Газета Спорт-Экспресс № 255 (1864) от 16 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

16 ноября 1998

16 ноября 1998 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ПЯТНИЦА, 13-е, СТАЛА ПОСЛЕДНИМ ДНЕМ ЮГОСЛАВОВ В "УНИКСЕ"

Отставка главного тренера команды Драгана Вишневаца и поспешный отъезд вместе с ним на родину трех югославских баскетболистов - Младена Джино, Живко Мисирачи и Горана Младеновича - стал сенсацией. Впрочем, как выяснилось, к подобной развязке дело шло уже давно.

Сергей ГАВРИЛОВ

из Казани

КОНТРАКТ С НОВЫМ КЛУБОМ ВИШНЕВАЦ ПОДПИСАЛ ЗАРАНЕЕ

Хронология событий такова: 24 октября "Уникс" уехал из Казани в большое турне и вернулся домой только 12 ноября, сыграв за это время четыре матча: два (в Туле и Саратове) в рамках внутреннего первенства и два (в Португалии и Австрии) - в Кубке Сапорты. Результат вояжа - одна победа и три чувствительных поражения. В те же последние полторы недели в местной и центральной прессе появилось несколько интервью с Вишневацем, которые (по крайней мере внешне) очень удивили теперь уже бывшего главного тренера - мол, журналистов, подписавшихся под этими материалами, Вишневац в глаза не видел и, находясь вдали от Казани, видеть не мог. Последней каплей стало переселение югослава из комфортабельного двухкомнатного гостиничного номера в обычный одноместный. Этот шаг президента "Уникса" Александра Щербакова вызвал негодование Вишневаца, который ранее отверг все пять неплохих трехкомнатных квартир в центре Казани, предложенных ему клубом на выбор. Состоявшийся вскоре разговор Вишневаца с Щербаковым подвел итог противостоянию тренера и президента "Уникса".

Утром 13 ноября Щербаков побеседовал со всеми игроками команды и убедился в том, что они понимают и принимают его решение. На вечерней тренировке было официально объявлено о разрыве двухлетнего контракта с Вишневацем. Югославские игроки, уже собравшиеся было приступить к занятию (Джино, например, уже наложили тэйповую повязку), тотчас по команде тренера оделись и ушли. В своей прощальной речи перед игроками "Уникса" Вишневац сказал, что теперь он месяц отдохнет, а с января приступит к работе с новой командой, с которой. .. уже успел подписать контракт! О каком именно клубе идет речь, неизвестно, но не исключено, что Вишневац может вынырнуть в Италии, где после хорошей игры "Уникса" с "Бенеттоном", по словам югослава, к нему проявляют интерес. Пожелав успеха казанцам, Вишневац заметил, что вместе они добились немалого. Впрочем, руку своему бывшему тренеру на прощанье пожали только четыре игрока.

ЮГОСЛАВ ОСТАВИЛ ДЛЯ "СЭ" СПЕЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО

Утром 14 ноября в офисе "Уникса" прошла заключительная встреча Вишневаца, Младеновича, Джино и Мисирачи с Щербаковым. На ней были урегулированы последние формальности и обговорены финансовые вопросы. Югославы, между прочим, заявившие, что готовы выйти на завтрашний матч Кубка Сапорты против "Бенеттона", получили открепительные письма и статус свободных агентов, дающий им право перейти в другой клуб. Вечером в субботу вся четверка поездом уехала в Москву, а оттуда в воскресенье вылетела в Югославию. На прощанье югославские игроки поблагодарили казанскую команду и ее руководство, чья работа не вызвала у них никаких нареканий - все трое жили в отдельных квартирах, так что на быт жаловаться было грех. Единственной серьезной причиной, заставившей "югов" покинуть "Унике", стало, по их словам, отсутствие гарантий дальнейшего получения зарплаты точно в запланированные сроки. Югославы, которые привыкли дома получать деньги вовремя (Мисирача вспомнил лишь один случай, когда ему пришлось ждать положенных по контракту денег 20 дней), считают, что задержки выплат мешают им полностью сконцентрироваться на игре. Говоря об этом, они добавляли, что свою роль сыграли и удаленность Казани от родины, и непривычные морозы.

В итоге Мисирача, Джино и Младенович полностью получили заработанное в "Униксе" по 15 октября, причем по действующему сегодня курсу доллара, а Вишневац, который, по словам руководства клуба, в целом получил 60 процентов от суммы годового контракта, - по 1 ноября. Иными словами, задолженность "Уникса" перед главным тренером оставалась небольшая - всего за 15 дней. Кроме того, Вишневац стал единственным в "Униксе", кто получил солидные премиальные по итогам двух месяцев чемпионата страны.

На прощанье Вишневац сказал мне, что с грустью покидает Казань, где у него кое-что получилось, и, договорившись с Щербаковым расстаться "по-хорошему", обещал не прерывать связей со столицей Татарстана. Кроме того, Вишневац оставил специальное письмо для "СЭ". Вот его текст:

"Уважаемые друзья, надеюсь, вас не стеснит то, что я вас так называю. Когда я приехал в Казань, вы прекрасно встретили меня - должен признаться, этого я не ожидал. Сегодня после шести месяцев нашей дружбы, я хочу сказать, что мы хорошо сотрудничали, и я благодарен за все хорошие слова, сказанные обо мне, моей работе и моей команде. Жаль, что это письмо я пишу по столь грустному поводу. И тем не менее должен проинформировать вас: я ухожу с поста главного тренера "Уникса" по причинам, которые вам, наверное, известны. Еще раз благодарю за поддержку. Я увожу из Казани самые лучшие воспоминания о вас и об игроках "Уникса". Драган Вишневац".

