Газета Спорт-Экспресс № 17 (1916) от 26 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

26 января 1999

26 января 1999 | Футбол

ФУТБОЛ

КАК ГЕРР ТЕЛЕК УСТРАИВАЛ СУДЬБУ ЮРАНА И ДОБРОВОЛЬСКОГО

Дмитрий ДЮБО

из Алабуфейры

Петер Телек, официальный агент ФИФА и организатор сборов различных команд на юге Португалии, живет в той же гостинице, что и "Алания", - "Монтешору". В вестибюле отеля мы и встретились, чтобы поговорить о двух российских игроках, которые уже несколько лет находятся под его покровительством, - Сергее Юране, перешедшем недавно из германского "Бохума" в "Спартак", и Игоре Добровольском из дюссельдорфской "Фортуны". Надо сказать, что Телек работает со многими футболистами, играющими в элитных европейских чемпионатах. Сам он не любит говорить о своих подопечных, но как мне удалось выяснить, этот гражданин Германии словацкого происхождения работает, к примеру, с тоголезцем Салу из дортмундской "Боруссии", Каампсом из менхенгладбахской "Боруссии", словаком Моравчиком из шотландского "Селтика".

- А дела кого-то из российских футболистов помимо Юрана с Добровольским ведете?

- В России меня знают именно по этим игрокам, но я работаю еще с двумя вашими футболистами, о контактах с которыми почти никому не известно. И это даже хорошо: пусть остается моей тайной. Могу лишь сказать, что они выступают не в Германии.

- Но это известные игроки?

- Раз играют за границей, то, конечно, известные.

ЮРАН - ХОРОШИЙ ФУТБОЛИСТ, НО ЕМУ НУЖНА ТВЕРДАЯ РУКА

- Сейчас, когда Юран уже снова стал спартаковцем, может, расскажете, в чем была причина его конфликта в "Бохуме"? В том, что он вопреки запрету отправился в сборную России на товарищеский матч со шведами, или в том, что он недостаточно хорошо играл?

- "Бохум", когда подписывал контракт, всерьез рассчитывал на Юрана, поэтому и составлен он был сроком на четыре года. Сергей отлично проявил себя в матчах Кубка УЕФА против "Трабзонспора" и "Брюгге", был на отличном счету. Его неприятности начались год назад - после инцидента, связанного с возможностью лишения водительских прав. Юран заплатил большой штраф, а в клубе перестали ему доверять. В истории с отъездом на матч в Швецию он не был ни в чем виноват - ошибся РФС, отправивший вызов в "Бохум" слишком поздно: за неделю до игры, а не за две, как требуют правила ФИФА. Руководство клуба заявило, что не отпустит своего футболиста, - Юран же очень хотел играть и все-таки отправился на тот матч. И тем подписал себя приговор.

- Неужели житейские истории - такие, как, например, с правами, - могут серьезно повредить карьере футболиста?

- У Юрана и раньше, в Португалии и Англии, возникали проблемы такого рода, но когда я его приглашал в Германию, все было забыто. Ведь футболист он действительно отличный: в слабенькой дюссельдорфской "Фортуне", где оказался поначалу, в первых 11 матчах забил пять голов. После этого он получил предложение сразу от четырех команд бундеслиги, что означало - Юран очень хорошо проявил себя в новой стране.

- Можете сказать; какие клубы им интересовались?

- Могу рассказать даже о том, как необычно проходили переговоры с их представителями. В число претендентов входили "Бохум", "Гамбург", "Штутгарт" и "Кельн", причем все предлагали совершенно одинаковые финансовые условия. Мне показалось необходимым, чтобы в переговорах участвовали не только я и сам футболист, но и его семья, поэтому состоялись все встречи в доме, где жили Юраны. Первым приехал менеджер "Гамбурга" вместе с тогдашним тренером команды Феликсом Магатом. Люда Юран накрыла потрясающий стол, и гости были в восторге, только и приговаривая: "Вот что такое русское женское сердце. Если Сергей будет играть так же, как его супруга готовит, нас ждет несомненный успех". Затем визиты, причем дважды, нанесли президент "Кельна" и тренер клуба Нойрурер. Третьим на очереди оказался наставник "Бохума" Топпмеллер, также побывавший у Юранов дважды, во второй раз - вместе с менеджером. А последним, четвертым гостем был Шефер из "Штутгарта", с которым до этого я вел лишь телефонные переговоры и обменивался факсами. Все дело в том, что Штутгарт располагается от Дюссельдорфа значительно дальше, чем Бохум, Кельн и Гамбург. Вот он и оказался в списке последним.

