Газета Спорт-Экспресс № 245 (1854) от 3 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

4 ноября 1998

4 ноября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1 от "СЭ"

Мика ХАККИНЕН

ЧЕМПИОН, КОТОРЫЙ ПРОДОЛЖАЕТ УЧИТЬСЯ

Еще лет в 14-15 Мика сказал что когда-нибудь будет гонщиком "Формулы-1" и обязательно станет чемпионом мира. Причем сказал это совершенно серьезно, без тени шутки.

СУПЕРДОСЬЕ "СЭ"

Мика ХАККИНЕН

Родился 28 сентября 1968 года в Хельсинки.

Резиденция: Монте-Карло, Монако. 12 июня 1998 года женился на своей давней подруге Эрье. Детей нет.

Рост 1,79 м, вес 70 кг.

Любимая музыка: поп (Майкл Джексон, Фил Коллинз).

Любимый напиток: вода, "Кока-кола".

Спортивные увлечения помимо автогонок: лыжи, плавание, теннис, джет-ски.

За руль гоночного автомобиля сел в возрасте 6 лет.

Первая гоночная машина: "Формула Форд 1600".

Первый успех в гонках: чемпион Финляндии по картингу в 1981 году.

Картинг: с 1974-го по 1986-й пять раз становился чемпионом Финляндии.

Карьера в младших "формулах": "Формула Форд 1600" - чемпион Финляндии, Швеции и Северных стран 1987 года. "Формула Опель Лотус" - чемпион Евросерии в 1988 году. Британская серия "GM Лотус" - вице-чемпион в 1988 году. Британская "Формула-3" - 7-е место в 1989 году. Британская "Формула-3" - чемпион в 1990 году.

Первый старт в "Формуле-1": "Гран-при США" (10 марта 1991 года).

Первые зачетные очки: "Гран-при Сан-Марино" (28 апреля 1991 года, 5-е место).

Первая победа: "Гран-при Европы" (26 октября 1997 года).

Первый старт с поул-позишн: "Гран-при Люксембурга" (28 сентября 1997 года).

Команды

Lotus (1991 - 1992)

McLaren (1993 - 1998).

Всего за карьеру: провел 112 гонок, одержал 9 побед, 10 раз стартовал с поул-позишн, 5 раз стартовал со второго места на стартовом поле, 7 раз устанавливал рекорды круга, имеет два "больших шлема" и два хет-трика. Завоевал 218 очков.

Места в чемпионатах

91 - 15-е (2 очка)

92 - 8-е (11 очков)

93 - 15-е (4 очка)

94 - 4-е (26)

95 - 7-е (17)

96 - 5-е (31)

97 - 6-е (27)

98 - 1-е (100)

Места в "Гран-при"

9 первых

5 вторых

13 третьих

8 четвертых

8 пятых

6 шестых

НАЧАЛО

всегда просто-таки сходил с ума по поводу всяческих машин. Машин вообще. Не только четырехколесных, но и двух- и даже пятиколесных! Я по-настоящему интересовался техникой. И любил это. Когда мне было пять лет, мать и отец работали, а потому не могли нянчиться со мной. В ту пору я ездил с отцом на его работу в получасе от Хельсинки. По счастливой случайности поблизости располагался гоночный трек Кеймола. Помню, как постоянно прислушивался к этим призывным звукам "уом-м-м-м", доносившимся оттуда. И чем больше я прислушивался, тем больше мне хотелось туда.

Честно говоря, я не помню, как в конце концов попал на трассу: то ли я был один, то ли с друзьями - это было очень давно, а я был очень мал. Отчетливо помню только один визит с родителями: я увидел карт, и мне он несказанно понравился, а когда один из друзей взял его напрокат и сделал несколько кругов по автодрому, я наблюдал за происходящим, как зачарованный. Когда мы вернулись домой, я стал уговаривать родителей позволить и мне прокатиться на карте. До сих пор не знаю, почему, но родители согласились. Мое первое появление на трассе преподало хороший урок - еще до окончания первого круга я перевернулся... Отец моментально подбежал. Я совершенно не испугался, но вот родители перепугались, по-моему, насмерть. Этот испуг я запомнил на всю жизнь. Гонки связаны с опасностью, и это очень сильно бьет по близким людям - таков был этот урок. Наверно, именно тогда я понял очень важную вещь - гонщик всегда пытается развить максимальную скорость, приблизиться к границе возможного, но пересекать эту границу НЕЛЬЗЯ.

