Газета Спорт-Экспресс № 245 (1854) от 3 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

3 ноября 1998

3 ноября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1 от "СЭ"

ГОНЩИКИ В СЕЗОНЕ-98. Экспертиза "СЭ"

Мика ХАККИНЕН

"Макларен"

30 лет. В "Формуле-1" проводил 8-й сезон, за карьеру 112 раз выходил на старт, одержал 9 побед в "Гран-при", 10 раз стартовал с поул-позишн. Чемпион мира 1998 года.

Нынешний сезон в исполнении финна, возможно, уникальный: впервые в своей карьере Хаккинен имел шанс выиграть чемпионат мира - и не упустил его. Еще в сезоне-97 финн дал понять, что вырос в настоящего мастера, а в нынешнем это блестяще подтвердил. К природной высочайшей скорости прибавились выдержка, точный расчет, отличная психологическая устойчивость и умение работать с техникой. Лучшими гонками сезона в его исполнении стали абсолютно безупречные Интерлагос, Монако, Барселона, Цельтвег, Нюрбургринг и Сузука. По сути, ошибка в пилотировании им была допущена всего одна - в Маньи-Куре, когда он чуть не вылетел при атаке на Ирвина.

Шансы на сезон-99. Практика показывает, что завоевать титул значительно легче, чем его отстоять. Следовательно, чемпионат будущего года явится еще одной проверкой класса. Соперниками финна, скорее всего, станут партнер по команде Дэвид Култхард, Михаэль Шумахер на "Феррари" и, возможно, Дэмон Хилл на "Джордане". "Темными лошадками" скорее всего окажутся Жак Вильнев ("ВАР") и партнеры по "Уильямсу" Ральф Шумахер и Сандро Занарди.

Михаил ШУМАХЕР

"Феррари"

29 лет. В "Формуле-1" проводил 8-й сезон. За карьеру 117 раз выходил на старт "Гран-при", одержал больше всего побед из действующих пилотов - 33, 20 раз стартовал с поул-позишн. Двукратный (1994, 1995) чемпион мира.

Несмотря на осечку на Сузуке, сезон-98 можно записать немцу в актив. В марте, после поражения в Мельбурне, мало кто мог предположить, что спор за корону затянется вплоть до последней гонки сезона. Но это случилось - и во многом благодаря Шумахеру. Только его потрясающая способность подчинять деятельность всех окружающих своим целям позволила "Феррари" совершить столь мощный скачок. Хотя количество ошибок, совершенных Михаэлем в 49-м чемпионате, несколько превышает его привычный по прежним годам уровень. Настораживает тот факт, что ошибался Шумахер чаще всего в стрессовых ситуациях. Хотя это объяснимо - последние пять лет он практически беспрерывно борется за титул чемпиона мира, а такая психологическая нагрузка не может не сказываться.

Шансы на сезон-99. Если "Феррари" сохранит настрой, набранный к концу нынешнего чемпионата, то Шумахер, без сомнения, получит еще один шанс на третий титул чемпиона мира. Но только в том случае, если утверждение Култхарда о том, что Шумахер подошел к пределу своих возможностей, будет опровергнуто.

Дэвид КУЛТХАРД

"Макларен"

27 лет. В "Формуле-1" проводил пятый сезон. 74 раза выходил на старт "Гран-при", 4 из них выиграл, 8 раз стартовал с поул-позишн. Дважды был третьим в чемпионате мира (1995, 1998).

В прошлом сезоне выглядел посильнее Хаккинена, однако в нынешнем чемпионате проиграл финну вчистую по всем показателям. Несмотря на это, отнести сезон-98 к неудачам шотландца нельзя: его вклад в общую победу "Макларена" измерялся не только завоеванными очками. С определенной точки зрения именно Дэвид, а отнюдь не Эдди Ирвин из "Феррари", может считаться лучшим среди вторых номеров команд. Если бы в "Больших призах" вручался приз справедливой игры, то "фэйр плей" 1998 года Култхард выиграл бы за явным преимуществом.