- И как развивались события дальше?

- Еще перед началом переговоров я знал: Юрану требуется прежде всего сильный тренер - только при этом условии он сможет в полной мере продемонстрировать все свое мастерство. Сергей - отличный футболист, каких в России мало, но ему нужна твердая рука... Первым борьбу прекратил "Кельн", у которого возникли финансовые затруднения. После этого я вылетел в Гамбург, поскольку вариант с Магатом представлялся мне оптимальным, но, побывав там, узнал, что тренера через два месяца должны уволить. Остались "Штутгарт" и "Бохум". Решило все то, что Юрану нравилось жить в Дюссельдорфе, от которого до Бохума всего 60 километров.

- Дела Юрана вы вели, еще когда тот играл в Португалии и Англии?

- Нет, я занялся им, когда привез его в Германию.

- А как вы вышли на него и на Игоря Добровольского?

- У меня в Москве есть очень хороший друг - г-н Хайкин, настоящий эксперт по русскому футболу. Благодаря ему и работаю с вашими игроками. Желаю себе и самому Юрану, чтобы он завершил свою карьеру в Германии.

- Какое-то отношение к переходу Юрана в "Спартак" вы имеете?

- Я хорошо знаю Григория Есауленко, который по-немецки говорит даже лучше, чем я по-русски. Но в моих услугах на этот раз уже не было необходимости: по контракту Юран принадлежал "Бохуму", и именно клуб был вправе решать его судьбу. К тому же я видел, что на "Бохум" уже никак нельзя повлиять, там твердо решили расстаться с легионером, сказав ему: "Ты не можешь работать с первой командой. Если хочешь - тренируйся один с нашим тренером, но при этом не будешь получать деньги".

- Разве клуб вправе лишить зарплаты игрока, находящегося на контракте?

- А вот это уже юридический вопрос, поэтому Сергей нанял себе адвоката, который и разбирался со всем.

- Поначалу Юран хотел связать себя со "Спартаком" на один год. Почему же он в итоге согласился заключить договор на три года?

- Я абсолютно уверен, что Юран в предстоящем сезоне себя обязательно покажет. А это значит, что у него появятся очень хорошие предложения из-за границы. "Спартаку" предложат неплохие деньги, и тогда московский клуб наверняка его отпустит.

- Вы по-прежнему поддерживаете с Юраном профессиональные отношения?

- Как я могу их не поддерживать, если мы два года были вместе. Мы - друзья.

ДОБРОВОЛЬСКИЙ МОГ ПЕРЕЕХАТЬ В МЮНХЕН

- А что можете сказать об Игоре Добровольском?

- О нем рассказывать довольно просто, поскольку у него-то как раз все в порядке. Добровольский очень любит футбол, прекрасно понимает его, и - возьму на себя смелость предположить - не за горами время, когда он станет профессиональным тренером. Причем я думаю, что он вряд ли захочет работать в России - ему надо обосноваться или в Германии, или в Испании. Кстати, я нисколько не сомневаюсь в том, что карьеру игрока он завершит именно в Германии: ему прекрасно живется в Дюссельдорфе.

- В "Фортуне" он на хорошем счету?

- Да, причем показал себя сразу - как только пришел в клуб, который тогда выступал еще в первом дивизионе. Летом у него истекает контракт, но по-моему, функциональные возможности его организма позволят выступать ему в бундеслиге как минимум еще два с половиной года.

- В той же "Фортуне"?

- Этого я пока сказать не могу.

- Но Добровольский, приглашавшийся недавно в состав сборной России, заслуживает, наверное, того, чтобы играть в первой бундеслиге?

- Игорь играет в "Фортуне" так, что действительно получает приглашения от клубов первого дивизиона. Например, в ноябре прошлого года нам поступило предложение от клуба "Мюнхен-1860", находившегося тогда на втором месте. Но, к сожалению, в Дюссельдорфе даже не хотели слушать о возможности его продажи. Что касается самого Добровольского, то он, конечно же, хотел перейти в баварскую команду.

- Но не исключено, что летом Добровольский все-таки окажется в каком-то из клубов первой бундеслиги?

- Очень возможно.