Как бы то ни было, я уже тогда знал, чего хотел - получить свой собственный карт, и твердил об этом постоянно. В итоге я его получил - очень маленький го-карт, как сейчас помню, голубого цвета с черным сиденьем.

Так вот я начал свои гонки. Но отец не уставал повторять - когда-нибудь ты должен будешь забыть об этом своем занятии. В такие момент я плакал.

В итоге же наша семья стала обрастать знакомыми, дети которых занимались картингом, - теперь мы жили в истинно гоночной атмосфере. Это было восхитительно!"

Почему же Харри Хаккинен не горел желанием видеть своего отпрыска поглощенным гонками? Возможно, все дело в том, что, по его словам, "Мика никогда не выглядел среди сверстников лидером, заводилой, у него для этого не было задатков. Он, скорее, был слишком тих и даже незаметен. Очень вежлив, всегда прислушивался к мнению взрослых. У него было много друзей, но не среди сверстников, а среди ребят постарше на пару лет, а в возрасте шести-семи это значительная разница".

Однако Айла Хаккинен несколько другого мнения о своем сыне: "Мика никогда не ходил - он только бегал. Некоторые из наших друзей даже спрашивали, а может ли он вообще ходить... Во всяком случае, задержать его на одном месте больше пяти минут было невозможно".

И тем не менее именно родители претворили мечты мальчика в реальность. Несмотря на то, что семья вовсе не была богатой и не располагала лишними деньгами, Харри и Айла сделали максимум возможного. Отец каждый свободный день подрабатывал таксистом и откладывал деньги сначала на покупку карта (кстати, приобретенный ими карт принадлежал знаменитому финскому раллисту, двукратному победителю знаменитого "RAC ралли" Хенри Тойвонену, погибшему в 1986-м), затем на все возрастающие расходы, необходимые для покупки топлива, резины и всего остального.

"Моя мать не была в восторге от занятий гонками, но даже в самом начале она не сказала мне "нет!". В итоге она полюбила картинг, возможно, из-за того, что это был в некотором роде семейный спорт. И потом она всегда старалась дать мне все, что я хотел, чего желал. Даже дорогой ценой. Наша семья принадлежала к среднему классу, и, наверное, мы могли бы иметь хороший дом и все такое, но родители предпочитали тратить деньги на мои занятия спортом. Почему? Они хотели дать своим детям счастливое детство. И то, чего они в свое время были лишены".

Микины выступления в картинге были сверхудачными: в первый год он не добился большого количества побед, но затем стал пятикратным чемпионом Финляндии в своем классе, что было настоящей сенсацией, ибо подобное не удавалось до него никому. Правда, был у Мики и один недостаток - он очень мало говорил. Поэтому-то, будучи не в состоянии толком объяснить, что происходит с его машиной, он и обращал так мало внимания на технику. Недостаток этот возмещался сторицей - он и без того очень быстро ездил. Что же до излишней эмоциональности, что было бы вполне естественным для его возраста, то чем-чем, а этим Мика не отличался. И вспоминая эти свои ранние годы, немного удивляется реакции своего отца на победы.

"Как-то я заметил, что отец плачет. И был просто шокирован: во-первых, финны обычно этого не делают, во-вторых, дети традиционно считают родителей людьми сильными и уж никак не способными растрогаться от такой мелочи. Я всегда понимал, как много для него значат мои успехи. Но слезы? В разговорах мы никогда не упоминали и не обсуждали этого".

Кстати, именно в картинговые времена Мика впервые встретился с... Михаэлем Шумахером (ну кто бы мог подумать, что это сражаются будущие чемпионы мира в "Формуле-1", самые быстрые гонщики планеты?). Впервые это случилось в Лавале (Франция) на юниорском чемпионате мира. "Да-да, я помню Шумахера. Но в детстве, из-за разделявших нас языковых барьеров, все гонки проходили по одному сценарию: приезжаешь, гоняешься и уезжаешь. И все, никаких разговоров".