ТРЕНЕР СТОЛКНУЛ ИГРОКОВ С ПРЕЗИДЕНТОМ

Не правда ли, идиллия? Однако на самом деле в казанской команде все было не так просто, как пытается представить югослав.

Александр ЩЕРБАКОВ,президент "Уникса":

- Решение расстаться с Вишневацем принято не вдруг и не сгоряча. Поверьте, были очень серьезные причины для разрыва контракта с главным тренером, который поначалу меня совершенно очаровал. Несмотря на то, что Драган часто говорил о том, что в Россию он приехал не на заработки, а для того, чтобы обогатить российский клуб югославским опытом и сделать карьеру, в действительности все обстояло иначе. Не желая понимать наши суровые реалии, Вишневац постоянно требовал полных выплат по контракту, угрожая уехать домой (подобные демарши с привлечением максимального количества местной пишущей и снимающей братии Вишневац устраивал в Казани дважды - в сентябре и октябре, каждый раз получая в результате долги по зарплате. - С.Г.) . С немалым трудом, но клуб свои обязательства перед игроками и тренерами выполнял и выполняет.

После того как Вишневац стал откровенно порочить клуб в СМИ, я не мог больше оставлять его в команде. В Португалии, например, после победы над "Оваренше" он дал два интервью местным газетам, где в самых черных красках обрисовал финансовое положение клуба - мол, игроки две недели сидят без зарплаты и т.д. Пять побед и пять поражений в чемпионате страны - результат явно не соответствующий потенциалу сегодняшнего "Уникса", учитывая солидное укрепление состава накануне сезона. Мы ожидали большего. Команде откровенно не хватает азарта, свежести, раскрепощенности, поскольку главный тренер все время твердит одно и то же: деньги, деньги, деньги. Таким образом, Вишневац, пытаясь вбить клин между президентом клуба и игроками, создал в команде нездоровую атмосферу. Это первая столь крупная ошибка в моей жизни. Я не сумел вовремя понять, раскусить человека, которому доверил команду. С уходом Вишневаца "Уникс" возглавил Андрей Кибенко, ранее исполнявший обязанности второго тренера.

Эдуард СООБЦОКОВ,центровой:

- Мы, российские баскетболисты, играем больше за идею, чем за деньги, хотя и без них, конечно, тоже нельзя. Югославы - наоборот, только за деньги. Не вникая в нашу экономическую ситуацию, Вишневац в итоге так накалил психологическую обстановку в команде, что это не могло не повлиять на турнирные показатели "Уникса". Я, например, выпал из стартовой пятерки, но почему это произошло, так и не понял. Мне главный тренер говорил одно, ребятам другое, руководству клуба - третье (журналистам - четвертое.- С.Г.) . Так что итог, на мой взгляд, логичен.

Валерий КОЛЕСНИКОВ,начальник команды:

- Результаты, которые нынче показывает "Уникс", хуже, чем год назад, хотя состав команды заметно усилился. Очень невыразительными получились первые домашние победы над "Динамо" и "Ставрополем", откровенно неудачно сыграли в Минеральных Водах, Петербурге, Туле, Саратове. Вишневац попытался столкнуть лбами игроков с президентом клуба и отчасти в этом преуспел. Он создал в команде очень нервную, просто ненормальную обстановку. Между тем практически все обязательства перед ним, включая финансовые, клуб выполнял. Мощный сбор в Югославии летом провели, тэйповались перед каждой тренировкой...

ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ С КОМАНДОЙ?

Бывший главный тренер "Уникса", затем - помощник Вишневаца, видеооператор и, наконец, начальник "Уникса-2". Вся эта невероятная цепочка изменений в карьере Георгия Королева за последние полгода произошла благодаря именно Вишневацу. Югославу очень не понравилось откровенное несогласие Королева с отдельными моментами его тренерской методики: "Конечно, увольнение тренера и трех основных игроков в разгар сезона не может не сказаться, - считает Королев. - Но, видимо, экономическая ситуация, переживаемая сегодня страной, не позволяет больше Вишневацу работать в "Униксе". Как руководитель и организатор Драган показал себя просто блестяще. О том, какой он тренер, можно поспорить - у нас не привыкли работать так, как в Югославии. Занятия по атлетизму, например, были напрочь исключены из тренировочного процесса. И все-таки загадывать, что будет дальше с "Униксом", я бы поостерегся".

У казанских журналистов Вишневац, быстро научившийся обращаться с ними без переводчика, сразу стал любимцем - раскованный, общительный, подчеркнуто пунктуальный, никогда не отказывает в интервью. Югослав ратовал за создание в клубе мощной пресс-службы, тщательно изучал все, без исключения, публикации об "Униксе" в местной и столичной прессе, горячился, когда перевирали его слова. За других говорить не буду, а для меня общение с Вишневацем в отличие от руководства ряда других казанских команд было сплошным удовольствием. Уезжая в Югославию, он обещал регулярно звонить мне, не забывать про "Уникс" и попросил собрать все публикации о своей отставке и переправить факсом в Белград. Но о денежных проблемах клуба Вишневац говорил много и настойчиво, а на вежливые замечания по поводу кризисной ситуации в России спокойно отвечал: это его не касается, контракт должен выполняться с точностью до минуты и копейки. Хотя в то же время заявлял, что за свое благосостояние не волнуется.

Маленький штрих. Когда "Уникс" приехал в Казань из Австрии, у всех четверых югославов уже были открыты визы на отъезд из России домой. То есть готовились они к нему заранее, и внезапность происшедшего была чисто внешней. Конечно, жаль прощаться с Вишневацем, с ним было интересно, да и специалист он явно незаурядный. Могло ли все пройти по-другому, более мирно? Вряд ли. Вишневац уже судился из-за денег с тремя своими бывшими командами.