Шансы на сезон-99. Имеет все предпосылки для того, чтобы в будущем году повернуть Фортуну лицом к себе и по-настоящему включиться в борьбу за титул чемпиона мира. Но для этого должен превзойти Хаккинена.

Эдди ИРВИН

"Феррари"

32 года. В "Формуле-1" 6 сезонов. 81 раз выходил на старт гонок, пока ни разу не выигрывал и ни разу не стартовал с поул-позишн. Лучшее место в чемпионатах мира - 4-е (1998).

Если бы не необходимость во всем подчиняться интересам лидера Скудерии Михаэля Шумахера, вполне мог бы стать призером 49-го чемпионата мира. Причем даже вторым: по результативности и надежности провел лучший сезон в своей карьере и, если бы не отдал Шумахеру несколько гонок, может быть, имел бы реальный шанс одержать первую победу в "Гран-при". После довольно резкой критики в свой адрес со стороны других пилотов несколько обуздал свой темперамент - в сезоне-98 невозможно припомнить ни одного эпизода, в котором ирландец действовал бы грязно.

Шансы на сезон-99. Вряд ли контрактные обязательства позволят ему заметно пополнить свой послужной список. Если только по какой-то причине из игры не выйдет Шумахер.

Жак ВИЛЬНЕВ

"Уильямс"

27 лет. В "Формуле-1" три сезона. За это время провел 48 "Гран-при", из которых выиграл 11. 13 раз стартовал с поул-позишн. Чемпион мира 1997 года.

После победного сезона-97 вряд ли кто ожидал, что в нынешнем году канадцу не удастся выиграть ни одной гонки. Да и сезон-97 он провел далеко не так блестяще, как ожидалось. Возможно, дело в том, что Вильнев по-настоящему не умеет работать с техникой. Если год назад запаса, созданного за несколько предыдущих лет Дэмоном Хиллом, Жаном-Кристофом Буллионом и Эдрианом Ньюи, хватило для борьбы за титул, но в этом году ресурсы иссякли. Безусловно, что шансы канадца были снижены и уходом из команды гениального дизайнера Ньюи, и тем, что после нескольких лет работы с эксклюзивным двигателем "Рено" в сезоне-98 "Уильямс" был вынужден довольствоваться тюнинговым "Мекахромом". Однако к несомненным заслугам Жака стоит отнести его третьи места в Германии и Венгрии и его вдохновенные квалификации на Сильверстоуне, Хоккенхайме и в Монце. Это говорит о том, что азарта и вкуса к борьбе экс-чемпион мира не утратил.

Шансы на сезон-99. Учитывая переход из команды-чемпиона в новую конюшню "БАР", они могут быть проблематичными. Однако отличная финансовая обеспеченность команды, высокая репутация конструктора шасси Эдриана Рейнарда, талант и хватка самого Вильнева, а также тот факт, что на болидах будет стоять новый двигатель "Супертек", не позволяют сбрасывать его со счетов.

Дэмон ХИЛЛ

"Джордан"

38 лет. В "Формуле-1" провел 7-й сезон. Пока находится в шаге от рубежа в 100 "Гран-при". В Спа нынешнего года одержал свою 22-ю победу, 20 раз стартовал с поул-позишн. Чемпион мира 1996 года.

После того как Хилл чуть не закис год назад в "Эрроузе", недоброжелатели поспешили списать экс-чемпиона мира - самого "возрастного" пилота современных "Больших призов" - в утиль. Однако сезон-98 дал понять, что "Джордан" для англичанина - отнюдь не пансионат для престарелых. Призывая Дэмона под свои знамена, хозяин конюшни Эдди Джордан сказал, что возлагает на Хилла особую миссию - принести команде первую победу. Что Хилл и сделал, как только ему представился реальный шанс. Первую половину сезона провел бесцветно, но во второй половине его команда сделала отменный рывок, и это заслуга Хилла: критика в адрес конструкторов и мотористов, а также работа до седьмого пота на тестах принесли плоды. Финиш чемпионата дал понять, что с мотивацией и физической подготовкой у экс-чемпиона мира все в порядке. Недаром менеджер "БАРа" Крейг Поллок предпринял колоссальные усилия, чтобы заполучить Хилла в свою команду. Однако англичанин продлил кредит доверия "Джордану".