Уже будучи в ранге пятикратного чемпиона своей страны, Мика Хаккинен решил покончить с картингом и перейти в более "взрослый" класс - в "Формулу Форд 1600". Его отговаривали. Для успешного продолжения карьеры неплохо было бы заручиться одним из крупных титулов, стать, к примеру, чемпионом Европы или мира. Но Мику это не очень-то волновало. Удивительно другое: он выбрал кольцевые гонки, а не гораздо более естественные для Финляндии раллийные.

"Все просто - в Финляндии уже есть много чемпионов мира-раллистов и нет совершенно никакой необходимости в еще одном, а вот в "Формуле-1" обладателем титула становился лишь Кеке Росберг, и Финляндии необходим был еще один чемпион".

"ФОРМУЛА ФОРД 1600", "ФОРМУЛА ОПЕЛЬ-ЛОТУС" и "ФОРМУЛА-3"

"Чувство разочарования, когда я пересел с карта в "формулу", не передать. Машина была медленной, медленной до ужаса! И перед поворотом, и в самом повороте, и, естественно, на выезде. Не хватало мощности. Резина была с протектором. "Что за черт. Это гоночная машина или что?" - чертыхался я. Картинг в этом отношении был гораздо профессиональнее: у нас была даже специальная квалификационная резина, в поворотах машина вставала чуть ли не на два колеса. А "формула" была как, как... ничто! Но одновременно она была и более дорогой и привлекала большое количество зрителей - ты входишь в комнату и тебе говорят: "О, теперь ты гонщик!"

Для передвижения за гонками обычного автомобиля семейству Хаккиненов уже не хватало. Делать нечего - пришлось покупать автобус. Но даже тогда - Айла настаивает на этом - "мы воспринимали все эти гонки лишь как хобби и удовольствие. Когда Мика перешел в "Формулу Форд", я не стала дергаться по поводу того, что это может быть очень опасно. Это было хобби и для него, и для нас. И я никогда не думала, что гонки станут его профессией. После первых успехов в "формуле" мы понимали, что следующим шагом могут стать более крупные машины, но не имели никакого представления об их стоимости".

Хаккинен купил "Рейнард", годом раньше принадлежавший другому финну Джей. Джей. Лехто, и принял участие в чемпионатах Финляндии, Швеции, нескольких гонках европейского чемпионата и знаменитом фестивале "Формулы Форд" в Брэндс-Хетче. Несмотря на недовольство, Мика приспособился к машине очень быстро и в итоге выиграл титулы чемпиона и Финляндии, и Швеции, и чуть ли не на секунду перекрыл квалификационные времена прошлогоднего чемпиона Лехто. Уже тогда о нем стали говорить как о самом быстром гонщике "Формулы Форд" в Европе. Очевидно, что у юноши был огромный талант. Вот что вспоминает о тех днях товарищ Хаккинена Мика Солберг: "В Швеции приходилось гоняться против ребят, которых мы совсем не знали, и на трассах, которые видели в первый раз. Но для Мики это не было проблемой. Помню его первую "заграничную" победу на Киннекюллеринге (Швеция). После награждения комментатор стал задавать ему вопросы на шведском, а Мика качал головой, давая понять, что не понимает ни слова. Тогда ему перевели на английский, и в ответ Мика произнес такую речь: "My race was very easy and my tyres are very hot! Thank you" ("Моя гонка была очень легкой, а резина очень горячей. Спасибо".). Это было его первое интервью".

В октябре 1987-го Мику ожидало первое, по-настоящему серьезное, испытание, по сути, и определившее его будущее. В Донингтон-парке проводились традиционные "мальборовские" "смотрины", где, проявив себя как следует, можно было заработать солидную спонсорскую поддержку

"Перед Донингтоном я по-настоящему нервничал, но вовсе не из-за того, как я покажу себя на трассе, - побаивался всех этих людей, больших боссов. В итоге убедил себя не дергаться следующими словами: "Да, я приехал из Финляндии, но мы знаем, что такое гонки! Мы вышли из картинга, а это суровая школа. Мы ездили по снегу и льду. И не боимся никого!"

