира французской сборной.

Николя родился в Версале, парижском пригороде, знаменитом на весь мир дворцом королей Франции. Детство он провел неподалеку - в местечке под названием Трапп. Его родители - выходцы с острова Мартиника, французского владения в Вест-Индии, - переехали в метрополию в 1974 году. Отец - чиновник системы образования, мать, ныне пенсионерка, работала секретаршей в лицее.

Уже в 13-летнем возрасте талантливого мальчишку приняли в центр подготовки Клерфонтэна, который действует в одном комплексе с базой сборных команд Франции. До Траппа оттуда недалеко, но так или иначе подросток оказался оторванным от родителей. Учился он неважно да и характером отличался строптивым - все наставления тренеров встречал в штыки. "Чего же он достиг бы, если бы слушался советов?" - задаются теперь они вопросом.

С первых дней пребывания в центре Анелька зачислили в дальний резерв "Пари Сен-Жермен". Однако в этом клубе он так и не заблистал. В феврале 1996 года главный тренер Луис Фернандес предоставил парнишке, которому еще не было 17 лет, возможность дебютировать в составе профессиональной команды. Теперь Фернандес недоумевает, как "ПСЖ" мог упустить и Анелька, и Давида Трезеге, которого после просмотра вообще сочли бесперспективным.

В сентябре 1996 года, уже при Рикардо, Анелька забил "Лансу" свой первый гол в высшем дивизионе Франции, в декабре его впервые включили в стартовый состав. Но юный футболист не желал ждать. Николя, которому свойственна редкостная прямота в суждениях, ничтоже сумняшеся, заявлял, что считает себя сильнее и Патриса Локо, и панамца Дели Вальдеса, игравших в то время в атаке клуба. Он отказался подписать с "ПСЖ" шестилетний контракт и объявил 14 января 1997 года, что уезжает в лондонский "Арсенал".

Возможно, что Николя и его старшие братья Клод и Дидье, которые вели переговоры от имени несовершеннолетнего дарования, были правы, но тогда, два года назад, их ход вызвал у руководителей французского футбола взрыв возмущения. Согласно действующему в стране положению, игрок был обязан подписать первый профессиональный контракт с воспитавшим его клубом. Клод и Дидье характеризовались в прессе как гангстеры. Но тогдашний генеральный секретарь ФИФА Зепп Блаттер французских начальников разочаровал: "Я не вижу юридических оснований, чтобы помешать 17-летнему футболисту попробовать себя за границей, если на то есть согласие родителей". "ПСЖ" пришлось вести переговоры с "Арсеналом" и удовлетвориться компромиссными 4 миллионами франков.

Продлив недавно контракт с лондонским клубом, который истекал в 2001 году, еще на два сезона, Николя стал ежемесячно зарабатывать 500 тысяч франков (около 90 тысяч долларов). Тем не менее он не планирует задерживаться надолго в Англии, в которой, по его признанию, чувствует себя неуютно. Братья ориентируют его на европейских грандов: "Реал", "Барселону", "Ювентус", "Интер". Кстати, перед матчем с Россией я спрашивал у нападающего, в каком клубе он хотел бы оказаться в будущем. "В "Барсе", - ответил он. - Мне вообще нравится техничный испанский футбол".

Проявляет интерес к форварду и марсельский "Олимпик". Более того, Николя не против вернуться на родину, но футбольные обозреватели во Франции сомневаются, что у средиземноморского клуба найдутся соответствующие средства. Анелька теперь требует зарплату в 700 тысяч франков, не облагаемых налогами, а трансферная сумма оценивается в 100 миллионов франков. Впрочем, это было до матча на "Уэмбли", после которого ставки, наверное, возросли.

ДРУЗЕЙ В БРИТАНИИ БОМБАРДИР НЕ НАШЕЛ

В отличие от Франка Лебефа, Эмманюэля Пети или Давида Жинола, Николя в Англии так и не обзавелся друзьями и не участвует ни в каких "тусовках". Они вообще ему претят. Он предпочитает компанию старых приятелей из Траппа, их беседы обо всем и ни о чем. Когда появляется возможность, он спешит в этот парижский пригород, о котором отзывается с теплотой, будто и нет в нем очевидных социальных проблем.

- Мне не очень нравится в Лондоне, - говорит он. - Идеально было бы играть в "ПСЖ". Но если бы я там остался, то не попал бы сегодня в сборную.

После триумфа на "Уэмбли" Анелька не отправился "на люди", а вернулся вместе с братьями домой, где просмотрел видеозапись только что прошедшего матча. "Я всегда так делаю, чтобы изучать свои ошибки и недостатки, - заявил он. - Только эту кассету я, в отличие от прочих, сохраню". От интервью в прямом эфире в теленовостях TF-1, которые ведет звезда французского телевидения Патрик Пуавр д'Арвор, Анелька отказался, и вместо него пригласили Лебефа.

Некоммуникабельность уже стоила молодому футболисту отрицательных комментариев в английской прессе. Теперь он берет реванш.

- Вы дадите какие-нибудь советы партнерам по сборной? - спросили его журналисты перед матчем с Англией.

- Нет, - ответил Анелька. - Если кому-то и говорить, то не мне, а Эмманюэлю Пети. Он - чемпион мира. Я же в ЧМ-98 не участвовал, а потому ко мне в Англии относятся с большей требовательностью. Меня чаще критикуют, ничего не прощая.

Кроме того, Анелька заявил:

- Игра с Англией - особая для всех французов, играющих в этой стране. В целом английские футболисты склонны представлять себя сильнее нас. Это чувствуется и в раздевалке, и на поле, это читается во взглядах. Такова их натура, хотя чемпионат мира пыл немного остудил. Мы хотим в очередной раз доказать, что кое-чего стоим.

После игры Николя не скрывал злорадства.

- Я предчувствовал, что забью. Теперь здесь все заткнутся.

Матч с Англией стал для него лишь пятым в составе национальной команды Франции.

- Чем объясните свой вызов в сборную? Прибавили в мастерстве, опыте? - спросил я его четыре месяца назад.

- Не знаю. Играю так же, как перед чемпионатом мира, - последовал ответ.

Дебютировав в сборной в апреле прошлого года в матче против Швеции (0:0), Анелька не убедил Эме Жаке. Теперь с легкой руки капитана сборной Дидье Дешама, его сравнивают во Франции с Роналдо. Сам нападающий такое сравнение отрицает, хотя и находит его лестным: "Роналдо и Джордж Веа - мои кумиры. На поле я стараюсь повторять их финты".

Тот, кого также поспешили окрестить на родине "форвардом XXI века", верен себе.

- Я никогда никого не слушал, - заявил он в интервью France-Soir. - Но я знаю, чего хочу - стать и быть лучшим.