Шансы на сезон-99. Если уверенность Эдди Джордана в прогрессе команды - не пустой звук, то велики шансы на то, что в будущем году Хилл сможет поспорить за высокое место в чемпионате мира.

Александр ВУРЦ

"Бенеттон"

24 года. В "Формуле-1" второй год, но впервые провел весь чемпионат без перерыва. Стартовал в 19 гонках, пока ни одной из них не выиграл и ни разу не стартовал с поула. Лучшее место в чемпионате мира - 7-е (1998).

Кое-кто считал, что молодой австриец уже в нынешнем сезоне начнет выигрывать гонки и квалификации одну за другой. Однако чудес в "Больших призах" не бывает. Вурц оказался даже менее результативен, чем его напарник по "Бенеттону" Джанкарло Физикелла, которому почему-то не выдают столь же больших авансов, как Вурцу. Судя по всему, именно в австрийце "Бенеттон" нашел своего второго Шумахера. Но для того чтобы сделать Михаэля чемпионом мира, понадобилось два полноценных года, при этом немаловажную роль сыграло и в высшей степени удачное для команды стечение обстоятельств. Сейчас на такую же удачу рассчитывать не приходится. Помехой может стать и постоянная кадровая чехарда в "Бенеттоне".

Шансы на сезон-99. Проблематичные.

Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН

"Уильямс"

31 год. В "Больших призах" пять лет. Провел 81 гонку, из которых выиграл всего одну и однажды стал лучшим на квалификации. Вице-чемпион мира 1997 года.

Авансов, выданных ему по приходе в "Формулу-1", пока не оправдал. Заменить в "Уильямсе" Хилла, которого выставили за дверь ради того, чтобы освободить место для Френтцена, не смог. Однако, к чести немца, нужно сказать, что он изо всех сил пытался составить конкуренцию своему напарнику Жаку Вильневу и в сезоне-98 нередко выглядел предпочтительнее канадца. Тем не менее техническое несовершенство FW20 сделало третье место Френцтена в Австралии единственным его успехом в сезоне.

Шансы на сезон-99. Становится партнером Хилла в "Джордане" - это будет отличная возможность выяснить реальное соотношение сил между ними. Пока Хилл выглядит выигрышнее: очная дуэль на Сузуке закончилась в пользу англичанина, который на явно менее совершенном "Джордане" опередил Френтцена в гонке и дал возможность своей команде стать 4-й в Кубке конструкторов.

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА

"Бенеттон"

25 лет. В "Формуле-1" три года. Провел 41 гонку, ни одной не выиграл, в этом сезоне в Австрии впервые стартовал с поул-позишн. Лучшее место в чемпионате мира - 9-е (1998).

Достойно заменить в команде Жана Алези, которого напоминает и внешне, и по стилю пилотирования, по объективным причинам не смог. Не хватило ни опыта, ни - пока - мастерства, ни нужного настроя и умения бороться, находясь в заведомо невыгодной ситуации. Но партнера по "Бенеттону" Вурца превзошел, хотя чисто арифметически это никак не выразилось. Впрочем, позиции итальянца в команде от этого сильнее не стали: фаворитом "Бенеттона" по-прежнему остается австриец.

Шансы на сезон-99. Проблематичны.

Ральф ШУМАХЕР

"Джордан"

23 года. В "Формуле-1" два сезона. Провел 33 "Гран-при", ни побед, ни поулов на своем счету не имеет. Лучшее место в чемпионате мира - 10-е (1998).

Поначалу казалось, что опытного партнера по команде, экс-чемпиона мира, за пояс заткнет - по крайней мере по уровню мотивации в начале сезона он Хилла явно превосходил. Однако, как только англичанин понял, что техника прогрессирует, Шумахер сразу ушел в тень. Не блистал надежностью, особенно на старте, потом, успокоившись, начал привозить очки. К достоинствам нужно отнести умение и желание учиться: от сотрудничества с Хиллом постарался взять максимум возможного, не забывая благодарить партнера за уроки.