Жюри, состоявшее из Рона Денниса, Джеймса Ханта и Юга де Шонака, не прошло мимо яркого таланта из северной страны, и Мика получил возможность выступать в 1988-м в гоночной серии Vauxhall Lotus challenge за команду под названием "Дракон". Во время тех тестов в Англии у Хаккинена была великолепная компания: Жан Алези, Эдди Ирвин, Лехто, Марк Бланделл, Джанни Морбиделли, Мартин Доннелли, Роланд Ратценбергер, которые претендовали на звание пилотов "Мальборо" в других классах.

Мать Мики вспоминает, что "после этих тестов изменилось абсолютно все. Мика был вынужден фактически переехать в Англию - жить вместе, как прежде, мы уже не могли. Именно тогда я впервые отдала себе отчет в том, что мой сын совершенно профессионально занимается очень опасным видом спорта".

В 1988-м Мика выступал сразу в двух чемпионатах - "Формуле Воксхолл-Лотус" в Британии и европейской "Формуле Опель-Лотус", в каждом из которых было по 10 (!) гонок. Главный интерес серий был вот в чем: шасси и моторы абсолютно всех машин были идентичны, а возможность настроек сводилась к минимуму, так что зрителям, самим гонщикам и специалистам представлялась прекрасная возможность оценить способности всех участников в равных условиях. Сезон ознаменовался борьбой Хаккинена и его товарища по команде Алана Макниша. В итоге британскую серию выиграл Макниш, а европейскую Хаккинен.

В следующем, 1989 году финн выступал уже в чемпионате Великобритании в "Формуле-3".

"Многие говорили мне, что надо было сразу пойти в "Формулу-3000", но тогда мне было только 20, и я не чувствовал себя в достаточной степени готовым для такого шага. Для начала я хотел научиться справляться с машинами младших классов. Я не хотел скакать через ступеньку.

Кроме того, переход в "Формулу-3" дался мне не без некоторого труда. Первые тесты были ужасающие! Меня моментально развернуло на трассе, и разворот этот закончился полетом в гравий. Машина "Ф-3" имела такой маленький клиренс - просто невероятно! У меня уже была определенная тактика прохождения поворотов - я не боялся кербового камня. А здесь... Я был так зол на себя!"

Как и эти первые тесты, не задался весь сезон - лишь седьмое место в чемпионате. Но молодой финн старался бороться в каждой гонке и квалификации. И, по мнению очевидцев, иной раз переходил за грань разумного.

"Даже сейчас, уже в "Формуле-1", во время квалификации я делаю то же самое - еду, как ненормальный. Обычно, хотя и стараешься пилотировать на пределе, все же сохраняешь контроль. Но иногда контроль теряется. Я не люблю управлять машиной в таком состоянии. Так можно и разбиться!"

Это, без сомнения, был год взросления. Вот что говорит о Мике один из владельцев его команды Хью Эбсэлом: "Он был подобен Ронни Петерсону. Дайте ему хорошую и быструю машину - и за ним не угонится никто. Но пытаться понять, что происходит с болидом, с помощью Мики было бесполезным делом. Инженерные способности у него явно отсутствовали".

По мнению самого Мики, он никогда бы не достиг нынешних высот без того сложнейшего сезона.

"Тот год был жутким. И все же не думаю, что находился бы сейчас в "Формуле-1", не будь тех лет за плечами. Именно тогда я отчетливо понял, как все быстро меняется в автоспорте: еще в прошлом году ты боролся за титул и был чемпионом, а в следующем сезоне все могло куда-то испариться. Тогда я думал: "Что со мной случилось!" Смотрел на себя в зеркало и понимал, что нисколько не изменился. Смешно, но именно в те моменты я полностью осознал, как важно в гонках все - начиная от правильно выбранного шасси и мотора до совершеннейших: мелочей. Теперь мне кажется, что это был не провальный, а великолепный и поучительный год".

Но одну гонку в 1989-м Хаккинен все-таки выиграл - Cellnet Superprix в Брэндс-Хетче. И как выиграл: поул, быстрейший круг и победа! На этой гонке Мика занял пустующее место в West Surrey Racing, первой по-настоящему профессиональной команде, с которой он столкнулся в своей карьере. В следующем сезоне он уже выступал за нее: 17 гонок в британской "Формуле-3".

Продолжение - стр. 15