Шансы на сезон-99. Тот факт, что следующие два года Шумахер-младший проведет в "Уильямсе", стоит считать лишь авансом, который еще нужно отработать. Проблема и в том, что "Уильямс" явно на стадии некоторого регресса, и вряд ли молодой пилот в таком положении сможет блеснуть.

Жан АЛЕЗИ

"Заубер"

34 года. В "Формуле-1" 10 лет. Провел 151 "Гран-при", одну гонку выиграл, дважды стартовал с поула, дважды - в 1996-м и 1997-м - был 4-м в чемпионате мира.

Алези с некоторой точки зрения можно назвать открытием чемпионата. По крайней мере так считает его давний партнер и близкий друг Герхард Бергер. Действительно: по азарту, уверенности, мастерству и скорости французу в нынешней "Формуле-1" найдется не много соперников. А его умение стартовать, возможно, вообще лучшее на данный момент. После двух лет, проведенных им в неуютной атмосфере "Бенеттона", Жан словно вырвался на свободу: в "Заубере" ему хорошо. Если бы не чудовищный гандикап, который дает соперникам их маломощный мотор, и недостаточный опыт команды, еще не сумевшей сменить менталитет аутсайдера, Алези непременно достиг бы в этом сезоне большего, чем одно второе место на квалификации и третье место в гонке в Спа.

Шансы на сезон-99. Чисто психологически Алези всегда готов к борьбе за победу, но материальная база пока этого не позволяет. Однако новое шасси и более мощный мотор, которыми будет располагать француз в наступающем сезоне, позволяют надеяться на лучшее. Впрочем, именно надежду можно назвать главным качеством фанов Жана и его самого.

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

"Стюарт"

26 лет. В "Формуле-1" шесть сезонов. Провел 97 гонок, ни одной не выиграл, но однажды был лучшим в квалификации. Лучшее место в чемпионатах мира - 6-е (1994).

Обстоятельства никак не позволяют бразильцу, которого называли наследником великого Сенны, реализовать свой потенциал. Может быть, талант Баррикелло так и останется в истории "Формулы-1" невостребованным. По крайней мере пока дела в команде "Стюарт" не позволяют выдавать Рубенсу каких-то существенных авансов. Он, безусловно, является лидером и опорой команды, но вряд ли в следующем сезоне "Стюарт" вдруг начнет оправдывать обещание, сделанное в год дебюта конюшни ее хозяином Джекки Стюартом: трехкратный чемпион мира заявил, что намерен включиться в борьбу за титул чемпиона мира в ближайшие пять лет.

Шансы на сезон-99. Никаких. Если не случится чудо.

Педро Паулу ДИНИЦ

"Эрроуз"

28 лет. В "Формуле-1" четыре сезона. Провел 66 гонок, но ничего пока не выиграл. Лучшее место в чемпионатах мира - 13-е (1998).

Несмотря на то, что сезон-98 сложился для "Эрроуза" еще хуже, чем предыдущий, бразилец сумел занять в нем самое высокое пока в своей карьере место. К удачам следует отнести гонку в Монако, где Диниц, ведя борьбу за первое в сезоне очко, сумел уцелеть в опасной схватке с Шумахером-старшим. Не потерять хладнокровия в такой момент не каждый пилот сумеет! Однако реально класс Диница оценить по-прежнему невозможно. Поэтому трудно с казать, по праву ли занимает этот парень место в команде "Формулы-1" или по причине солидных спонсорских вливаний, которые обеспечивает ему крепкий бизнес его отца.

Шансы на сезон-99. Переход в "Заубер", команду, пользующуюся лучшей репутацией, чем "Эрроуз", явный шаг вперед и вверх. Осталось не потеряться рядом с Жаном Алези.

Мика САЛО

"Эрроуз"

32 года. В чемпионате мира принимает участие пять лет. Провел 68 "Гран-при", успехов не добивался. Лучшее место в чемпионате - 13-е (1998).

Редкий случай - партнеры по команде поделили место в общем зачете чемпионата мира. Что это - доказательство абсолютного равенства сил? Скорее всего, нет. Все-таки и в квалификациях, и в гонках финн выглядел предпочтительнее Диница, но с удачей у него явный конфликт. Отсутствие серьезной финансовой поддержки помешало ему получить место в команде рангом повыше. Впрочем, Сало имел шанс стать партнером Вильнева в "БАРе", но, видимо, перспектива оказаться безнадежным вторым номером его не устроила - несмотря на дружеские отношения с канадцем.

Шансы на сезон-99. Никаких.

Джонни ХЕРБЕРТ

"Заубер"

34 года. В "Формуле-1" 10 лет. Провел 129 гонок, выиграл 2, с поула не стартовал ни разу. Лучшее место в чемпионатах мира - 4-е (1995).

Сезон-98 в актив опытному англичанину никак не занесешь. Если поначалу он еще мог что-то противопоставить Алези (что объяснялось, скорее всего, тем, что француз был новичком в "Заубере", а Джонни проводил в нем третий сезон), то начиная с апреля-мая ушел в глухую тень. Что и понятно: по умению сражаться против невыгодных обстоятельств Алези равных нет. Да и репутация топ-пилота, которая у Жана есть, а у Джонни нет и никогда не было, просто так не достается. Нельзя отнести к достоинствам Херберта и тот факт, что он изо всех сил старался отравить Алези жизнь в команде.

Шансы на сезон-99. Переход в "Стюарт" не делает перспективы Херберта более радужными, чем в этом году.

Ярно ТРУЛЛИ

"Прост"

24 года. В гонках два года. Провел 29 "Гран-при", но никаких грандиозных успехов пока не добился. Лучшее место в чемпионатах - 15-е (1997, 1998).

Считается одним и самых перспективных молодых пилотов "Больших призов". Это косвенно подтверждается тем, что менеджментом его карьеры занимается Флавио Бриаторе, а Ален Прост приложил максимум усилий, чтобы продлить контракт с Ярно еще на два года. Да и в сезоне-98 он выглядел явно более мотивированным, чем его опытный напарник Оливье Панис. Не случайно поэтому, что единственное очко, завоеванное командой "Прост-Пежо" в этом чемпионате, принадлежит именно Трулли. Кстати, Прост высоко отзывается о способности итальянца к работе с техникой, что делает перспективы Трулли в "Формуле-1" вообще довольно светлыми.

Шансы на сезон-99. О будущем годе говорить не будем. Скажем о будущем вообще. Как сказал все тот же Герхард Бергер: "Перспективы у Ярно очень хорошие. И станут еще лучше, если ему хватит ума подольше оставаться рядом с Простом". Судя по всему, Трулли того же мнения.

Ян МАГНУССЕН

"Стюарт"

25 лет. В гонках провел три сезона. В "Гран-при" стартовал 25 раз, но не набрал ни одного очка.

После впечатляющего дебюта в "Макларене" в 1996 году (10-е место в Аиде) казалось, что у юного датчанина большое будущее. Однако практика показывает, что выдающиеся результаты в младших "формулах" (Магнуссен побил в британской "Формуле-3" рекорд Сенны, выиграв 16 гонок из 18) отнюдь не гарантируют такого же успеха в "Формуле-1". Сезон-98 стал ярким доказательством этого. В результате Магнуссен лишился места в "Стюарте", что, судя по всему, означает конец карьеры в "Больших призах".

Оливье ПАНИС

"Прост"

32 года. В "Больших призах" пять лет. Провел 75 "Гран-при", одержал одну победу - зато это было Монако, квалификаций не выигрывал. Лучшее место в чемпионатах мира - 8-е (1995).

После прошлогодней аварии в Канаде, когда Панис заработал двойной перелом обеих ног, в психике француза произошел явный надлом. Ничем другим поведение Паниса в гонках объяснить невозможно. Впрочем, спортивный директор команды Чезаре Фьорио откровенно сказал, что если у Оливье хорошая машина, не требующая напряжения сил в работе, то он неудержим. Как только возникают проблемы, сникает и теряет всякий интерес к происходящему. Явно негативное качество в сравнении с Трулли. Это не могло укрыться от внимания Проста, который не горел желанием продлевать контракт с Оливье. Но обстоятельства сложились таким образом, что Панис задержался в команде "синих" еще на год.

Шансы на сезон-99. Сомнительные.

Йос ФЕРСТАППЕН

"Стюарт"

26 лет. В "Ф-1" пять лет. 57 гонок - нулевой результат. Лучшее место в чемпионате мира - 13-е (1994).

Быстр, но ненадежен. И непредсказуем. Замена Магнуссена на Ферстаппена не принесла желаемого результата "Стюарту". Голландец - также, как и датчанин, - не оправдал авансов, выданных ему после впечатляющих результатов в младших "формулах". В жизни часто так бывает: если кому-то многое дано от природы, этот дар остается невостребованным, потому что трудиться не хочется...

Шансы на сезон-99. Никаких. После того как "Стюарт" не пожелал продлевать отношений с Ферстаппеном, создается впечатление, что больше он здесь никому не понадобится.

Тораносуке ТАКАГИ

"Тиррелл"

24 года. Провел первый сезон в "Ф-1" - безрезультатно.

Если бы не запрет на дополнительные антикрылья, последовавший в начале сезона, этот год мог сложиться для дебютанта очень даже неплохо. По крайней мере на старте сезона японец на малознакомой машине и на совершенно незнакомых трассах показывал многообещающие результаты. Но потом по объективным причинам они сошли на нет. Жаль, потому что Такаги, судя по всему, единственный по-настоящему талантливый японский гонщик за последние двадцать или даже тридцать лет.

Шансы на сезон-99. Или мало, или даже никаких. Возможно, в 2000-м вернется в "Формулу-1" вместе с "Хондой".

Синдзи НАКАНО

"Минарди"

27 лет. В гонках два года. Провел 27 "Гран-при". Ничего не достиг. Лучшее место в чемпионате мира - 18-е (1997).

Вряд ли японец задержится в "Ф-1" еще на год, ведь его совсем неопытный партнер по команде Эстебан Туэро выглядел намного симпатичнее. Да и попал-то Накано в "Ф-1" по протекции: год назад он был бой-френдом любимой дочери босса "Мюген/Хонды". Сейчас столь мощной протекции у него больше нет.

Эстебан ТУЭРО

"Минарди"

20 лет. Закончил первый сезон в "Формуле-1". Провел 16 "Гран-при".

Стал самым молодым за много-много лет дебютантом "Больших призов". Пользуется поддержкой президента Аргентины Карлоса Менема - также, как когда-то пользовался протекцией президента Хуана Доминго Перона Хуан Мануэль Фанхио. До великого предшественника ему пока, как до неба, однако талант явно присутствует. Слухи, ходившие накануне "Гран-при Японии", о том, что Джанкарло Минарди не намерен продлевать контракт с юным аргентинцем, не подтвердились.

Риккардо РОССЕТ

"Тиррелл"

30 лет. Три года в "Формуле-1". Провел 27 "Гран-при" - без результата.

В сезоне-98 был заметен главным образом тем, что на каждой гонке сражался за право пройти квалификацию. Поэтому его можно назвать единственным пилотом из глубины стартового поля, кто соперничал с Хаккиненом, Шумахером и Култхардом. Впрочем, довольно часто - безрезультатно. В середине чемпионата выдержал титаническую битву с менеджером "Тиррелла" Крейгом Поллоком за право остаться в команде. Однако что будет с ним в сезоне-99, не ясно. Возможно, деньги концерна Lycra и солидные финансовые вливания из семейного бизнеса еще раз откроют для Россета калитку в мир "Больших призов".

Ольга ЛИНДЕ